kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы на тему "А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир главного героя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - осмысление нравственной проблематика рассказа А.Платонова "Никита"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему "А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир главного героя"»

Тема: А.П. Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир главного героя.

Цели:

знакомство с писательской судьбой А.П.Платонова;

осмысление нравственной проблематики рассказа А.П. Платонова «Никита».



Ход урока.

1. Организационный этап урока


2. Формулирование темы.

- С содержанием какого рассказа вы познакомились дома?

- Как можно общо сформулировать тему нашего урока? Запишите автора и его название в тетради.

- А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его?

- Что вы понимаете под анализом художественного произведения?

(тема, основная мысль, проблемы, образ главного героя, особенности языка).

- Я предлагаю вам заняться этой сложной, но интересной работой. Понять произведение, конечно же, поможет прежде всего знакомство с его автором

3. Сообщения учащихся об А.Платонове

4. Беседа (первичное восприятие рассказа)

- Итак, дома вы не только прочитали рассказ, но и подготовили иллюстрации к нему. Пожалуйста, расскажите, что вы изобразили и почему?

-Какие чувства у вас вызвал рассказ?

-Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве?

- Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? Как бы вы уточнили тему нашего урока? Что больше всего нас будет волновать во время анализа рассказа?

- После первого прочтения как бы вы определили:

• Тему рассказа?

• Основную мысль?

• Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?

- Запишите это в тетради. Сравним наши высказывания с теми выводами, которые мы сделаем в конце урока


5. Анализ рассказа, (составление плана)

- Почему рассказ называется «Никита»?

- Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

- - Можно ли точно определить, в какое время происходят события?

- Как вы это определили? (события происходят во время Великой Отечественной войны: отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года,  когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был»).


-На сколько частей мы можем разделить текст.

Как можно озаглавить каждую часть?

1. Мама уходит на работу.

2. Никита "живёт" одни.

3. Возвращение отца.


Работа с 1-й частью

- Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень»)

- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила?

Подберите цитатный материал для аргументации ответа.


Работа со 2-й частью

Разделим на пункты вторую часть (работа в парах)

Никита "живёт " один

• Кто живет в бочке.

• "Доброе солнце".

• Колодезные жители.

• " Тайные жители" двора: змеи, пень, старая баня.

• Жёлтый цветок.

• "Незнакомые злобные лица".


* Создание проблемной ситуации


- Каким представляется Никите все, что его окружает? Докажите.

В бочке живет существо

(«В ней, на­верное, кто-нибудь жил, какой-нибудь малень­кий человек, днем он спал, а ночью выходил на­ружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал». «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки»)

Солнце глядит «на него в ответ теплым лицом» и похоже на умершего дедушку

В колодце живут «маленькие водяные люди»

Под плетнёвой стеной сарая – «тайные жители»

Старый пень похож на человека

Банька похожа на бабушку

Петух напоминает «знакомого худого пастуха», утонувшего в реке

Желтый цветок – маленький ребенок

Колья из плетня – как лица многих неизвестных людей

Изба – «как прохожая старая тетка из дальней деревни»


- Похожи ли фантастические существа, которые представляет себе Никита, друг на друга? Почему? Как эта непохожесть характеризует мальчика?

(Нет, не похожи. Мальчик обладает богатой фантазией, для каждого предмета у него свое определение, свое восприятие).


- Почему солнце кажется Никите добрым?

- Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой?

(Главный герой, наверно, скучает по своим близким людям, он «находит» их рядом с собой).


- Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?


- Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика

- Почему "тайные жители" стали казаться Никите враждебными?

(Он маленький, ему страшно. Может быть, на его восприятие окружающего мира влияет и время, в котором он живет: идет война).



Работа с 3-й частью

Возвращение отца (чтение отрывка)

- Каким Никита видит отца?

(Дома мама сидела за столом и смотрела на старого солдата. Тот посмотрел на Никиту, потом поднял его к себе на руки. «От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей».

- Что испытывает сначала Никита?

Сначала мальчик оробел. Это был отец мальчика, который последний раз видел сына, когда тот был еще грудным ребенком. А теперь война кончилась, и он смог вернуться домой.


- Что означают для Никиты слова отца: "Теперь уже век буду с тобой вековать, Bpaгa-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать..."


- Что первым делом начал делать отец, вернувшись с войны?

Работать по дому, восстанавливая разрушенное за годы войны.


- Почему первым делом он стал колоть ветхий пень во дворе?

Чтобы тот не пугал Никиту.


- Можно ли сказать, что для Никиты все вокруг изменилось после того, как с войны вернулся отец героя?

(Мир перестал быть для Никиты враждебным, главный герой почувствовал свою защищенность, он стал увереннее и обрел покой.


- - Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?

(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на лу­не покойная бабушка снова живет»).


-Что для отца Никиты, вернувшегося с войны, зло, а что - добро?

Война – разрушение, зло; труд, работа, помогающие восстановить разрушенное, - добро.


- - Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? Как отец объяснил Никите, почему до этого все вокруг были злые, а теперь гвоздь напоминает маленького доброго человечка?

(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам. «Никита с охотой, как большой, на­чал работать молотком. Когда он выпрямил пер­вый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей желез­ной шапки». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец от­ветил ему, что тех он выдумал. Поэтому они не­прочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». Только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).

- Как вы понимаете слова Никиты: "Давай всё трудом работать, и все живые будут"?

Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд.

- Во что верил отец Никиты?

(Никита останется добрым на весь свой долгий век).

- А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек?

-Что значит быть добрым'.? ([значит быть нужным).

- Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа "Никита»? Тему рассказа?

[Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.]

Основная мысль: быть добрым - значит быть нужным.

Проблемы: добра и злa, каким быть.

4. Подведение итогов.

- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы?

( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы на тему "А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Душевный мир главного героя"

Автор: Черенкова Юлия Владимировна

Дата: 15.09.2016

Номер свидетельства: 343982


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства