Урок литературы в 6 классе.
Тема урока:
А.К.Толстой «Илья Муромец». Мотивы устного народного творчества и их отражение в произведении Толстого. Своеобразие образа былинного героя в стихотворении «Илья Муромец»- образ «дедушки Ильи».
Отношение героя к природе, его мечты о вольной жизни
Цели урока
Обучающие:
-
помочь учащимся в усвоении содержания стихотворения «Илья Муромец», обучение выразительному чтению
-
определять темп, интонацию чтения в соответствии с жанром и содержанием произведения.
-
формировать умениеопределять причины совершаемых персонажами поступков, сопоставлять фольклорных и литературных героев
Воспитательные:
-
воспитание любви к Родине, гордости за героическое прошлое нашей страны
-
обогащать знания о качествах национального героя
Развивающие:
-
содействовать осознанию учащимися ценности и социальной значимости учебного материала
-
обеспечить развитие у школьников умений сравнивать изучаемые объекты
-
обогащение и усложнение словарного запаса, развитие монологической и диалогической речи
-
овладение учащимися художественными образами, выразительными средствами языка
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, аудиозаписи
Ход урока
-
Вступительное слово учителя.Слайд №1
Ребята, вы видите репродукцию картины В.Васнецова «Богатыри». В ней изображены русские былинные богатыри.
Каких русских былинных богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович)
Повторение.
-
Беседа о былинном богатыре Илье Муромце.
Вопросы для беседы:
-
Какую былину о русских богатырях мы прочитали в этом учебном году? (Былину «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Слайд №2.
-
О каких подвигах былинного богатыря повествуется в этой былине?
-
Почему Илья Муромец вступил в единоборство с Соловьём Разбойником? Какими чертами характера наделён в былине Илья Муромец?
-
Как вы думаете, почему Илья Муромец отказался от воеводства в Чернигове и решил ехать в Киев-град дорогой прямоезжею?
Слайды № № 3-7
Объяснение нового материала.
1.Слово учителя.
Об этом богатыре русский поэт А.К.Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и называется – «Илья Муромец». Слайд №8.
2.Сообщение темы и целей урока. Слайды №№ 9, 10.
3.Слово учителя о биографии А.К.Толстого.
Слайды №№ 11-18.
4.Прослушивание аудиозаписи стихотворения А.К. Толстого «Илья Муромец».
5.Беседа по содержанию стихотворения.
1) О чём мечтает дедушка Илья, расставшись с княжеским двором в Киеве?
Куда он стремится?
2) Как вы думаете, что переживает Илья, мысленно разговаривая с князем Владимиром? Какие черты характера роднят богатыря с героем былины об Илье Муромце?
3)Толстой по-своему изобразил былинного героя. Каково отношение поэта к герою стихотворения? Докажите суждения, приводя цитаты из текста.
6. Работа над выразительным чтением стихотворения.
(Работа с текстом стихотворения. Учащиеся отмечают логически ударные слова, паузы.)
Проверка выполнения задания. Слайд № 19 .
Под броней , / с простым набором, /
Хлеба / кус жуя, /
В жаркий полдень едет бором /
Дедушка / Илья; //
Едет бором, - // только слышно, /
Как бряцает / бронь, /
Топчет папоротник / пышный /
Богатырский / конь. //
И ворчит Илья / сердито: //
«Ну, / Владимир, / что ж? //
Посмотрю я, / без Ильи-то //
Как ты / проживешь? //
Двор мне, / княже, / твой не диво! /
Не пиров / держусь! //
Я мужик неприхотливый, /
Был бы хлеба / кус! //
Но обнес меня / ты чарой /
В очередь / мою —//
Так шагай же, / мой чубарый, /
Уноси /Илью!
Правду / молвить, / для княжого /
Не гожусь / двора, //
Погулять / по свету снова /
Без того пора! //
Душно / в Киеве, / что в скрине, — /
Только киснет / кровь! //
Государыне пустыне /
Поклонюся вновь! //
Вновь / изведаю я, / старый, /
Волюшку / мою — //
Ну же, / ну, шагай, / чубарый, /
Уноси / Илью!» //
И старик лицом / суровым /
Просветлел / опять, /
По нутру ему / здоровым /
Воздухом дышать; //
Снова / веет воли дикой /
На него простор, /
И смолой / и земляникой /
Пахнет / темный бор. //
7.Выразительное чтение стихотворения учащимися.
8. Обобщающая беседа об образе Ильи Муромца в живописи (Слайд №20),
музыке (Слайд №21) и памятниках Илье Муромце (Слайд №22)
-
Подведение итогов урока, оценивание, домашнее задание.
Домашнее задание: выполнить задание «Совершенствуем речевые навыки» на с.109
Научитесь читать стихотворение выразительно. При чтении помните о близости этого стихотворения к былинам. Читайте неторопливо, как будто рассказывая. (Слайд №23)