kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Происхождение русской басни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентации учащихся выполнена с учетом возрастных особенностей учащихся, в ней представлена история происхождения басни, известные баснописцы, даются понятия по теории литературы, представлена басня И.А.Крылова "Мартышка и Очки".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Происхождение русской басни.»

Университетские Образовательные Округа Университетские Образовательные ОкругаУниверситетские Образовательные Округа Происхождение Русской басни…

Университетские Образовательные Округа

Университетские Образовательные ОкругаУниверситетские Образовательные Округа

Происхождение

Русской басни…

Университетские Образовательные ОкругаУниверситетские Образовательные Округа Басня есть поэзия рассудка. Басня как жанр  В.Г.Белинский  Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.  Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление.  Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название

Университетские Образовательные ОкругаУниверситетские Образовательные Округа

Басня есть поэзия рассудка.

Басня как жанр

В.Г.Белинский

Басня — стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

Одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка".

Существуют две концепции происхождения басни. Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным Б. Э. Перри.  Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа. Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации.

Существуют две концепции происхождения басни.

Первая представлена немецкой школой Отто Крузиуса, А. Хаусрата и др., вторая — американским учёным

Б. Э. Перри.

Согласно первой концепции, в басне первично повествование, а мораль вторична; басня происходит из сказки о животных, а сказка о животных — из мифа.

Согласно второй концепции, в басне первична мораль; басня близка сравнениям, пословицам и поговоркам; как и они, басня возникает как вспомогательное средство аргументации.

ЭЗОП Согласно античной традиции, Эзоп жил в VI веке до н. э. Он был рабом богатого гражданина. Позднее Эзоп был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Его смерть в Дельфах была украшена легендой. Эзоп считается автором более 400 басен, изложенных прозой. Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. Они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, И.А.Крылова.

ЭЗОП

Согласно античной традиции, Эзоп жил в VI веке до н. э. Он был рабом богатого гражданина. Позднее Эзоп был отпущен на волю, некоторое время провёл при дворе лидийского царя Креза, а впоследствии, обвинённый дельфийскими жрецами в святотатстве, был сброшен со скалы. Его смерть в Дельфах была украшена легендой.

Эзоп считается автором более 400 басен, изложенных прозой.

Эзоповские басни, главными персонажами которых в подавляющем большинстве случаев являлись животные, стали богатейшим источником для заимствования сюжетов баснописцами последующих времен. Они служили источниками вдохновения для Ж. Лафонтена, И.А.Крылова.

ЛАФОНТЕН Жан (1621—1695) — . знаменитый французский поэт-баснописец. В историю литературы вошел как автор

ЛАФОНТЕН Жан

(1621—1695) —

.

знаменитый французский поэт-баснописец. В историю литературы вошел как автор "Басен", которые отличаются разнообразием, ритмическим совершенством, умелым использованием архаизмов, трезвым взглядом на мир и яркой образностью. Поэт часто использовал олицетворения, опираясь при этом на национальную традицию.

Лафонтен утверждал, что басня должна воспитывать лишь тем, что знакомит читателя с миром.

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777).  Его поэтическим девизом были слова:

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777).

Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...".

Литературная слава Сумарокова достигает зенита в начале царствования Екатерины II. Он пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

Александр Петрович Сумароков

Иван Иванович  Дмитриев  (1736—1818)  — русский поэт, баснописец, государственный деятель. Басни и сказки Дмитриева, считались лучшим украшением его литературного венка, чему способствовал легкий , свободный и плавный язык. Сатира была настоящим уделом таланта поэта.  «Муха» — одна из самых популярных басен И.И.Дмитриева. Ей уже свыше 200 лет. Именно из этой басни пришло к нам известное изречение «мы пахали», которое было подхвачено сразу после опубликования произведения и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.

Иван Иванович

Дмитриев

(1736—1818)  — русский поэт, баснописец, государственный деятель. Басни и сказки Дмитриева, считались лучшим украшением его литературного венка, чему способствовал легкий , свободный и плавный язык. Сатира была настоящим уделом таланта поэта.

«Муха» — одна из самых популярных басен И.И.Дмитриева. Ей уже свыше 200 лет. Именно из этой басни пришло к нам известное изречение «мы пахали», которое было подхвачено сразу после опубликования произведения и вот уже в течение нескольких столетий используется в нашем лексиконе.

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844 ) Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844 )

Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др. Писал трагедии и комедии, оперные либретто. Создал более 200 басен, проникнутых демократическим духом, отличающихся сатирической остротой, ярким и метким языком, в которых обличались общественные и человеческие пороки.

Н.В. Гоголь сказал о баснях Крылова так: «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа».

Особенности басни:  а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Особенности басни:

а) мораль;

б) аллегорический (иносказательный) смысл;

в) типичность описываемой ситуации;

г) характеры-персонажи;

д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Университетские Образовательные Округа Университетские Образовательные ОкругаУниверситетские Образовательные Округа Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь,— цены не зная ей, Невежда про нее свой толк всё к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит. И.А.Крылов «Мартышка и Очки» Аллегория Мораль басни

Университетские Образовательные Округа

Университетские Образовательные ОкругаУниверситетские Образовательные Округа

Мартышка к старости слаба глазами стала;

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки:

Лишь стоит завести Очки.

Очков с полдюжины себе она достала;

Вертит Очками так и сяк:

То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,

То их понюхает, то их полижет;

Очки не действуют никак.

«Тьфу пропасть!» говорит она: «и тот дурак,

Кто слушает людских всех врак:

Всё про Очки лишь мне налгали;

А проку на-волос нет в них».

Мартышка тут с досады и с печали

О камень так хватила их,

Что только брызги засверкали.

К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь,— цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк всё к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.

И.А.Крылов «Мартышка и Очки»

Аллегория

Мораль басни

Литература: Интернет-ресурсы:   Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников./Сост., вступ. ст. и примеч. С.А.Фомичева. - М: Правда, 1988. – 480 с.  literatura5.narod.ru  c-cafe.ru  www.kostyor.ru  www.wisdoms.ru  tonnel.ru

Литература:

Интернет-ресурсы:

  • Басни. Сатирические произведения. Воспоминания современников./Сост., вступ. ст. и примеч. С.А.Фомичева. - М: Правда, 1988. – 480 с.
  • literatura5.narod.ru
  • c-cafe.ru
  • www.kostyor.ru
  • www.wisdoms.ru
  • tonnel.ru


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Происхождение русской басни.

Автор: Ученицы 5 "А" класса: Климова Валерия, Климачкова Полина, Киселева Дарья, Колосова Алина, Научные руководители: Глазкова О. И. Афанасов А. А.

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484286

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Басня «Стрекоза и Муравей» "
    ["seo_title"] => string(27) "basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "171445"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672427"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе. "
    ["seo_title"] => string(72) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-6-klassie-1"
    ["file_id"] => string(6) "224582"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438941252"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Происхождение слов русского языка"
    ["seo_title"] => string(36) "proiskhozhdieniieslovrusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "298584"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456342194"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Конспект внеклассного   мероприятия  к неделе русского  языка  "Своя  игра" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-k-niedielie-russkogho-iazyka-svoia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "146593"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419198596"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока русского языка в 5 классе "О чем говорят устаревшие слова" "
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-o-chiem-ghovoriat-ustarievshiie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "108401"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403689137"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства