kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки". 

Цели урока:

• повторить жанры устного народного творчества;

•  показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;

• развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 8 классе "Устное народное творчество. Русские народные песни. Частушки" »

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  Русские народные песни. Частушки Урок литературы в 8 классе Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Русские народные песни. Частушки

Урок литературы в 8 классе

Субботина И.К., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 448 г. Санкт-Петербурга

Цели урока:

Цели урока:

  • повторить жанры устного народного творчества;
  • показать особенности жанра народной песни, вызвать интерес учеников к этому жанру;
  • развивать навыки выразительного чтения, навыки анализа текста.
Вопросы и задания

Вопросы и задания

  • Какие произведения устного народного творчества вы читали? Расскажите об одном из них. Назовите жанр, к которому относится это произведение.
Устное народное творчество

Устное народное творчество

  • Вспомните, какие фольклорные жанры вам знакомы по предшествующим классам? Продолжите заполнять таблицу. При необходимости обратитесь к учебнику и Краткому словарю литературоведческих терминов, помещённому в конце 2-й части учебника (с. 388)
Устное народное творчество Термин Определение Былина Загадка Примеры Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях Легенда «Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович» Песня Поговорка Пословица Предание Прибаутка Сказка Скороговорка Частушка

Устное народное творчество

Термин

Определение

Былина

Загадка

Примеры

Жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания о богатырях и исторических событиях

Легенда

«Садко», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Вольга и Микула Селянинович»

Песня

Поговорка

Пословица

Предание

Прибаутка

Сказка

Скороговорка

Частушка

Прочитайте в учебнике (стр. 6-8)  о русских народных песнях.  Заполните пропуски в схеме Группы русских народных песен

Прочитайте в учебнике (стр. 6-8) о русских народных песнях. Заполните пропуски в схеме

Группы русских народных песен

Устный анализ лирической песни  по предложенному плану

Устный анализ лирической песни по предложенному плану

  • Выразительное чтение песни.
  • Смысл названия песни.
  • Кто и когда мог её исполнять?
  • Каким чувством проникнута песня?
  • Какие художественные приёмы использованы в этой лирической песне?
  • Из каких частей она состоит?
  • Какие средства художественной выразительности использованы в ней?
Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить. Повторы ____________________________  Олицетворения _______________________  Метафоры ___________________________
  • Прочитайте в учебнике народные песни «В тёмном лесе…», «Уж ты, ночка, ты, ноченька тёмная…», «Вдоль по улице метелица метёт…». Найдите в этих песнях примеры повторов, олицетворений, метафор и объясните, что они помогают выразить.
  • Повторы ____________________________

  • Олицетворения _______________________

  • Метафоры ___________________________
Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён». Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни? Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?
  • Прочитайте в учебнике две исторические народные песни о Пугачёве «Пугачёв в темнице» и «Пугачёв казнён».
  • Как вы думаете, почему именно к этим события из жизни Пугачёва обратился народ, создавая о нём песни?
  • Каким Пугачёв предстаёт в них? Как можно определить отношение к нему народа?
Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении. Постоянные эпитеты ____________  Повторы _______________________
  • Найдите в исторических народных песнях о Пугачёве образы, характерные для народной поэзии: постоянные эпитеты и повторы. Выпишите их и объясните, какую роль они играют в произведении.
  • Постоянные эпитеты ____________

  • Повторы _______________________
Частушки

Частушки

  • Прочитайте в учебнике о частушках (стр. 11-12).
  • Расскажите о своеобразии жанра частушек.
  • Как они исполняются?
  • Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
Определите, с какими темами связаны частушки. В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?
  • Определите, с какими темами связаны частушки.
  • В каких ещё произведениях народного творчества вам также встречались эти темы?
В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры. Повторы ________________________________  Эпитеты ________________________________  Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________
  • В частушках используются такие средства выразительности, как повторы, эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Найдите эти художественные средства в частушках, которые вы прочитали в учебнике. Приведите примеры.
  • Повторы ________________________________

  • Эпитеты ________________________________

  • Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами _____________________________

Рефлексия НА УРОКЕ Я УЗНАЛ… Я НАУЧИЛСЯ… МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ… Я ЗАТРУДНЯЛСЯ… МОЁ НАСТРОЕНИЕ…

Рефлексия

НА УРОКЕ

Я УЗНАЛ…

Я НАУЧИЛСЯ…

МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ…

Я ЗАТРУДНЯЛСЯ…

МОЁ НАСТРОЕНИЕ…

Домашнее задание Стр. 13, № 1-2. Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению. Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение). Индивидуальное задание   Подготовить сообщение о Пугачёве

Домашнее задание

Стр. 13, № 1-2.

  • Подготовите одну из народных песен к исполнению или речитативному произнесению.
  • Подготовить собственный текст частушки на школьную тему или исполнение одной из частушек (напевное произнесение).

Индивидуальное задание

Подготовить сообщение о Пугачёве

Список использованной литературы

Список использованной литературы

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  • Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе: 8 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Интернет-источники

Интернет-источники

  • Танец: http:// cs11114.vk.me/g25958009/a_1c2dc320.jpg
  • Игра на гуслях: http:// fs.nashaucheba.ru/tw_files2/urls_3/1184/d-1183555/img3.jpg
  • Игра на народных инструментах: http:// live-music-gallery-fl.ru/files/6d8/6d850bcd1d3333e1f09803489b2f5954.jpg
  • Балалайка: http:// dshisv.ucoz.ru/balalajka.jpg
  • Емельян Пугачёв: http:// www.viewmap.org/wp-content/uploads/2013/02/russkie-deyateli-v-portretax-t1-23.png
  • Частушки: http:// ru.narod.ru/chastush/garm2.gif
  • Частушки-веселушки: http://3.bp.blogspot.com/- ZdfNWTa2IL0/TyuRKiZDlfI/AAAAAAAAAEY/aUr4Lknn7yw/s1600/picture4182.jpg


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Субботина Инга Кеворковна

Дата: 17.09.2014

Номер свидетельства: 113740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: "ЖАНРЫ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhanry-russkikh-narodnykh-piesien"
    ["file_id"] => string(6) "213842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432145118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства