Акмолинская область
Аршалынский район
станция Сары-Оба
ГУ «Сары-Обинская средняя школа»
учитель русского языка и литературы
Жудро Татьяна Кирилловна
Тема: Стихотворения русских поэтов ХХ века о войне
Цель: знакомство с лирическими произведениями русских поэтов 20 века о войне
Задачи: совершенствовать навыки работы с художественным текстом, навыки анализа стихотворного текста; развивать речь, мышление, навыки беглого, выразительного чтения; воспитание интереса к истории, литературе, чувства патриотизма.
Тип урока: урок-композиция
Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные задания, беседа, слово учителя, предварительная исследовательская работа
Оборудование: слайдовая презентация; фотографии, изображающие сцены войны; портреты А. Молдагуловой, М. Маметовой
Ход урока
I. Мотивация
(слайд № 1 звучит «Священная война», слова учителя на фоне музыки)
-Слова этой песни были опубликованы в газете «Известия» через 2 дня после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. И сегодня мы с вами в очередной раз откроем именно эту страницу истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного и послевоенного времени. Наш урок мы посвящаем юбилейной дате 2015 года- 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.
II. Целевая установка
(слайд №2,3 эпиграф слайд №4)
III. Работа над темой
1.Ассоциации
-Какие ассоциации у вас вызывает слово «война»?
2. Поэты – участники Вов (рассказ учителя)
Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал её в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был военным корреспондентом, кто-то все делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь. Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имён тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя : Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.
В годы войны на фронтах находились и около 90 казахстанских писателей. Вот лишь несколько имен: Б. Момыш-улы (участник боев под Москвой), Ж.Саин (партизан), Д.Молдагалиев (артиллерист) и другие. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражения. Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует и читателей, и их товарищей, поэтов-фронтовиков, оставшихся в живых. С болью в сердце писали они стихи о войне и погибших друзьях. Каждое стихотворение – это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.
3. История первая (слайд №5) А.А.Ахматова «Мужество»
а) рассказ о жизни А.Ахматовой в военное время (рассказ уч-ка);
б) чтение стихотворения (подготовленный уч-к);
в) вопросы для обсуждения:
- Что такое мужество? (словарь)
- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?
- Прочитайте первую строчку. Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини правосудия Фемиды. Весы – это древний символ меры и справедливости.
- Что же лежит на весах правосудия?
- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове?
- Какой звук повторяется в стр. 5,6,7? (р) Как называется этот приём? (аллитерация)
- Что она хотела этим показать? (твёрдость характера, стойкость русского духа)
- Какая правда о войне изображена в этом стихотворении?
4.История вторая (слайд №6) С.П. Гудзенко «Перед атакой»
а) С.П. Гудзенко в военные годы (рассказ уч-ка);
б) чтение стихотворения (подготовленный ученик);
в) вопросы для обсуждения:
-От какого лица ведётся повествование в стихотворении?
-Какие чувство охватывает героя?
-С чем он себя сравнивает?
-Как Гудзенко относится к войне? Найдите эти строчки в тексте.
-На сколько частей можно разделить стихотворение? (3: перед боем, бой, после боя)
Перечислите факты из армейской жизни, запечатлённые в стихотворении.
-Каким стихотворным размером написано стихотворение?
-Какая правда о войне показана в этом произведении?
Учитель: Юноши, ушедшие на фронт, стремились по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в любой момент.
5.История третья (слайд №7) Ю. Друнина «Качается рожь несжатая»
а) Ю. Друнина в годы войны (рассказ уч-ка);
б) чтение стихотворения (подготовленный ученик);
в) вопросы для обсуждения:
-О чём это стихотворение?
-Как вы понимаете смысл слов «то юность моя в огне»?
-Прочитав это стихотворение, кого из девушек-казашек фронтовиков вы вспомнили?
-Что вам о них известно?
-Какая правда войны отражена в этом произведении?
6.История четвёрта (слайд № 8) К. Симонов «Жди меня»
а) К. Симонов в годы войны (рассказ уч-ка);
б) творческая история стихотворения (рассказ учителя):
Из воспоминаний дочери Марии:
-Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военный корреспондент был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Л.Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и как-то один из друзей сказал, что «Жди меня» - это его главное лекарство от тоски по жене. Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре 1941 года «Жди меня» опубликовала газета»Правда».
в) слушание аудиозаписи в исполнении автора;
г) вопросы для обсуждения:
-Какой поэтический приём использует автор?
-Сколько раз употреблено слово «жди»? (11)
-Можно ли это стихотворение считать стихотворением-заклинанием?
-С какой интонацией его следует читать?
-Что помогало бойцам выжить?
7. История пятая (слайд № 9) В. Высоцкий «Песня о Земле»
а) рассказ о Высоцком (уч-к);
б) слово учителя:
- «Песня о Земле» Высоцкого написана в 1969 году для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчёркивается жизнеутверждающая сила родной земли, и речь в песне прежде всего идёт о судьбе родины, измученной войной. Он спорит с теми , кто не верит в её будущее и думает, «что земля замолчала навеки». Автором подчёркивается целительная сила времени.
в) слушание записи песни в исполнении автора;
г) вопросы для обсуждения:
- Найдите вопросительные предложения в тексте.
-Отвечает ли автор на них сам? Такие вопросы называются риторическими. Они используются в произведениях художественной литературы как художественно-изобразительное средство.
-Найдите олицетворения.
-Что олицетворяет собой Земля? (живое существо)
- Оптимистично ли стихотворение?
Учитель: Обобщённый образ страдания земли проецируется на судьбу каждого её жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть для того, чтобы жизнь пошла обычным чередом.
IV. Рефлексия
-Какое историческое событие отражено в произведениях, изученных на уроке?
-Произведения каких поэтов прозвучали?
-Какое отношение они имеют к войне?
-Что общего во всех произведениях? (изображена правда)
V. Заключительное слово учителя (слайд №10)
-Я хочу сказать словами поэта Евгения Винокурова: «Поэзия Великой Отечественной войны- это хор, в котором звучат голоса разных и в чём-то близких друг другу поэтов».
И пусть этот хор напоминает нам о таком страшном событии в истории, как война, и пусть в наших сердцах вечно живёт память о героях, давших нам возможность жить под мирным небом.
VI. Подведение итогов. Домашнее задание: подобрать стихотворения о Вов для оформления альбома.