kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Никита Платонов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот разказ о хорактере мальчике который остался один дома

Просмотр содержимого документа
«Никита Платонов»

  А.Платонов  «Никита»

  А.Платонов «Никита»

Цель урока:   образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»   развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;   воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
  • Цель урока:
  •   образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
  •   развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
  •   воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище.
  • Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. В жизни слободки сочетались новая техника и деревенский уклад жизни. Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище.
Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
  • Он очень любил свою учительницу Апполинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты. Первой выходит книга его стихов «Голубая глубина», через пять лет — сборник рассказов.
Анализ рассказа.

Анализ рассказа.

  • - Какие чувства у вас вызвал рассказ?
  • - Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
  • - Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
После первого прочтения как бы вы определили: - Тему рассказа? - Основную мысль? - Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
  • После первого прочтения как бы вы определили:
  • - Тему рассказа?
  • - Основную мысль?
  • - Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

. Лексическая работа

. Лексическая работа

  • Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе:
  • изба топилась по-черному,
  • изба,
  • изгородь,
  • колья,
  • колхоз,
  • овин,
  • околица,
  • сени,
  • трудодень.
Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?

Составление плана. На сколько частей мы можем разделить текст. Как можно озаглавить каждую часть?

  • 1.         Мама уходит на работу.
  • Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
  • Какие чувства здесь испытывает Никита?
  • 2.         Никита «живёт один».
  • 3) Кто живёт в бочке.
  • 4) «Доброе солнце».
  • 5) Колодезные жители.
  • 6) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
  • 6) Жёлтый цветок.
Почему Никите кажется, что всё вокруг живое? - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём? - Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку? - Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа?  (Строгим, но не агрессивным). - Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите? (Сорвал цветок. Зачитать). - Почему мир стал агрессивным?
  • Почему Никите кажется, что всё вокруг живое?
  • - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
  • - Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
  • - Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа?
  • (Строгим, но не агрессивным).
  • - Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
  • (Сорвал цветок. Зачитать).
  • - Почему мир стал агрессивным?
.         (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил).  Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой.  3. Возвращение отца.  1) Встреча Никиты с отцом.  2) Разговор Никиты с отцом.  3) Работа с отцом

. (Никита перестал ощущать мир живым, не ощутил боль, которую причинил). Жизнь – это вечная борьба добра и зла. Мир для Никиты разделился на два: добрый и злой. 3. Возвращение отца. 1) Встреча Никиты с отцом. 2) Разговор Никиты с отцом. 3) Работа с отцом

Найдём ключевые слова для каждого пункта плана. 1.          Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать. 2.         Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. 3.         Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.

  • 1.          Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
  • 2.         Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
  • 3.         Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.

Отец Никиты вернулся с войны. Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром? (Добро – это прежде всего труд). - Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут». (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
  • Отец Никиты вернулся с войны.
  • Война – это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
  • (Добро – это прежде всего труд).
  • - Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
  • (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- Во что верил отец Никиты? (Никита останется добрым на весь свой долгий век). А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым?  (значит быть нужным). Каким чувством теперь наполнена душа Никиты? (Добро).
  • - Во что верил отец Никиты?
  • (Никита останется добрым на весь свой долгий век).
  • А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым?
  • (значит быть нужным).
  • Каким чувством теперь наполнена душа Никиты?
  • (Добро).

В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство? - Как вы сейчас понимаете тему рассказа? (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.) Основная мысль: Быть добрым – значит быть нужным. Проблемы: Добра и зла, каким быть. Состояние Никиты в течение дня: Одиночество, страх, добро.
  • В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
  • - Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
  • (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
  • Основная мысль:
  • Быть добрым – значит быть нужным.
  • Проблемы:
  • Добра и зла, каким быть.
  • Состояние Никиты в течение дня:
  • Одиночество, страх, добро.
  Подведение итогов урока. 

  Подведение итогов урока. 

  • Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо.  Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце,  тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
Рефлексия.

Рефлексия.

  • Я начинаю предложение, а вы продолжаете
  • Сегодня я убедился…
  • Сегодня я узнал…
  • Сегодня я учился…
  • Я задумался о том…
  Домашнее задание на выбор:

  Домашнее задание на выбор:

  • 1.         Подобрать пословицы о труде;
  • 2.         Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
  • Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Никита Платонов

Автор: Гречишкина Галина Анатольевна

Дата: 27.04.2017

Номер свидетельства: 411943

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-khudozhiestviennyi-analiz-prozaichieskogho-tieksta-a-p-platonov-nikita"
    ["file_id"] => string(6) "224475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438856788"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок литературы по теме А.Платонов "Путешествие Воробья". "
    ["seo_title"] => string(62) "urok-litieratury-po-tiemie-a-platonov-putieshiestviie-vorob-ia"
    ["file_id"] => string(6) "124991"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414861696"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Андрей Платонович Платонов.?Творчество писателя.?Рассказ «Никита» "
    ["seo_title"] => string(77) "andriei-platonovich-platonov-dwaegtvorchiestvo-pisatielia-dwaegrasskaz-nikita"
    ["file_id"] => string(6) "196043"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1427992500"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок литературы на тему "А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир главного героя""
    ["seo_title"] => string(88) "urok_litieratury_na_tiemu_a_p_platonov_rasskaz_nikita_dushievnyi_mir_ghlavnogho_ghieroia"
    ["file_id"] => string(6) "343982"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1473952872"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока по литературе. Нравственные проблемы рассказа А .Платонова  "Юшка" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-nravstviennyie-probliemy-rasskaza-a-platonova-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "186269"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426318751"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства