kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Образ странного героя

Нажмите, чтобы узнать подробности

познакомить с биографией и героями рассказа 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Образ странного героя»

В.М. Шукшин Презентацию составила: Гречишкина ГА., учитель литературы Особенности героев-«чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критик». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.

В.М. Шукшин

Презентацию составила:

Гречишкина ГА., учитель литературы

Особенности героев-«чудиков» в рассказах «Чудик» и «Критик». Человеческая открытость миру как синоним незащищенности в рассказах В.М. Шукшина.

Василий Макарович Шукшин  (1929-1974) Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости.

Василий Макарович Шукшин (1929-1974)

Родился Василий Макарович Шукшин 25 июля 1929 в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин (1912—1933) был арестован и расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова) (1909 - 17 января 1979) взяла на себя все заботы о семье. Во втором браке - Куксина. Несмотря на все трудности, она дожила до глубокой старости.

Жизнь и творчество

Жизнь и творчество

  • В 1954 году Шукшин поступает на режиссёрское отделение ВГИКа, заканчивает его в 1960 году (мастерская Ромма).
  • В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова «Тихий Дон» (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актёра.
Жизнь и творчество

Жизнь и творчество

  • Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин снялся в первой своей главной роли в фильме М. Хуциева «Два Фёдора» и опубликовал свой первый рассказ «Двое на телеге» в журнале «Смена». В своей дипломной работе «Из Лебяжьего сообщают», Шукшин выступил, как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли.
  • 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину», на теплоходе «Дунай». Первым обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.
  • Похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище.
Творческое наследие

Творческое наследие

  • В.М. Шукшин ушел из жизни рано, в 45 лет, но оставил богатое творческое наследие. Он был писателем, сценаристом, режиссером, актером. Фильмы с его участием «Ваш сын и брат», «Калина красная», «Странные люди», «Печки-лавочки», созданные более 30 лет тому назад, идут и сегодня на экране, вызывая интерес зрителей.
  • Главная тема его творчества - судьба простого, русского, деревенского жителя. В небольших рассказах, очень емких по содержанию, он изображает простых людей из народа, с их неустроенным бытом, заботами и тревогами, немного  чудаковатых.
Словарная работа Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих. Чудик (прост.) – то же, что и чудак. (по словарю С. И. Ожегова)

Словарная работа

  • Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.
  • Чудик (прост.) – то же, что и чудак.

(по словарю С. И. Ожегова)

Рассказ «Чудик» (1967) Почему жена называла главного героя Чудиком? Примеры из текста.

Рассказ «Чудик» (1967)

Почему жена называла главного героя Чудиком? Примеры из текста.

Работа с текстом

Работа с текстом

  • Эпизод «В магазине»
  • Эпизод «В поезде»
  • Эпизод «В аэропорту»
  • Эпизод «В гостях у брата»
  • Эпизод «Возвращение домой»
Эпизод «В аэропорту» «В аэропорту Чудик написал телеграмму жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка». Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:  - Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде.  - Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали..  - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст. Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка.» Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели» и «Василий». ».

Эпизод «В аэропорту»

«В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:

«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».

Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила:

- Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде.

- Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали..

- В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.

Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка.»

Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели» и «Василий». ».

Эпизод «Возвращение домой»

Эпизод «Возвращение домой»

  • Чувство свободы и счастья охватывает героя, когда ноги его коснулись родной земли. Он дома, он радуется, как радуются радуге, которая появляется после дождя. На родине Чудик чувствует себя частью прекрасного мира природы, поэтому он естественен и счастлив. Это его мир, и в нём он может быть самим собой.
  • Василий Князев не требует многого от жизни, от людей, живущих с ним рядом. Главное для него – это жить по законам совести, добра и красоты.
  • Его пристрастия и мечты свидетельствуют о решительной и склонной к авантюрам натуре.
  • Эти качества героя – чудинки – его украшение, его богатство. Об этом хотел сказать читателям писатель.
Рассказ «Критики» (1964) Запишите синонимы к данному слову .

Рассказ «Критики» (1964)

Запишите синонимы к данному слову .

Словарная работа Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Словарная работа

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

Вопросы

Вопросы

  • Кто герои рассказа?
  • Как вы думаете, почему так называется рассказ?
  • Что объединяло Петьку и дедушку?
  • О чем говорит дружба Петьки и деда?
  • В чем взгляды Петьки и деда на кино совпадали?
  • (Дед жаждал правды, он борется за правду.)
  • Случались ли разногласия в их оценке фильма?
  • В чем? Почему?
Вопросы

Вопросы

  • Почему так ведет себя дед?
  • Как поступают взрослые? Муж тети?
  • Как поступает тетя?
  • Как поступает отец Петьки?
  • Почему же деда так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда разговаривали с ним?
Выводы

Выводы

  • Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
  • Почему рассказ заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в подушку?
  • Какие чувства вызвал у вас рассказ?
  • Почему же рассказ называется «Критики»?
  • Какие проблемы поднимаются в рассказе? Что хотел донести до нас этим рассказом Шукшин?
Своеобразие шукшинских рассказов

Своеобразие шукшинских рассказов

  • Отражение жизни в движении.
  • Деловитость, собранность.
  • Начало простое, уверенное, динамичное.
  • Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.
  • Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах, поступках.
  • Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
  • Концовка рассказа открыта.
Практическое задание

Практическое задание

  • Найдите в тексте просторечные слова. В рассказе немало смешного. Приведите примеры.
  • 1 вариант – «Чудик», 2 вариант – «Критики»
Практическое задание Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе?

Практическое задание

Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Посмотреть фильм «Странные люди» (1969) и написать отзыв (минимальный объем – 1 страница)
  • Прочитать рассказ «Срезал» или «Микроскоп» и написать отзыв (минимальный объем – 1 страница)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Образ странного героя

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 508002

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении "
    ["seo_title"] => string(172) "a-k-tolstoi-il-ia-muromiets-motivy-ustnogho-narodnogho-tvorchiestva-i-ikh-otrazhieniie-v-proizviedienii-tolstogho-svoieobraziie-obraza-bylinnogho-ghieroia-v-stikhotvorienii"
    ["file_id"] => string(6) "139354"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417702617"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока по теме "Образы сказочных героев. Э. Успенский "Чебурашка". "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-tiemie-obrazy-skazochnykh-ghieroiev-e-uspienskii-chieburashka"
    ["file_id"] => string(6) "101330"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402413955"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Разработка урока изобразительного искусства. Урок изобразительного искусства "Кукольный театр. Образ театрального героя"."
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_izobrazitiel_nogho_iskusstva_urok_izobrazitiel_nogho_iskusstva_"
    ["file_id"] => string(6) "382639"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485150352"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "«Музыкальный образ защитника отечества» конспект открытого занятия "
    ["seo_title"] => string(74) "muzykal-nyi-obraz-zashchitnika-otiechiestva-konspiekt-otkrytogho-zaniatiia"
    ["file_id"] => string(6) "123850"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414586851"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(288) "Коррекционно-развивающая деятельность со старшими дошкольниками по эмоциональной сфере «Театральная страна» (с использованием инновационных технологий). "
    ["seo_title"] => string(169) "korriektsionno-razvivaiushchaia-dieiatiel-nost-so-starshimi-doshkol-nikami-po-emotsional-noi-sfierie-tieatral-naia-strana-s-ispol-zovaniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "116789"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412610463"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства