№ урока | Дата по плану | Дата факт. | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания урока | Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся | Виды контроля, самостоятельной деятельности | Домашнее задание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ВВЕДЕНИЕ (1 час) |
1 | | | Художествен-ное произведение. | Урок-беседа. | Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фрагментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Викторина. | Знать: основную проблему изучения литературы в 6 классе (художественное произведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказывания о книгах и чтении. | Викторина, вопросы и задания 1—3, 5 (с. 4-5). | Задание 4 (с. 5), сообщение об обрядовых праздниках. |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 3 часа). |
2 | | | Обрядовый фольклор. | Урок изучения нового материала. | Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние песни). Наблюдения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Кустодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение. | Знать: виды календарно-обрядовых песен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особенности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках. | Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 11-12). | Вопросы и задания 1-8 (с. 10-11). |
3 | | | Пословицы и поговорки. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Развитие понятий о пословицах и поговорках. Темы пословиц и поговорок, их краткость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представлений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и поговорок. Труд В.И. Даля. | Знать: отличительные особенности пословиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и поговорок в жизни народа.Уметь: использовать пословицы и поговорки в речи. | Вопросы и задания 1—4 (с. 16), работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и поговорок. | Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 16-17), выполнение рисунка по мотивам фольклорных произведений. |
4 | | | Фольклорный праздник «Осенние посиделки». | Урок развития речи. | Выражение народного духа в фольклорных жанрах. Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произведений. Сцены колядования из видеофильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам . | Знать: пословицы, поговорки и календарно-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольклорных традиций. Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представлять рисунки на фольклорные темы; оценивать исполнительское мастерство. | Исполнение календарно-обрядовых песен, викторина, задание 5 (с. 17). | Чтение и составление плана статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Михельсон о древнерусской литературе (с.18-23), Вопросы и задания 1-3(с.23). |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (1 час) |
5 | | | Русская летопись. «Сказание о белгородском киселе» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Развитие представлений о летописи. «Повесть временных лет». Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). «Сказание о белгородском киселе», его связь с фольклором. Прослушивание «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродукция картины В.М. Васнецова «Нестор-летописец» (первый форзац учебника). | Знать: черты древнерусской литературы.Понимать: значение летописи в развитии литературы. Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописными фольклорным произведением; выяснять значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Пересказ статьи Д.С. Лихачева и Т.Н. Михельсон, вопросы и задания (с. 25), вопросы и задания рубрик «Развивайте дар слова» (с. 25), «Фонохресто-матия» (с. 25). | Повторение темы «Басни». |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА (3 часа) |
6 | | | Русская басня. И.И. Дмитриев. "Муха". | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Повторение изученного о басне. Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослушивание басни «Муха» в актерском исполнении, обсуждение. Художественная и нравственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание. | Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оценивать актерское чтение. | Вопросы и задания 1—2, 5, с. 30. | Вопросы и задания 3—4 (с. 30), чтение вступительной статьи об И.А. Крылове (с. 31-33). |
7 | | | И.А. Крылов. Басня « Осел и Соловей» | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово об И.А. Крылове. История создания басни « Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к басне | Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение. | Пересказ вступительной статьи об И.А. Крылове, выразительное чтение, вопросы и задания 1—4 (с. 37), с. 37, рубрика «Фонохрестома- тия»), описание иллюстрации. | С. 34-35 выразит. чтение басни. |
8 | | | Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Ларчик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Иллюстрации к басням. | Знать: одну из басен И.А. Крылова наизусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен. Уметь: выразительно читать басни; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение, описание иллюстраций, вопросы 1, 3,4(с. 43), вопросы и задания рубрики «Фонохрестома-тия»(с. 40,43). | Задания 5 (с. 43), с. 40-42 чтение наизусть. |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА (29 часов) |
9 | | | А.С. Пушкин. Стихотворе-ние «И.И.Пущину». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Лицейские годы А.С. Пушкина. Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 289—291). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пущину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Обучение выразительному чтению. | Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра послания.Понимать: лирический пафос стихотворения «И.И. Пущину». Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения. | Вопросы и задания 1—5 (с. 51), 1,3 (с. 51-52), 1-3 (с. 53). | Вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 53), с. 52 чтение наизусть. |
10 | | | Стихотворе-ние А.С. Пушкина «Узник». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Вольнолюбивые устремления поэта. Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвоение образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. | Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов действия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения. | Выразительное чтение, вопросы и задания (с. 53-54), вопросы и задания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 54) | Выразительное чтение наизусть стихотворения с. 53-54. |
11 | | | Стихотворе-ние А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стих. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни в стихотворении «Зимнее утро». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотворении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 58-59). | Знать: стихотворение «Зимнее утро» наизусть; теоретико-литературное понятие антитеза.Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха. | Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-4 (с. 57), с. 57, рубрика «Совершен-ствуйте свою речь». | С. 59-63 читать, вопр.,1-4 с.63, роман А.С. Пушкина «Дубровский» читать. |
12 | | | А.С.Пушкин. Роман «Дуб-ровский». | Урок изучения нового материала. | История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—2 (с. 63—74). Картины жизни русского барства. Причины конфликта между Андреем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновничества. Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение. | Знать: содержание глав 1-2. Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изображения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения. | Вопросы к главам 1-2, с.138, читать, пересказывать. | Гл. 3-7 с. 74-92 читать, пересказывать, вопросы. |
13 | | | Судьба Владимира Дубровского в романе А.С.Пушкина «Дубровский». | Урок-беседа. | Анализ глав 3-7 (с. 74-92). Резкая перемена в судьбе Владимира. Его протест против несправедливости, произвола и деспотизма. Защита чести, независимости личности. Бунт крестьян. Отношение крестьян к Дубровскому. Роль пейзажа в эпизоде «После похорон». Роль эпизода «Пожар в Кистеневке». | Знать: содержание глав 3-7. Понимать: роль пейзажа, деталей в характеристике внутренней жизни героя; роль эпизода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и пересказывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов. | Вопросы к главам 3-7(с. 138-139). | С. 92-116 гл.8-12 читать, пересказывать. Вопросы к главам 8-12(с. 139-140). |
14 | | | Романтичес-кая история любви Дуб-ровского и Маши Трое-куровой. | Урок-практикум. | Анализ глав 8-12 (с. 99-116). «Благородные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость. Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев. История Дубровского-Дефоржа. Объяснение Дубровского с Машей. Отношение автора к героям. | Знать: содержание глав 8-12. Понимать: мотивы поступков героев; отношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки. | Пересказ эпизода, вопросы и задания к главам 8-12 (с. 139). | Гл. 13-19 читать, пересказыть. Вопросы к главам 13-19 (с. 140). |
15 | | | Понятие о композиции. Подготовка к сочинению. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Понятие о композиции, романе, сюжете. Чтение статьи «Композиция» (с. 142-143). Обсуждение тем сочинения: 1. Почему Владимир Дубровский стал разбойником? 2. Обреченность любви Владимира и Маши. Составление плана, подбор материалов. | Знать: сюжет и содержание романа; теоретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет. Уметь: составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Вопросы и задания (с.143). | Сочинение, чтение повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка», подготовка инсценировки эпизода. |
16 | | | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». | Урок внеклассного чтения. | История создания цикла «Повести Белкина». Автор и рассказчик в произведении. Сюжет и герои повести «Барышня-крестьянка». Роль антитезы в композиции. Особенности портрета в повести. Романтическое и реалистическое в повести. Роль иронии. Элементы аналитического пересказа текста. Словесное рисование. | Знать: сюжет и содержание повести «Барышня-крестьянка». Понимать: роль иронии, антитезы в композиции повести; отношение автора к героям.Уметь: выразительно пересказывать и инсценировать эпизоды повести; характеризовать героев и их поступки. | Инсценирование эпизодов повести, словесное рисование, вопросы и задания 1—7 (с. 145). | Вопрос 8 (с. 145), отзыв на одну из «Повестей Белкина» (письменно). |
17 | | | М.Ю. Лермонтов. Стихотворе-ние«Тучи». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о М.Ю. Лермонтове. Чтение вступительной статьи о поэте (с. 146-150) и обсуждение вопросов к ней (с. 150-151). Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта- изгнанника к оставляемой им родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особенности интонации. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин М.Ю. Лермонтова. | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихотворения.Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 150), выразительное чтение. | С. 150 чтение наизусть. |
18 | | | Баллада М.Ю. Лермонтова "Три пальмы". | Урок-практикум | Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада). Сюжет, композиция, герои произведения. Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения. Соединение эпического и лирического, реалистического и фантастического. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического текста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, аллитерация), их роль в балладе. Словарная работа. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к балладе. | Знать: сюжет и содержание стихотворения «Три пальмы». Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать стихотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план произведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Элементы анализа текста, составление плана, вопросы и задания (с. 154-155) вопросы и задания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 154). | С.152-153 выразительное чтение, выполнение иллюстраций к стихотворениям М.Ю. Лермонтова. |
19 | | | Стихотворе-ния М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес». | Урок-практикум. | Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес». Особенности выражения темы одиночества в произведениях. Мотивы странничества. Жанр и композиция стихотворения «Листок». Образы-символы стихотворения «Утес». Обучение анализу поэтического текста. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Рисунки и иллюстрации к стихотворениям. | Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.Понимать: драматический пафос стихотворений; символический характер образов. Уметь: выразительно читать и анализировать стихотворения; оценивать выразительность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Анализ стихотворений, описание иллюстраций и рисунков, вопросы и задания 1—4 (с. 157), 1-4 (с. 157), 1-2 (с. 159-160), рубрика «Совершен-ствуйте свою речь», вопросы и задания рубрики «Фонохрестом-тия» (с.159). | Задания 5 (с. 158), вопросы 1-4 с.159 (устно). |
20 | | | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | Урок контроля знаний. | Произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства). Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать: сюжеты и проблематику произведений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; позиции авторов и их отношение к героям. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения. | Контрольная работа. | С.161-164 чит., пересказывать. Сообщение об отроческих и юношеских годах И.С. Тургенева, с.164-189 чит. |
21,22 | | | Картины природы в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг». | Уроки-практикумы. | Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно- выразительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведении. Выборочный аналитический пересказ. Прослушивание фрагмента рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу. | Знать: сюжет и содержание рассказа; способы создания образов героев. Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произведения; роль пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним. | Выборочный пересказ, вопросы и задания 1-3 (с. 190-191), 2 (с. 191), рубрика «Совершенствуйте свою речь»), 1-3 (с. 192), рубрика «Фонохресто-матия») с.192. | Придумать названия описаниям картин природы, встретившимся в рассказе, сочинение устного рассказа-предания (былички), вопрос 4 с. 192, сообщения о жизни и творчестве Ф.И. Тютчева. |
23 | | | Ф.И. Тютчев. Стихотворе-ния «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». | Урок изучения нового материала, урок-практикум. | Слово о Ф.И. Тютчеве (сообщения учащихся). Сообщение об усадьбе Овстуг (рубрика «Литературные места России», с. 292-293). Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Неохотно и несмело...». Изобразительно- выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов. | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; основную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чтении стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопоставлять произведения литературы и живописи. | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1 - 4 (с. 195), 1-3 (с. 196), 1-2 (с. 197), к стихотворениям «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»). | С.195 чтение наизусть, иллюстрация к стихотворению. |
24 | | | Ф.И.Тютчев. Анализ стихотворения «Листья». | Урок-практикум. | Обучение анализу стихотворения. Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротечности жизни, недостижимости гармонии. Изобразительно- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, антитеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Словесное рисование. | Знать: содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнакомых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль | С.197-198 читать, выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-3 (с. 199), 1 (с. 200), рубрика «Совершенствуйте свою речь»). | С.201-202 чит., пересказывать, вопр.1-3устно. Сообщения по теме. |
25 | | | А.А. Фет. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...». | Урок изучения нового материала, урок-практикум. | Слово об А.А. Фете (сообщения учащихся). Нелегкая судьба и стремление к красоте и гармонии. Тончайшие оттенки чувств и настроений, звуки, краски, ароматы в лирике А.А. Фета. Особенности мелодики стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, олицетворения, повторы, деталь), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов. Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Листья» и А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила...». | Знать: сведения об отроческих и юношеских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворения; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста. | Задание 6 (с. 204), выразительное чтение с.205-207. |
26 | | | Стихотворе-ния А.А.Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…». | Урок-практикум. | Обучение анализу стихотворений. «Еще майская ночь» - переплетение тем природы и любви. Запечатление прекрасных мгновений в стихотворении. Особенности интонации, эмоциональность стихотворения. «Учись у них - у дуба, у березы...» - параллель между жизнью природы и человека. Мгновения красоты как дары жизни. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, звукопись, повторы), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. | Знать: содержание стихотворений А.А.Фета; одно стихотворение наизусть. Понимать: настроения, чувства поэта; скрытый смысл произведений. Уметь: выразительно читать стихотворения; оценивать выразительность чтения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—3 (с. 206-207), 1-4 (с. 208), 1-2 (с. 208-209) к стихотворениям «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»). | С.207-208 чтение наизусть, с.210-212 чит., сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некрасова, с.213-220 чит. |
27 | | | Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога». | Урок-практикум. | Своеобразие композиции стихотворения. Значение эпиграфа. Роль пейзажа. Сочетание реальных и фантастических картин. Время и пространство в стихотворении. Диалог-спор. Значение риторических вопросов. Смысл посвящения стихотворения детям. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. | Знать: сюжет и содержание стихотворения; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, риторический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику произведения. Уметь: выразительно читать стихотворение; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания 1,7 (с. 220), 1-5(с. 221). | Чтение поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка». |
28 | | | Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». | Внеклас-сное чтение. | Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. Образ деда, болеющего за Отчизну. Картины жизни России, «бедствий народных» в рассказах дедушки. Боль автора за Родину, за «народ угнетенный».Вера в волю и труд человека.Образ Саши - образ надежды на светлое будущее. Словарная работа. | Знать: историческую основу, сюжет и содержание поэмы «Дедушка». Понимать: обличающий, свободолюбивый, патриотический пафос поэмы. Уметь: выразительно читать поэму; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение, элементы лингвистического анализа текста, вопросы и задания. | Выразительное чтение фрагмента поэмы. С.222-223 чит. |
29 | | | Трехсложные размеры стиха. | Урок изучения нового материала, урок-практикум. | Повторение тем «Двусложные размеры стиха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм». Чтение статьи «Трехсложные размеры стиха» (с. 222-223). Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах. | Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа; двусложные и трехсложные размеры стиха. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме). | Задания (с. 223), игра буриме. | Подготовка к контрольной работе по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. |
30 | | | Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. | Урок контроля знаний. | Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать: содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова. Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения. | Контрольная работа. | С.224-226 чит., пересказывать. Чтение сказа Н.С. Лескова «Левша»( гл.1-8). |
31 | | | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Жанровые особенности, сюжет, герои. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Н.С. Лескове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе (с. 224-226). Герои произведений Н.С. Лескова. Особенности жанра сказа у Н.С. Лескова. Развитие представлений о жанре сказа. Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трактовка их образов Н.С. Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Левша: фольклорный характер героя. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бесправия. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение. Словарная работа. | Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; способы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произведения; отношение автора к героям. Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки. | Выразительное чтение, выборочный пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—2 (с. 268). | Гл.9-15 чит., выборочный пересказ. |
32, 33 | | | Особенности языка сказа Н.С. Лескова «Левша». | Уроки развития речи. | Особенности языка сказа. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика героев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении. Словарная работа. Иллюстрации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов. Обсуждение темы сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составление плана, подбор материалов. | Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения. Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Вопросы и задания 3-5(с. 269), вопр.1-6 (с.270-271). | Иллюстрация к сказу, с. 273-275 чит, пересказ., сообщения по теме, с. 277 чит. |
34 | | | А.П. Чехов. Рассказ «Тол-стый и тонкий». | Урок изучения нового материала, урок-беседа | Слово об А.П. Чехове. Чтение и обсуждение вступительной статьи о писателе и воспоминаний о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 309—312). Развитие понятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий». Роль деталей в рассказе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения.Речь персонажей как средство их характеристики. Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к рассказ. | Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные понятия юмор, сатира. Понимать: сатирический пафос произведения; отношение автора к героям и их поступкам. Уметь: строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выразительность чтения. | Вопросы и задания (с. 276), выразительное чтение, пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания1—4 (с. 280-281), 1-3 (с. 281), рубрика «Фонохресто-матия»). | С.278-280 пересказ, подготовка к урокувнеклас-сного чтения по рассказам А.П.Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил" и др. |
35 | | | Юмористи-ческие рас-сказы А.П. Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др. | Урок внеклассного чтения. | Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова. Пересказ и инсценирование рассказов. Особенности стиля чеховских рассказов (краткость, емкость, яркие заглавия, значащие имена и фамилии, выразительные детали, динамичность действия, сценичность диалогов, простая, ясная речь автора). Смысл названий рассказов. Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказах. Речь героев как источник юмора. | Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов и ситуаций. Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения. | Выразительный пересказ и инсценирование рассказов, характеристика героев, элементы анализа текста. | С.282-283 чит.,сообще-ние по теме. |
36,37 | | | Родная при-рода в стихотворениях русских поэтов Х1Х века. | Уроки- прак- тикумы. | Выражение переживаний и мироощущений в стихотворениях о родной природе. Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворении Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворении А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-5 с.288. | Чтение феерии АС. Грина «Алые паруса», выполнение иллюстрации к произведению. |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (19 часов) |
38 | | | А.И.Куприн. "Чудесный доктор". | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о А.И.Куприне. История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра произведения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна; особенности жанра. Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам. Уметь: пересказывать текст, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения. | С.15-16 вопросы и задания 1-7. С.16 задание (устно). | С.17-19 чит., с.19-39 чит. |
39, 40 | | | А.С. Грин. Феерия «Алые паруса». | Урок внеклассно-го чтения. | Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации и рисунки к произведению. Словарная работа. Просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса», обсуждение. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам; романтический, оптимистический, жизнеутверждающий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Вопросы и задания 1-5 с. 39, вопр.1-5 с. 40. | С.40-41 вопр. устно, с 42-43 чит., пересказывать. |
41 | | | А.П. Платонов.Сказка-быль «Неизвест-ный цветок». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литературными сказками, различия между ними. Прослушивание фрагментов сказки-были в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Описание иллюстраций. | Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок». Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-5 (с. 49-50), 1-2 (с. 50), 1-4 (с. 51), рубрика «Фонохресто-матия»), с. 51. | С.45-49 чит, пересказ., |
42 | | | К.М.Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины". | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о К.М.Симонове. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фонового материала. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного. Работа над средствами художественной выразительности. | Знать: содержание стихотворения К.М. Симонова, стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи. | С.55 вопросы 1-5 устно, с.56 фонохрестоматия. | С.56 чтение наизусть, вопр. 1-4 с. 56, с. 57-58 читать. |
43 | | | Д.С.Самой-лов. "Сороковые". | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Д.Самойлове. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фонового материала. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного. Работа над средствами художественной выразительности. | Знать: содержание стихотворения Д. Самойлова, стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы, музыки и живописи. | С.58 выразит. чтение, с 59 вопр. 1-5 устно, с. 59 творческое задание. | С. 60-61 чит., вопр.1, 2 с. 61, подготовка к контрольной работе. |
44 | | | Контрольная работа по творчеству Н.С. Лескова, А.П. Чехова, литературе о Великой Отечест-венной войне. | Урок контроля знаний. | Произведения Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Литература о Великой Отечественной войне. Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно- выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения. | Контрольная работа. | С.62-63 чит., с.64 вопр. 1-3, с.64-80 чит. |
45 | | | Жизнь сибир-ской деревни в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розо-вой гривой». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о В.П. Астафьеве. Чтение и обсуждение автобиографической статьи писателя (с. 88—90). Рассказ «Конь с розовой гривой».Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Яркость и самобытность героев. Особенности использования народной речи. Речевая характеристика героев. Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произведении. Комментированное чтение. | Знать: сведения о начале литературной. деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отношение к героям.Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Аналитический пересказ, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—7 (с. 82), творческое задание. | С.64-80 пересказ, с. 1-2 вопр. |
46 | | | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | Урок-прак-тикум, урок-беседа. | Тема становления личности. Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга. Старшее и младшее поколения сибиряков. Семья Левонтия. Душевные муки, горькое раскаяние героя. Нравственный урок. Юмор в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Словесное рисование. | Знать: сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия эпизод, фабула. Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произведения. Уметь: ориентироваться в тексте; объяснять значение диалектных слов; анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины. | Аналитический пересказ, вопросы и задания 3-6 (с. 83), рубрика «Будьте внимательны к слову») 1—2. | Рисунок к рассказу, с. 85-86 чит., пересказ. |
47 | | | В.Г. Распутин «Уроки французско-го».Нравственные проблемы в рассказе. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о В.Г. Распутине. Чтение автобиографической статьи «Уроки доброты» (с. 85-86). Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства. Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки французского». Понимать: позицию автора и его отношение к героям. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение просторечных слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Аналитический пересказ, вопросы и задания 1-8 (с. 121), выразительное чтение одной из сцен в рассказе. | С.87-120 пересказ эпизода, с.122-123 вопр.1-4 устно. |
48 | | | Смысл названия рассказа В.Г. Распутина «Уроки французско-го». | Комби-нирован-ный урок. | Смысл названия рассказа. Смысл посвящения и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчика. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения. | Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения. Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оценивать актерское чтение; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним. | Аналитический пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 1-3 (с. 123), с.123«Литература и другие виды искусства») 1-3. | Подготовка к сочинению по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. |
49,50 | | | Сочинение по рассказам В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. | Уроки развития речи. | Сочинение на одну из тем: 1. Нравственный выбор моих ровесников в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. 2. Уроки доброты и честности в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. | Знать: этапы и приемы работы над сочинением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому.Уметь: логично и последовательно излагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; давать сравнительную характеристику героев | Сочинение. | С.124-127 чит., пересказ. с.127-137 читать. |
51 | | | В.М. Шукшин. Рассказ «Критики». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места России», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы. Герои В.М. Шукшина — «чудики»,«странныелюди».Несоответствие реальности и мечты в рассказах. Смысл названия рассказа «Критики». .Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. | Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рассказа «Критики». Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям.Уметь: пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-7 (с.137). | С.138 вопр.1-6 устно, с.139-140 чит., с.140-156 чит. |
52 | | | ФА. Искандер. Рассказ «Три-надцатый подвиг Геракла». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Закалка смехом. Воспитание чувства самоиронии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха. Уметь: выразительно читать рассказ по ролям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки. | Пересказ, выразительное чтение по ролям, вопросы и задания 1 —7 (с. 156-157). | Сочинение по заданиям I, II (с. 157). |
53,54 | | | Родная при-рода в стихотворениях поэтов XX века. | Уроки- практи-кумы. | Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка). Пейзажная зарисовка как выражение душевных переживаний в стихотворениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Тонкая лиричность поэзии АА. Ахматовой. «Перед весной бывают дни такие...». Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей». Развитие понятия о лирике. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204). | Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотворение наизусть. Понимать: характер изменений поэтического языка; лирический пафос стихотворений. Уметь: выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно- выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-2 с.160,1-3(с.160),1-4 (с.163), 1-6 (с.167),вопросы и задания рубрики «Фонохресто-матия» (с. 160, 163, 164, 166). | Выразительное чтение, с.169-170 чит., с.170-171 выразит. чтение. |
55, 56 | | | Из литера-туры народов России. | Урок внеклассного чтения. | Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. Слово о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...». | Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание стихотворений поэтов.Понимать: патриотический, просветительский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.Уметь: выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль. | Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1—4 (с. 172), 1-5 (с. 175). | С.176-177 чит., пересказ., сообщение по теме, выборочное чтение мифов (Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Эллады» и др.) |
Зарубежная литература (14 часов). |
57, 58 | | | Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» и др. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Понятие о мифе, его природе. Общее в мифах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Описание рисунков к мифам. Словарная работа. | Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопоставлять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры. | Пересказ мифов о подвигах Геракла, вопросы и задания 1-3 (с. 183-184), 1-2 с.184. | С.184 вопр. 1, 2 письм., с.185 чит. |
59 | | | Легенда об Арионе. | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе, записанная Геродотом. Образ Ариона: талантливость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа. | Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе. Понимать: величие образа Ариона; представление древних о спасительной силе искусств. Уметь: отличать миф от легенды; сопоставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина. | Пересказ, вопросы и задания (с.187). | С.186-187 пересказ, иллюстрации к произведению. с. 188-193 чит., сообщения по теме. |
60 | | | Гомер. Героическая поэма «Илиада». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - героические эпические поэмы. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героическом эпосе. «Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме. | Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой художественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме | Выразительное чтение, вопросы и задания 1—3(с. 201). | С.201 творческое задание, с.202-216 чит. |
61 | | | Героическая поэма Гомера «Одиссея». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | «Одиссея».Итака - остров, воспетый Гомером. Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель.Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость («хитроумие») Одиссея.Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме. | Знать: сведения о творчестве Гомера; сюжет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значение образа Одиссея, нарицательное значение его имени.Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характеризовать героев и их поступки. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1—10(с. 216). | Вопросы и задания рубрики «Литература и другие виды искусства» (с. 217), с.218-220чит., пересказ. "Дон Кихот" читать. |
62, 63 | | | М.Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». | Уроки внеклассного чтения. | Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Дон Кихот, его благородство, рыцарство, человечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к роману. Вечный образ в стихотворении Д.С. Мережковского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника). | Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот». Понимать: суть конфликта красоты, благородства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства. | Выразительное чтение, вопросы и задания с.220. | С.221-222 чит., пересказ. С. 222-226 выразит. чтение. |
64,65 | | | Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». | Урок изучения нового материала, урок-беседа. | Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчатка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Прослушивание баллады в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к балладе. | Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюбленности и неоправданной жестокости с благородством. Уметь: выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; описывать иллюстрации к балладе. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 226-227). | С.227 вопр. 1-4 устно. с.228-229 чит., пересказ. |
66 | | | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». | Урок внеклассного чтения. | Слово о П. Мериме. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом. Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа. Иллюстрации к новелле. Чтение фрагмента статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чтение» (с. 292-293). | Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе».Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом. Уметь: выразительно читать текст; объяснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; описывать иллюстрации к новелле. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-4 (с. 244), с. 244 творческое задание. | С.245-246 чит., творческое задание с.246. с.247-249 чит. |
67, 68 | | | А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Маленький принц». | Уроки внеклассного чтения. | Слово об А. де Сент-Экзюпери. Философская сказка-притча «Маленький принц». Маленький принц - средоточие всего лучшего в человеке. Конфликт красоты и чистоты человеческих отношений с жестокостью мира. Стремление к взаимопониманию между людьми. Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. Вечные истины в сказке. Прослушивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение. Рисунки автора к сказке-притче. | Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»; теоретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отношение к героям; философский смысл и гуманистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; оценивать актерское чтение. | Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 (с. 264), с.265 вопр. 1-6, фонохрестома-тия. | Подготовка к итоговой контрольной работе. |
69 | | | Итоговая контрольная работа. | Урок контроля знаний. | Тестирование, развернутые ответы на проблемные вопросы. | Знать: содержание и героев произведений, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-выразительных средств в произведениях; отношение авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рассуждения. | Контрольная работа. | Не задано. |
70 | | | Итоговый урок по теме: "Зарубежная литература". | Урок развития речи. | Беседа по прочитанным произведениям зарубежной литературы.. Задания для чтения летом. | Знать: содержание и героев прочитанных произведений. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому. Уметь: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; строить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки. | Пересказ, анализ текста. | Список литературы для чтения летом |