kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы "Их судьбы рифмовались с войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Их судьбы рифмовались с войной.

Цель урока:

- познакомить учащихся с писателями-фронтовиками;

- воспитание чувства патриотизма и уважения к подвигу героев Великой Отечественной войны;

- создание условий для развития выразительного  литературного чтения и самостоятельной работы.

ХОД УРОКА:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Бурное военное лихолетье, прокатившееся по нашей земле, не оставило никого равнодушным. Многие писатели отправлялись на фронт добровольцами. Многие оставались в тылу и помогали «ковать победу».

Сегодня мы перелистаем несколько страниц нашего журнала

  и вспомним имена поэтов, которые не только поддерживали бойцов словом, но и сами встали в их ряды.

О, книга! Друг заветный!
Ты в вещь-мешке бойца
Прошла весь путь победный
До самого конца.
Твоя большая правда
Вела нас за собой.
Читатель твой и автор
Ходили вместе в бой.

ДРУНИНА Юлия Владимировна

(1925 - 1991)

Родилась 10 мая в Москве в семье учителя. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал отец. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором. В 11 лет начала писать стихи. 

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны в Москву. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад, на фронт. 

Воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает     документ.негоден к несению военной службы. 

Ю. Друнина трагически ушла их жизни 21 сентября 1991 в Москве. 

Я ушла из детства в грязную теплушку, 
В эшелон пехоты, в санитарный взвод. 
Дальние разрывы слушал и не слушал 
Ко всему привыкший сорок первый год.
 

БЕРГГОЛЬЦ Ольга Федоровна

1910 – 1975

Родилась 3 мая (16 н. с.) в Петербурге в семье врача. Окончив в 1930 филологический факультет Ленинградского университета, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом. Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода "Электросила". В 1933 - 35 выходит несколько книг. В это время начинается поэтическая известность Берггольц.

В годы Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. В это время создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: "Февральский дневник" (1942), "Ленинградскую поэму".

После войны выходит книга "Говорит Ленинград" о работе на радио во время войны. Написала пьесу "Они жили в Ленинграде", поставленную в театре А. Таирова. В 1952 - цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию "Верность" (1954). Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга "Дневные звезды" (1959), позволяющая понять и почувствовать "биографию века", судьбу поколения. Умерла О. Берггольц в Ленинграде в 1975.

Я говорю за всех, кто здесь погиб.
В моих стихах глухие их шаги,
их вечное и жаркое дыханье.
Я говорю за всех, кто здесь живет,
кто проходил огонь, и смерть, и лед,
я говорю, как плоть твоя, народ,
по праву разделенного страданья.

 

СИМОНОВ Константин Михайлович

(1915 - 1979)

    Родился Константин 28 ноября 1915 года в Петрограде. Но первые годы своей биографии Симонов прожил в Саратове, Рязани. Родителями был назван Кириллом, но затем изменил свое имя. После окончания семи лет школы обучался специальности токаря. Затем же в биографии Константина Симонова в 1931 году произошел переезд в Москву, после чего он работал на заводе до 1935. Примерно в то же время были написаны первые стихотворения Симонова, а напечатали его произведения впервые в 1936 году. После получения высшего образования в Литературном институте имени Горького и окончания аспирантуры, оправился в Монголию.

Обучается на курсах военных корреспондентов, затем пишет для газет («Боевое знамя», «Красная звезда»). За всю биографию Константина Михайловича Симонова было получено несколько званий, самым высоким из которых стало звание полковника, полученное после окончания войны.

Одними из известных военных произведений Симонова стали: «Жди меня», «Война», «Русские люди».

Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее, накануне победы,
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной.

ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович

1910 – 1971

Родился Александр 21 июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Удивительно, что в биографии Александра Твардовского первое стихотворение было написано столь рано, что мальчик не мог его даже записать, ведь был не обучен грамоте. Любовь к литературе появилась в детстве: отец Александра любил читать произведения известных писателей.

Уже в 14 лет в биографии Твардовского было написано несколько поэм и стихотворений на злободневные темы.

 Самым известным произведением в биографии Александра Трифоновича Твардовского стала поэма «Василий Теркин».

Поэма «Василий Тёркин» — одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющее подвиг безымянного советского солдата. Поэма издавалась большими тиражами, переводилась на многие языки, вошла в школьную программу СССР и России и была хорошо известна любому школьнику.

   Повесть памятной годины,

Эту книгу про бойца,

Я и начал с середины

И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной

Посвятить любимый труд

Павшим памяти священной,

Всем друзьям поры военной,

Всем сердцам, чей дорог суд.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы "Их судьбы рифмовались с войной" »

О, книга! Друг заветный!  Ты в вещь-мешке бойца  Прошла весь путь победный  До самого конца.  Твоя большая правда  Вела нас за собой.  Читатель твой и автор  Ходили вместе в бой.

О, книга! Друг заветный! Ты в вещь-мешке бойца Прошла весь путь победный До самого конца. Твоя большая правда Вела нас за собой. Читатель твой и автор Ходили вместе в бой.

Друнина  Юлия  Владимировна (1925 - 1991)

Друнина

Юлия

Владимировна

(1925 - 1991)

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны в Москву. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад, на фронт.   Воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ ...негоден к несению военной службы.  

Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов. Всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны в Москву. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, едет на Запад, на фронт.  

Воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ ...негоден к несению военной службы.  

На носилках, около сарая, На краю отбитого села, Санитарка шепчет, умирая: - Я еще, ребята, не жила...  И бойцы вокруг нее толпятся И не могут ей в глаза смотреть: Восемнадцать - это восемнадцать, Но ко всем неумолима смерть...  Через много лет в глазах любимой, Что в его глаза устремлены, Отблеск зарев, колыханье дыма Вдруг увидит ветеран войны.  Вздрогнет он и отойдет к окошку, Закурить пытаясь на ходу. Подожди его, жена, немножко - В сорок первом он сейчас году.  Там, где возле черного сарая, На краю отбитого села, Девочка лепечет, умирая: - Я еще, ребята, не жила...

На носилках, около сарая,

На краю отбитого села,

Санитарка шепчет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

И бойцы вокруг нее толпятся

И не могут ей в глаза смотреть:

Восемнадцать - это восемнадцать,

Но ко всем неумолима смерть...

Через много лет в глазах любимой,

Что в его глаза устремлены,

Отблеск зарев, колыханье дыма

Вдруг увидит ветеран войны.

Вздрогнет он и отойдет к окошку,

Закурить пытаясь на ходу.

Подожди его, жена, немножко -

В сорок первом он сейчас году.

Там, где возле черного сарая,

На краю отбитого села,

Девочка лепечет, умирая:

- Я еще, ребята, не жила...

Нет, это не заслуга, а удача Стать девушке солдатом на войне. Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне! С восторгом нас, девчонок, не встречали: Нас гнал домой охрипший военком. Так было в сорок первом. А медали И прочие регалии потом... Смотрю назад, в продымленные дали: Нет, не заслугой в тот зловещий год, А высшей честью школьницы считали Возможность умереть за свой народ.

Нет, это не заслуга, а удача

Стать девушке солдатом на войне.

Когда б сложилась жизнь моя иначе,

Как в День Победы стыдно было б мне!

С восторгом нас, девчонок, не встречали:

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом. А медали

И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ.

Берггольц Ольга Федоровна 1910 – 1975

Берггольц

Ольга Федоровна

1910 – 1975

В годы Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. В это время создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда:

В годы Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к героическому городу. В это время создала свои лучшие поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: "Февральский дневник" (1942), "Ленинградскую поэму".

После войны выходит книга "Говорит Ленинград" о работе на радио во время войны. Написала пьесу "Они жили в Ленинграде", поставленную в театре А. Таирова. В 1952 - цикл стихов о Сталинграде. После командировки в освобожденный Севастополь создала трагедию "Верность" (1954).

Из блокнота сорок первого года  В бомбоубежище,  в подвале, нагие лампочки горят... Быть может, нас сейчас завалит, Кругом о бомбах говорят... ...Я никогда с такою силой, как в эту осень, не жила. Я никогда такой красивой,  такой влюбленной не была.

Из блокнота сорок первого года

В бомбоубежище,

в подвале, нагие лампочки горят...

Быть может, нас сейчас завалит,

Кругом о бомбах говорят...

...Я никогда с такою силой, как в эту осень, не жила.

Я никогда такой красивой,

такой влюбленной не была.

Чтобы к жизни, вставшей за словами, к правде, влитой в каждую строку, совестью припасть бы, как устами в раскаленный полдень - к роднику.  Кто не написал его? Не выслал? Счастье ли? Победа ли? Беда? Или друг, который не отыскан и не узнан мною навсегда?  Или где-нибудь доныне бродит то письмо, желанное, как свет? Ищет адрес мой и не находит и, томясь, тоскует: где ж ответ?  Или близок день, и непременно в час большой душевной тишины я приму неслыханной, нетленной весть, идущую еще с войны...  О, найди меня, гори со мною, ты, давно обещанная мне всем, что было,- даже той смешною ласточкой, в осаде, на войне... Сквозь года, и радость, и невзгоды вечно будет мне сиять одна - та весна сорок второго года, в осажденном городе весна.  Маленькую ласточку из жести я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, это означало:

Чтобы к жизни, вставшей за словами,

к правде, влитой в каждую строку,

совестью припасть бы, как устами

в раскаленный полдень - к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?

Счастье ли? Победа ли? Беда?

Или друг, который не отыскан

и не узнан мною навсегда?

Или где-нибудь доныне бродит

то письмо, желанное, как свет?

Ищет адрес мой и не находит

и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно

в час большой душевной тишины

я приму неслыханной, нетленной

весть, идущую еще с войны...

О, найди меня, гори со мною,

ты, давно обещанная мне

всем, что было,- даже той смешною

ласточкой, в осаде, на войне...

Сквозь года, и радость, и невзгоды

вечно будет мне сиять одна -

та весна сорок второго года,

в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести

я носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: "Жду письма".

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

...Сколько писем с той поры мне было.

Отчего же кажется самой,

что доныне я не получила

самое желанное письмо?!

Симонов Константин Михайлович (1915 - 1979)

Симонов

Константин Михайлович

(1915 - 1979)

Обучается на курсах военных корреспондентов, затем пишет для газет («Боевое знамя», «Красная звезда»).  За всю биографию Константина Михайловича Симонова было получено несколько званий,  самым  высоким из которых стало звание полковника, полученное после окончания войны. Одними из известных военных произведений Симонова стали «Жди меня», «Война», «Русские люди».

Обучается на курсах военных корреспондентов,

затем пишет для газет («Боевое знамя», «Красная звезда»).

За всю биографию Константина Михайловича Симонова было получено несколько званий,

самым

высоким из которых стало звание полковника,

полученное после окончания войны.

Одними из известных военных произведений

Симонова стали «Жди меня», «Война», «Русские люди».

ТВАРДОВСКИЙ  Александр Трифонович 1910 – 1971

ТВАРДОВСКИЙ

Александр Трифонович

1910 – 1971


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку литературы "Их судьбы рифмовались с войной"

Автор: Яковенко Светлана Николаевна

Дата: 16.04.2015

Номер свидетельства: 202275


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства