Просмотр содержимого документа
«Приёмы читательской грамотности»
Приёмы формирования читательской грамотности
Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
.
Читательские умения: I. умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы: – найти в тексте информацию, представленную в явном виде; – основываясь на тексте, сделать простые выводы;
II. умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:
устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста рекомендуется предлагать задания, в которых
между текстом вопроса и ответом нет однозначного лексического соответствия (то есть ответ нельзя найти по ключевым словам вопроса, необходимы синонимические замены, а для этого и вопрос, и ответ необходимо понимать);
фрагмент текста, содержащий ответ на вопрос, необходимо вычленить из контекста, содержащего избыточную информацию, часть которой может противоречить искомой;
требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
объединять информацию вербальную и графическую;
устанавливать причинно-следственные связи между единицами информации текста, делать умозаключения на основе текста;
отличать главное от второстепенного;
отвечать на вопросы, имеющие несколько правильных ответов;
находить сходство в противоположных точках зрения, различать общепринятую и оригинальную, авторскую трактовку события.
Для формирования читательского умения осмысливать и оценивать сообщения текста рекомендуется предлагать задания, в которых требуется:
размышлять об информации, сообщенной в тексте; высказывать согласие или несогласие с авторской позицией, мотивировать его, основываясь на своем личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте;
сравнивать прочитанное с тем, что читали раньше, и со своим жизненным опытом;
прогнозировать события, которые произойдут дальше в тексте;
описывать основные характеристики прочитанного текста (структуру текста, его стиль и др.).
Приёмы активного чтения
Приём – «Чтение с остановками». Материалом для его проведения
служит повествовательный текст. На начальной стадии урока учащиеся по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Приёмы активизации ранее полученных знаний:
Приём «Работа с вопросником» Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт
Приёмы активного чтения
Приём «Знаю, узнал, хочу узнать». Применяется как на стадии объяснения нового
материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно записывают в таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового, какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Приём «Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников,
помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Так, например, после чтения первой части сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», в которой автор знакомит с главными героями Рукодельницей и Ленивицей, учитель делает остановку и предлагает детям вспомнить пословицы о трудолюбии и лени (ученики в парах записывают их на листах). В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки.
Приём «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при
составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Этот прием учит детей диалогу, культуре общения.
Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе
закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.
Приём «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается
построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приёмы активного чтения
Прием
«Толстые и тонкие вопросы»
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Когда…? Может…?
Предположите, что будет, если…?
Будет…? Мог ли …?
Что, если…?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём «Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Приёмы активизации ранее полученных знаний:
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов.
Приёмы активизации ранее полученных знаний:
Приём «Работа с вопросником» Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт
Приёмы, требующие творчества учащихся:
Прием«Синквейн».
Синквейн –это создание нерифмованного стихотворения .
Приём «Синквейн»
1 строка– 1 слово,
характеризующее предмет речи или тему.
2 строка- 2 прилагательных или причастия
(описание предмета речи).
3 строка– 3 глагола
(характеристика действий предмета речи).
4 строка– фраза, выражающая отношение автора
к предмету речи, или 4 слова (по 2), выражающие
отношение других героев к предмету речи
и авторское отношение.
5 строка– 1 слово-вывод.
Приём «Синквейн»
ЧТЕНИЕ.
НЕОБХОДИМОЕ, ВАЖНОЕ.
УЧТИТ,РАЗВИВАЕТ,ВОСПИТЫВАЕТ
«ЧТЕНИЕ –ВОТ ЛУЧЩЕЕ УЧЕНИЕ»
ВОСПИТАНИЕ
Приёмы графической организации учебного материала:
Прием «Составление кластера»
Приём «Создание викторины»
Приём «Древо мудрости»: сначала дети читают текст. Затем каждый пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву (на доске). Далее по очереди каждый подходит к дереву, “срывает” записку и отвечает на вопрос вслух.
. Приём «Крестики-нолики»
работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения нового произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак (нолик или крестик). Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков (по горизонтали или вертикали).
Приём «Мим-театр» - изобразить мимикой и жестами одного из героев произведения, класс отгадывает.
Приёмы активизации ранее полученных знаний:
Прием
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?
Приёмы графической организации учебного материала:
Прием
«Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приёмы, требующие творчества учащихся:
Прием
« Пирамидная история»
Пирамидная история
Название героев вашей истории или самого произведения.
Два слова, которые дают описание предмета изображения вашей истории (внешность, характер, качества, свойства).
Три слова, которые описывают место действия (страна, город, местность).
Четыре слова, которые описывают проблему истории (деньги, творчество, любовь и т.д.)
Пять слов, которые описывают начало действия (что явилось причиной проблемы в истории).
Шесть слов, которые описывают развитие действия, ход событий (что произошло с героем и его окружением походу сюжета).
Семь слов, которые описывают результат действия (что предпринимается для решения проблемы).
Восемь слов, которые описывают решение проблемы.
Приёмы, требующие творчества учащихся:
Прием«Диаманта». Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по значению.
Диаманта
1 строка– тема
(существительное).
2 строка- определение
(2 прилагательных).
3 строка– действие
(3 глагола).
4 строка– ассоциации
(4 существительных,
причём в этой строке
осуществляется переход
к антонимичным понятиям).
5 строка– действие
(3 глагола).
6 строка- определение
(2 прилагательных).
7 строка– тема
(существительное).
Приём “Реклама”.Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 7 мин. Работу можно организовать в группе. Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии.
Приём “Телеграмма”.Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись. Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.
Приём “Встреча с героем”.Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Пример. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?
Приём “Шкатулка”.Описание: Для актуализации субъектного опыта на уроках литературы. Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и т.д. Пример. Собери в шкатулку все, что необходимо герою с твоей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем. А что бы ты положил в данной ситуации для себя?