kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" на тему: "Сравнительная характеристика героев произведения"

Просмотр содержимого документа
«Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»»

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой Татьяны Владимировны

Урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Разработка учителя русского языка и литературы Жаровой Татьяны Владимировны

.  «Жилин и Костылин: разные судьбы»   Цели урока: Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев; развивать навыки сопоставительной характеристики героев; продолжить работу над развитием речи учащихся; воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

. «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;
  • развивать навыки сопоставительной характеристики героев;
  • продолжить работу над развитием речи учащихся;
  • воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

О каких военных событиях идет речь в рассказе?

О каких военных событиях идет речь в рассказе?

Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи

Кавказ. Рисунки М. Лермонтова , А.Куинджи

Кавказские горы. Ущелье. Фото

Кавказские горы. Ущелье. Фото

Работа по вопросам Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?

Работа по вопросам

Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица?

Что общего у наших героев?  Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.

Что общего у наших героев?

Найдите и зачитайте портретные характеристики героев.

Знакомство Жилина с Костылиным  1)Как познакомились Жилин и Костылин?      2)Найдите в тексте описание внешности героев. 3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?

Знакомство Жилина с Костылиным

1)Как познакомились

Жилин и Костылин?

2)Найдите в тексте описание внешности героев.

3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?

Вывод   Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Вывод

  Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа.

Есть ли в тексте монолог героев? Жилин: « Матушка, вынеси, не зацепись ногой…» Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства. Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».   

Есть ли в тексте монолог героев?

  • Жилин: « Матушка, вынеси, не зацепись ногой…»
  • Жилин разговаривает с лошадью, называет её «матушкой», «сердечной». Он любит лошадь, жалеет, видя её страдания. Жилин не стремится представить себя героем, он не любит красивых слов, он наблюдателен, умен, точно и лаконично передаёт свои мысли и чувства.
  • Костылин не способен любить и понимать кого-либо, кроме себя самого. Поэтому у него нет внутреннего монолога, автор с иронией говорит о нём «закатился, что есть духу, ожаривает лошадь».

 

Вывод  Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Вывод

Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание.

Как вели себя Жилин и Костылин  во время нападения татар?

Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Сцена выкупа.  Как ведут себя Жилин и Костылин? Жилин торгуется с татарами пишет неправильный адрес Костылин соглашается сразу писать письмо не торгуется, просит выслать 5000рублей

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Жилин

  • торгуется с татарами
  • пишет неправильный адрес

Костылин

  • соглашается сразу писать письмо
  • не торгуется, просит выслать 5000рублей

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

Сравнительная характеристика героев во время побега. Жилин Костылин Подготовка побега Знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии  Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость.

Сравнительная характеристика героев во время побега.

Жилин

Костылин

Подготовка побега

Знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Костылин заботится только о себе, о своём благополучии, не знает что такое долг, верность в дружбе. Он безволен, безответственен, способен на подлость.

Первый побег   Костылин  Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.  Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) Жилин   Знает дорогу, ведет за собой товарища.   Помогает Костылину

Первый побег

Костылин

  • Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше.

  • Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли)

Жилин

  • Знает дорогу, ведет за собой товарища.
  • Помогает Костылину

  • «Бросать товарища не годится»
Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина   Жилин  постоянно думает о вольном житье  уговаривает Дину помочь ему  шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил  не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам Костылин отказывается от побега  не может превозмочь свою боль Прекращает бороться:  «Уже мне, видно, отсюда не выйти»

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина

Жилин

  • постоянно думает о вольном житье
  • уговаривает Дину помочь ему
  • шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил
  • не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

  • отказывается от побега

  • не может превозмочь свою боль
  • Прекращает бороться:

«Уже мне, видно, отсюда не выйти»

Почему же все-таки побег не удался?

Почему же все-таки побег не удался?

  • Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.
  • В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.
Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»   Жилин Место службы Костылин Кавказ Военное звание Кавказ Офицер Статус Внешность Дворянин из обедневшего рода Офицер Дворянин. При деньгах, изнежен. Небольшого роста, но удалой. Отношения читателя к персонажу Плотного телосложения, сильно потеет. Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество. Способность любить Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на подлость. Любит животных, в частности свою лошадь, называя её ласкательными словами. Проявляет жалость, замечая страдания бедного животного. Не способен на любовь к кому-то кроме себя.

Сравнительная характеристика «Жилин и Костылин»

Жилин

Место службы

Костылин

Кавказ

Военное звание

Кавказ

Офицер

Статус

Внешность

Дворянин из обедневшего рода

Офицер

Дворянин. При деньгах, изнежен.

Небольшого роста, но удалой.

Отношения читателя к персонажу

Плотного телосложения, сильно потеет.

Внешне не отличим от обычного человека, чувствуется сила его духа и мужество.

Способность любить

Возникновение призрения и неприязни из-за его внешности. Его ничтожность и жалкость свидетельствуют о его слабости и готовности пойти на подлость.

Любит животных, в частности свою лошадь, называя её ласкательными словами. Проявляет жалость, замечая страдания бедного животного.

Не способен на любовь к кому-то кроме себя.

Жилин

Личные качества

Костылин

Не жаждет выставить себя героем. Смелый, мужественный, решительный, наблюдательный, предусмотрительный, осторожный и умный. Лаконичен и точен в передаче своих чувств и мыслей.

Поступки

Нерешительный, слабый духом и телом.

Только убедившись, что Костылин зарядил ружье, решился подняться на гору.

Днём делал куклы для Дины, ночью рыл подкоп.

Надеется только на свои силы, активно ищет способы выбраться из плена. Отправляет письмо по другому адресу, чтобы не беспокоить бедную мать. Не подчиняется обстоятельствам – стремится к освобождению

Цель – что было сделано

Подло убежал, испугавшись за свою жизнь, как только увидел татар.

Эгоистично полагается на других, при этом сам не делает ничего, чтобы спастись. Уверен, что родственники выкупят его.

Определить дорогу – поднялся на гору.

Освободится из плена – выкопал подкоп.

Старается всё предусмотреть.

Поведение в плену

Не имеет целей, поэтому ни к чему не стремится, не сопротивляясь, следует обстоятельствам.

Борется за жизнь и сохраняет человеческое достоинство.

Не может справиться с трудностями, а его личность деградирует.

«Говорящие» фамилия героев  От каких слов образованы фамилии героев?

«Говорящие» фамилия героев

От каких слов образованы фамилии героев?

  • Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий;
  • Костыль - палка для хромых, безногих.
  • Часто говорили про стоящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила».
  • Или «подкостыливает» - плетется помаленьку .
Почему так по-разному сложились судьбы героев? Разница в характерах в сцене нападения татар «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин  в сцене выкупа Активная жизнь Жилина и пассивная  Костылина в плену

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

  • Разница в характерах в сцене нападения татар
  • «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин

в сцене выкупа

  • Активная жизнь Жилина и пассивная

Костылина в плену

  • Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега
  • Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя
  • Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу
Татарская девочка Дина

Татарская девочка Дина

  • Что заставляет Дину помогать Жилину?
  • Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев?
  • В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)
Учебные вопросы  Можно ли назвать Дину смелой, решительной?  Найдите описание Дины. Как относится к Дине Жилин?              Проведите исследование:    Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?

Учебные вопросы

Можно ли назвать Дину смелой, решительной?

Найдите описание Дины.

  • Как относится к Дине Жилин?

Проведите исследование:

Как менялось отношение Дины к Жилину? И от чего это зависело?

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».

Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все

поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил.

Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху — шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил — шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел.

Поглядел вверх,— звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» — а сама руками у лица все машет,— что «тише, мол».

Учебные вопросы:

Учебные вопросы:

  • Расскажите о горцах.
  • Как показана жизнь аула?
  • Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
  • Проведите исследование: В чём заключаются особенности традиций и обычаи горцев?
« На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью».  Н.Рубцов

« На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов

Домашняя работа  Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».

Домашняя работа

Напишите сочинение на тему: «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина».

Библиография

Библиография

  • Текст «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого
  • «Литература. 5 класс». Поурочные планы к учебнику КоровинойВ.Я.
  • http://900igr.net/kartinki/literatura/Kavkazskij-plennik/Kavkazskij-plennik-Tolstogo.html
  • http://gana4vas.moy.su/publ/l_tolstoj_quot_kavkazskij_plennik_quot/6-1-0-63
  • http://www.uroki.net/docrus/docrus106.htm


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Автор: Жарова Татьяна Владимировна

Дата: 18.06.2019

Номер свидетельства: 515227

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тема патриотизма и нравственности в повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». "
    ["seo_title"] => string(80) "tiema-patriotizma-i-nravstviennosti-v-poviesti-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik"
    ["file_id"] => string(6) "212284"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431797154"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Презентация и конспект  урока литературы 5 класс. Л.Н. Толстой "Кавказский пленник". Сравнительная характеристика героев рассказа. "
    ["seo_title"] => string(137) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-litieratury-5-klass-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-sravnitiel-naia-kharaktieristika-ghieroiev-rasskaza"
    ["file_id"] => string(6) "181228"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425312982"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Разработка урока по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-po-rasskazu-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik"
    ["file_id"] => string(6) "111541"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407604844"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока литературы  в 5-ом классе "Тема и идея рассказа Л.Н.Толстого "Кавказский пленник" "
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-om-klassie-tiema-i-idieia-rasskaza-l-n-tolstogho-kavkazskii-pliennik"
    ["file_id"] => string(6) "192709"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427507534"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект урока по литературе на тему: "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник" Жилин и Костылин" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-na-tiemu-l-n-tolstoi-kavkazskii-pliennik-zhilin-i-kostylin"
    ["file_id"] => string(6) "195953"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427986057"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства