kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  6  КЛАСС ( 70 ЧАСОВ).

урока

Дата по плану

Дата факт.

Тема

урока

Тип

урока

Элементы содержания урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Виды контроля,

самостоятельной

деятельности

Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ

(1 час)

1

Художествен-ное произведение.

Урок-беседа.

Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отно­шение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фраг­ментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Вик­торина.

Знать: основную проблему изучения ли­тературы в 6 классе (художественное про­изведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказыва­ния о книгах и чтении.

Викторина, вопросы и за­дания 1—3, 5 (с. 4-5).

Задание 4 (с. 5), со­общение об обрядовых праздниках.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

( 3 часа).

2

Обря­довый фольклор.

Урок изучения нового материала.

Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масле­ничные, летние и осенние песни). Наблю­дения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Ку­стодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение.

Знать: виды календарно-обрядовых пе­сен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особен­ности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках.

Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания руб­рики «Фонохрестома-тия» (с. 11-12).

Вопросы

и зада­ния

1-8 (с. 10-11).

3

Послови­цы

и

пого­ворки.

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Развитие понятий о пословицах и поговор­ках. Темы пословиц и поговорок, их крат­кость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представ­лений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и погово­рок. Труд В.И. Даля.

Знать: отличительные особенности по­словиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и погово­рок в жизни народа.Уметь: использовать пословицы и пого­ворки в речи.

Вопросы и за­дания 1—4 (с. 16),

работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и по­говорок.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 16-17), выполне­ние рисунка по мотивам фольклорных произведений.

4

Фольк­лорный праздник «Осенние посидел­ки».

Урок раз­вития речи.

Выражение народного духа в фольклорных жанрах.

Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произ­ведений.

Сцены колядования из видеофиль­ма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам .

Знать: пословицы, поговорки и календар­но-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольк­лорных традиций.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представ­лять рисунки на фольклорные темы; оце­нивать исполнительское мастерство.

Исполнение календарно-об­рядовых песен, викторина, за­дание 5 (с. 17).

Чтение и со­ставление плана статьи Д.С. Лихаче­ва и Т.Н. Михельсон о древнерус­ской литера­туре

(с.18-23),

Вопросы и задания 1-3(с.23).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(1 час)

5

Русская летопись. «Сказание о белго­родском киселе»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Развитие представлений о летописи.

«По­весть временных лет». Отражение исто­рических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, наход­чивости). «Сказание о белгородском кисе­ле», его связь с фольклором.

Прослушива­ние «Сказания.» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродук­ция картины В.М. Васнецова «Нестор-лето­писец» (первый форзац учебника).

Знать: черты древнерусской литературы.Понимать: значение летописи в развитии литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст

сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописными фольклорным произведением; выяснять

значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Пересказ статьи

Д.С. Лихачева

и

Т.Н. Михельсон,

вопросы и

задания

(с. 25), вопросы

и задания руб­рик «Развивай­те дар слова» (с. 25), «Фонохресто-матия» (с. 25).

Повторение

темы «Басни».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

(3 часа)

6

Русская басня. И.И. Дмитриев. "Муха".

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа.

Повторение изученного о басне.

Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослу­шивание басни «Муха» в актерском испол­нении, обсуждение. Художественная и нрав­ственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.

Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оце­нивать актерское чтение.

Вопросы

и за­дания 1—2, 5,  с. 30.

Вопросы и зада­ния 3—4 (с. 30), чтение вступитель­ной статьи об И.А. Кры­лове (с. 31-33).

7

И.А. Кры­лов. Басня « Осел и Соло­вей»

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа

Слово об И.А. Крылове. История создания басни « Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском испол­нении, обсуждение. Иллюстрации к басне

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение.

Пересказ вступитель­ной статьи об И.А. Кры­лове, вырази­тельное чте­ние, вопросы и задания

 1—4 (с. 37),

 с. 37, руб­рика «Фонохрестома-

тия»), описание

ил­люстрации.

С. 34-35 выразит. чтение басни.

8

Басни И.А. Кры­лова

«Листы

и корни», «Ларчик».

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа.

История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Лар­чик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполне­нии, обсуждение. Словарная работа.

Иллю­страции к басням.

Знать: одну из басен И.А. Крылова на­изусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни; выяс­нять значение незнакомых слов; оцени­вать актерское чтение.

Выразительное чтение, описание иллюстраций, вопросы 1, 3,4(с. 43), вопросы и за­дания рубрики «Фонохрестома-тия»(с. 40,43).

Задания 5 (с. 43), с. 40-42 чтение наизусть.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА

(29 часов)

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.С. Пуш­кин. Стихо­творе-ние «И.И.Пу­щину».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Лицейские годы А.С. Пушкина.

Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 289—291). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пу­щину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Об­учение выразительному чтению.

Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра посла­ния.Понимать: лирический пафос стихотворе­ния «И.И. Пущину».

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.

Вопросы и задания 1—5

(с. 51), 1,3

(с. 51-52),

1-3 (с. 53).

Вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 53), с. 52 чтение наизусть.

10

Стихо­творе-ние А.С. Пуш­кина «Уз­ник».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Вольнолюбивые устремления поэта.

Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвое­ние образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла.

 Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении.

Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов дей­ствия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.

Выразитель­ное чтение, вопросы

и  за­дания

(с. 53-54), вопросы

и за­дания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 54)

Выразитель­ное чтение наизусть стихотворения с. 53-54.

11

Стихо­творе-ние А.С. Пуш­кина «Зимнее утро». Дву­сложные размеры стих.

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Мотивы единства красоты человека и кра­соты природы, красоты жизни в стихотво­рении «Зимнее утро». Изобразительно-

вы­разительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотво­рении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 58-59).

Знать: стихотворение «Зимнее утро» на­изусть; теоретико-литературное понятие антитеза.Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотво­рение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха.

Выразитель­ное чтение наизусть, вопросы

1-4 (с. 57),

с. 57, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь».

С. 59-63 читать, вопр.,1-4 с.63, рома­н А.С. Пуш­кина «Дуб­ровский» читать.

12

А.С.Пушкин.

Роман «Дуб-ровский».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала.

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе. »

15




КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС ( 70 ЧАСОВ).



урока


Дата по плану

Дата факт.


Тема

урока


Тип

урока


Элементы содержания урока


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся


Виды контроля,

самостоятельной

деятельности



Домашнее

задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ВВЕДЕНИЕ

(1 час)

1



Художествен-ное произведение.

Урок-беседа.

Художественное произведение и автор. Содержание и форма. Автор и герой. Отно­шение автора к герою. Способы выражения позиции автора. Чтение и обсуждение фраг­ментов статьи В.Б. Шкловского «В дорогу зовущие» (с. 3—4). Высказывания о книге. Беседа о прочитанных за лето книгах. Вик­торина.

Знать: основную проблему изучения ли­тературы в 6 классе (художественное про­изведение и автор); содержание и героев произведений, изученных в 5 классе. Понимать: роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы. Уметь: строить собственные высказыва­ния о книгах и чтении.

Викторина, вопросы и за­дания 1—3, 5 (с. 4-5).

Задание 4 (с. 5), со­общение об обрядовых праздниках.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

( 3 часа).

2



Обря­довый фольклор.

Урок изучения нового материала.

Календарно-обрядовые песни (трудовые, праздничные, колядки, веснянки, масле­ничные, летние и осенние песни). Наблю­дения над художественными особенностями песен. Эстетическое значение обрядового фольклора. Репродукции картин Б.М. Ку­стодиева «Масленица», К.А. Трутовского «Колядки в Малороссии». Прослушивание песен, обсуждение.

Знать: виды календарно-обрядовых пе­сен, примеры каждого. Понимать: роль календарно-обрядовых песен в жизни народа, их эстетическое значение.Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; отмечать художественные особен­ности обрядового фольклора; рассказывать о своем участии в обрядовых праздниках.

Сообщения, выразительное исполнение песен, вопросы и задания руб­рики «Фонохрестома-тия» (с. 11-12).

Вопросы

и зада­ния

1-8 (с. 10-11).

3



Послови­цы

и

пого­ворки.

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Развитие понятий о пословицах и поговор­ках. Темы пословиц и поговорок, их крат­кость, меткость, образность. Выражение опыта, мудрости, нравственных представ­лений народа в пословицах и поговорках. Употребление пословиц и поговорок в речи. Составители сборников пословиц и погово­рок. Труд В.И. Даля.

Знать: отличительные особенности по­словиц и поговорок, их виды. Понимать: значение пословиц и погово­рок в жизни народа.Уметь: использовать пословицы и пого­ворки в речи.

Вопросы и за­дания 1—4 (с. 16),

работа со словарем В.И. Даля, сборниками пословиц и по­говорок.

Вопросы и задания рубрики «Развивайте дар слова» (с. 16-17), выполне­ние рисунка по мотивам фольклорных произведений.


4



Фольк­лорный праздник «Осенние посидел­ки».

Урок раз­вития речи.

Выражение народного духа в фольклорных жанрах.

Прослушивание и исполнение календарно-обрядовых песен. Представление рисунков по мотивам фольклорных произ­ведений.

Сцены колядования из видеофиль­ма «Вечера на хуторе близ Диканьки» (или мультфильма). Викторина по пословицам и поговоркам .

Знать: пословицы, поговорки и календар­но-обрядовые песни. Понимать: важность сохранения фольк­лорных традиций.

Уметь: исполнять календарно-обрядовые песни; объяснять прямой и переносный смысл пословиц и поговорок; представ­лять рисунки на фольклорные темы; оце­нивать исполнительское мастерство.

Исполнение календарно-об­рядовых песен, викторина, за­дание 5 (с. 17).

Чтение и со­ставление плана статьи Д.С. Лихаче­ва и Т.Н. Михельсон о древнерус­ской литера­туре

(с.18-23),

Вопросы и задания 1-3(с.23).


ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(1 час)

5



Русская летопись. «Сказание о белго­родском киселе»

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа

Развитие представлений о летописи.

«По­весть временных лет». Отражение исто­рических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, наход­чивости). «Сказание о белгородском кисе­ле», его связь с фольклором.

Прослушива­ние «Сказания...» в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Репродук­ция картины В.М. Васнецова «Нестор-лето­писец» (первый форзац учебника).


Знать: черты древнерусской литературы.Понимать: значение летописи в развитии литературы.

Уметь: составлять план и пересказывать текст статьи; выразительно читать текст

сказания; оценивать актерское чтение; определять связь между летописными фольклорным произведением; выяснять

значение незнакомых слов; сопоставлять произведения литературы и живописи.

Пересказ статьи

Д.С. Лихачева

и

Т.Н. Михельсон,

вопросы и

задания

(с. 25), вопросы

и задания руб­рик «Развивай­те дар слова» (с. 25), «Фонохресто-матия» (с. 25).

Повторение

темы «Басни».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА

(3 часа)

6



Русская басня. И.И. Дмитриев. "Муха".

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа.

Повторение изученного о басне.

Чтение статьи В.И. Федорова об И.И. Дмитриеве (с. 28—30). Басни И.И. Дмитриева. Прослу­шивание басни «Муха» в актерском испол­нении, обсуждение. Художественная и нрав­ственная ценность басни. Особенности языка XVIII века. Развитие представлений о понятиях мораль, аллегория, иносказание.


Знать: сведения о жизни и творчестве И.И. Дмитриева (кратко); содержание басни «Муха»; происхождение крылатого выражения «Мы пахали!». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; оце­нивать актерское чтение.

Вопросы

и за­дания 1—2, 5, с. 30.

Вопросы и зада­ния 3—4 (с. 30), чтение вступитель­ной статьи об И.А. Кры­лове (с. 31-33).


7



И.А. Кры­лов. Басня « Осел и Соло­вей»

Урок изуче­ния но­вого материала, урок-беседа

Слово об И.А. Крылове. История создания басни « Осел и Соловей». Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Прослушивание басни в актерском испол­нении, обсуждение. Иллюстрации к басне

Знать: сведения о жизни и творчестве И.А. Крылова (кратко); историю создания и содержание басни «Осел и Соловей». Понимать: аллегорический смысл басни. Уметь: выразительно читать басни; вести беседу по прочитанному произведению; оценивать актерское чтение.

Пересказ вступитель­ной статьи об И.А. Кры­лове, вырази­тельное чте­ние, вопросы и задания

1—4 (с. 37),

с. 37, руб­рика «Фонохрестома-

тия»), описание

ил­люстрации.


С. 34-35 выразит. чтение басни.


8



Басни И.А. Кры­лова

«Листы

и корни», «Ларчик».

Урок изуче­ния но­вого мате­риала, урок-беседа.

История создания басни «Листы и корни». Тема народа и власти. Необходимость их единства. История создания басни «Лар­чик». Высмеивание пустого мудрствования. Прослушивание басен в актерском исполне­нии, обсуждение. Словарная работа.

Иллю­страции к басням.


Знать: одну из басен И.А. Крылова на­изусть; истории создания басен. Понимать: аллегорический смысл басен.

Уметь: выразительно читать басни; выяс­нять значение незнакомых слов; оцени­вать актерское чтение.

Выразительное чтение, описание иллюстраций, вопросы 1, 3,4(с. 43), вопросы и за­дания рубрики «Фонохрестома-тия»(с. 40,43).


Задания 5 (с. 43), с. 40-42 чтение наизусть.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Х1Х ВЕКА

(29 часов)

9












А.С. Пуш­кин. Стихо­творе-ние «И.И.Пу­щину».


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.




Лицейские годы А.С. Пушкина.

Сообщение о Царском Селе (рубрика «Литературные места России», с. 289—291). Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. История создания стихотворения «И.И. Пу­щину». Тема дружбы в стихотворении. Жанр послания. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Об­учение выразительному чтению.



Знать: сведения о лицейских годах А.С. Пушкина; особенности жанра посла­ния.Понимать: лирический пафос стихотворе­ния «И.И. Пущину».

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.

Вопросы и задания 1—5

(с. 51), 1,3

(с. 51-52),

1-3 (с. 53).




Вопросы и задания рубрики «Фоно-хрестоматия» (с. 53), с. 52 чтение наизусть.


10



Стихо­творе-ние А.С. Пуш­кина «Уз­ник».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Вольнолюбивые устремления поэта.

Тема свободы в стихотворении «Узник». Удвое­ние образа неволи. Противопоставление угнетенности и свободы. Символический образ орла.

Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении.

Знать: историю создания стихотворения «Узник»; текст стихотворения наизусть. Понимать: роль пейзажа, глаголов дей­ствия в стихотворении; вольнолюбивый пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; прослеживать изменение настроения в стихотворении; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения.


Выразитель­ное чтение, вопросы

и за­дания

(с. 53-54), вопросы

и за­дания рубрики «Фонохрестома-тия» (с. 54)

Выразитель­ное чтение наизусть стихотворения с. 53-54.

11



Стихо­творе-ние А.С. Пуш­кина «Зимнее утро». Дву­сложные размеры стих.

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Мотивы единства красоты человека и кра­соты природы, красоты жизни в стихотво­рении «Зимнее утро». Изобразительно-

вы­разительные средства (антитеза, эпитеты, сравнения, метафоры), их роль в стихотво­рении. Интонация как средство выражения поэтической идеи. Понятие о ямбе и хорее. Чтение статьи «Двусложные размеры стиха» (с. 58-59).

Знать: стихотворение «Зимнее утро» на­изусть; теоретико-литературное понятие антитеза.Понимать: роль пейзажа в стихотворении; оптимистический пафос стихотворения. Уметь: выразительно читать стихотво­рение наизусть; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; определять виды двусложных размеров стиха.


Выразитель­ное чтение наизусть, вопросы

1-4 (с. 57),

с. 57, рубрика

«Совершен-ствуйте свою речь».


С. 59-63 читать, вопр.,1-4 с.63, рома­н А.С. Пуш­кина «Дуб­ровский» читать.

12











А.С.Пушкин.

Роман «Дуб-ровский».








Урок изуче­ния

но­вого мате­риала.






История создания романа «Дубровский». Комментированное чтение и анализ глав 1—2 (с. 63—74). Картины жизни русского барства. Причины конфликта между Анд­реем Дубровским и Кирилой Троекуровым. Неправедность суда, продажность чиновни­чества. Иллюстрации к роману. Словарная работа. Прослушивание фрагмента романа в актерском исполнении, обсуждение.


Знать: содержание глав 1-2.

Понимать: причины конфликта между героями; обличительный характер изобра­жения суда, чиновничества. Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать выразительность чтения.


Вопросы к главам 1-2, с.138, читать,

пересказывать.







Гл. 3-7 с. 74-92 читать, пересказывать, вопросы.




13



Судьба Владимира Дубров­ского в романе А.С.Пуш­кина «Дубровский».

Урок-беседа.

Анализ глав 3-7 (с. 74-92).

Резкая пе­ремена в судьбе Владимира.

Его протест против несправедливости, произвола и дес­потизма. Защита чести, независимости лич­ности. Бунт крестьян.

Отношение крестьян к Дубровскому.

Роль пейзажа в эпизоде «После похорон».

Роль эпизода «Пожар в Кистеневке».


Знать: содержание глав 3-7.

Понимать: роль пейзажа, деталей в характе­ристике внутренней жизни героя; роль эпи­зода в раскрытии замысла произведения. Уметь: выразительно читать и переска­зывать текст; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведе­нию; характеризовать героев и их поступ­ки; выяснять значение незнакомых слов.

Вопросы

к гла­вам

3-7(с. 138-139).

С. 92-116 гл.8-12 читать, пересказывать.

Вопросы к главам 8-12(с. 139-140).

14



Роман­тичес-кая история любви Дуб-ровско­го

и Маши Трое-куро­вой.


Урок-прак­тикум.

Анализ глав 8-12 (с. 99-116).

«Благо­родные увеселения» Троекурова. Произвол, самодурство, жестокость.

Пересказ эпизода «Обед в Покровском» от лица разных героев. История Дубровского-Дефоржа. Объясне­ние Дубровского с Машей. Отношение авто­ра к героям.


Знать: содержание глав 8-12.

Понимать: мотивы поступков героев; от­ношение автора к героям. Уметь: выразительно пересказывать текст от лица разных героев; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению; характеризовать героев и их поступки.

Пересказ эпизода, во­просы

и зада­ния к главам

8-12 (с. 139).

Гл. 13-19 читать, пересказыть. Вопросы к главам 13-19 (с. 140).

15








Понятие

о компози­ции.

Под­готовка

к сочинению.




Урок изуче­ния

но­вого

мате­риала, урок-беседа.



Понятие о композиции, романе, сюжете.

Чтение статьи «Композиция» (с. 142-143). Обсу­ждение тем сочинения:

1. Почему Владимир Дубровский стал

раз­бойником?

2. Обреченность любви Владимира и Маши.
Составление плана, подбор материалов.


Знать: сюжет и содержание романа; тео­ретико-литературные понятия композиция, роман, сюжет.

Уметь: составлять план и подбирать мате­риалы по теме сочинения.

Вопросы и

задания (с.143).

Сочинение, чтение пове­сти А.С. Пуш­кина

«Барышня-крестьянка», подготовка инсцениров­ки эпизода.


16



А.С. Пуш­кин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-кресть­янка».


Урок вне­класс­ного чте­ния.

История создания цикла «Повести Белки­на». Автор и рассказчик в произведении.

Сюжет и герои повести «Барышня-кре­стьянка». Роль антитезы в композиции.

Особенности портрета в повести.

Роман­тическое и реалистическое в повести. Роль иронии. Элементы аналитического переска­за текста. Словесное рисование.


Знать: сюжет и содержание повести «Ба­рышня-крестьянка».

Понимать: роль иронии, антитезы в ком­позиции повести; отношение автора к ге­роям.Уметь: выразительно пересказывать и ин­сценировать эпизоды повести; характери­зовать героев и их поступки.

Инсценирова­ние эпизодов повести,

сло­весное рисова­ние, вопросы

и задания 1—7 (с. 145).

Вопрос 8

(с. 145), отзыв на одну из «Повестей Белкина» (письменно).

17



М.Ю.

Лер­монтов. Стихо­творе-ние«Тучи».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово о М.Ю. Лермонтове.

Чтение вступи­тельной статьи о поэте (с. 146-150) и обсу­ждение вопросов к ней (с. 150-151). Настроение и композиция стихотворения «Тучи». Чув­ство одиночества и тоски, любовь поэта-

из­гнанника к оставляемой им родине.

Прием сравнения как основа построения

стихо­творения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Особен­ности интонации. Прослушивание стихо­творения в актерском исполнении, обсужде­ние. Репродукции картин М.Ю. Лермонтова.


Знать: сведения об отроческих и юноше­ских годах М.Ю. Лермонтова; историю создания стихотворения «Тучи»; текст стихотворения наизусть. Понимать: драматический пафос стихо­творения.Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; оценивать выразительность чтения; описывать репродукции картин; находить в поэтическом тексте изобразительно-вы­разительные средства и определять их роль.

Элементы анализа

тек­ста, вопросы

и задания

1—4 (с. 150),

выразительное чтение.

С. 150 чтение наизусть.

18




Баллада М.Ю.

Лер­монтова "Три пальмы".



Урок-прак­тикум



Особенности жанра стихотворения «Три пальмы» (баллада). Сюжет, композиция, ге­рои произведения. Тема красоты, гармонии человека с миром и ее разрушения. Соедине­ние эпического и лирического, реалистиче­ского и фантастического. Составление плана баллады. Обучение анализу поэтического тек­ста. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворе­ния, аллитерация), их роль в балладе. Словар­ная работа. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Сло­весное рисование. Иллюстрации к балладе.

Знать: сюжет и содержание стихотворе­ния «Три пальмы».

Понимать: подчиненность произношения ритму стихов («по корням упругим...», «одежду их сорвали...»); философский смысл произведения. Уметь: определять жанр стихотворения; выразительно читать и анализировать

сти­хотворение; оценивать выразительность чтения; составлять сюжетный план про­изведения; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Элементы ана­лиза текста, составление плана,

во­просы

и за­дания

(с. 154-155) вопросы

и задания руб­рики «Фонохрестома-тия» (с. 154).

С.152-153 выразительное чтение,

выполнение иллюстраций к стихо­творениям М.Ю. Лер­монтова.

19



Стихо­творе-ния М.Ю. Лер­монтова «Листок», «Утес».

Урок-прак­тикум.

Антитеза как основной прием композиции в стихотворениях «Листок» и «Утес». Осо­бенности выражения темы одиночества в произведениях. Мотивы странничества. Жанр и композиция стихотворения «Ли­сток». Образы-символы стихотворения «Утес». Обучение анализу поэтического тек­ста. Прослушивание стихотворений в актер­ском исполнении, обсуждение.

Словесное рисование. Рисунки и иллюстрации к стихо­творениям.

Знать: содержание стихотворений М.Ю. Лермонтова.Понимать: драматический пафос стихо­творений; символический характер обра­зов.

Уметь: выразительно читать и анализи­ровать стихотворения; оценивать вырази­тельность чтения; описывать иллюстрации к стихотворениям; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Анализ сти­хотворений, описание иллюстраций

и рисунков, вопросы и

за­дания

1—4 (с. 157),

1-4 (с. 157),

1-2 (с. 159-160), рубрика «Совершен-ствуйте свою речь», вопросы и задания рубрики «Фонохрестом-тия» (с.159).


Задания

5 (с. 158), вопросы 1-4 с.159 (устно).


20










Контроль­ная работа по твор­честву А.С. Пуш­кина и М.Ю. Лер­монтова.







Урок конт­роля зна­ний.








Произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лер­монтова (содержание, проблематика, изобразительно-выразительные средства).

Тестирование, развернутые ответы на про­блемные вопросы.






Знать: сюжеты и проблематику произве­дений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Понимать: роль изобразительно-вырази­тельных средств в произведениях; пози­ции авторов и их отношение к героям.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты; писать небольшие сочинения – рассуждения.


Контрольная работа.





С.161-164 чит., пересказывать.

Сообщение об отроче­ских и юношеских годах И.С. Турге­нева, с.164-189 чит.




21,22



Картины природы

в рассказе И.С. Тур­генева «Бежин луг».

Уроки-прак­тикумы.

Разнообразие и выразительность картин природы в рассказе. Изобразительно-

вы­разительные средства (детали, метафоры, эпитеты, сравнения), их роль в произведе­нии. Выборочный аналитический пересказ. Прослушивание фрагмента рассказа в актер­ском исполнении, обсуждение. Словесное рисование. Иллюстрации к рассказу.

Знать: сюжет и содержание рассказа; спо­собы создания образов героев.

Понимать: отношение автора к природе, к людям; гуманистический пафос произ­ведения; роль пейзажа в рассказе. Уметь: выразительно пересказывать текст; оценивать выразительность чтения; находить в тексте изобразительно- выра­зительные средства и определять их роль; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним.


Выборочный пересказ, вопросы и за­дания

1-3 (с. 190-191),

2 (с. 191), рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»),

1-3 (с. 192), рубрика «Фонохресто-матия») с.192.

Придумать названия описаниям картин при­роды, встре­тившимся в рассказе, со­чинение уст­ного рассказа-предания (былички), вопрос 4 с. 192, со­общения о

жизни и творчестве Ф.И. Тютчева.

23




Ф.И. Тют­чев. Стихо­творе-ния «Неохотно и несме­ло...», «С поляны коршун поднялся...».




Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-прак­тикум.


Слово о Ф.И. Тютчеве (сообщения учащих­ся). Сообщение об усадьбе Овстуг (рубрика «Литературные места России», с. 292-293). Особенности изображения природы в ли­рике Ф.И. Тютчева.

Смена картин природы и смена настроений в стихотворении «Не­охотно и несмело...». Изобразительно-

вы­разительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции картин русских пейзажистов.

Знать: сведения об отроческих и юно­шеских годах Ф.И. Тютчева; содержание стихотворений «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...». Понимать: роль изобразительно-выра­зительных средств в создании образов, выражении настроения, чувств поэта; ос­новную мысль стихотворений (стремление к гармонии, недостижимость идеала). Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; оценивать выразительность чтения; обрисовывать зрительные образы при чте­нии стихотворений; определять способы создания образов; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; сопостав­лять произведения литературы и живописи.

Сообщения, выразитель­ное чтение, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания 1 - 4 (с. 195), 1-3 (с. 196), 1-2 (с. 197),

к стихо­творениям «Неохотно и несмело...», «С поляны кор­шун поднял­ся...»).


С.195 чтение наизусть, иллюстрация к стихотворению.

24



Ф.И.Тют­чев. Ана­лиз стихо­творения «Листья».

Урок-прак­тикум.

Обучение анализу стихотворения.

Смена картин природы и смена настроений в сти­хотворении «Листья». Картины природы как средство выражения мысли о быстротеч­ности жизни, недостижимости гармонии. Изобразительно- выразительные средства (олицетворение, эпитеты, метафоры, ан­титеза, повторы), их роль в стихотворении. Сопоставительный анализ стихотворений «Листок» М.Ю. Лермонтова и «Листья» Ф.И. Тютчева. Прослушивание стихотворе­ния в актерском исполнении, обсуждение. Словарная работа. Словесное рисование.


Знать: содержание стихотворений Ф.И. Тютчева; одно стихотворение на­изусть.

Понимать: настроения, чувства поэта; главную мысль и скрытый смысл стихо­творений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; выяснять значение незнако­мых слов; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль

С.197-198 читать,

выразитель­ное чтение, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания

1-3 (с. 199),

1 (с. 200), рубрика «Совершен­ствуйте свою речь»).


С.201-202 чит., пересказывать, вопр.1-3устно. Сообщения по теме.

25



А.А. Фет. Стихотво­рение «Ель рукавом мне тро­пинку завесила...».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-прак­тикум.

Слово об А.А. Фете (сообщения учащихся). Нелегкая судьба и стремление к красоте и гармонии. Тончайшие оттенки чувств и настроений, звуки, краски, ароматы в ли­рике А.А. Фета. Особенности мелодики сти­хотворения «Ель рукавом мне тропинку за­весила...». Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, олицетворения, повторы, деталь), их роль в стихотворении. Прослушивание стихотворения в актерском исполнении, обсуждение. Репродукции кар­тин русских пейзажистов. Сопоставитель­ный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Листья» и А.А. Фета «Ель рукавом мне тро­пинку завесила...».


Знать: сведения об отроческих и юноше­ских годах А.А. Фета. Понимать: скрытый смысл стихотворе­ния; эстетическую роль детали в создании образов; настроения, чувства поэта. Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; оценивать выразительность чтения; сопоставлять поэтические произведения друг с другом; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Сообщения, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста.

Задание

6 (с. 204), выразительное чтение с.205-207.


26



Стихотворе-ния А.А.Фета «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».

Урок-прак­тикум.

Обучение анализу стихотворений.

«Еще майская ночь» - переплетение тем при­роды и любви. Запечатление прекрасных мгновений в стихотворении. Особенности интонации, эмоциональность стихотворе­ния. «Учись у них - у дуба, у березы...» - па­раллель между жизнью природы и человека. Мгновения красоты как дары жизни. Изо­бразительно-выразительные средства (ан­титеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, звукопись, повторы), их роль в стихотворениях. Прослушивание стихо­творений в актерском исполнении, обсужде­ние. Словесное рисование.


Знать: содержание стихотворений А.А.Фета; одно стихотворение наизусть.

Понимать: настроения, чувства поэта; скрытый смысл произведений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния; оценивать выразительность чтения; находить в поэтических текстах изобрази­тельно-выразительные средства и опреде­лять их роль.

Выразитель­ное чтение, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания

1—3 (с. 206-207), 1-4 (с. 208), 1-2 (с. 208-209) к стихотворениям «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы...»).

С.207-208 чтение наизусть, с.210-212 чит., сообщение о жизни и творчестве Н.А. Некра­сова, с.213-220 чит.

27



Своеобра­зие ком­позиции стихо­творения Н.А. Не­красова «Железная дорога».

Урок-прак­тикум.

Своеобразие композиции стихотворения.

Значение эпиграфа. Роль пейзажа.

Соче­тание реальных и фантастических картин. Время и пространство в стихотворении. Диалог-спор.

Значение риторических во­просов.

Смысл посвящения стихотворения детям. Изобразительно-выразительные средства, их роль в стихотворении. Прослу­шивание стихотворения в актерском испол­нении, обсуждение.

Словесное рисование.

Знать: сюжет и содержание стихотворе­ния; теоретико-литературные понятия композиция, диалог, эпиграф, пейзаж, рито­рический вопрос, поэтическая интонация. Понимать: роль пейзажа в стихотворении; значение риторических вопросов; широту и глубину взгляда поэта; эмоциональный накал, нравственную проблематику про­изведения.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ние; оценивать выразительность чтения; словесно рисовать образы; находить в поэ­тическом тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль.


Вопросы и за­дания 1,7 (с. 220),

1-5(с. 221).

Чтение поэ­мы Н.А. Не­красова «Де­душка».

28



Историче­ская поэма Н.А. Не­красова

«Дедушка».

Внеклас-сное чтение.


Декабристская тема в творчестве Н.А. Не­красова. Образ деда, болеющего за Отчизну. Картины жизни России, «бедствий на­родных» в рассказах дедушки. Боль автора за Родину, за «народ угнетенный».Вера в волю и труд человека.Образ Саши - образ надежды на светлое будущее. Словарная работа.


Знать: историческую основу, сюжет и со­держание поэмы «Дедушка».

Понимать: обличающий, свободолюби­вый, патриотический пафос поэмы.

Уметь: выразительно читать поэму; выяс­нять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразитель­ное чтение, элементы лингвистического анализа текста, вопросы и за­дания.

Выразитель­ное чтение фрагмента поэмы.

С.222-223 чит.

29









Трехслож­ные разме­ры стиха.





Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-прак­тикум.


Повторение тем «Двусложные размеры сти­ха», «Рифма. Способы рифмовки», «Ритм». Чтение статьи «Трехсложные размеры сти­ха» (с. 222-223). Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах.



Знать: теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясываю­щая), ритм, стопа; двусложные и трех­сложные размеры стиха. Понимать: разницу между прозаической и стихотворной речью. Уметь: создавать собственные стихотво­рения по заданным рифмам (буриме).


Задания (с. 223),

игра

буриме.






Подготовка

к контроль­ной работе по творчеству Ф.И. Тютче­ва, А.А. Фета, И.С. Тур­генева, Н.А. Некра­сова.


30



Контроль­ная работа по твор­честву Ф.И. Тют­чева,

А.А. Фета, И.С. Тур­генева, Н.А. Не­красова.


Урок конт­роля зна­ний.

Творчество Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова.

Тестиро­вание, развернутые ответы на проблемные вопросы.

Знать: содержание и героев произведений Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева,

Н.А. Некрасова.

Понимать: проблематику произведений; отношение авторов к изображаемому; роль изобразительно-выразительных средств в произведениях.

Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения.

Контрольная работа.

С.224-226 чит., пересказывать.

Чтение сказа Н.С. Лескова «Левша»( гл.1-8).

31



Н.С.Лес­ков. Сказ «Левша». Жанровые особенно­сти, сю­жет, герои.

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово о Н.С. Лескове. Чтение и обсу­ждение вступительной статьи о писателе (с. 224-226). Герои произведений Н.С. Лес­кова. Особенности жанра сказа у Н.С. Лес­кова. Развитие представлений о жанре сказа. Герои сказа «Левша» (вымышленные персонажи и исторические лица), трак­товка их образов Н.С. Лесковым. Близость сюжета к фольклору. Левша: фольклорный характер героя. Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм и горькое чувство от его униженности и бес­правия. Сатирическое изображение царских чиновников. Комментированное чтение.

Словарная работа.

Знать: сведения о семье, юности и начале литературной деятельности Н.С. Лескова; сюжет и содержание сказа «Левша»; спо­собы создания образов. Понимать: гуманистический пафос произ­ведения; отношение автора к героям.

Уметь: объяснять особенности жанра сказа у Н.С. Лескова; выразительно читать и пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

Выразительное чтение, выбо­рочный пере­сказ, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания

1—2 (с. 268).

Гл.9-15 чит., выборочный пересказ.


32,

33







Особенно­сти языка сказа Н.С. Лес­кова «Лев­ша».







Уроки раз­вития речи.






Особенности языка сказа. Комический эф­фект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Речевая характеристика геро­ев. Сочетание юмора, сатиры и драматизма в произведении.

Словарная работа. Иллюст­рации к сказу Н.В. Кузьмина, Кукрыниксов. Обсуждение темы сочинения «Изображение лучших качеств русского народа в стихотво­рении Н.А. Некрасова "Железная дорога" и сказе Н.С. Лескова "Левша"». Составле­ние плана, подбор материалов.



Знать: сюжет и содержание сказа. Понимать: иронию автора; отношение автора к героям; гуманистический пафос произведения.

Уметь: пересказывать эпизоды сказа; характеризовать героев и их поступки; вы­яснять значение незнакомых слов; видеть комический эффект игры слов; находить в тексте изобразительно- выразительные средства и определять их роль; сопостав­лять литературные произведения с иллю­страциями к ним; составлять план и под­бирать материалы по теме сочинения.

Вопросы и задания 3-5(с. 269), вопр.1-6 (с.270-271).





Иллюстрация к сказу, с. 273-275 чит, пересказ., сообщения по теме, с. 277 чит.







34



А.П. Че­хов. Рассказ «Тол-стый и тонкий».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа

Слово об А.П. Чехове. Чтение и обсу­ждение вступительной статьи о писателе и воспоминаний о нем К.И. Чуковского и Л.Н. Толстого (с. 309—312). Развитие по­нятия о юморе. Смысл названия рассказа «Толстый и тонкий». Роль деталей в расска­зе. Осмеяние лицемерия, чинопочитания, раболепия, добровольного самоуничижения.Речь персонажей как средство их характери­стики.

Прослушивание рассказа в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации к рассказ.

Знать: сведения о молодости и начале литературной деятельности А.П. Чехова; сюжет и содержание рассказа «Толстый и тонкий»; теоретико-литературные поня­тия юмор, сатира.

Понимать: сатирический пафос произ­ведения; отношение автора к героям и их поступкам.

Уметь: строить развернутые высказы­вания на основе прочитанного; просле­живать изменения в поведении героя; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; оценивать выра­зительность чтения.

Вопросы и задания

(с. 276), выразительное чтение, пере­сказ, элементы анализа тек­ста, вопросы и задания1—4 (с. 280-281), 1-3 (с. 281), рубрика «Фонохресто-матия»).

С.278-280 пересказ, подготов­ка к урокувнеклас-с­ного чтения по рассказам А.П.Чехова "Лошадиная фамилия", "Пересолил" и др.

35










Юмористи-ческие рас-сказы А.П. Че­хова «Лошадиная фамилия», «Пересо­лил» и др.




Урок вне­класс­ного чте­ния.







Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехо­ва. Пересказ и инсценирование рассказов. Особенности стиля чеховских рассказов (краткость, емкость, яркие заглавия, зна­чащие имена и фамилии, выразительные детали, динамичность действия, сценич­ность диалогов, простая, ясная речь автора). Смысл названий рассказов.

Изобразитель­но-выразительные средства, их роль в рас­сказах. Речь героев как источник юмора.



Знать: содержание и героев рассказов А.П. Чехова.

Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям; роль изобразительно-выра­зительных средств в создании юмористи­ческих и сатирических образов и ситуаций.

Уметь: пересказывать рассказы; выявлять особенности стиля чеховских рассказов; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения.

Выразитель­ный пересказ и инсценирова­ние рассказов, характеристика героев, эле­менты анализа текста.



С.282-283 чит.,сообще-ние по теме.






36,37



Родная при-рода в стихо­творениях русских поэтов Х1Х века.


Уроки-

прак-

тикумы.

Выражение переживаний и мироощуще­ний в стихотворениях о родной природе.

Изобразительно-выразительные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. Развитие понятия о лирике. Порыв к идеалу в стихотворении Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..». Хрупкость красоты в стихотворе­нии Е.А. Баратынского «Чудный град порой сольется...». Рождение лирических сюжетов стихотворений Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри - какая мгла...». Признаки баллады в стихотворе­нии А.К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...». Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотво­рение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопо­ставлять произведения литературы, музы­ки и живописи.




Выразитель­ное чтение, эле­менты анализа текста, вопросы и за­дания 1-5 с.288.

Чтение фее­рии АС. Гри­на «Алые паруса», вы­полнение иллюстрации к произведе­нию.


ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА

(19 часов)

38



А.И.Куприн. "Чудесный доктор".

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово о А.И.Куприне. История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра произведения. Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна; особенности жанра. Понимать: позицию автора и его отношение к героям и их поступкам. Уметь: пересказывать текст, строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного; характеризовать героев и их поступки; оценивать выра­зительность чтения.

С.15-16 вопросы и задания 1-7.

С.16 задание (устно).

С.17-19 чит., с.19-39 чит.

39,

40



А.С. Грин. Феерия «Алые паруса».


Урок вне­классно-го чте­ния.


Слово об А.С. Грине. Особенности жанра произведения «Алые паруса». Победа ро­мантической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота героев. Изобразительно-выразительные средства (антитеза, эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения), их роль в произведении. Прослушивание первой главы в актерском исполнении, обсуждение.

Иллюстрации и рисунки к про­изведению.

Словарная работа. Просмотр фрагментов художественного фильма «Алые паруса», обсуждение.


Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Грина; особенности жанра феерии; сюжет и содержание феерии «Алые паруса». Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям и их поступкам; романтиче­ский, оптимистический, жизнеутверждаю­щий пафос произведения. Уметь: пересказывать сюжет феерии; строить развернутые высказывания на ос­нове прочитанного;

характеризовать героев и их поступки; оценивать выра­зительность чтения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Вопросы и за­дания 1-5 с. 39, вопр.1-5 с. 40.


С.40-41 вопр. устно, с 42-43 чит., пересказывать.

41



А.П. Пла­тонов.Сказка-быль «Неизвест-ный цветок».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово об А.П. Платонове. «Неизвестный цветок» - притча о «непохожих». История создания и смысл названия произведения. Особенности жанра. «Ни на кого не по­хожие» герои А.П. Платонова. Сходство произведения с фольклорными и литера­турными сказками, различия между ними. Прослушивание фрагментов сказки-были в актерском исполнении, обсуждение.

Сло­варная работа.

Описание иллюстраций.

Знать: сведения о жизни и творчестве А.П. Платонова; историю создания, сюжет и содержание сказки-были «Неизвестный цветок».

Понимать: смысл названия произведения; позицию автора и его отношение к героям. Уметь: сопоставлять сказку с другими произведениями литературы;

характеризо­вать героев и их поступки; строить развер­нутые высказывания на основе прочитан­ного; аргументировать свою точку зрения; оценивать выразительность чтения.

Выразитель­ное чтение, элементы ана­лиза текста,

во­просы и зада­ния 1-5 (с. 49-50),

1-2 (с. 50),

1-4 (с. 51), рубрика «Фонохресто-матия»), с. 51.

С.45-49 чит, пересказ.,


42



К.М.Симонов "Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины".


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово о К.М.Симонове. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фонового материала. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного. Работа над средствами художественной выразительности.



Знать: содержание стихотворения К.М. Симонова, стихотво­рение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопо­ставлять произведения литературы, музы­ки и живописи.

С.55 вопросы 1-5 устно, с.56 фонохрестоматия.

С.56 чтение наизусть, вопр. 1-4 с. 56, с. 57-58 читать.

43



Д.С.Самой-лов. "Сороковые".

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово о Д.Самойлове. Выразительное чтение стихотворения. Прослушивание фонового материала. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного. Работа над средствами художественной выразительности.


Знать: содержание стихотворения Д. Самойлова, стихотво­рение наизусть.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопо­ставлять произведения литературы, музы­ки и живописи.

С.58 выразит. чтение, с 59 вопр. 1-5 устно, с. 59 творческое задание.

С. 60-61 чит., вопр.1, 2 с. 61, подготовка к контрольной работе.

44



Контроль­ная работа по твор­честву Н.С. Леско­ва,

А.П. Че­хова,

литературе о Великой Отечест-венной войне.


Урок конт­роля зна­ний.

Произведения Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Литература о Великой Отечественной войне. Тестирование,

раз­вернутые ответы на проблемные вопросы.

Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных ранее. Понимать: роль изобразительно-

вырази­тельных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения.

Контрольная работа.

С.62-63 чит., с.64 вопр. 1-3, с.64-80 чит.

45












Жизнь сибир-ской деревни

в рассказе В.П.

Астафьева «Конь с розо-вой гривой».










Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.







Слово о В.П. Астафьеве. Чтение и обсужде­ние автобиографической статьи писателя (с. 88—90). Рассказ «Конь с розовой гривой».Изображение быта и жизни сибирской де­ревни в предвоенные годы. Яркость и само­бытность героев.

Особенности использова­ния народной речи. Речевая характеристика героев.

Изобразительно-выразительные средства (деталь, антитеза), их роль в произ­ведении. Комментированное чтение.





Знать: сведения о начале литературной. деятельности В.П. Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание расска­за «Конь с розовой гривой». Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям.Уметь: пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение диалектных слов; находить в тексте изобразительно-вырази­тельные средства и определять их роль.


Аналитиче­ский пересказ, элементы анализа

тек­ста, вопросы и задания

1—7 (с. 82), творческое задание.







С.64-80 пересказ, с. 1-2 вопр.











46



Нрав­ственные проблемы в рассказе В.П. Ас­тафьева «Конь с розовой гривой».

Урок-прак-тикум, урок-беседа.

Тема становления личности.

Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, по­нятие долга. Старшее и младшее поколения сибиряков. Семья Левонтия. Душевные муки, горькое раскаяние героя. Нравствен­ный урок.

Юмор в рассказе. Словарная работа. Иллюстрации к рассказу. Словесное рисование.

Знать: сюжет и содержание рассказа; теоре­тико-литературные понятия эпизод, фабула.

Понимать: как формировался характер героя; нравственную проблематику произ­ведения.

Уметь: ориентироваться в тексте; объяс­нять значение диалектных слов; анализи­ровать текст; характеризовать героев и их поступки; сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; создавать устные картины.

Аналитический пересказ, во­просы и зада­ния

3-6 (с. 83),

рубрика «Будьте внимательны к слову») 1—2.


Рисунок к рассказу, с. 85-86 чит., пересказ.

47



В.Г. Распутин «Уроки французско-го».Нрав­ственные проблемы в рассказе.

Урок

изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Слово о В.Г. Распутине. Чтение автобио­графической статьи «Уроки доброты» (с. 85-86). Отражение в повести труд­ностей военного времени. Жажда знаний у юного героя, его нравственная стойкость, чувство собственного достоинства.

Роль пейзажа, портрета в создании образа героя. Комментированное чтение.

Словарная ра­бота.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.Г. Распутина; теоретико-литературные понятия автобиографическое произведение, рассказ, сюжет; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Уроки француз­ского».

Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; объяснять значение

про­сторечных слов; находить в тексте изобра­зительно-выразительные средства и опре­делять их роль.

Аналитиче­ский

пере­сказ, вопросы и задания

1-8 (с. 121), выразительное чтение одной из сцен в рассказе.

С.87-120 пересказ эпизода, с.122-123 вопр.1-4 устно.

48



Смысл

названия рассказа В.Г. Рас­путина «Уроки французско-го».

Комби-нирован-ный

урок.

Смысл названия рассказа. Смысл посвяще­ния и предисловия. Противопоставление портретов героя и Лидии Михайловны. Душевная щедрость, действенная доброта учительницы, ее роль в жизни мальчи­ка. Прослушивание фрагментов рассказа в актерском исполнении, обсуждение. Просмотр фрагментов телефильма «Уроки французского», обсуждение. Иллюстрации к рассказу. Обсуждение тем сочинения.

Знать: сюжет и содержание рассказа. Понимать: смысл названия произведения; отношение автора к героям; нравственную проблематику произведения.

Уметь: пересказывать и анализировать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитан­ного аргументированно доказывать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения разных авторов (рассказы В.П. Астафьева и В.Г. Распутина); оцени­вать актерское чтение; сопоставлять

лите­ратурные произведения с иллюстрациями к ним.

Аналитический пересказ, выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания

1-3 (с. 123), с.123«Литература и другие виды искусства») 1-3.

Подготовка к сочинению по рассказам В.П. Ас­тафьева и В.Г. Распу­тина.

49,50



Сочинение по рас­сказам В.П. Ас­тафьева

и В.Г. Рас­путина.

Уроки раз­вития речи.

Сочинение на одну из тем:

1. Нравственный выбор моих ровесников

в рассказах В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

2. Уроки доброты и честности в рассказах
В.П. Астафьева и В.Г. Распутина.

Знать: этапы и приемы работы над сочи­нением. Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изо­бражаемому.Уметь: логично и последовательно из­лагать свою точку зрения; сопоставлять литературные произведения друг с другом и с собственным жизненным опытом; да­вать сравнительную характеристику героев

Сочинение.

С.124-127 чит., пересказ. с.127-137 читать.


51



В.М. Шук­шин. Рассказ «Критики».

Урок

изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.


Слово о В.М. Шукшине. Сообщение о селе Сростки (рубрика «Литературные места Рос­сии», с. 317). В.М. Шукшин-режиссер, его фильмы. Герои В.М. Шукшина — «чудики»,«странныелюди».Несоответствие

реальности и мечты в рассказах.

Смысл названия рассказа «Критики».

.Прослуши­вание фрагментов рассказа в актерском ис­полнении, обсуждение.

Словарная работа.

Знать: сведения о жизни и творчестве В.М. Шукшина; сюжет и содержание рас­сказа «Критики».

Понимать: смысл названия произведения; особенности авторской иронии; отношение автора к героям.Уметь: пересказывать и анализировать

текст; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение.

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания 1-7

(с.137).

С.138 вопр.1-6 устно, с.139-140 чит., с.140-156 чит.


52











ФА. Искандер. Рассказ «Три-надцатый подвиг Ге­ракла».






Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.




Слово о Ф.А. Искандере. Особенности творчества писателя, его обращенность и к детям, и к взрослым. Рассказ «Трина­дцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. За­калка смехом. Воспитание чувства самоиро­нии. Юмор и его роль в рассказе. Способы создания юмористического (ироническое название рассказа, значимые имена, игра на несоответствии

Знать: сведения о жизни и творчестве Ф.А. Искандера; сюжет и содержание рас­сказа «Тринадцатый подвиг Геракла».

Понимать: смысл названия произведения; особенности иронии автора; отношение автора к героям; главную идею рассказа об очистительной роли смеха.

Уметь: выразительно читать рассказ по ро­лям; пересказывать и анализировать текст; характеризовать героев и их поступки.

Пересказ, выразительное чтение по ро­лям, вопросы и задания

1 —7 (с. 156-157).




Сочинение по заданиям I, II

(с. 157).



53,54



Родная при-рода

в стихо­творениях поэтов XX века.

Уроки-

практи-кумы.

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных про­изведениях поэтов XX века.

Изменение поэтического языка (индивидуальность изобразительно-выразительных средств языка).

Пейзажная зарисовка как выра­жение душевных переживаний в стихо­творениях А. А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном...». Врачующая сила природы в стихотворениях С.А. Есенина «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Тонкая лиричность поэзии АА. Ахмато­вой. «Перед весной бывают дни такие...».

Природа и Родина в поэзии Н.М. Рубцова. «Звезда полей». Развитие понятия о лирике. Прослушивание стихотворений в актерском исполнении, обсуждение.

Чтение статьи Г.В. Артоболевского «Элементы интонации» (с. 204).

Знать: содержание стихотворений поэтов XX века о родной природе; одно стихотво­рение наизусть.

Понимать: характер изменений поэтиче­ского языка; лирический пафос стихотво­рений.

Уметь: выразительно читать стихотворе­ния наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; оценивать актерское чтение; сопоставлять произ­ведения литературы и музыки; находить в поэтических текстах изобразительно-

вы­разительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение, элемен­ты анализа

тек­ста, вопросы и задания 1-2 с.160,1-3(с.160),1-4 (с.163), 1-6 (с.167),вопросы и за­дания рубрики «Фонохресто-матия»

(с. 160, 163, 164, 166).

Выразительное чтение, с.169-170 чит., с.170-171 выразит. чтение.

55,

56



Из лите­ра-туры народов России.

Урок вне­класс­ного чте­ния.

Слово о Г. Тукае. Любовь к малой родине, верность традициям народа в стихотворении «Родная деревня». Стихотворение «Книга». Великая роль книги в жизни человека. Сло­во о К. Ш. Кулиеве. Тема Родины и народа в стихотворении «Когда на меня навалилась беда...». Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации в стихотворении «Каким бы малым ни был мой народ...».

Знать: сведения о жизни и творчестве Г. Тукая и К.Ш. Кулиева; содержание сти­хотворений поэтов.Понимать: патриотический, просвети­тельский пафос стихотворений; важность изучения многонациональной российской литературы.Уметь: выразительно читать стихотво­рения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение, эле­менты анализа текста, вопросы и задания

1—4 (с. 172), 1-5 (с. 175).

С.176-177 чит., пересказ., сообщение по теме, выборочное чтение ми­фов

(Н. Кун «Легенды и мифы Древней Греции», В. Смирнова «Герои Элла­ды» и др.)


Зарубежная литература (14 часов).


57,

58



Мифы

Древней

Греции.

Подвиги

Геракла.

«Скотный

двор царя

Авгия»,

«Яблоки

Гесперид»

и др.


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Понятие о мифе, его природе. Общее в ми­фах разных народов. Глубина идей и красота образов древней мифологии. Отражение в мифах представлений древних о мироустройстве, добре и зле. Значение мифов Древней Греции для развития мировой культуры. Крылатые фразы, заимствованные из древнегреческой мифологии. Геракл - особенно любимый и почитаемый герой древних греков. Словесное рисование. Опи­сание рисунков к мифам. Словарная работа.


Знать: теоретико-литературные понятия миф, мифология; сюжеты и содержание мифов; фразеологические выражения, понятия, образы, заимствованные из древ­негреческой мифологии.

Понимать: величие подвигов Геракла; важность изучения мировой культуры. Уметь: отличать миф от сказки; сопостав­лять содержание мифов с произведениями литературы, живописи, скульптуры.

Пересказ мифов о по­двигах Герак­ла, вопросы и задания

1-3 (с. 183-184),

1-2 с.184.


С.184 вопр. 1, 2 письм., с.185 чит.

59



Легенда об Арионе.

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.

Понятие о легенде. Миф и легенда - общее и различное. Легенда об Арионе, записан­ная Геродотом. Образ Ариона:

талантли­вость, чувство собственного достоинства, мужество. Образ Ариона в стихотворении А.С. Пушкина «Арион». Словарная работа.

Знать: теоретико-литературное понятие легенда; сюжет и содержание легенды об Арионе.

Понимать: величие образа Ариона; пред­ставление древних о спасительной силе искусств.

Уметь: отличать миф от легенды; со­поставлять легенду со стихотворением А.С. Пушкина.

Пересказ, вопросы и задания (с.187).

С.186-187 пересказ, иллюстрации к произведению. с. 188-193 чит., сообщения по теме.

60




Гомер. Героиче­ская поэма «Илиада».


Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.


Краткий рассказ о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» - героические эпические поэ­мы. Истоки и историческая основа поэм. Значение поэм Гомера. Понятие о героиче­ском эпосе. «Илиада». Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме.


Знать: сведения о творчестве Гомера; сю­жет и героев поэмы «Илиада». Понимать: значение творчества Гомера, его влияние на развитие мировой худо­жественной культуры. Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания

1—3(с. 201).





С.201 творческое задание, с.202-216 чит.




61



Героиче­ская поэма Гомера

«Одиссея».

Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.


«Одиссея».Итака - остров, воспетый Гоме­ром. Одиссей - верный муж, любящий отец, мудрый правитель.Стихия Одиссея - борь­ба, преодоление препятствий, познание не­известного. Храбрость, сметливость («хитроумие») Одиссея.Комментированное чтение фрагментов поэмы. Иллюстрации к поэме.


Знать: сведения о творчестве Гомера; сю­жет и героев поэмы «Одиссея». Понимать: роль повторов в поэме; значе­ние образа Одиссея, нарицательное значе­ние его имени.Уметь: выразительно читать текст поэмы; описывать иллюстрации к поэме; характе­ризовать героев и их поступки.

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания

1—10(с. 216).

Вопросы

и задания рубрики «Литература и другие виды искус­ства»

(с. 217), с.218-220чит., пересказ.

"Дон Кихот" читать.

62, 63



М.Сервантес Сааведра. Роман «Дон Ки­хот».

Уроки вне­класс­ного чте­ния.

Слово о М. Сервантесе. Проблема истинных и ложных идеалов в романе «Дон Кихот». Воображаемый мир героя. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы.

Дон Кихот, его благородство, рыцарство, чело­вечность, сострадание, бескорыстие. Образ Санчо Пансы. Народное понимание правды жизни. Дон Кихот и Санчо Панса - общее и различное. Комментированное чтение глав романа. Иллюстрации к роману. Веч­ный образ в стихотворении Д.С. Мережков­ского «Дон Кихот» и на картине Е.Е. Моисеенко «Ламанч» (второй форзац учебника).

Знать: сведения о жизни и творчестве М. Сервантеса; сюжет и героев романа «Дон Кихот».

Понимать: суть конфликта красоты, бла­городства, идеалистических устремлений с действительностью; гуманистический пафос романа.

Уметь: выразительно читать текст; ха­рактеризовать героев и их поступки; сопоставлять произведения литературы и искусства.

Выразительное чтение, во­просы и зада­ния с.220.

С.221-222 чит., пересказ.

С. 222-226 выразит. чтение.

64,65













Ф. Шил­лер. Бал­лада «Пер­чатка».








Урок изуче­ния

но­вого мате­риала, урок-беседа.




Слово о Ф. Шиллере - великом немецком поэте и драматурге. Проблемы благородства, достоинства и чести в балладе «Перчат­ка». Переводы баллады М.Ю. Лермонтова и В.А. Жуковского. Прослушивание балла­ды в актерском исполнении, обсуждение. Иллюстрации к балладе.




Знать: сведения о жизни и творчестве Ф. Шиллера; особенности жанра баллады; сюжет и содержание баллады «Перчатка». Понимать: суть конфликта самовлюблен­ности и неоправданной жестокости с бла­городством. Уметь: выразительно читать текст; ха­рактеризовать героев и их поступки; со­поставлять поэтические переводы разных авторов; оценивать актерское чтение; опи­сывать иллюстрации к балладе.

Выразительное чтение, во­просы и зада­ния 1-3

(с. 226-227).



С.227 вопр. 1-4 устно. с.228-229 чит., пересказ.







66












П. Мери­ме. Новел­ла «Маттео Фальконе».

Урок вне­класс­ного чте­ния.

Слово о П. Мериме. Нравы корсиканцев в новелле «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом. Роль природы в новелле. Сила традиций. Беспощадность главного героя к предательству. Словарная работа.

Иллюст­рации к новелле. Чтение фрагмента статьи Г.В. Артоболевского «Художественное чте­ние» (с. 292-293).


Знать: сведения о жизни и творчестве П. Мериме; сюжет и содержание новеллы «Маттео Фальконе».Понимать: суть конфликта естественной жизни с цивилизованным обществом.

Уметь: выразительно читать текст; объ­яснять понятие героического характера в литературе; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение не­знакомых слов; описывать иллюстрации к новелле.

Выразитель­ное чтение, вопросы и задания 1-4

(с. 244), с. 244 творческое задание.

С.245-246 чит., творческое задание с.246. с.247-249 чит.

67,

68




А. де Сент-Экзюпери. Сказка-притча «Ма­ленький принц».

Уроки вне­класс­ного чте­ния.

Слово об А. де Сент-Экзюпери.

Философ­ская сказка-притча «Маленький принц». Маленький принц - средоточие всего луч­шего в человеке. Конфликт красоты и чи­стоты человеческих отношений с жестоко­стью мира.

Стремление к взаимопониманию между людьми. Проблема ответственности каждого человека за все, что происходит в мире. Вечные истины в сказке. Прослу­шивание фрагментов сказки в актерском исполнении, обсуждение. Рисунки автора к сказке-притче.


Знать: сведения о жизни и творчестве А. де Сент-Экзюпери; сюжет и содержание сказки-притчи «Маленький принц»;

тео­ретико-литературное понятие притча. Понимать: позицию автора и его отноше­ние к героям; философский смысл и гума­нистический пафос произведения. Уметь: выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступ­ки; оценивать актерское чтение.

Выразитель­ное чтение, вопросы и за­дания 1-3

(с. 264), с.265 вопр. 1-6, фонохрестома-тия.

Подготовка

к итоговой контрольной работе.

69



Итоговая контроль­ная работа.

Урок конт­роля зна­ний.

Тестирование, развернутые ответы на про­блемные вопросы.

Знать: содержание и героев произведе­ний, прочитанных в 6 классе. Понимать: роль изобразительно-вырази­тельных средств в произведениях; отноше­ние авторов к изображаемому. Уметь: анализировать прозаические и поэтические тексты, определять их темы и идеи; писать небольшие сочинения-рас­суждения.

Контрольная работа.

Не задано.

70



Итоговый урок по теме: "Зарубежная литература".

Урок раз­вития речи.

Беседа по прочитанным произведениям зарубежной литературы..

Зада­ния для чтения летом.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Понимать: нравственную проблематику произведений; отношение авторов к изо­бражаемому.

Уметь: пересказывать сюжеты и отдель­ные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; стро­ить высказывания на литературную тему; характеризовать героев и их поступки.

Пересказ, ана­лиз текста.

Список ли­тературы для чтения летом



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Календарно-тематическое планирование по литературе в 6 классе.

Автор: Куренева Надежда Петровна

Дата: 07.08.2015

Номер свидетельства: 224582

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства