Конспект внеклассного мероприятия к неделе русского языка "Своя игра"
Конспект внеклассного мероприятия к неделе русского языка "Своя игра"
Своя игра
Цель:
• Развитие и обогащение речи учащихся;
• Обучение лингвистической грамоте;
• Воспитание вкуса к интеллектуальным играм;
• Развитие познавательных процессов.
Номинации:
1.Грамматика и не только
2.Литература
3.С юмором
4.С русского на русский
5 Аукцион
1.Грамматика и не только
1. . Определите, какие слова в каждой четверке "родственники”, а не "родственников” выбросьте из "гнезда”.
Маленький, малявка, маляр, малыш;
гроза, грозный, гроздь, грозовой;
конница, конник, подоконник, конюшня;
лень, лентяй, лента, ленивец.
2. Подберите обобщающее слово к словам: атлас, бостон, тафта, плис, шелк.
3. Могут ли существительные вода, грязь, сталь, масло употребляться во множественно числе? Приведите примеры.
4. Какого рода слово тюль и можно ли определить его род из словосочетаний занавеска из тюля, вышивать по тюлю?
5. Можно ли образовать 1-е лицо единственного числа от глаголов галдеть, дерзить, дудеть, убедить?
2.Литература
1. Вспомните, откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе:
1) И вмиг ворота на запор.
2) Пустился мой хитрец в переговоры.
3) Очки не действуют никак.
4) Он спросил себе щей с мясом.
2. Долгие века жила в России рукописная книга. Изготовление книг было очень кропотливым и дорогим делом. Так, для написания Библии требовалось до 318 шкур.
Как назывался материал, который использовали для письма? Шкуры какого животного использовались для его изготовления?
(из пергамента ,бычьи, овечьи, медвежьи, свиные)
3.Назовите средства выразительности, основанные на переносном значении слова, т.е. тропы (олицетворение, метафора, эпитет)
4.Откуда эти строки и кто автор?
? а) «Там русский дух, там Русью пахнет…»
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
? б) «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь….»
(Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
? « Зачинается рассказ
От Ивановых проказ…»
(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
5. Найдите лишнее
(басня, баллада, поэма, элегия),
3.С юмором
1 Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.
2. Попробуйте придумать слово из 9 букв, которое содержит в себе 6 других слов. При этом нельзя переставлять буквы в слове или добавлять буквы, которые в нём отсутствуют. Подсказка : это глагол в инфинитиве , корень -ум-
Ответ:
Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит в себе слова: ИДУ, ДУМАТЬ, ДУМА, УМ, МАТЬ и МАТ.
3 Объясните значение иноязычного элемента графа-,
граф?- [гр. graph? черта]
1) полоса, столбец между двумя вертикальными линиями в таблицах, в конторских и подобных им книгах;
2) раздел текста; рубрика
4. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предложения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:
Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.
«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.
Предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)
5. Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».
Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).
слова полотенце – ......................,
ключ – ...........................,
кнопка – ................... .
пресс-
4.С русского на русский
1. Каково значение данных слов? Что это за слова? (диалектизмы)
• баять, гутарить, балакать - говорить, разговариваривать
• стайка- хлев для скотины.
• тын-забор- плетень из вертикально закрепленных палок.
• ухват, рогач, емка - то, чем берут горшок, чугунок.
• ситник- хлеб из пшеничной муки.
• туесок- берестяное ведро с ручкой и крышкой.
• набируха, плятнуха - корзина.
• певень, кочет - петух.
2. Объяснить значение фразеологизма
1Сесть в калошу ( потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)
2. Лить крокодиловы слезы ( лицемерить, притворяться).
3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).
4. Нужен, как собаке пятая нога (лишний).
5. Греть уши (подслушивать).
6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).
3. Каково значение данных слов? Что это за слова? (архаизмы)
Рамена
Выя
Ланиты
Десница
Шуйца
Перст
Око
4. Подобрать синоним на исконнорусском языке.
Архитектор (зодчий)
Диалог (разговор)
Литера (буква)
Депрессия (хандра)
5 Аукцион
1.Каково происхождение названий: голубой, оранжевый, лиловый, фиолетовый, коричневый?
Голубой получил свое название от цвета оперения шейки голубя.
Оранжевый — от цвета апельсина (франц. оrаngе).
Лиловый получил название от сирени (lilos «сирень»).
Фиолетовый — цвет фиалки (лат. viola «фиалка»).
Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а слово корица, в свою очередь, образовалось от слова кора.
2. Что значат названия дней недели?
Понедельник — образовано на базе формы по недЬле (значит: после недели, т.е. воскресения).
3. Назовите пять фразеологизмов, пришедших из русских народных сказок.
По щучьему велению;
кощей бессмертный;
за тридевять земель;
битый небитого везет;
молочные реки, кисельные берега.
4. «Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти
(копенгаген)
Своя игра
Цель:
• Развитие и обогащение речи учащихся;
• Обучение лингвистической грамоте;
• Воспитание вкуса к интеллектуальным играм;
• Развитие познавательных процессов.
Номинации:
1.Грамматика и не только
2.Литература
3.С юмором
4.С русского на русский
5 Аукцион
1.Грамматика и не только
1. . Определите, какие слова в каждой четверке "родственники”, а не "родственников” выбросьте из "гнезда”.
Маленький, малявка, маляр, малыш;
гроза, грозный, гроздь, грозовой;
конница, конник, подоконник, конюшня;
лень, лентяй, лента, ленивец.
2. Подберите обобщающее слово к словам: атлас, бостон, тафта, плис, шелк.
3. Могут ли существительные вода, грязь, сталь, масло употребляться во множественно числе? Приведите примеры.
4. Какого рода слово тюль и можно ли определить его род из словосочетаний занавеска из тюля, вышивать по тюлю?
5. Можно ли образовать 1-е лицо единственного числа от глаголов галдеть, дерзить, дудеть, убедить?
2.Литература
1. Вспомните, откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе:
1) И вмиг ворота на запор.
2) Пустился мой хитрец в переговоры.
3) Очки не действуют никак.
4) Он спросил себе щей с мясом.
2. Долгие века жила в России рукописная книга. Изготовление книг было очень кропотливым и дорогим делом. Так, для написания Библии требовалось до 318 шкур.
Как назывался материал, который использовали для письма? Шкуры какого животного использовались для его изготовления?
(из пергамента ,бычьи, овечьи, медвежьи, свиные)
3.Назовите средства выразительности, основанные на переносном значении слова, т.е. тропы (олицетворение, метафора, эпитет)
4.Откуда эти строки и кто автор?
? а) «Там русский дух, там Русью пахнет…»
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
? б) «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь….»
(Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
? « Зачинается рассказ
От Ивановых проказ…»
(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
5. Найдите лишнее
(басня, баллада, поэма, элегия),
3.С юмором
1 Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.
Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100п, 100н.
2. Попробуйте придумать слово из 9 букв, которое содержит в себе 6 других слов. При этом нельзя переставлять буквы в слове или добавлять буквы, которые в нём отсутствуют. Подсказка : это глагол в инфинитиве , корень -ум-
Ответ:
Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит в себе слова: ИДУ, ДУМАТЬ, ДУМА, УМ, МАТЬ и МАТ.
3 Объясните значение иноязычного элемента графа-,
граф?- [гр. graph? черта]
1) полоса, столбец между двумя вертикальными линиями в таблицах, в конторских и подобных им книгах;
2) раздел текста; рубрика
4. Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предложения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:
Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.
«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.
Предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)
5. Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».
Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).
слова полотенце – ......................,
ключ – ...........................,
кнопка – ................... .
пресс-
4.С русского на русский
1. Каково значение данных слов? Что это за слова? (диалектизмы)
• баять, гутарить, балакать - говорить, разговариваривать
• стайка- хлев для скотины.
• тын-забор- плетень из вертикально закрепленных палок.
• ухват, рогач, емка - то, чем берут горшок, чугунок.
• ситник- хлеб из пшеничной муки.
• туесок- берестяное ведро с ручкой и крышкой.
• набируха, плятнуха - корзина.
• певень, кочет - петух.
2. Объяснить значение фразеологизма
1Сесть в калошу ( потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)
2. Лить крокодиловы слезы ( лицемерить, притворяться).
3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).
4. Нужен, как собаке пятая нога (лишний).
5. Греть уши (подслушивать).
6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).
3. Каково значение данных слов? Что это за слова? (архаизмы)
Рамена
Выя
Ланиты
Десница
Шуйца
Перст
Око
4. Подобрать синоним на исконнорусском языке.
Архитектор (зодчий)
Диалог (разговор)
Литера (буква)
Депрессия (хандра)
5 Аукцион
1.Каково происхождение названий: голубой, оранжевый, лиловый, фиолетовый, коричневый?
Голубой получил свое название от цвета оперения шейки голубя.
Оранжевый — от цвета апельсина (франц. оrаngе).
Лиловый получил название от сирени (lilos «сирень»).
Фиолетовый — цвет фиалки (лат. viola «фиалка»).
Коричневый цвет получил свое название от цвета корицы, а слово корица, в свою очередь, образовалось от слова кора.
2. Что значат названия дней недели?
Понедельник — образовано на базе формы по недЬле (значит: после недели, т.е. воскресения).
3. Назовите пять фразеологизмов, пришедших из русских народных сказок.
По щучьему велению;
кощей бессмертный;
за тридевять земель;
битый небитого везет;
молочные реки, кисельные берега.
4. «Заколдованный город»
Отгадай название города в Европе, которое состоит из 10 букв.
1.Первая буква два раза появляется в клубке.
2.Вторая буква есть и в озере, и в болоте.
3.Третья буква есть в прерии, но не в саванне.
4. Четвертая буква два раза встречается в рецепте.
5. Пятая буква чаще появляется в ананасе, чем в дыне.
6. Шестая буква есть у гуся, но не у утки.
7. Седьмая буква больше двух раз есть в ананасе.
8. Восьмая буква есть в граде, но не в дожде.
9. Девятая буква встречается и в дереве, и в полене.
10. Десятая буква есть в одиннадцати, но не в десяти
(копенгаген)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия к неделе русского языка "Своя игра" »
Своя игра
Номинации:
1.Грамматика и не только
2.Литература
3.С юмором
4.С русского на русский
5 Аукцион
1.Грамматика и не только
1. . Определите, какие слова в каждой четверке "родственники”, а не "родственников” выбросьте из "гнезда”.
Маленький, малявка, маляр, малыш;
гроза, грозный, гроздь, грозовой;
конница, конник, подоконник, конюшня;
лень, лентяй,лента, ленивец.
2. Подберите обобщающее слово к словам: атлас, бостон, тафта, плис, шелк.
3. Могут ли существительные вода, грязь, сталь, масло употребляться во множественно числе? Приведите примеры.
4.Какого рода слово тюль и можно ли определить его род из словосочетаний занавеска из тюля, вышивать по тюлю?
5. Можно ли образовать 1-е лицо единственного числа от глаголов галдеть, дерзить, дудеть, убедить?
2.Литература
1. Вспомните, откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе:
1) И вмиг ворота на запор.
2) Пустился мой хитрец в переговоры.
3) Очки не действуют никак.
4) Он спросил себе щей с мясом.
2.Долгие века жила в России рукописная книга. Изготовление книг было очень кропотливым и дорогим делом. Так, для написания Библии требовалось до 318 шкур.
Как назывался материал, который использовали для письма? Шкуры какого животного использовались для его изготовления?
(из пергамента ,бычьи, овечьи, медвежьи, свиные)
3.Назовите средства выразительности, основанные на переносном значении слова, т.е. тропы (олицетворение, метафора, эпитет)
4.Откуда эти строки и кто автор?
а) «Там русский дух, там Русью пахнет…»
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
б) «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляя путь….»
(Н.А. Некрасов «Крестьянские дети»)
« Зачинается рассказ
От Ивановых проказ…»
(П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
5. Найдите лишнее
(басня, баллада, поэма, элегия),
3.С юмором
1Прочитайте зашифрованные слова. Придумайте сами слова подобного типа.
2. Попробуйте придумать слово из 9 букв, которое содержит в себе 6 других слов. При этом нельзя переставлять буквы в слове или добавлять буквы, которые в нём отсутствуют. Подсказка : это глагол в инфинитиве , корень -ум-
Ответ: Слово ПРИДУМАТЬ, которое вы уже прочитали два раза, содержит в себе слова: ИДУ, ДУМАТЬ, ДУМА, УМ, МАТЬ и МАТ.
3 Объясните значение иноязычного элемента графа-,
графá- [гр. graphē черта]
1) полоса, столбец между двумя вертикальными линиями в таблицах, в конторских и подобных им книгах;
2) раздел текста; рубрика
4.Игра «ЗАБАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Пусть каждый предложит друг другу слово. Какое хочет. Например, черепаха. Надо с этим подаренным словом придумать предложение, чтобы в нем было одно из трех слов: брошюра, жюри, парашют. И предложения пусть будут занимательные. Хотя бы вот такие:
Черепаха возглавила жюри на соревнованиях по бегу.
«Прыгать с парашютом? Это пустяки! Кто этого не умеет?» — рассуждает черепаха.
Предложения прочитайте вслух. Какая буква пишется в этих трех словах-исключениях? (ю)
5.Игра «ПРОСТОЕ – СЛОЖНОЕ».
Вы любите орехи? Тогда вы знаете, что такое щелкунчик. Но в магазине продавец назовет это предмет ореходавом. Попробуйте придумать замены простым словам (вместо простых – сложные).
слова полотенце – ......................,
ключ – ...........................,
кнопка – ................... .
пресс-
4.С русского на русский
1. Каково значение данных слов? Что это за слова? (диалектизмы)