Образовательная область: коммуникация.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, конструктивное творчество, музыка, здоровье.
Тип: интегрированное.
Возраст детей: 5-7 лет.
Формы непосредственной образовательной деятельности: нетрадиционное (итоговое).
Формы организации: подгруппа.
Задачи:
- показать умение детей узнавать и различать основные эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, спокойствие);
- показать умение детей чувствовать и понимать других;
- закрепить умение детей изображать настроение мимикой и жестами;
- обобщить знания детей о чувствах;
- развивать эмоционально-выразительные движения;
- развивать внимание, память, речь, мышление детей;
- способствовать сплочению детского коллектива;
- создать положительный эмоциональный фон в группе.
Предварительная работа:
- знакомство с эмоциями: страх, радость, удивление, злость.
- прослушивание музыкальных произведений (без предъявления видеоряда)
- проведение психологических игр и упражнений.
Оборудование и материалы:
- музыкальное сопровождение
· фотоаппарат и видеокамера
· детские стулья
- театральная маска
- костюмы
- видеоряд фотографий
- проектор
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Приветствие.
(Дети под музыку входят в зал, и полукругом становятся вокруг стульчиков)
Педагог-психолог. Здравствуйте, друзья! Мы очень рады видеть вас! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня. Давайте поприветствуем наших гостей. Подарим им свои улыбки и частичку своего сердца.
1.Ритуал приветствие «Свечка».
Психолог: «Сейчас мы поприветствуем друг друга, передавая по кругу маленькую свечку в виде сердца. Когда вы будете передавать свечку друг другу, почувствуйте тепло, которое от неё исходит. Возьмите себе немножко тепла, повернитесь к своему соседу, который стоит справа от вас, и, глядя на него, улыбнитесь и скажите, например: «Даша, я рада тебя видеть!» И так все по очереди. Молодцы!
Психолог: А теперь с хорошим настроением мы начнем необычное путешествие.
Ребята, я открою вам секрет, я жду очень важный звонок.
(На телефон приходит SMS сообщение,)
Театральная страна
Вас приветствует, друзья!
Если любите сюрпризы,
Позабудьте про капризы.
Все заданья выполняйте,
И себя предоставляйте
Знаки дружбы покажите
И всю съемку мне пришлите.
А в конце приятный приз –
Это будет мой сюрприз.
(Режиссер театра “Театральная страна”.)
Психолог: Ребята, от кого пришло это SMS сообщение?
Дети: От режиссера « Театральная страна»
Психолог: – Ребята, а вы были в театре?
– Какой спектакль вы смотрели?
– Вам понравилось?
– Скажите, а вы бы хотели сами стать артистами?
Ребята, повернитесь к экрану.
Профессия артиста очень увлекательная и сложная. Люди этой профессии работают в театрах, снимаются в кино, среди них есть певцы, музыканты, артисты балета и цирка( показ слайдов). Для того, чтобы стать настоящим артистом нужно уметь управлять своими эмоциями, чувствами, переживаниями, уметь перевоплощаться в отрицательных и положительных героев. И вас сегодня есть возможность попробовать себя в роли артиста. В “Театральную страну” идет набор новых актеров. Я думаю, что у вас получиться стать артистами, т.к. для нас это знакомо. И мы сможем сегодня применить свои знания .Всё наше путешествие будет сниматься на фото и видео камеру, а режиссер будет наблюдать за вами по компьютеру у себя в театре.
Упражнение “Артист, артист Дима, а ты…”
Психолог: Вокруг себя повернитесь и в артистов превратитесь.
Ребенок произносит фразу, при этом кладет свою правую ладонь на левую ладонь другого ребенка (получается круг).
Психолог: Вот теперь мы настоящие артисты. Посмотрите, мы оказались на сцене театра « Театральной страны» (показ слайда занавес театра)
(дети садятся на стулья). У нас все как в настоящем театре есть сцена, где находимся мы с вами, и есть зрители.
(Дети садятся на стульчики)
2. Основная часть
Педагог-психолог: Сегодня мне будет помогать «Театральный сундучок». Он необычный…..(достает из него маску)
Упражнение «Маска».
Цель: развивать умение анализировать свои чувства.
Педагог-психолог.Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
(ответы детей). Правильно, это театральная маска.
Психолог: А что о ней вы можете сказать?
Ребенок: Принято считать, что белая сторона это радость, а черная- грусть.
Каждый из нас сейчас приложит маску к себе и расскажет,когда он грустит, и когда ему радостно.
Мне бывает грустно, когда…….
Мне бывает радостно, когда……
Ребята, сейчас мы с вами окажемся в роли гримера. И загримируем черную сторону маски яркими красками для того, чтобы у вас всегда было только хорошее радостное настроение.
( коллективная работа).
Упражнение «Театр масок»
Цель: расслабить мышцы лица, снять напряжение, усталость.
Педагог-психолог. И раз у вас хорошее настроение, я вам предлагаю провести фотосессию. Ведь без этого не может обойтись ни один артист. Приглашаю вас в костюмерную, где вы преобразитесь в сказочных героев и покажете нам мимикой и жестами образ своего героя. Ребята мы с вами слушали много разнообразных музыкальных фрагментов, обговаривали эмоции различных сказочных героев, а сейчас у нас вами итоговый просмотр.
(…….дети подходят к стульям и переодеваются)
Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга”.
(Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабу-ягу.Можно использовать рамку)
“Хорошо! А теперь замрите. Вас фотографируют. Молодец!
Психолог: Ребята, назовите какого героя изобразил артист Дима ?
А какой он по характеру?
– Покажите веселого Буратино, когда он нашел золотой ключик. “Внимание! Замрите! Снимают! Спасибо! Молодцы!
– А вы покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная Шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком”.
– капризную царевну Забаву;
– зайчика из сказки “Заюшкина избушка” и лису, когда она его выгнала из домика;
– страшного волка из “Трех поросят”;
– веселого колобка, когда он от медведя ушел;
– грустного Пьеро, когда Мальвина сбежала из театра Карабаса-Барабаса;
– Малыша из мультфильма «Малыш и Карлосон».
Мы чуть позже просмотрим ваше портфолио, а пока ваши фотографии будут обрабатываться.
Релаксация.
Психолог: Ребята, артисты играют не только роли людей. Но и разных животных. Какие вы знаете сказки, герои которых животные?
Дети: «Щука», «Жар птица», «Бременские музыканты», « Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка сестричка и волк», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
Психолог: Для того, чтобы сыграть роль животных мы с вами проведем веселую театральную разминку « У жирафа….»
(дети встали в круг)
Психолог: Молодцы, какие вы хорошие артисты. Вы можете сыграть роли животных и людей. Ну, а теперь мы можем просмотреть ваше портфолио. Ребята, как вы думаете у вас получилось передать образ сказочных героев? Вы молодцы. Посмотрите, что спрятано в моём «Театральном сундучке»? (достаю)
Что это? (ответы детей)
Психолог: Это музыкальная коробочка (шкатулочка). Артист главный в театре, но и без музыки артисту сложно будет выражать свои чувства, эмоции, настроение. Музыка поможет на протяжении нашей встречи выражать эмоции.
3. Заключительная часть
Педагог-психолог. Вы настоящие артисты, у вас все получилось сегодня. Вы умеете работать в команде, выражать свои чувства, вы дружные, активные и справились со всеми заданиями.
Рефлексия.
- Я очень хочу знать, какое настроение у вас осталось от нашей встречи ( свеча передается по кругу).