kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                Урок литературы в 6 классе.

Тема урока:

  А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муромец»- образ «дедушки Ильи».

  Отношение героя к природе, его  мечты о вольной жизни

Цели урока

  Обучающие:

  • помочь учащимся в усвоении содержания стихотворения «Илья Муромец», обучение выразительному чтению

  • определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.

  • формировать умениеопределять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев                   

      Воспитательные:

  • воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны

  • обогащать знания о качествах национального героя

       Развивающие:

  • содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала

  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты

  • обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи

  • овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка

    Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозаписи

    Ход урока

  • Вступительное слово учителя.Слайд №1

    Ребята, вы видите репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри». В ней изображены русские былинные богатыри.

    Каких русских былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович)

    Повторение.

  • Беседа о былинном богатыре Илье Муромце.

    Вопросы для беседы:

  • Какую былину о русских богатырях мы прочитали в этом учебном году? (Былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

     Слайд №2.

  • О каких подвигах былинного богатыря повествуется в этой былине?

  • Почему Илья Муромец вступил в единоборство с Соловьём Разбойником? Какими чертами характера наделён в былине Илья Муромец?

  • Как вы думаете, почему Илья Муромец отказался от воеводства в Чернигове и решил ехать в Киев-град дорогой прямоезжею?

    Слайды № № 3-7

    Объяснение нового материала.

1.Слово учителя.

Об этом богатыре русский поэт А.К.Толстой написал замечательное стихотворение, которое так  и называется – «Илья Муромец». Слайд №8.

2.Сообщение  темы и целей урока. Слайды №№ 9, 10.

3.Слово учителя о  биографии А.К.Толстого.

Слайды №№ 11-18.

4.Прослушивание аудиозаписи стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец».

5.Беседа по содержанию стихотворения.

1) О чём мечтает дедушка Илья, расставшись с княжеским  двором в Киеве?

Куда он стремится?

2) Как вы думаете, что переживает Илья, мысленно разговаривая с князем Владимиром? Какие  черты характера роднят богатыря с героем былины об  Илье Муромце?

3)Толстой по-своему изобразил былинного героя. Каково отношение поэта к герою стихотворения?  Докажите суждения, приводя цитаты из текста.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

(Работа с текстом стихотворения. Учащиеся отмечают логически ударные слова, паузы.)

Проверка выполнения задания. Слайд № 19 .

Под броней , / с простым набором, /
Хлеба / кус жуя, /
В жаркий полдень едет бором /
Дедушка / Илья; //

Едет бором, - // только слышно, /
Как бряцает / бронь, /
Топчет папоротник  / пышный /
Богатырский / конь. //

И ворчит Илья / сердито: //
«Ну, / Владимир, / что ж? //
Посмотрю я, / без Ильи-то //
Как ты / проживешь? //

Двор мне, / княже, / твой не диво! /
Не пиров / держусь! //
Я мужик неприхотливый, /
Был бы хлеба / кус! //

Но обнес меня / ты чарой /
В очередь / мою —//
Так шагай же, / мой чубарый, /
Уноси /Илью!

Правду / молвить, / для княжого /
Не гожусь  / двора, //
Погулять  / по свету снова /
Без того пора! //

Душно / в Киеве, / что в скрине, — /
Только киснет / кровь! //
Государыне пустыне /
Поклонюся вновь! //

Вновь / изведаю я, / старый, /
Волюшку / мою — //
Ну же, / ну, шагай, / чубарый, /
Уноси / Илью!» //

И старик лицом / суровым /
Просветлел / опять, /
По нутру ему / здоровым /
Воздухом дышать; //

Снова / веет воли дикой /
На него простор, /
И смолой / и земляникой /
Пахнет / темный бор. //

7.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

8. Обобщающая беседа об образе Ильи Муромца в живописи (Слайд №20),  

музыке (Слайд №21) и памятниках Илье Муромце (Слайд №22)

  1. Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание.

    Домашнее задание: выполнить задание «Совершенствуем речевые навыки» на с.109

    Научитесь читать стихотворение выразительно. При чтении помните о близости этого стихотворения к былинам. Читайте неторопливо, как будто рассказывая. (Слайд №23)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении »

Урок литературы в 6 классе.

Тема урока:

А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муромец»- образ «дедушки Ильи».

Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни

Цели урока

Обучающие:

  • помочь учащимся в усвоении содержания стихотворения «Илья Муромец», обучение выразительному чтению

  • определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.

  • формировать умение определять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев                   

Воспитательные:

  • воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны

  • обогащать знания о качествах национального героя

Развивающие:

  • содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала

  • обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты

  • обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи

  • овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка


Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозаписи




Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Слайд №1

Ребята, вы видите репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри». В ней изображены русские былинные богатыри.

Каких русских былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович)


  1. Повторение.

Беседа о былинном богатыре Илье Муромце.

Вопросы для беседы:

  1. Какую былину о русских богатырях мы прочитали в этом учебном году? (Былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

Слайд №2.

  1. О каких подвигах былинного богатыря повествуется в этой былине?

  2. Почему Илья Муромец вступил в единоборство с Соловьём Разбойником? Какими чертами характера наделён в былине Илья Муромец?

  3. Как вы думаете, почему Илья Муромец отказался от воеводства в Чернигове и решил ехать в Киев-град дорогой прямоезжею?

Слайды № № 3-7


  1. Объяснение нового материала.

1.Слово учителя.

Об этом богатыре русский поэт А.К.Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и называется – «Илья Муромец». Слайд №8.

2.Сообщение темы и целей урока. Слайды №№ 9, 10.

3.Слово учителя о биографии А.К.Толстого.

Слайды №№ 11-18.

4.Прослушивание аудиозаписи стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец».

5.Беседа по содержанию стихотворения.

1) О чём мечтает дедушка Илья, расставшись с княжеским двором в Киеве?

Куда он стремится?

2) Как вы думаете, что переживает Илья, мысленно разговаривая с князем Владимиром? Какие черты характера роднят богатыря с героем былины об Илье Муромце?

3)Толстой по-своему изобразил былинного героя. Каково отношение поэта к герою стихотворения? Докажите суждения, приводя цитаты из текста.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения.

(Работа с текстом стихотворения. Учащиеся отмечают логически ударные слова, паузы.)

Проверка выполнения задания. Слайд № 19 .

Под броней , / с простым набором, /
Хлеба / кус жуя, /
В жаркий полдень едет бором /
Дедушка / Илья; //


Едет бором, - // только слышно, /
Как бряцает / бронь, /
Топчет папоротник / пышный /
Богатырский / конь. //


И ворчит Илья / сердито: //
«Ну, / Владимир, / что ж? //
Посмотрю я, / без Ильи-то //
Как ты / проживешь? //


Двор мне, / княже, / твой не диво! /
Не пиров / держусь! //
Я мужик неприхотливый, /
Был бы хлеба / кус! //


Но обнес меня / ты чарой /
В очередь / мою —//
Так шагай же, / мой чубарый, /
Уноси /Илью!


Правду / молвить, / для княжого /
Не гожусь / двора, //
Погулять / по свету снова /
Без того пора! //


Душно / в Киеве, / что в скрине, — /
Только киснет / кровь! //
Государыне пустыне /
Поклонюся вновь! //


Вновь / изведаю я, / старый, /
Волюшку / мою — //
Ну же, / ну, шагай, / чубарый, /
Уноси / Илью!» //


И старик лицом / суровым /
Просветлел / опять, /
По нутру ему / здоровым /
Воздухом дышать; //


Снова / веет воли дикой /
На него простор, /
И смолой / и земляникой /
Пахнет / темный бор. //


7.Выразительное чтение стихотворения учащимися.

8. Обобщающая беседа об образе Ильи Муромца в живописи (Слайд №20),

музыке (Слайд №21) и памятниках Илье Муромце (Слайд №22)


  1. Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание.


Домашнее задание: выполнить задание «Совершенствуем речевые навыки» на с.109


Научитесь читать стихотворение выразительно. При чтении помните о близости этого стихотворения к былинам. Читайте неторопливо, как будто рассказывая. (Слайд №23)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Вальдиев Рустям Саетзянович

Дата: 04.12.2014

Номер свидетельства: 139354


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства