kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока изобразительного искусства. Урок изобразительного искусства "Кукольный театр. Образ театрального героя".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока изобразительного искусства МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Аксеновской Елены Михайловны

УРОК ИЗО 3-й класс – III четверть

Урок изобразительного искусства "Кукольный театр. Образ театрального героя".

" Мы – послушные куклы в руках у творца.

  Это сказано мною не ради словца.

  Нас по сцене всевышний на ниточках водит

  И пихает в сундук, доведя до конца."

                                                                        Омар Хайям

Цели:

  • познакомить учащихся с различными видами театральных кукол;
  • научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;
  • совершенствовать умение работать кистью и красками;
  • развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;
  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;

Оборудование для учителяплакат с темой урока, таблички с названиями видов театральных кукол; перчаточные и пальчиковые куклы; куклы – марионетки; изображение тростевой куклы; варианты работ – кукол из ладошек (зарисовки учителя).

Оборудование для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Театр – весь мир, волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.

В театре занавес, - как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи,
В котором жили Данте и Шекспир.
Т. Курбатова “Театральный занавес”.

Кукла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.

Типы театров

  1. Верховых кукол

  2. Низовых кукол

  3. Срединных кукол

  4. Уличная кукла марионетка

  5. Ростовая кукла

  6. Тростевые куклы

  7. Тростевые куклы

  8. Теневые куклы

  9. Перчаточные куклы

  10. Кукла на руку

  11. Пальчиковые куклы

  12. Кукла Маротте

Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока изобразительного искусства. Урок изобразительного искусства "Кукольный театр. Образ театрального героя".»

Разработка урока изобразительного искусства МБОУ г. Иркутск «СОШ № 9» Аксеновской Елены Михайловны

УРОК ИЗО 3-й класс – III четверть

Урок изобразительного искусства "Кукольный театр. Образ театрального героя".

" Мы – послушные куклы в руках у творца.

Это сказано мною не ради словца.

Нас по сцене всевышний на ниточках водит

И пихает в сундук, доведя до конца."

Омар Хайям

Цели:

  • познакомить учащихся с различными видами театральных кукол;

  • научить пользоваться цветом как средством художественной выразительности, окрашивать изображение в пределах сложного контура;

  • совершенствовать умение работать кистью и красками;

  • развивать фантазию, наблюдательность и творческое мышление;

  • формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;

Оборудование для учителяплакат с темой урока, таблички с названиями видов театральных кукол; перчаточные и пальчиковые куклы; куклы – марионетки; изображение тростевой куклы; варианты работ – кукол из ладошек (зарисовки учителя).

Оборудование для учащихся: альбом, краски, кисти, баночка с водой.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объяснение нового материала.

Театр – весь мир, волшебная страна.
В нем скрыта тайна древнего искусства,
Когда мы ждем: вот-вот погаснет люстра
И в зале воцарится тишина.

В театре занавес, - как дверь в прекрасный мир,
В котором есть волшебники и феи,
Разбойники, принцессы и злодеи,
В котором жили Данте и Шекспир.
Т. Курбатова “Театральный занавес”.

Кукла — один из самых первых спутников человека. Ее можно обнаружить как у первобытных, так и у цивилизованных народов. Известно, что куклы были в древних цивилизациях Египта, Греции и Рима.

Типы театров

  1. Верховых кукол

  2. Низовых кукол

  3. Срединных кукол

  4. Уличная кукла марионетка

  5. Ростовая кукла

  6. Тростевые куклы

  7. Тростевые куклы

  8. Теневые куклы

  9. Перчаточные куклы

  10. Кукла на руку

  11. Пальчиковые куклы

  12. Кукла Маротте

Самый любимый театр у детей во всем мире – кукольный театр. Каждый человек хотя бы раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им на столько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

Куклы в театре необыкновенные. Что они умеют делать? (Ответы детей: они умеют ходить, летать, разговаривать, плакать и смеяться.)

- Откуда взялся этот удивительный мир?

Как зрелище, театр кукол родился на площади в руках бродячих актеров-одиночек и превратился в настоящий народный театр.

Считается, что кукольный театр – зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки.

Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки.

У каждого народа – свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток; у других – мягкие, их надевают на руку, как перчатку. У народов Востока, например, - плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги.

В давние времена по городам и селам нашей страны во время народных праздников и гуляний выступали “петрушечники”. Они развлекали публику, показывали смешные сценки, распевали веселые куплеты, высмеивали местные порядки или известных людей.

- Кто же был главным героем этих представлений?

Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.

Наш любимый герой – Петрушка. Родился он на площади, за едкие остроты и шутки прозвали его Петром Ивановичем Уксусовым.

Кукол артисты делали сами: голову и руки для куклы вырезали из дерева или шили из тряпок, раскрашивали, придумывали для нее костюмы. У петрушки на голове был колпак с кисточкой.

Учитель демонстрирует перчаточную куклу-петрушку и ее озвучивает.

Петрушка: “Я пришел к вам, господа, повеселиться, детей посмешить и позабавить и всех вас с праздником поздравить”.

В кукольном театре куклы бывают разные. Есть куклы, которые надевают на руку, как перчатку. Таких кукол называют перчаточными, ими управляет один человек. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Демонстрация учителем перчаточных кукол сказочных героев.

У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой.

Перчаточных кукол, независимо от того, кого они изображают, называют куклой-петрушкой, так как первым персонажем этого типа кукол стал знаменитый Петрушка. По этому типу делают зверей-“петрушек” и птиц.

Бывают куклы огромные, выше человека. Такую куклу на руку не наденешь. Это тростевые куклы. Кукла на тростях имеет иное устройство: голова ее укреплена на стержне, который кукловод держит в правой руке. К запястьям рук куклы приделываются тоненькие, длинные, но негнущиеся стержни – трости. Левой рукой артист управляет руками куклы.

У тростевой куклы руки длинные, движения – более грандиозные, чем у перчаточной. Зато у куклы-петрушки возможность орудовать различными предметами больше: она может взять в руки любой предмет, поставить его, унести – это пальцы артиста помогают кукле.

Тростевая кукла крупнее перчаточной, работать с ней гораздо сложнее.

- А вы видели кукол, которых приводят в движение за нити, прикрепленные к различным частям тела?

Их называют марионетками.

Демонстрация куклы.

Водить их помогает вага – специальный пульт управления. Кукла – марионетка должна быть подвижной в суставах, тогда ее можно заставлять делать разнообразные движения – ходить, приседать, танцевать, исполнять цирковые номера.

Пальчиковые куклы делаются очень просто. Основу их составляют две фетровые или драповые пластины, сшитые по краям по размеру пальца.

Демонстрация кукол.

Такие куклы подойдут для домашнего представления.

Над созданием каждой куклы художники работают очень долго и тщательно. Сначала рисуют будущую куклу на бумаге: пытаются представить ее в действии, определить ее характер, манеру двигаться, говорить. Потом уже шьют из ткани или делают из дерева, украшают.

Художник – кукольник создает разные по характеру куклы, превращает самые простые материалы – бумагу, тряпки, пуговицы, перышки – в роскошные наряды и прически. У каждого художника свой секрет.

Сегодня вы попробуете придумывать свои театральные куклы. А помогут вам ваши ладошки. Превратите ладошку в куклу.

III. Практическая работа.

Учащиеся рисуют кукольный персонаж перчаточного театра (обрисовывают свою руку в форме перчатки). “Превращают” перчатку в куклу.

Демонстрация зарисовок учителя.

IV. Подведение итогов урока.

Выставка работ учащихся (см. рисунки на диске), краткий анализ, вопросы по теме урока.

Cм. приложение.

Литература

1) Горичева В.С. Куклы / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия, К”,1999.

2) Искусство вокруг нас: Учеб. для 2 кл. трехлет. и 3 кл. четырехлет. нач. шк. / М.Т. Ломоносова, Л.А. Неменская, О.В. Островская и др.; Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998.

1) Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского. – М.: Просвещение,2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Аксеновская Елена Михайловна

Дата: 23.01.2017

Номер свидетельства: 382639


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства