kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку "Поделись своей добротой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация предназначена для внеклассного чтения. Ее  также можно использовать  в процессе подготовки к сочинению ОГЭ в 9 классе.Она посвящена современной русской прозе. а именно анализу  рассказа Людмилы Улицкой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Поделись своей добротой"»

«Поделись душевной теплотой…»   ПО  РАССКАЗУ  Л.Улицкой»Перловый суп» Исмаилова У.М,учитель литературы МКОУ» Маджалисская СОШ им.Темирханова Э.Д.» 2020

«Поделись душевной теплотой…» ПО РАССКАЗУ Л.Улицкой»Перловый суп»

Исмаилова У.М,учитель литературы МКОУ» Маджалисская СОШ им.Темирханова Э.Д.»

2020

Задачи

Задачи

  • обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
  • помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения текста;
  • показать личное восприятие текста.
  • формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
  • использовать теоретико-литературные понятия.
  • воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;
  • развивать чувство милосердия
За боль умей благодарить ,  Умей понять других тревогу .  Умей скорбящим скорбь дарить ,  Заблудшим - указать дорогу.  Умей упавшего поднять  И с нищим поделиться хлебом ,  Убогого умей понять ,  Он как и ты ,дарован небом .  Обиды все забыть сумей ,  Хотя бывает очень сложно ...  Умей ценить ,любить умей ,  Жить по -другому невозможно!
  • За боль умей благодарить , Умей понять других тревогу . Умей скорбящим скорбь дарить , Заблудшим - указать дорогу. Умей упавшего поднять И с нищим поделиться хлебом , Убогого умей понять , Он как и ты ,дарован небом . Обиды все забыть сумей , Хотя бывает очень сложно ... Умей ценить ,любить умей , Жить по -другому невозможно!
Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?   Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.    Конфуций Генри Бичер
  • Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве достичь мудрости, если не жить в его краях?
  • Каждый милосердный поступок — это ступень лестницы, ведущей к небесам.

Конфуций

Генри Бичер

Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.  Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?   Виктор Гюго   Виктор Гюго
  • Будьте милосердны к несчастным, будьте снисходительны к счастливым.
  • Разве милосердие не должно проявляться с особенной силой именно там, где особенно глубоко падение?

Виктор Гюго

Виктор Гюго

Порой мир похож на кривое зеркало. И то, что человеку кажется правдивым, истинным, на самом деле оказывается обратной стороной медали.  Обратимся к произведению Л. Улицкой «Перловый суп».
  • Порой мир похож на кривое зеркало. И то, что человеку кажется правдивым, истинным, на самом деле оказывается обратной стороной медали. Обратимся к произведению Л. Улицкой «Перловый суп».
Какова особенность композиции этого произведения?
  • Какова особенность композиции этого произведения?

(Это рассказ в рассказе.) Перед главной героиней проходят картины ее детства. Уже поседевшей женщине не дают покоя воспоминания, связанные с жизнью в родительском доме.

-
  • - Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой дочери отнести перловый суп в каморку к нищим?
  • -
А как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна?  Какое значение имеет перловый суп? Перловый суп для героини - это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит, потому что больно вспоминать .
  • А как нищая поступила с вещами, которые ей подарила Марина Борисовна?
  • Какое значение имеет перловый суп?
  • Перловый суп для героини - это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит, потому что больно вспоминать .
Какое впечатление произвело на вас описание этой женщины?        (Омерзение, презрение)

Какое впечатление произвело на вас описание этой женщины? 

(Омерзение, презрение)

Композиционно рассказ делится на две части. Расскажите, какими  чертами  характера наделил автор нищих в первой части? (Они тихие, безропотные, но с чувством собственного достоинства)

Композиционно рассказ делится на две части. Расскажите, какими  чертами  характера наделил автор нищих в первой части?

(Они тихие, безропотные, но с чувством собственного достоинства)

Какое горе пережила Надежда Ивановна?  Почему в столь тяжелую минуту Надежда Ивановна просит налить перловый суп? Почему женщины едят из одной тарелки? 

Какое горе пережила Надежда Ивановна? Почему в столь тяжелую минуту Надежда Ивановна просит налить перловый суп? Почему женщины едят из одной тарелки? 

Чем был перловый суп для героев рассказа?
  • Чем был перловый суп для героев рассказа?

Суп был не только едой, он был проверкой на человечность Простая, дешевая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все, особенно соседи по коммуналке .

 
  •  

Почему маленькой девочке трижды запомнился перловый суп?

Перловый суп запомнился девочке трижды потому, что с ним связаны воспоминания о трёх историях ее жизни. Первая: нищие, живущие под лестницей. Вторая: погорельцы. Третья: смерть дочери соседки .

На какие детали портрета героев обращает внимание автор рассказа? 

На какие детали портрета героев обращает внимание автор рассказа? 

  • На одежду героев. У девочки была жёлтая шуба, сшитая бабушкой из плюшевого одеяла, темно-синее фланелевое платьице с белым фартучком, у ее матери тоже был белый фартук, одета она была бедно, но аккуратно. У женщины, которая жила под лестницей, была зелёная вязаная беретка, за что у нее и было прозвище Беретка.
  • «Под лестницей совсем нет электричества, иногда у них горит керосиновая лампа, иногда совсем темно. Обыкновенно Иван Семёнович лежит на какой-то лежанке, покрытой тряпьём, а Беретка в вытертом бархатном пальто и серо-зелёной вязаной беретке сидит у него в ногах».
Обратите внимание на описание одежды, интерьера, привычек героев. Что вы можете сказать о социальном положении семьи? Влияет ли это на поведение героев?    Семья девочки небогата. Мать Мириам выглядит опрятно, несмотря на отсутствие дорогих и красивых платьев. Ее красоту подчёркивают скромность и чистота. Даже сам перловый суп — важный показатель социального положения. Перловка — самая дешёвая крупа. Вероятно, семья не могла позволить себе большего, однако мать девочки готова поделиться последним с человеком, чье горе сильнее ее собственного.

Обратите внимание на описание одежды, интерьера, привычек героев. Что вы можете сказать о социальном положении семьи? Влияет ли это на поведение героев?

  Семья девочки небогата. Мать Мириам выглядит опрятно, несмотря на отсутствие дорогих и красивых платьев. Ее красоту подчёркивают скромность и чистота. Даже сам перловый суп — важный показатель социального положения. Перловка — самая дешёвая крупа. Вероятно, семья не могла позволить себе большего, однако мать девочки готова поделиться последним с человеком, чье горе сильнее ее собственного.

Почему девочка боится людей, живущих под лестницей?
  • Почему девочка боится людей, живущих под лестницей?

Девочка боится людей, живущих под лестницей и брезгует ими, потому что место их обитания страшное. В каморке нет даже освещения. Вероятно, ей страшно, потому что их внешность и жилище пугающие, хотя люди это добрые .

Какими морально-нравственными качествами обладает мать девочки?      Мириам видит чужое горе и помогает людям. Она способна к состраданию. Даже чашка супа порой большая помощь, а чаще всего огромная, если люди бедны. «Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице. — Вот покушайте пока, — попросила мама тётку, и тётка приняла миску. — Ой, да так неудобно, — всполошилась мама и притащила газету. Постелила её на покрытый сине-красный ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу».

Какими морально-нравственными качествами обладает мать девочки?  

  • Мириам видит чужое горе и помогает людям. Она способна к состраданию. Даже чашка супа порой большая помощь, а чаще всего огромная, если люди бедны.
  • «Мама налила большую миску переливчатого перлового супа, отрезала кусок серого хлеба и вынесла погорелице. — Вот покушайте пока, — попросила мама тётку, и тётка приняла миску. — Ой, да так неудобно, — всполошилась мама и притащила газету. Постелила её на покрытый сине-красный ковром Цветковский сундук, усадила женщину как бы к столу».

Почему девочка не исправила соседку Надежду Ивановну, когда та назвала ее мать Мариной, хотя ее имя Мириам?
  • Почему девочка не исправила соседку Надежду Ивановну, когда та назвала ее мать Мариной, хотя ее имя Мириам?

  Потому что девочка понимала горе соседки: все плакали, и девочке не хотелось причинять соседке лишнюю боль, ведь по ней и так больно ударила смерть единственной дочери. «Мне очень хотелось сказать этой старухе, что мамочка моя никакая не Марина, что её зовут Мириам, но сказать я не могла ничего, потому что они ели из одной тарелки, и слёзы текли по лицу Надежды Ивановны, и не только из живого, но и из белого, неживого глаза, и по маминому лицу тоже текли слёзы».

8.Почему повзрослевшая девочка уже никогда не готовила перловый суп?
  • 8.Почему повзрослевшая девочка уже никогда не готовила перловый суп?

Повзрослевшей девочке тяжело вспоминать эти события, и поэтому она не может уже без горечи в сердце готовить перловый суп.

9. Какой нравственный урок преподносит Людмила Улицкая в рассказе «Перловый суп?»
  • 9. Какой нравственный урок преподносит Людмила Улицкая в рассказе «Перловый суп?»

В любой ситуации нужно оставаться человеком. Духовное в человеке превыше материального. В жизни каждого человека главными нравственными ориентирами должны стать доброта и сострадание.

Перловый суп для героини - это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит, потому что больно вспоминать.

Перловый суп для героини - это горькие и светлые воспоминания детства, это напоминание о равнодушии людей, это вечная помять о милой мамочке, которой уже давно нет, которая не жалела сердечного тепла для других. Перловый суп героиня никогда не варит, потому что больно вспоминать.

  • Девочка увидела реальную жизнь . Говорят, что языком ребенка глаголет истина. Девочка поняла, что люди, окружающие ее, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом они сохраняют человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие - такие, как попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, наглые. На добро они отвечают злом. Третьи - такие, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека, способны протянуть руку помощи в любую минуту. И во всех этих эпизодах проверкой на человечность стал перловый суп из самой дешевой крупы
Автор заканчивает рассказ:

Автор заканчивает рассказ: "Никого нет в живых... И перловый суп я никогда не варю". Однако именно он, одно из воспоминаний о тяжелых годах репрессий, связанный с мамой, ее лаской и добротой, вселил в автора мысль о том, что, несмотря ни на что, есть на белом свете такие люди, как мама, а значит есть добро и счастье, ласка и любовь, сердечность и открытость миру, и нужно обязательно быть такой, как мама, - тогда и жизнь будет казаться легче и радостней.

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее, Хотя б на малый, скромный огонек, Тот, что в ладонях пронести сумеем Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.   Не ждать взамен похвал или награды, - Даря добро, нельзя таить корысть. Так дарит нам весна – цветенье сада, Так небо дарит – голубую высь.   «Бог посылает дождь и на плохих и добрых…» Воды живой всем подает глоток. Так солнце согревает души скорбных И даже самый маленький цветок.   И нам нельзя пройти свой путь иначе. Ведь мир велик и каждый – странник в нем. Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет… Раскрой ладонь – и одари теплом!
  • Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
  • Хотя б на малый, скромный огонек,
  • Тот, что в ладонях пронести сумеем
  • Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
  •  
  • Не ждать взамен похвал или награды, -
  • Даря добро, нельзя таить корысть.
  • Так дарит нам весна – цветенье сада,
  • Так небо дарит – голубую высь.
  •  
  • «Бог посылает дождь и на плохих и добрых…»
  • Воды живой всем подает глоток.
  • Так солнце согревает души скорбных
  • И даже самый маленький цветок.
  •  
  • И нам нельзя пройти свой путь иначе.
  • Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
  • Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
  • Раскрой ладонь – и одари теплом!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация к уроку "Поделись своей добротой"

Автор: Исмаилова Ума Мугитдиновна

Дата: 25.06.2020

Номер свидетельства: 554080

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока"Зачем творить добро?" "
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt-uroka-zachiem-tvorit-dobro"
    ["file_id"] => string(6) "118301"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413102354"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Где живет доброта? "
    ["seo_title"] => string(20) "gdie-zhiviet-dobrota"
    ["file_id"] => string(6) "231953"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442682151"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Методическая разработка урока-праздника по ОРКСЭ "Сердце Матери""
    ["seo_title"] => string(63) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaprazdnikapoorksesierdtsiematieri"
    ["file_id"] => string(6) "278117"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453037939"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Сценарий внеклассного мероприятия «Мы построим дом»"
    ["seo_title"] => string(51) "stsienariivnieklassnoghomieropriiatiiamypostroimdom"
    ["file_id"] => string(6) "284951"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454065255"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Краткосрочное планирование урока на тему: Л.Н. Андреев «Петька на даче»"
    ["seo_title"] => string(76) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-na-tiemu-l-n-andrieiev-piet-ka-na-dachie"
    ["file_id"] => string(6) "274122"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452336595"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства