kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация урока "Устное народное творчество" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для учащихся 5-х классов, содержит теоретический материал, игровые моменты.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Устное народное творчество" (5 класс)»

.

.

ФОЛЬКЛОР Термин «фольклор» в современном значении впервые употребил в 1846 году английский историк и археолог Вильям Томс. Фольклор – (англ.) народная мудрость, народное знание. Фольклористика – наука, изучающая фольклор. Фольклорист – ученый, специалист в области фольклора.

ФОЛЬКЛОР

Термин «фольклор» в современном значении впервые употребил в 1846 году английский историк и археолог Вильям Томс.

Фольклор – (англ.) народная мудрость, народное знание.

Фольклористика – наука, изучающая фольклор.

Фольклорист – ученый, специалист в области фольклора.

УСТНОЕ  ПЕРЕДАЕТСЯ ИЗ УСТ В УСТА НАРОДНОЕ  АВТОР – НАРОД ТВОРЧЕСТВО  СОЗДАНО В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА

УСТНОЕ

ПЕРЕДАЕТСЯ

ИЗ УСТ В УСТА

НАРОДНОЕ

АВТОР – НАРОД

ТВОРЧЕСТВО

СОЗДАНО

В РЕЗУЛЬТАТЕ ТРУДА

ФОЛЬКЛОР - совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного быта

ФОЛЬКЛОР - совокупность обычаев, обрядов,

песен и других явлений народного быта

Фольклор Литература Нет персонального создателя. Есть конкретный писатель. Возник и развивается как устное творчество. Возникла и развивается с письменностью. Живёт во множестве вариантов. Имеет один вариант, написанный писателем.

Фольклор

Литература

Нет персонального создателя.

Есть конкретный писатель.

Возник и развивается как устное творчество.

Возникла и развивается с письменностью.

Живёт во множестве вариантов.

Имеет один вариант, написанный писателем.

ИСПОЛНИТЕЛИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ гусляры кобзарь скоморохи трубадуры

ИСПОЛНИТЕЛИ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

гусляры

кобзарь

скоморохи

трубадуры

Колыбельная песня Пестушка Потешка Прибаутка Закличка Приговорка Считалка Скороговорка Загадка

Колыбельная песня

Пестушка

Потешка

Прибаутка

Закличка

Приговорка

Считалка

Скороговорка

Загадка

ПЕСНИ Сказка – складка, песня – быль. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни. В любовных песнях звучит переживание молодежи. В семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жен. В солдатских – о службе, войнах, походах. В современной науке о фольклоре принято делить народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые (бытовые) . Обряд – это особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир.

ПЕСНИ

Сказка – складка, песня – быль.

В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона

народной жизни.

В любовных песнях звучит переживание молодежи.

В семейных говорится об отношениях родителей и детей,

мужей и жен.

В солдатских – о службе, войнах, походах.

В современной науке о фольклоре принято делить

народные песни на две основные группы:

обрядовые и необрядовые (бытовые) .

Обряд – это особым образом высказанная просьба,

направленная в иной мир.

песня, которой убаюкивают ребенка . Представляется будущее младенца; ребенку обещают счастье и богатство; навевают ребенку крепкий спокойный сон; пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения.  Спи, посыпай, Боронить поспевай. Мы те шапочку купим, Зипун сошьем, Зипун сошьем, Боронить сошлем В чистые поля, В зеленые луга.

песня, которой убаюкивают ребенка .

  • Представляется будущее младенца;
  • ребенку обещают счастье и богатство;
  • навевают ребенку крепкий спокойный сон;
  • пение зависит от покачивания колыбели, от ее ритмического движения.

Спи, посыпай,

Боронить поспевай.

Мы те шапочку купим,

Зипун сошьем,

Зипун сошьем,

Боронить сошлем

В чистые поля,

В зеленые луга.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ Какой должна быть колыбельная песня? Напевность, мелодичность, певучесть, отсутствие резких звуков – вот основные признаки колыбельных песен. Какие колыбельные песни вы знаете? Колыбельная песня не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Какой должна быть колыбельная песня?

Напевность, мелодичность, певучесть, отсутствие резких

звуков – вот основные признаки колыбельных песен.

Какие колыбельные песни вы знаете?

Колыбельная песня не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В колыбельных песнях часто употребляются слова баю-бай, баюшки-баю, спи, усни . Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю. Тихо смотрит месяц ясный В колыбель твою. Есть колыбельные песни, в которых детей пугают. Героями этих песен является волчок, “бабай” и “бука”. Баю-баюшки, баю, Не ложися на краю, Придет серый волчок И укусит за бочок.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

В колыбельных песнях часто употребляются слова

баю-бай, баюшки-баю, спи, усни .

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Есть колыбельные песни,

в которых детей пугают.

Героями этих песен является

волчок, “бабай” и “бука”.

Баю-баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придет серый волчок

И укусит за бочок.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ  ПЕСНИ Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой. Кота зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост». Не качай ты, коток, Чужих деточек - малолеточек. Поди к нам ночевать Да Ванюшу качать.

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Главным персонажем славянских колыбельных песен является кот. Он становится первым объектом наблюдения для ребенка - живет в избе, привлекает внимание своими движениями, игривостью, мягкой шерсткой.

Кота зовут ночевать, ребенка качать и обещают всякие награды: «кувшин молока, конец пирога», «тапы в лапы», «склянку вина», «редьки хвост и великий пост».

Не качай ты, коток,

Чужих деточек - малолеточек.

Поди к нам ночевать

Да Ванюшу качать.

ПЕСТУШКА - короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.  Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка, воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом. Проснувшегося малыша мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает: Потягушечки! Порастушечки! Поперек толстушечки, Руки - хватушечки. Ноги - бегушечки Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая, какие слова может говорить? У сороки боли, У вороны боли, У Феденьки заживи!

ПЕСТУШКА -

короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Пестовать – нянчить, носить, вынашивать на руках ребенка,

воспитывать, холить, лелеять, ходить за малышом.

Проснувшегося малыша мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:

Потягушечки! Порастушечки!

Поперек толстушечки,

Руки - хватушечки.

Ноги - бегушечки

Если ребенок ушибся, то мама, поглаживая,

какие слова может говорить?

У сороки боли,

У вороны боли,

У Феденьки заживи!

Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.  Ножки, ножки, Бегите по дорожке, Нарвите горошку.

  • Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни.

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошку.

ПОТЕШКИ Потешки – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком: Идет Коза рогатая За малыми ребятами. - Кто кашу не ест? Кто молоко не пьет? Забодаю-забодаю! или Поехали, поехали В лес за орехами. По кочкам, по кочкам В ямку бух. Потешки – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками.

ПОТЕШКИ

Потешки – жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребёнком:

Идет Коза рогатая

За малыми ребятами.

- Кто кашу не ест?

Кто молоко не пьет?

Забодаю-забодаю!

или

Поехали, поехали

В лес за орехами.

По кочкам, по кочкам

В ямку бух.

Потешки – это особая забава взрослых с маленькими детьми, игра с пальчиками, ножками, ручками.

Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».  Ладушки, ладушки! Где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку. Кого били? Машку.
  • Потешки сопровождают рост и развитие детей. Самые известные из них – «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».

  • Ладушки, ладушки!
  • Где были?
  • У бабушки.
  • Что ели?
  • Кашку.
  • Что пили?
  • Бражку.
  • Кого били?
  • Машку.

стихотворение, похожее на короткую сказку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.   Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.   Сова, совинька, сова, Большая голова, На коле сидела, в стороны глядела, Головой вертела.

стихотворение, похожее на короткую сказку,

которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.

  • Прибаутки – это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился кот с кошкой.

Сова, совинька, сова,

Большая голова,

На коле сидела, в стороны глядела,

Головой вертела.

ПРИБАУТКИ Прибаутки – маленькие сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом. Тили-бом, тили-бом, Загорелся кошкин дом. Бежит курочка с ведром - Заливать кошкин дом.

ПРИБАУТКИ

Прибаутки – маленькие сказочки, доступные детям в раннем возрасте. В них рассказывается незамысловатая история с элементарным сюжетом.

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом.

Бежит курочка с ведром -

Заливать кошкин дом.

короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла. - Весна красна! На чем пришла? На сошечке, на бороночке! На овсяном снопочку, На ржаном колосочку!

короткое стихотворение,

которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

- Весна красна! На чем пришла?

  • На сошечке, на бороночке!
  • На овсяном снопочку,
  • На ржаном колосочку!

  • Иди, дождик, дождичек,
  • Пробуравь землицу,
  • Дай нам водицу!
коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным. От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку. Во время купания ныряют на последних словах приговорки. С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.  Мышка, мышка, На тебе зуб костяной, А мне стальной.

коротенькое стихотворение,

которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

  • От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.
  • Во время купания ныряют на последних словах приговорки.
  • С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.

Мышка, мышка,

На тебе зуб костяной,

А мне стальной.

короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.   Считалки-числовики: Раз, два, три, четыре, пять – Собралась ведьма умирать; Черти-то звонят, Ведьмушку хоронят. Считалки-заменки. Плыла пена Из-за морья. Стали пену белу Колотити Да и спрашивати: Кто возьмени? Кто возьмени? Заумные считалки. Чирики, микирики, По кусту, по насту, По слову кабасту, Жучик, рючик, Хруп, дуб, Иванов зуб.

короткий стишок,

с помощью которого определяют, кто в игре водит.

  • Считалки-числовики:

Раз, два, три, четыре, пять –

Собралась ведьма умирать;

Черти-то звонят,

Ведьмушку хоронят.

  • Считалки-заменки.

Плыла пена

Из-за морья.

Стали пену белу

Колотити

Да и спрашивати:

  • Кто возьмени?
  • Кто возьмени?
  • Заумные считалки.

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

СЧИТАЛКИ Считалка - ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.   Ехала карета темным лесом  За каким-то интересом.  Инте-инте-интерес -   Выходи на букву

СЧИТАЛКИ

Считалка - ритмично произносимый стишок, в результате которого определяются места участников в детских играх.

Ехала карета темным лесом За каким-то интересом. Инте-инте-интерес -  Выходи на букву "эс".

А какие считалки помните вы?

стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова. Шли сорок мышей, Несли сорок грошей; Две мыши поплоше Несли по два гроша.   От топота копыт  Пыль по полю летит.   Ехал грека через реку,  Видит грека – в реке рак.  Сунул грека руку в реку,  Рак за рук грека цап.

стихотворение, в котором специально собраны

труднопроизносимые слова.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Ехал грека через реку,

Видит грека – в реке рак.

Сунул грека руку в реку,

Рак за рук грека цап.

СКОРОГОВОРКИ Произноси четко и быстро! Вёз корабль карамель, Наскочил корабль на мель, Матросы две недели Карамель на мели ели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, Мыло Мила уронила.

СКОРОГОВОРКИ

Произноси четко и быстро!

Вёз корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

Матросы две недели

Карамель на мели ели.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Мила мыла не любила,

Мыло Мила уронила.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее  поучительный смысл.  За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.  Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения, дающие меткую оценку событию, поступку, человеку. Остаться у разбитого корыта.

Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее

поучительный смысл.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Поговорки – это яркие, бойкие народные выражения,

дающие меткую оценку событию, поступку, человеку.

Остаться у разбитого корыта.

ИЗ ИСТОРИИ Эразм Роттердамский в 1500 году составил сборник античных изречений и пословиц. С конца 19 века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начала изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов.

ИЗ ИСТОРИИ

Эразм Роттердамский в 1500 году составил сборник античных

изречений и пословиц.

С конца 19 века начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России.

Начала изучению этого пласта народного творчества

положил М.В.Ломоносов.

ПРОДОЛЖИ один раз отрежь. Семь раз отмерь … Поспешишь ... Ум хорошо …  Дело мастера … Друзья познаются …  Тише едешь…  людей насмешишь. а два лучше. боится. в беде. дальше будешь.

ПРОДОЛЖИ

один раз отрежь.

Семь раз отмерь …

Поспешишь ...

Ум хорошо …

Дело мастера …

Друзья познаются

Тише едешь…

людей насмешишь.

а два лучше.

боится.

в беде.

дальше будешь.

ПОДУМАЙ Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Два медведя в одной берлоге не уживутся.

ПОДУМАЙ

Посмотри на иллюстрации.

Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа.

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

ПОДУМАЙ Посмотри на иллюстрации. Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа. Обещанного три года ждут. Семеро одного не ждут.

ПОДУМАЙ

Посмотри на иллюстрации.

Вспомни пословицы и поговорки, в которых употребляются числа.

Обещанного три года ждут.

Семеро одного не ждут.

ДРАЗНИЛКИ Дразнилки – жанр детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические недостатки, внешность, черты характера. Плакса, вакса, Гуталин, Проглотил горелый блин. или Рёва-корова, дай молока, сколько стоит – тря пятака! Если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой: «Кто как обзывается, тот так и называется!»

ДРАЗНИЛКИ

Дразнилки – жанр детского фольклора: прибаутки, стишки, песенки, в которых предметом вышучивания и иногда издевки являются имена, физические недостатки, внешность, черты характера.

Плакса, вакса,

Гуталин,

Проглотил

горелый блин.

или

Рёва-корова,

дай молока,

сколько стоит –

тря пятака!

Если дразнят не по делу, всегда можно ответить отговоркой:

«Кто как обзывается, тот так и называется!»

ЗАГАДКИ Загадки отличаются разнообразием тематики. Им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В древности загадка была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. В народном эпосе отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности. Теперь загадка — народная забава. Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа», 1837); затем, в 40-х годах 19 века, появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок.

ЗАГАДКИ

Загадки отличаются разнообразием тематики. Им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись.

В древности загадка была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. В народном эпосе отгадывание загадки ведёт к исполнению желаний, освобождает от опасности.

Теперь загадка — народная забава.

Научное собирание народных загадок началось с Сахарова (в его «Сказаниях русского народа», 1837); затем, в 40-х годах 19 века, появились сборники сначала малорусских, а вскоре и великорусских загадок.

выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.  Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.    2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.

выражение, которое нуждается в разгадке.

  • Придумывать загадки – это значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах.
  • Находить отгадки – это значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
  • Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла.

2. Русская барыня в платке расписном имеет много детишек.

Белые хоромы, красные подпоры. Зубастый зверек грызет с визгом дубок. (Гусь) (Пила)  Кланяется, кланяется, придет домой – растянется . (Топор)

Белые хоромы,

красные подпоры.

Зубастый зверек

грызет с визгом дубок.

(Гусь)

(Пила)

Кланяется, кланяется,

придет домой – растянется .

(Топор)

Красненька, кругленька, Листочки продолговатеньки. (Рябина) Пять ларчиков – пять чуланчиков. Кто бежит без провода?  (Река) (Перчатка)

Красненька, кругленька,

Листочки продолговатеньки.

(Рябина)

Пять ларчиков –

пять чуланчиков.

Кто бежит без

провода?

(Река)

(Перчатка)

ОТГАДАЙ Черен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног без копыт, Летит – воет, Упадет – землю роет. (Жук) Часто загадка имеет подсказку – рифму. Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка. Мимо рощи, мимо яра Мчит без дыма, мчит без пара Паровозова сестричка. Кто такая? ………………………… (Электричка)

ОТГАДАЙ

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт,

Летит – воет,

Упадет – землю роет.

(Жук)

Часто загадка имеет подсказку – рифму.

Последнее слово в стишке-загадке – это отгадка.

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая?

…………………………

(Электричка)

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания. Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, - историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.

Благодаря длительному пути исторического развития, в фольклоре нашли отображение самые разные стороны жизни народа, фольклор отличается жанровым богатством и разнообразием.

Произведение устного народного творчества, будь то сказка, песня, былина и т. п., может иметь множество вариантов . Сравните: Соловеюшка премилый, Ты везде можешь летать: Полетай в страны веселы, В славный город Ярославль, Там взыщи дружка милого, Сядь поближе ты , голубь, к дружку… Ты рассизенький мой голубчик, Везде можешь летать, Полетай-ка ты в страны чужие, В славный город Еруслан, Разыщи-ка, миленький, милого, Сядь поближе ты к нему…

Произведение устного народного творчества, будь то сказка, песня, былина и т. п., может иметь множество вариантов .

Сравните:

Соловеюшка премилый,

Ты везде можешь летать:

Полетай в страны веселы,

В славный город Ярославль,

Там взыщи дружка милого,

Сядь поближе ты , голубь, к дружку…

Ты рассизенький мой голубчик,

Везде можешь летать,

Полетай-ка ты в страны чужие,

В славный город Еруслан,

Разыщи-ка, миленький, милого,

Сядь поближе ты к нему…

ПРИЕМЫ-ПОДСКАЗКИ В произведениях устного народного творчества часто повторяются отдельные слова, целые строки и даже эпизоды. Мимо дома, мимо каменного, Мимо сада, мимо зеленого. По Дону гуляет, по Дону гуляет,  по Дону гуляет казак молодой, По Дону гуляет казак молодой, А дева рыдает, а дева рыдает, А дева рыдает над быстрой рекой, А дева рыдает над быстрой рекой. На троекратном повторении строятся и былины, и сказки, и многие народные песни.

ПРИЕМЫ-ПОДСКАЗКИ

В произведениях устного народного творчества часто повторяются отдельные слова, целые строки и даже эпизоды.

Мимо дома, мимо каменного,

Мимо сада, мимо зеленого.

По Дону гуляет, по Дону гуляет, по Дону гуляет казак молодой,

По Дону гуляет казак молодой,

А дева рыдает, а дева рыдает,

А дева рыдает над быстрой рекой,

А дева рыдает над быстрой рекой.

На троекратном повторении строятся и былины, и сказки,

и многие народные песни.

СИМВОЛЫ В ФОЛЬКЛОРЕ Кукушка – горе, беда. Куда летишь, кукушечка? Лечу, лечу я в тот отлет, Где бы найти душе покой. Найди, найди сама себе. Ищи, ищи Спасителя, Пролей пред ним источник слез, Проси его о помощи, Чтобы он дал душе покой. Соловей – радость, счастье. Целую ночь соловей нам насвистывал, Город молчал и молчали дома. Белой акации гроздья душистые | Ночь напролет нас сводили с ума. (Русская народная песня «Целую ночь соловей нам насвистывал») Ворон – несчастье, смерть. Калена стрела венчала Среди битвы роковой. Вижу, смерть моя приходит, Черный ворон, весь я твой! (Русская народная песня «Черный ворон»)

СИМВОЛЫ В ФОЛЬКЛОРЕ

Кукушка – горе, беда.

Куда летишь, кукушечка?

Лечу, лечу я в тот отлет,

Где бы найти душе покой.

Найди, найди сама себе.

Ищи, ищи Спасителя,

Пролей пред ним источник слез,

Проси его о помощи,

Чтобы он дал душе покой.

Соловей – радость, счастье.

Целую ночь соловей нам насвистывал,

Город молчал и молчали дома.

Белой акации гроздья душистые |

Ночь напролет нас сводили с ума.

(Русская народная песня «Целую ночь соловей нам насвистывал»)

Ворон – несчастье, смерть.

Калена стрела венчала

Среди битвы роковой.

Вижу, смерть моя приходит,

Черный ворон, весь я твой!

(Русская народная песня «Черный ворон»)

В фольклоре есть «продуктивные» жанры, то есть такие, в недрах которых могут появляться новые произведения. В 20 веке в числе таких жанров оказались частушки, поговорки, городские песни, анекдоты и многие виды детского фольклора. Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор, городской, фольклор интеллигенции, детский. Как у наших у ребят Голова из трех частей: Карбюратор, вентилятор И коробка скоростей. А вот былины, когда-то имевшие даже значение исторического документа, в живом исполнении уже практически не звучат.

В фольклоре есть «продуктивные» жанры, то есть такие,

в недрах которых могут появляться новые произведения.

В 20 веке в числе таких жанров оказались частушки, поговорки, городские песни, анекдоты и многие виды детского фольклора.

Уже давно наряду с крестьянским появился рабочий фольклор,

городской, фольклор интеллигенции, детский.

Как у наших у ребят

Голова из трех частей:

Карбюратор, вентилятор

И коробка скоростей.

А вот былины, когда-то имевшие даже значение

исторического документа, в живом исполнении уже практически не звучат.

1. Определите малый жанр фольклора: Уж ты, котичка-коток, Котик – серенький лобок, Приди, котик, ночевать, Мою деточку качать.  Прибаутка  Пестушка  Колыбельная  песня Потешка

1. Определите малый жанр фольклора:

Уж ты, котичка-коток,

Котик – серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать.

Прибаутка

Пестушка

Колыбельная

песня

Потешка

Поиграем! 2. Определите малый жанр фольклора: Эны-бены, Рики-факи, Тобра-орба, Он дысмаки, Деус-деус, Касматзус, Бакс. Скороговорка  Считалка  Закличка  Прибаутка

Поиграем!

2. Определите малый жанр фольклора:

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматзус,

Бакс.

Скороговорка

Считалка

Закличка

Прибаутка

Поиграем! 3. Определите малый жанр фольклора: Хохлатые хохотушки Хохотом хохотали: Ха! Ха! Ха! Ха! Ха! Считалка  Приговорка  Загадка  Скороговорка

Поиграем!

3. Определите малый жанр фольклора:

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали:

Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!

Считалка

Приговорка

Загадка

Скороговорка

Поиграем! 4. Определите малый жанр фольклора: Чика, чики, чикалочки! Едет Костя на палочке, Люба на тележке – Щелкает орешки. Орешки каленые, Милому дареные, По целковому рублю: А я милого люблю.  Потешка  Прибаутка  Считалка  Скороговорка

Поиграем!

4. Определите малый жанр фольклора:

Чика, чики, чикалочки!

Едет Костя на палочке,

Люба на тележке –

Щелкает орешки.

Орешки каленые,

Милому дареные,

По целковому рублю:

А я милого люблю.

Потешка

Прибаутка

Считалка

Скороговорка

Поиграем! 5. Определите малый жанр фольклора: Красные лапки, Щиплет за пятки – Беги без оглядки. Считалка Приговорка  Прибаутка  Загадка

Поиграем!

5. Определите малый жанр фольклора:

Красные лапки,

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.

Считалка

Приговорка

Прибаутка

Загадка

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.» А.М. Горький

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами.»

А.М. Горький

Спасибо за внимание!

Спасибо

за

внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Презентация урока "Устное народное творчество" (5 класс)

Автор: Татьяна Юрьевна Старцева

Дата: 31.01.2024

Номер свидетельства: 644999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Конспект открытого урока по литературному чтению в 1 классе  «Устное народное творчество. Загадки» УМК «Планета Знаний» "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-1-klassie-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zaghadki-umk-planieta-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "221545"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435405149"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Устное народное творчество.Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник "
    ["seo_title"] => string(74) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-bylina-il-ia-muromiets-i-soloviei-razboinik"
    ["file_id"] => string(6) "111000"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406893062"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Открытый урок по чтению "Устное народное творчество. Загадки." 1 класс "
    ["seo_title"] => string(74) "otkrytyi-urok-po-chtieniiu-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-zaghadki-1-klass"
    ["file_id"] => string(6) "104134"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402670516"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Устное народное творчество. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(98) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiavo2klassiepotiemieustnoienarodnoietvorchiestvoobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "259386"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448730029"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Презентация для урока литературное чтение "Устное народное творчество" "
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiia-dlia-uroka-litieraturnoie-chtieniie-ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo"
    ["file_id"] => string(6) "233451"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443107795"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства