kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Стихотворения русских поэтов 20 века о войне" презентация и урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с лирическими произведениями русских поэтов 20 века о войне

Задачи: совершенствовать навыки работы с художественным текстом, навыки анализа стихотворного текста; развивать речь, мышление, навыки беглого, выразительного чтения; воспитание интереса к истории, литературе, чувства патриотизма.

Тип урока: урок-композиция

Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные задания, беседа, слово учителя, предварительная  исследовательская работа

Оборудование: слайдовая презентация; фотографии, изображающие сцены войны; портреты А. Молдагуловой, М. Маметовой

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок на тему стихотворения русских поэтов»

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Тема: Стихотворения русских поэтов ХХ века о войне

Цель: знакомство с лирическими произведениями русских поэтов 20 века о войне

Задачи: совершенствовать навыки работы с художественным текстом, навыки анализа стихотворного текста; развивать речь, мышление, навыки беглого, выразительного чтения; воспитание интереса к истории, литературе, чувства патриотизма.

Тип урока: урок-композиция

Методы и приемы: работа в группах, индивидуальные задания, беседа, слово учителя, предварительная исследовательская работа

Оборудование: слайдовая презентация; фотографии, изображающие сцены войны; портреты А. Молдагуловой, М. Маметовой

Ход урока

I. Мотивация

(слайд № 1 звучит «Священная война», слова учителя на фоне музыки)

-Слова этой песни были опубликованы в газете «Известия» через 2 дня после начала Великой Отечественной войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны. И сегодня мы с вами в очередной раз откроем именно эту страницу истории и попытаемся увидеть войну глазами поэтов, испытавших на себе все тяготы военного и послевоенного времени. Наш урок мы посвящаем юбилейной дате 2015 года- 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

II. Целевая установка

(слайд №2,3 эпиграф слайд №4)

III. Работа над темой

1.Ассоциации

-Какие ассоциации у вас вызывает слово «война»?

2. Поэты – участники Вов (рассказ учителя)

Поэт и солдат. Это звучит драматично. Большая армия поэтов объединила тех, кто не только творил историю, но и запечатлевал её в своих произведениях. Кто-то воевал с оружием в руках на фронте, кто-то был военным корреспондентом, кто-то все делал для победы в тылу. Известно, что в годы военных испытаний 1215 поэтов и писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свою жизнь. Многие из них были совсем юными, начинающими поэтами. Вот только несколько имён тех, кто не вернулся с войны, погиб на поле боя : Всеволод Багрицкий (19 лет), Павел Коган (23 года), Михаил Кульчицкий (23 года), Николай Майоров (23 года), Георгий Суворов (24 года) и многие другие.

В годы войны на фронтах находились и около 90 казахстанских писателей. Вот лишь несколько имен: Б. Момыш-улы (участник боев под Москвой), Ж.Саин (партизан), Д.Молдагалиев (артиллерист) и другие. Все они награждены орденами и медалями. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены 14 литераторов, 26 поэтов и писателей нашей республики пали на полях сражения. Судьба поэтов, погибших на войне, всегда волновала и волнует и читателей, и их товарищей, поэтов-фронтовиков, оставшихся в живых. С болью в сердце писали они стихи о войне и погибших друзьях. Каждое стихотворение – это история человеческой жизни, вместившая в себя безграничную любовь к Родине и огромное мужество.

3. История первая (слайд №5) А.А.Ахматова «Мужество»

а) рассказ о жизни А.Ахматовой в военное время (рассказ уч-ка);

б) чтение стихотворения (подготовленный уч-к);

в) вопросы для обсуждения:

- Что такое мужество? (словарь)

- К чему призывает поэтесса своих соотечественников?

- Прочитайте первую строчку. Ахматова имеет в виду весы древнегреческой богини правосудия Фемиды. Весы – это древний символ меры и справедливости.

- Что же лежит на весах правосудия?

- Какие эпитеты использует поэтесса, говоря о русском слове?

- Какой звук повторяется в стр. 5,6,7? (р) Как называется этот приём? (аллитерация)

- Что она хотела этим показать? (твёрдость характера, стойкость русского духа)

- Какая правда о войне изображена в этом стихотворении?

4.История вторая (слайд №6) С.П. Гудзенко «Перед атакой»

а) С.П. Гудзенко в военные годы (рассказ уч-ка);

б) чтение стихотворения (подготовленный ученик);

в) вопросы для обсуждения:

-От какого лица ведётся повествование в стихотворении?

-Какие чувство охватывает героя?

-С чем он себя сравнивает?

-Как Гудзенко относится к войне? Найдите эти строчки в тексте.

-На сколько частей можно разделить стихотворение? (3: перед боем, бой, после боя)

Перечислите факты из армейской жизни, запечатлённые в стихотворении.

-Каким стихотворным размером написано стихотворение?

-Какая правда о войне показана в этом произведении?

Учитель: Юноши, ушедшие на фронт, стремились по-мужски смотреть в глаза смерти и вместе с тем остро чувствовали, что их жизнь может оборваться в любой момент.

5.История третья (слайд №7) Ю. Друнина «Качается рожь несжатая»

а) Ю. Друнина в годы войны (рассказ уч-ка);

б) чтение стихотворения (подготовленный ученик);

в) вопросы для обсуждения:

-О чём это стихотворение?

-Как вы понимаете смысл слов «то юность моя в огне»?

-Прочитав это стихотворение, кого из девушек-казашек фронтовиков вы вспомнили?

-Что вам о них известно?

-Какая правда войны отражена в этом произведении?

6.История четвёрта (слайд № 8) К. Симонов «Жди меня»

а) К. Симонов в годы войны (рассказ уч-ка);

б) творческая история стихотворения (рассказ учителя):

Из воспоминаний дочери Марии:

-Оно было написано в начале войны. В июне-июле отец как военный корреспондент был на Западном фронте, чуть не погиб под Могилёвом, а в конце июля ненадолго оказался в Москве. И, оставшись ночевать на даче у Л.Кассиля в Переделкине, вдруг в один присест написал «Жди меня». Печатать не собирался, считал его слишком личным и читал только самым близким. Но его переписывали от руки, и как-то один из друзей сказал, что «Жди меня» - это его главное лекарство от тоски по жене. Симонов сдался и решил отдать его в печать. В декабре 1941 года «Жди меня» опубликовала газета»Правда».

в) слушание аудиозаписи в исполнении автора;

г) вопросы для обсуждения:

-Какой поэтический приём использует автор?

-Сколько раз употреблено слово «жди»? (11)

-Можно ли это стихотворение считать стихотворением-заклинанием?

-С какой интонацией его следует читать?

-Что помогало бойцам выжить?

7. История пятая (слайд № 9) В. Высоцкий «Песня о Земле»

а) рассказ о Высоцком (уч-к);

б) слово учителя:

- «Песня о Земле» Высоцкого написана в 1969 году для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчёркивается жизнеутверждающая сила родной земли, и речь в песне прежде всего идёт о судьбе родины, измученной войной. Он спорит с теми , кто не верит в её будущее и думает, «что земля замолчала навеки». Автором подчёркивается целительная сила времени.

в) слушание записи песни в исполнении автора;

г) вопросы для обсуждения:

- Найдите вопросительные предложения в тексте.

-Отвечает ли автор на них сам? Такие вопросы называются риторическими. Они используются в произведениях художественной литературы как художественно-изобразительное средство.

-Найдите олицетворения.

-Что олицетворяет собой Земля? (живое существо)

- Оптимистично ли стихотворение?

Учитель: Обобщённый образ страдания земли проецируется на судьбу каждого её жителя, познавшего боль, смерть и духовное опустошение, отчаяние, которое непременно нужно преодолеть для того, чтобы жизнь пошла обычным чередом.

IV. Рефлексия

-Какое историческое событие отражено в произведениях, изученных на уроке?

-Произведения каких поэтов прозвучали?

-Какое отношение они имеют к войне?

-Что общего во всех произведениях? (изображена правда)

V. Заключительное слово учителя (слайд №10)

-Я хочу сказать словами поэта Евгения Винокурова: «Поэзия Великой Отечественной войны- это хор, в котором звучат голоса разных и в чём-то близких друг другу поэтов».

И пусть этот хор напоминает нам о таком страшном событии в истории, как война, и пусть в наших сердцах вечно живёт память о героях, давших нам возможность жить под мирным небом.

VI. Подведение итогов. Домашнее задание: подобрать стихотворения о Вов для оформления альбома.





Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку стихотворения о войне»

Акмолинская область Аршалынский район станция Сары-Оба ГУ «Сары-Обинская средняя школа» учитель русского языка и литературы Жудро Татьяна Кирилловна

Акмолинская область

Аршалынский район

станция Сары-Оба

ГУ «Сары-Обинская средняя школа»

учитель русского языка и литературы

Жудро Татьяна Кирилловна

Тема: «Стихотворения русских поэтов xx века о войне»

Тема: «Стихотворения русских поэтов xx века о войне»

Прошла война, прошла страда,  Но боль взывает к людям:  «Давайте, люди, никогда  Об этом не забудем!»  А.Т. Твардовский

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

«Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!»

А.Т. Твардовский

Б.Момышулы Ж.Саин Ж.Молдагилиев

Б.Момышулы

Ж.Саин

Ж.Молдагилиев

А.А. Ахматова (1889 -1966) А.А. Ахматова (1889 -1966)

А.А. Ахматова (1889 -1966)

А.А. Ахматова (1889 -1966)

С.П. Гудзенко (1922-1953)

С.П. Гудзенко (1922-1953)

Ю. Друнина (1925- 1991)

Ю. Друнина (1925- 1991)

Алия Маншук

Алия Маншук

К. Симонов (1915-1979)

К. Симонов (1915-1979)

В. Высоцкий (1938-1980)

В. Высоцкий (1938-1980)

Поэзия Великой Отечественной войны- это хор, в котором звучат голоса разных и всё же в чём-то близких друг другу поэтов.  Е. Винокуров

Поэзия Великой Отечественной войны- это хор, в котором звучат голоса разных и всё же в чём-то близких друг другу поэтов. Е. Винокуров


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Стихотворения русских поэтов 20 века о войне" презентация и урок

Автор: Жудро Татьяна Кирилловна

Дата: 08.02.2016

Номер свидетельства: 290209

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Урок-презентация в 11 классе «Двусмысленная слава Игоря-Северянина» "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-priezientatsiia-v-11-klassie-dvusmysliennaia-slava-ighoria-sievierianina"
    ["file_id"] => string(6) "116976"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412675921"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока по теме:"Поэты и музыканты XX века о Великой Отечественной войне" "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-tiemie-poety-i-muzykanty-xx-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "207856"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430665869"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Презентация к уроку литературы "Их судьбы рифмовались с войной" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-litieratury-ikh-sud-by-rifmovalis-s-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "202275"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1429202974"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Интегрированный урок истории и литературы в 7 классе "Пётр Первый: реформатор или антихрист?""
    ["seo_title"] => string(85) "intieghrirovannyiurokistoriiilitieraturyv7klassiepiotrpiervyirieformatoriliantikhrist"
    ["file_id"] => string(6) "303372"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457514861"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства