kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Басня «Стрекоза и Муравей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Город Темир

Средняя школа имени  С.Баишева

Учительница русского языка и литературы в казахской школе: Байсакалова Г.Б.      

                        

          Тема урока:   Фразеологизмы

 

Цели урока:

  • знать: понятие фразеологического оборота, отличие его от слова;
  • совершенствовать навыки учащихся в употреблении фразеологизмов; расширить их знания о языке, развивать интерес к е

    6 клас                           Русская литература

     

    Тема урока:    И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

    Цели урока:

    1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере  басни «Стрекоза и Муравей»;

    2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

    3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду

    Тип урока: изучение нового материала

    Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие,   аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне

    Работа со словами:   нужда, удручить, вешний, мурава

    Ход урока:

     

    1.Организационный момент.

    2. Побуждение к действию

     Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие

    -Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.

    Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль

    Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

    Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.

    Мораль - поучение

    Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима )

    * Прослушивание 3-4 рассказов  учащихся

     3. Осмысление изученного материала

    *Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава

    *Прослушивание басни (аудиозапись)

    *Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного)

    *Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы)   

    *Анализ басни:

    -Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?

    -Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?

    Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?

    -Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради.

    -Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль.

    4.Обратная связь (Рефлексия)

      *Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свое мнение на утверждение, джанное учителем: «Муравей поступил правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» - это надписи в конвертах для голосов)

    *Подсчёт голосов, выводы

    5.Домашнее задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический материал из тетради

    6.Подведение итогов занятия.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    го изучению;
  • развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас,
  • развивать мышление, память, творческие способности, фантазию.
  • воспитывать любовь к прекрасному, трудолюбие; способствовать бережному отношению к языку.

Наглядность: плакат с девизом: «Знание языка необходимо каждому  культурному человеку»

Ход урока

1. Игра “Аплодисменты”.

- Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

- Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)

- Что такое фразеологизм?

- Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы?

2. Слово учителя.

- Русский язык очень богат, содержит слова из самых разных пластов лексики. Откуда же берутся фразеологизмы? Какова история их происхождения?

Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают? ( Выслушиваются ответы учащихся)

3. Выступления учащихся с сообщениями о происхождении фразеологизмов (Дамоклов меч, Панический страх, перейти Рубикон и т. д.).

- А теперь пройдёмся по страницам русской истории. В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые порождены давно ушедшими в прошлое обычаями. Они живые свидетели прошлого, знание их обогащает наш ум, даёт возможность лучше постигнуть язык, более серьёзно им пользоваться. Послушайте сообщения о том, как возникли выражения: перемывать косточки, уйти несолоно хлебавши, как с гуся вода, где раки зимуют (выступления учащихся).

- С развитием науки и техники в нашу речь входят фразеологизмы- термины из лексикона представителей разных профессий. Определите профессию работника по его словарю:

1) сгущать краски, не жалеть красок;

2) учитывать все минусы и плюсы, привести к общему знаменателю, ставить знак равенства;

3) игра в одни ворота, игра не по правилам.

- Многие крылатые слова и выражения были созданы писателями: голый король (Х.К. Андерсен), ушки на макушке (М.Ю. Лермонтов), человек в футляре (А.П. Чехов).

- Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.

4. Работа по развитию речи \ объясните значение фразеологизмов\

Как рыба в воде-

Держать в ежовых рукавицах-

Висеть на волоске-

Как с гуся вода-

На душе кошки скребут-

Ни свет, ни заря-

День за днем-

 

5. Лексическая работа.

Определите происхождение данных фразеологизмов, заполняя таблицу.

Фольклор

Мифология древнего мира

Военное дело

история

Охота, рыбалка

медицина

 

 

 

 

 

 

  За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в Лету, казанская сирота, у разбитого корыта, прометеев огонь,, коломенская верста, финкина грамота, искать жар-птицу, поднять на щит, перейти Рубикон, подготовить почву, закинуть удочку, на ловца и зверь бежит, снять стружку, мутить воду, не стоит овчинка выделки, ни пуха ни пера, точить лясы, сорвать маску, играть в первую скрипку, через час по чайной ложке, сложить головы, попасть в котел, сложить оружие, на два фронта.

6. Шутка-минутка.

- Исправьте ошибку, объясните значение:

1) ждать у горя погоды;

2) мы сами с ушами;

3) купить кита в мешке;

4) не ноги горшки обжигают;

5) нашла коза на камень;

6) крутится как булка в колесе.

7. Игра «О ком говорят?»

  Стрелянный воробей, белая ворона, гусь лапчатый, тертый калач, забубенная головушка, желторотый птенец,, семи пядей во лбу, собаку съел, звезд с неба не хватает, язык без костей, правая рука, и швец, и гнец, и на дуде игрец.

8. Подведение итогов урока:

- Что нового узнали на уроке о фразеологических оборотах?

- Чему научились?

- Что бы вы посоветовали ученику, изучающему эту тему самостоятельно?

9. - Чтоб упрочить ваши знания, даю домашнее задание: закончите рассказ “ Курам на смех”, введя в него 5-6 фразеологических оборотов.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Басня «Стрекоза и Муравей» »

6 клас Русская литература


Тема урока: И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей»

Цели урока:

1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере басни «Стрекоза и Муравей»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать самостоятельность и инициативу, уважение к труду

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие, аудиозапись басни, тетради, маркеры, схемы, листочки и конверты для голосования, портреты Крылова и Лафонтена, иллюстрации к басне

Работа со словами: нужда, удручить, вешний, мурава

Ход урока:


1.Организационный момент.

2. Побуждение к действию

Слово учителя: ребята, сегодня на уроке литературного чтения мы с вами познакомимся с известным баснописцем и.А. Крыловым и жанром БАСНЯ, а также с такими понятиями как инолсказание, аллегория и мороаль басни. И.А. Крылов переводил басни известного французского поэта Лафонтена, но настолько оригинально, что из нельзя было узнать. Крылов в свои переводы вдохнул дух русской жизни. Герои его басен стали народными, а выражения – крылатыми. К примеру, «Ты сер, а я приятель сед», «Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку», «А вы, джрузья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь», «У сильного всегда бессильный виноват» и многие другие

-Что же такое БАСНЯ и в чём ее особенности? Давайте запишем и запомним.

Басня – небольшой рассказ в стихах, в котором должы быть иносказание, аллегория и мораль

Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.

Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.

Мораль - поучение

Работа по стратегии «Ключевые слова» (Учащиеся составляют свой небольшой рассказ, используя данные ключевые слова: работать, петь, плясать, лето, зима )

* Прослушивание 3-4 рассказов учащихся

3. Осмысление изученного материала

*Словарная работа: нужда, удручить, вешний, мурава

*Прослушивание басни (аудиозапись)

*Составление диаграммы Венна (сравнивание своего рассказа с басней Крылова: что общего и разного)

*Игра «На месте другого» (два ученика выступают в роли Стрекозы и Муравья, остальные задают им вопросы)

*Анализ басни:

-Какими словами Крылов показывает, что жизнь для Стрекозы – это лето, вечный праздник?

-Почему просьба Стрекозы для Муравья кажется странной?

Кто в нашей жизни Стрекоза, а кто Муравей?

-Докажите, что это басня, пользуясь записями в тетради.

-Найдите здесь иносказание, аллегорю и мораль.

4.Обратная связь (Рефлексия)

*Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»(учащиеся на карточках голосования письменно высказывают свое мнение на утверждение, джанное учителем: «Муравей поступил правильно, отказав в помощи Стрекозе» и голосуют «ДА», «НЕТ» - это надписи в конвертах для голосов)

*Подсчёт голосов, выводы

5.Домашнее задание: выучить басню крылова наизусть, стр117 + теоретический материал из тетради

6.Подведение итогов занятия.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Басня «Стрекоза и Муравей»

Автор: Байсакалова Гульшат Битимбаевна

Дата: 11.02.2015

Номер свидетельства: 171445

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "И.А.Крылов Басня "Стрекоза и муравей" "
    ["seo_title"] => string(38) "i-a-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "166606"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422976289"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "И.А. Крылов. Басня «Стрекоза и Муравей» "
    ["seo_title"] => string(40) "i-a-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei-1"
    ["file_id"] => string(6) "171457"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423672851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "И. Крылов. Басня «Стрекоза и муравей»"
    ["seo_title"] => string(36) "i-krylov-basnia-striekoza-i-muraviei"
    ["file_id"] => string(6) "308494"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458587204"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по литературе по теме "Стрекоза и муравей" И. Крылов "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-po-tiemie-striekoza-i-muraviei-i-krylov"
    ["file_id"] => string(6) "210429"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431438492"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "И.А.Крылов. Басня. Персонажи басен. "Стрекоза и Муравей", "Лебедь, Щука и Рак" "
    ["seo_title"] => string(79) "i-a-krylov-basnia-piersonazhi-basien-striekoza-i-muraviei-liebied-shchuka-i-rak"
    ["file_id"] => string(6) "153645"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421058656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства