- С содержанием какого рассказа вы познакомились дома?
- Как можно общо сформулировать тему нашего урока? Запишите автора и его название в тетради.
- А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его?
- Что вы понимаете под анализом художественногопроизведения?
(тема, основная мысль, проблемы, образ главного героя, особенности языка).
- Я предлагаю вам заняться этой сложной, но интересной работой. Понять произведение, конечно же, поможет прежде всего знакомство с его автором
3. Сообщения учащихся об А.Платонове
4. Беседа (первичное восприятие рассказа)
- Итак, дома вы не только прочитали рассказ, но и подготовили иллюстрации к нему. Пожалуйста, расскажите, что вы изобразили и почему?
-Какие чувства у вас вызвал рассказ?
-Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве?
- Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? Как бы вы уточнили тему нашего урока? Что больше всего нас будет волновать во время анализа рассказа?
- После первого прочтения как бы вы определили:
• Тему рассказа?
• Основную мысль?
• Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
- Запишите это в тетради. Сравним наши высказывания с теми выводами, которые мы сделаем в конце урока
5. Анализ рассказа, (составление плана)
- Почему рассказ называется «Никита»?
- Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
- - Можно ли точно определить, в какое время происходят события?
- Как вы это определили? (события происходят во время Великой Отечественной войны: отец Никиты прошел всю войну, воевал четыре года, когда он ушел на фронт, «Никита еще грудной был»).
-На сколько частей мы можем разделить текст.
Как можно озаглавить каждую часть?
1. Мама уходит на работу.
2. Никита "живёт" одни.
3. Возвращение отца.
Работа с 1-й частью
- Почему Никита остался один? (мама уходила рано утором работать в поле, она должна была получить «трудодень»)
- Какие поручения давала мальчику мама? Чему она его научила?
Подберите цитатный материал для аргументации ответа.
- Каким представляется Никите все, что его окружает? Докажите.
В бочке живет существо
(«В ней, наверное, кто-нибудь жил, какой-нибудь маленький человек, днем он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал». «Это был маленький, а живой человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стежки»)
Солнце глядит «на него в ответ теплым лицом» и похоже на умершего дедушку
В колодце живут «маленькие водяные люди»
Под плетнёвой стеной сарая – «тайные жители»
Старый пень похож на человека
Банька похожа на бабушку
Петух напоминает «знакомого худого пастуха», утонувшего в реке
Желтый цветок – маленький ребенок
Колья из плетня – как лица многих неизвестных людей
Изба – «как прохожая старая тетка из дальней деревни»
- Похожи ли фантастические существа, которые представляет себе Никита, друг на друга? Почему? Как эта непохожесть характеризует мальчика?
(Нет, не похожи. Мальчик обладает богатой фантазией, для каждого предмета у него свое определение, свое восприятие).
- Почему солнце кажется Никите добрым?
- Как связано все то, что видит Никита, с его дедушкой и бабушкой?
(Главный герой, наверно, скучает по своим близким людям, он «находит» их рядом с собой).
- Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться?
- Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика
- Почему "тайные жители" стали казаться Никите враждебными?
(Он маленький, ему страшно. Может быть, на его восприятие окружающего мира влияет и время, в котором он живет: идет война).
Работа с 3-й частью
Возвращение отца (чтение отрывка)
- Каким Никита видит отца?
(Дома мама сидела за столом и смотрела на старого солдата. Тот посмотрел на Никиту, потом поднял его к себе на руки. «От солдата пахло теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землей».
- Что испытывает сначала Никита?
Сначала мальчик оробел. Это был отец мальчика, который последний раз видел сына, когда тот был еще грудным ребенком. А теперь война кончилась, и он смог вернуться домой.
- Что означают для Никиты слова отца: "Теперь уже век буду с тобой вековать, Bpaгa-неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать..."
- Что первым делом начал делать отец, вернувшись с войны?
Работать по дому, восстанавливая разрушенное за годы войны.
- Почему первым делом он стал колоть ветхий пень во дворе?
Чтобы тот не пугал Никиту.
- Можно ли сказать, что для Никиты все вокруг изменилось после того, как с войны вернулся отец героя?
(Мир перестал быть для Никиты враждебным, главный герой почувствовал свою защищенность, он стал увереннее и обрел покой.
- - Как отец объяснил, почему Никита всех хочет «сделать живыми»?
(«…Это ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце. Для тебя и камень живой, и на луне покойная бабушка снова живет»).
-Что для отца Никиты, вернувшегося с войны, зло, а что - добро?
Война – разрушение, зло; труд, работа, помогающие восстановить разрушенное, - добро.
- - Почему именно в конце рассказа появляется образ «доброго» гвоздя? Как отец объяснил Никите, почему до этого все вокруг были злые, а теперь гвоздь напоминает маленького доброго человечка?
(Восприятие окружающей действительности изменилось. Теперь предметы не будут враждебны к Никите. Да и гвоздь он «сработал» сам. «Никита с охотой, как большой, начал работать молотком. Когда он выпрямил первый гвоздь, он увидел в нем маленького доброго человечка, улыбавшегося ему из-под своей железной шапки». Он спросил у отца: почему другие были злые, а этот такой добрый человек. Отец ответил ему, что тех он выдумал. Поэтому они непрочные, оттого и злые. «А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый». Только доброе и отзывчивое сердце способно наполнить жизнью окружающих людей, предметы. И если по жизни человек сохранит эту уникальную способность, то он останется добрым на всю жизнь).
- Как вы понимаете слова Никиты: "Давай всё трудом работать, и все живые будут"?
Слова мальчика означают, что если вещь или дело сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд.
- Во что верил отец Никиты?
(Никита останется добрым на весь свой долгий век).
- А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек?
-Что значит быть добрым'.? ([значит быть нужным).
- Изменилось ли ваше понимание этого рассказа? Как вы сейчас понимаете главную мысль рассказа "Никита»? Тему рассказа?
[Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.]
Основная мысль: быть добрым - значит быть нужным.
Проблемы: добра и злa, каким быть.
4. Подведение итогов.
- Чему нас учит рассказ А.П.Платонова и мир природы?
( Человеку надо жить в гармонии с миром живой природы).