kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме А.Платонов "Путешествие Воробья".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Любовь к Родине или Путешествие воробья" А.Платонов

 Учитель: Рамазанова Р.Р. МОБУ СОГШ с.Благовещенка Архангельский район РБ

Андрей Платонов (1899-1951)
(Климентов Андрей Платонович)
«Любовь к Родине, или Путешествие воробья»
(сказочное происшествие)

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А. Платонова.

Задачи:
• содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
• воспитывать доброту, сердечность и сострадание как важнейшие качества развитой личности;
• формировать речевые умения - умение пересказать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте;
• воспитывать любовь к Родине.

Оборудование
1. Портреты Андрея Платоновича Платонова.
2. Картина К.Соколова «Тверской бульвар».
3. Репродукция «Памятник А.С. Пушкину в Москве»
4. Репродукция картины Анри Руссо «Заклинательница змей».
5. Выставка книг А.Платонова.
6. Советую прочитать. Список рекомендуемых произведений.

 1.Эпиграф к уроку.

 «Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».(Гораций)

Ход урока.
2.Вступительное слово учителя.
В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, все же стоит особняком.
К их числу можно отнести писателя Андрея Платонова. При жизни он был малоизвестен читателям, хотя высоко ценим многими литераторами.
Его произведения изучаются и в школе: «Никита», «Еще мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Юшка» и др.

3. О биографии Андрея Платонова.
Андрей Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 г. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства знал бедность, нищету. Отец Платонова работал машинистом паровоза, а затем слесарем на железной дороге.
Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой.
Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.
«У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын, один работник кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду», - вспоминает Платонов.
С 13 лет он начинает трудиться, работал на Воронежском паровозоремонтном заводе. Учится в железнодорожном техникуме, служит в армии (призван в 1919 г.) Работал помощником машиниста, инженером – электриком, занимался мелиорацией.
В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.
В 1944 г. Платонов возвращается с фронта тяжело больной, но продолжает работать, ведь с 1927 г. он – профессиональный литератор.

Имя А.Платонова связано и с  нашей республикой Башкортостан. Во время войны вместе с семьей он жил в Уфе. В 1949 году выходит книга башкирских народных сказок в обработке писателя.

 В 50-е годы он много пишет и книги его издаются. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы: о смысле человеческой жизни, размышляет о месте человека в мире, обращается к душе отдельного человека и ко всему мироустройству.

4.Основная часть.
Итак в 5 классе мы прочитали с вами рассказ Платонова «Никита»
- О чем этот рассказ?
Пятилетний мальчик, тоскующий один в доме, очеловечивает все предметы вокруг : «Везде есть люди, только кажутся они не людьми».
- А вы прочитали рассказ А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», составили план. Были ли у вас затруднения при этом? Какие слова были вам не понятны?

-Словарная работа.

Подножие памятника- основание , фундамент памятника.

Футляр- коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения.

Шуберт

-Кто хочет прочитать свой план рассказа?

-Вариант плана.

1.Желание приносить радость, добро.

2. Встреча с воробьем. Забота о птице.

3. Поиски пропитания воробья.

4. Мысль о гибели воробья.

5. Черепаха- «Новый друг» скрипача.

6. Путешествие воробья в далекую страну.

7. Возвращение воробья. Его гибель.

 5. Аналитическая работа по тексту.

_О чем же важном, сокровенном хотел рассказать нам А.Платонов?

Чтобы ответить на этот вопрос, приглядимся к героям, к тому, как они живут.

- О чем этот рассказ?
О жизни. О жизни скрипача, старика музыканта.
Что же такое жизнь? Как ее понимает музыкант? Мы сегодня и попытаемся с вами разобраться. Ведь этот рассказ и побуждает задуматься о жизни: о том, без чего жизнь оказывается невозможной. Что же, по Платонову, включает в себя понятие жизнь.

Жизнь:
 любовь к Родине;
 способность дарить добро;
 каждодневный труд;
 сострадание, бескорыстие;
 общение;
 преодоление обстоятельств;
 стремление приносить счастье;
 способность пробуждать в людях добрые чувства;
 милосердие.
- Каким вы себе представляете скрипача?
- Почему он каждый вечер ходил играть на тверской бульвар? (каждодневный труд)
Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.
- Как вы представляете себе Тверской бульвар? Почему его так любил скрипач и, как потом оказалось воробей?
Картины «Памятник А.С. Пушкину» И.Н. Павлова.
Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по улицам спешат люди. И на все это смотрит с высоты наш великий поэт А.С. Пушкин, задумчивый и немного печальный. Именно любовь к Москве, к Родине и заставляет скрипача идти на Тверской бульвар.
- Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях чувства добрые своей нежной музыкой.
(Включается соло для скрипки Н. Таганини.)
- Давайте попробуем нарисовать устную словесную иллюстрацию.
Сумерки спускаются на бульвар, делая все задумчивым и тихим. Воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника и, забыв обо всем, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким- то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты.
А музыка льется, унося всех в чудесный счастливый мир. Счастливы и музыкант, и люди, окружающие его.
Музыкант приносит счастье людям.

- Почему старик никогда не брал денег за свою работу?
Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло. Ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей. (Способность любить бескорыстно, бескорыстие).
- Какое чувство вызвал воробей у старого музыканта?
Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку. Он испытывал сострадание, сопереживание.
- Почему музыкант так привязался к воробью?
Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра. (Способность дарить добро).
- Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Что произошло с ним? Расскажите.
Снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, и воробей остался один в урагане. Воробья вихрем унесло в далекую южную страну.
- Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей?
«Здесь пищи было много, неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни».
- Почему воробей тоскует в этой стране?
Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба.
- Где поселился воробей и почему?
Он выбрал берег ручья, покрытый мелкими камнями. Это место напоминало ему о Родине.
- А затем он и вовсе перебрался на голую скалу. Зачем?
Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой на Тверской бульвар.
Итак, как же называется рассказ?
Любовь к Родине.
Происходит чудо, воистину сказочное: воробей, совершив второе путешествие - на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом.
И умирает.
- Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции - завершается трагически?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Как вы думаете только ли к воробью имеет отношение рассказ?
Нет, конечно. Название относится к обоим главным героям: маленькой седой птичке и старому музыканту.
Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни. Даже райские кущи не затмевают их.
Второй (музыкант) любит свою родину сознательно и хочет приносить ее людям добро, даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается.
Две родственные души встретились ненадолго на Тверском бульваре, чтобы ощутить силу родства и единения с родной землей.
- Как вы поняли, что такое жизнь? Какими нравственными качествами должен обладать человек?
Любить окружающих людей, быть способным к состраданию, сопереживанию, трудиться на благо людей и себя, быть способным к преодолению различных обстоятельств, любить родину, проявлять милосердие.
- К чему прирзывает нас автор?Можно ли найти счастье на чужбине?
Да и нынче много таких людей, которые хотят найти счастье на чужбине и оставяют родную землю. Для некоторых «сладость» и «обилие» оказываются предпочтительней родины. Другие же, подобно воробью, не в силах вынести разлуки с нею.
А еще наши улицы и бульвары по-прежнему полны одиноких старых людей. Им нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово.Не жалейте тепла души.
«Делать людям хорошее – хорошеть самому».
«Спешите делать добрые дела» - А.Я. Яшин.

 

6. Советую прочитать.
7. Домашнее задание на выбор.
Написать сочинение – миниатюру.
1) Какую роль играет в рассказе музыка?
2) О чем заставляет задуматься рассказ?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок литературы по теме А.Платонов "Путешествие Воробья". »

Тема: "Любовь к Родине или Путешествие воробья" А.Платонов





Учитель: Рамазанова Р.Р. МОБУ СОГШ с.Благовещенка Архангельский район РБ
Андрей Платонов (1899-1951)
(Климентов Андрей Платонович)
«Любовь к Родине, или Путешествие воробья»
(сказочное происшествие)

Цель: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и творчестве А. Платонова.

Задачи:
• содействовать появлению прочного, устойчивого интереса к книге;
• воспитывать доброту, сердечность и сострадание как важнейшие качества развитой личности;
• формировать речевые умения - умение пересказать прочитанное, объяснить слово, строку, рассказать об их роли в тексте;
• воспитывать любовь к Родине.

Оборудование
1. Портреты Андрея Платоновича Платонова.
2. Картина К.Соколова «Тверской бульвар».
3. Репродукция «Памятник А.С. Пушкину в Москве»
4. Репродукция картины Анри Руссо «Заклинательница змей».
5. Выставка книг А.Платонова.
6. Советую прочитать. Список рекомендуемых произведений.


1.Эпиграф к уроку.

«Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений».(Гораций)

Ход урока.
2.Вступительное слово учителя.
В нашей литературе есть авторы, чье творчество, вроде бы вписываясь в общий процесс, все же стоит особняком.
К их числу можно отнести писателя Андрея Платонова. При жизни он был малоизвестен читателям, хотя высоко ценим многими литераторами.
Его произведения изучаются и в школе: «Никита», «Еще мама», «Неизвестный цветок», «Корова», «Юшка» и др.

3. О биографии Андрея Платонова.
Андрей Платонов родился в Воронеже 1 сентября 1899 г. Фамилия Платонов – псевдоним, образованный от имени отца в 1920 году.
Родился Платонов в Воронеже, в семье слесаря железнодорожных мастерских. С малолетства знал бедность, нищету. Отец Платонова работал машинистом паровоза, а затем слесарем на железной дороге.
Как вспоминает писатель, он «дома только спал, а утром просыпался раньше всех, брал краюшку хлеба и уходил». Мать занималась домашней работой.
Мальчик учился в церковно-приходской школе, затем в городском училище.
«У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын, один работник кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду», - вспоминает Платонов.
С 13 лет он начинает трудиться, работал на Воронежском паровозоремонтном заводе. Учится в железнодорожном техникуме, служит в армии (призван в 1919 г.) Работал помощником машиниста, инженером – электриком, занимался мелиорацией.
В годы гражданской войны и в годы Великой Отечественной был на фронте в качестве военного корреспондента.
В 1944 г. Платонов возвращается с фронта тяжело больной, но продолжает работать, ведь с 1927 г. он – профессиональный литератор.

Имя А.Платонова связано и с нашей республикой Башкортостан. Во время войны вместе с семьей он жил в Уфе. В 1949 году выходит книга башкирских народных сказок в обработке писателя.

В 50-е годы он много пишет и книги его издаются. В своих произведениях он поднимает вечные вопросы: о смысле человеческой жизни, размышляет о месте человека в мире, обращается к душе отдельного человека и ко всему мироустройству.

4.Основная часть.
Итак в 5 классе мы прочитали с вами рассказ Платонова «Никита»
- О чем этот рассказ?
Пятилетний мальчик, тоскующий один в доме, очеловечивает все предметы вокруг : «Везде есть люди, только кажутся они не людьми».
- А вы прочитали рассказ А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья», составили план. Были ли у вас затруднения при этом? Какие слова были вам не понятны?

-Словарная работа.

Подножие памятника- основание , фундамент памятника.

Футляр- коробка, чехол, куда кладется вещь для хранения.

Шуберт

-Кто хочет прочитать свой план рассказа?

-Вариант плана.

1.Желание приносить радость, добро.

2. Встреча с воробьем. Забота о птице.

3. Поиски пропитания воробья.

4. Мысль о гибели воробья.

5. Черепаха- «Новый друг» скрипача.

6. Путешествие воробья в далекую страну.

7. Возвращение воробья. Его гибель.


5. Аналитическая работа по тексту.
_О чем же важном, сокровенном хотел рассказать нам А.Платонов?

Чтобы ответить на этот вопрос, приглядимся к героям, к тому, как они живут.

- О чем этот рассказ?
О жизни. О жизни скрипача, старика музыканта.
Что же такое жизнь? Как ее понимает музыкант? Мы сегодня и попытаемся с вами разобраться. Ведь этот рассказ и побуждает задуматься о жизни: о том, без чего жизнь оказывается невозможной. Что же, по Платонову, включает в себя понятие жизнь.

Жизнь:
 любовь к Родине;
 способность дарить добро;
 каждодневный труд;
 сострадание, бескорыстие;
 общение;
 преодоление обстоятельств;
 стремление приносить счастье;
 способность пробуждать в людях добрые чувства;
 любовь ко всему живому;
 милосердие.
- Каким вы себе представляете скрипача?
- Почему он каждый вечер ходил играть на тверской бульвар? (каждодневный труд)
Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в воздухе, в сумраке хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной силой, увлекавшей жить высшей прекрасной жизнью. Скрипач хотел дарить людям добро, потому что делал это всю жизнь и не мог привыкнуть к мысли о своей бесполезности. Кроме того он бы одинок, а среди прохожих Тверского бульвара ему было уютнее и теплее, чем в пустой квартире: вокруг него собирались люди, и ему становилось легче и радостнее.
- Как вы представляете себе Тверской бульвар? Почему его так любил скрипач и, как потом оказалось воробей?
Картины «Памятник А.С. Пушкину» И.Н. Павлова.
Бульвар расположен в самом центре Москвы, его окружают высокие дома, по улицам спешат люди. И на все это смотрит с высоты наш великий поэт А.С. Пушкин, задумчивый и немного печальный. Именно любовь к Москве, к Родине и заставляет скрипача идти на Тверской бульвар.
- Как вы думаете, почему именно у памятника Пушкину любил играть скрипач?
Может быть, и сама фигура поэта, и его стихи, написанные на постаменте, вдохновляли старого музыканта пробуждать в людях чувства добрые своей нежной музыкой.
(Включается соло для скрипки Н. Таганини.)
- Давайте попробуем нарисовать устную словесную иллюстрацию.
Сумерки спускаются на бульвар, делая все задумчивым и тихим. Воздух наполняется нежными и тревожными звуками скрипки старого музыканта. Он стоит на мраморных ступенях памятника и, забыв обо всем, играет для людей, собравшихся вокруг. Его лицо освещено каким- то внутренним светом доброты, глаза полузакрыты.
А музыка льется, унося всех в чудесный счастливый мир. Счастливы и музыкант, и люди, окружающие его.
Музыкант приносит счастье людям.

- Почему старик никогда не брал денег за свою работу?
Он играл не из-за денег, а просто для людей. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло. Ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах. Поэтому музыкант никогда не открывал крышку скрипичного футляра, пока на него не сел седой воробей. (Способность любить бескорыстно, бескорыстие).
- Какое чувство вызвал воробей у старого музыканта?
Музыкант удивился, что эта птичка еще не спит и даже в темноте вечера занята работой на свое пропитание. Он задумался о трудной судьбе воробья. Ему стало жаль маленькую птичку. Он испытывал сострадание, сопереживание.
- Почему музыкант так привязался к воробью?
Старик чувствовал в нем что-то родственное: старость, одиночество, бесприютность. Он понял, что птичка нуждается в заботе и любви, и с радостью стал отдавать ей это чувство. Он тосковал, когда воробей не прилетал и «чувствовал добро в своем сердце», когда он клевал хлеб внутри футляра. (Способность дарить добро).
- Однажды после грозной вьюги воробей исчез. Что произошло с ним? Расскажите.
Снежный бугор, в котором он спал, пополз вместе с ним, а затем весь снег вокруг него обвалился, и воробей остался один в урагане. Воробья вихрем унесло в далекую южную страну.
- Как описывается страна вечного лета, в которую попал воробей?
«Здесь пищи было много, неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни».
- Почему воробей тоскует в этой стране?
Воробей затосковал по привычной кислоте простого черного хлеба.
- Где поселился воробей и почему?
Он выбрал берег ручья, покрытый мелкими камнями. Это место напоминало ему о Родине.
- А затем он и вовсе перебрался на голую скалу. Зачем?
Он надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой на Тверской бульвар.
Итак, как же называется рассказ?
Любовь к Родине.
Происходит чудо, воистину сказочное: воробей, совершив второе путешествие - на Родину, попадает в дом старого музыканта и оживает, согретый сердечным теплом.
И умирает.
- Почему сказочное происшествие – вопреки сказочной традиции - завершается трагически?
Как бы вы ответили на этот вопрос?
- Как вы думаете только ли к воробью имеет отношение рассказ?
Нет, конечно. Название относится к обоим главным героям: маленькой седой птичке и старому музыканту.
Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни. Даже райские кущи не затмевают их.
Второй (музыкант) любит свою родину сознательно и хочет приносить ее людям добро, даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нуждается.
Две родственные души встретились ненадолго на Тверском бульваре, чтобы ощутить силу родства и единения с родной землей.
- Как вы поняли, что такое жизнь? Какими нравственными качествами должен обладать человек?
Любить окружающих людей, быть способным к состраданию, сопереживанию, трудиться на благо людей и себя, быть способным к преодолению различных обстоятельств, любить родину, проявлять милосердие.
- К чему прирзывает нас автор?Можно ли найти счастье на чужбине?
Да и нынче много таких людей, которые хотят найти счастье на чужбине и оставяют родную землю. Для некоторых «сладость» и «обилие» оказываются предпочтительней родины. Другие же, подобно воробью, не в силах вынести разлуки с нею.
А еще наши улицы и бульвары по-прежнему полны одиноких старых людей. Им нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе слово.Не жалейте тепла души.
«Делать людям хорошее – хорошеть самому».
«Спешите делать добрые дела» - А.Я. Яшин.

6. Советую прочитать.
7. Домашнее задание на выбор.
Написать сочинение – миниатюру.
1) Какую роль играет в рассказе музыка?
2) О чем заставляет задуматься рассказ?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок литературы по теме А.Платонов "Путешествие Воробья".

Автор: Рамазанова Рауфиля Рауфовна

Дата: 01.11.2014

Номер свидетельства: 124991


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства