Просмотр содержимого документа
«Мир литературных произведений»
(Флипчарт 1)
Внеклассное мероприятие
Литературно-художественная викторина
«Эрудит»
Цели:
Образовательная: показать интеллектуальные способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать чувство коллективизма, умение сдерживать эмоции, делить победу с друзьями, проявлять тактичность в отношении соперника.
Оборудование: Интерактивная доска, чистые листы для записей.
Ход игры.
1. Приветствие, вступительное слово учителя.
2. Выступление капитанов команд.
3. Разъяснение условий игры.
Вступительное слово учителя о правилах участия в викторине.
Добрый день дорогие ребята, учителя и гости нашего внеклассного мероприятия! Сегодня нам выпала возможность прикоснуться к миру литературы. У нас литературно-художественная викторина. « Эрудит ». Участвуют в нашей викторине 2 команды. Прошу капитанов команд выйти представиться и представить название и девиз команды.
Наврузова Гурият команда «Смельчаки», девиз «Смелость – ключ к победе».
Ибрагимов Келем команда «Белые медведи, девиз «Напролом словно медведи, смело движемся к победе».
(флч 2)Условия игры очень простые; каждая команда получает свой набор заданий, и выполняют его поочередно то одна, то другая команда. За каждое правильно выполненное задание вы получаете 2 балла, за частично правильное - 1 балл, за неверное - 0 баллов. Кто в данной команде будет отвечать на вопрос, выбирает капитан команды. Просьба: будьте внимательны, вопросы и условия дослушивать до конца, и не переспрашивайте!
Эпиграф:
Знать – значить победить!
А. Несмеянов
А начнем мы нашу викторину с той команды, которая первая и правильно выполнит задание 1.
( флч 3)
ЛИТЕРАТУРНЫЕ АНАГРАММЫ
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились или литературные термины, или имена писателей, или имена книжных персонажей.
◘ МОТ → Т _ _ (Единица собрания сочинений.)
(Том.)
◘ ТОРБА → Б _ _ _ _ (Русская детская поэтесса.)
(Барто А.Л.)
◘ ОПЕР → П _ _ _ (Инструмент писателя.)
(Перо.)
◘ КОРТ → К _ _ _ (Нелюбимый жених Дюймовочки.)
(Крот.)
◘ СИЛА → Л _ _ _ (Героиня многих басен И.А. Крылова.)
◘ ТОВАР → А _ _ _ _ (Создатель литературного произведения.)
(Автор.)
◘ АТЛАНТ → Т _ _ _ _ _ (Выдающиеся способности писателя.)
(Талант.)
◘ МАГ +ТАЗОВ → Г _ _ _ _ _ _ _ (Народный поэт Дагестана.)
(Гамзатов Расул.)
◘ РАК + СЛОН → К _ _ _ _ _ _ (В меру упитанный персонаж Астрид Линдгрен.)
(Карлсон.)
(флч 4)
Итак начнем с первой команды «?»
(флч 5) 2 задание
Конкурс капитанов
Учитель читает поочерёдно каждой команде.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОМОНИМЫ
◘ Не только документ школьника об успеваемости, но и форма литературного произведения.
(Дневник.)
◘ Не только марка отечественного автомобиля, но и богиня красоты, любви, супружества в русской мифологии.
(Лада.)
◘ Не только специалист по раскрытию уголовных преступлений, но и литературное произведение, изображающее раскрытие запутанных преступлений.
(Детектив.)
◘ Не только левая или правая сторона тела человека, но и «домомучительница» Малыша в книге Астрид Линдгрен.
(Бок - фрекен Бок.)
◘ Не только купол церкви, но и раздел книги.
(Глава.)
◘ Не только тяжёлое событие, переживание, причиняющее нравственные страдания, но и род литературных произведений.
(Драма.)
◘ Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта.
(Произведение.)
◘ Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена.
(Том.)
◘ Не только деталь в виде колеса с жёлобом по окружности для троса, но и русский поэт.
(Блок - Блок Александр.)
◘ Не только терпение, стойкость и самообладание, но и цитата.
(Выдержка.)
◘ Не только морское беспозвоночное отряда десятиногих ракообразных, но и имя персидского поэта, автора всемирно известных философских четверостиший.
(Омар - Омар Хайям.)
◘ Не только герой Александра Дюма, ставший сказочно богатым графом, но и французский монархист, убивший на дуэли А.С. Пушкина.
(Дантес. Эдмон Дантес стал графом Монте-Кристо.)
( флч 6) 3 Задание
Соотнесите авторов и их произведения. Указать стрелкой. (на слайде названия произведений даны в разброс)
№
1 команда
2 команда
1
А.С. Пушкин
Дубровский
Капитанская дочка
2
М.Ю. Лермонтов
Мцыри
Кавказ
3
Н.В. Гоголь
Тарас Бульба
Шинель
4
И.С. Тургенев
Бирюк
Бежин луг
5
Н.А. Некрасов
Соловей
Мороз, красный нос
6
А.П. Чехов
Хамелеон
Степь
4 Задание
На доске картины животных. Игрок выбирает.
1 команда (флч 7)
Кто входит в состав «Квартета» басни И.А. Крылова: Осел, мартышка, собака, енот, волк, козел, заяц, белка, медведь.
2 команда (флч 8)
Кто входит в состав «Бременских музыкантов» братьев Гримм: Осел, свинья, гусь, собака, корова, кот, лошадь, петух, овца.
5 Задание
1 команда (флч 9)
Выделите предложения взятые из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
Пора красавица проснись; То заплачет как дитя; Все ходит по цепи кругом; Я памятник себе воздвиг; Стоит без окон, без дверей; И с ними дядька их морской; В пустыне чахлой и скупой; Колдун несет богатыря.
2 команда (флч 10)
Выделите предложения взятые из баллады В.А. Жуковского «Светлана»
Девушки гадали; Ты предо мною стояла тихо; Серьги изумрудны; Еще нас небо не забыло; Я смотрю на небеса; Тускло светится луна; Над прозрачными водами; Вынь себе колечко.
(флч 11) 6 Задание
Закончите стих М.Ю. Лермонтова ( на слайде только первое предложение, игрок дописывает)
1 команда «Парус»
2 команда «Узник»
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом
Что ищет он с стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Отворите мне темницу
Дайте мне сиянье дня
Черноглазую девицу
Черногривого коня
(флч 12) 7 Задание
Игра
Угадай кто я!
Игрок ,наугад, выбирает листок с героем произведения, и не называя себя объясняет своей команде кто написан на листочке.
Илья Муромец, Робинзон Крузо,
Геракл-Геркулес-Алкид, Данко.
(флч 13)
8 Задание
1 команда
Выделите персонажей произведения
Н.В. Гоголя «Шинель»
1 Алексей Пешков
2 Савельич
3 Акакий Акакиевич
4 Павлуша
5 Петрович
6 Очумелов
2 команда
Выделите персонажей произведения
А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
1 Шабашкин
2 Швабрин
3 Марья Троекурова
4 Маша Миронова
5 Даша
6 Петр Гринев
9 Задание
Расположите портреты писателей в хронологическом порядке. (На доске портреты писателей в разброс)
1 команда(флч 14)
2 команда(флч 15)
1 Михаил Васильевич Ломоносов
(1711-1765)
2 Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829)
3 Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814-1841)
4 Александр Николаевич Островский
(1823-1886)
1 Василий Андреевич Жуковский
(1782-1852)
2 Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837)
3 Николай Васильевич Гоголь
(1809-1852)
4 Иван Сергеевич Тургенев
(1818-1883)
10 Задание
Какое произведение является……(указать стрелкой.)(на доске написано в разброс)
№
1 команда(флч 16)
2 команда(флч 17)
1
Миф
Война титанов
Геракл и яблоки Гесперид
2
Повесть
Шинель
В людях
3
Баллада
Светлана
Гусар
4
Роман
Дубровский
Капитанская дочка
5
Былина
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Алеша Попович и Тугарин Змеевич
6
Поэма
Мцыри
Руслан и Людмила
7
Басня
Лебедь, щука и рак
Стрекоза и муравей
(флч 18) 11 Задание
Игра
«Чей портрет»
На парте, перевернуто, лежат картины поэтов и писателей, игрок выбирает и угадывает имя.
01 Салтыков-Щедрин Михаил Гаврилович
02 Булгаков Михаил Афанасьевич
03 Бунин Иван Алексеевич
04 Горький Максим
05 Достоевский Федор Михайлович
06 Рылеев Кондратий Федорович
07 Крылов Иван Андреевич
08 Некрасов Николай Алексеевич
09 Радищев Александр Николаевич
10 Толстой Лев Николаевич
11 Тютчев Федр Иванович
12 Чехов Антон Павлович
12 Задание
Соотнесите имя писателей и поэтов и названия литературных мест связанных с их именами.
1 команда (флч 19)
1 Н.А. Некрасов – Немиров, Подольская губерния
2 Л.Н. Толстой – Ясная Поляна
3 Ф.И. Тютчев – Овстуг, Орловской губернии
4 Н.В. Гоголь - Сорочинцы
2 команда (флч 20)
1 И.С. Тургенев – Спасское-Лутовиново
2 А.П. Чехов – Таганрог
3 А.С. Пушкин – Царскосельский лицей
4 Салтыков-Щедрин – Спас угол Тверская губерния
(флч 21)13 Задание
ШУТОЧНАЯ ВИКТОРИНА
1Дантист - это литературовед, специализирующийся по творчеству Данте, или зубной врач?
(Зубной врач.)
2Гримёр - это исследователь творчества братьев Гримм или работник театра?
3 для чего мачеха золушки смешивала крупу; что бы поиздеваться над падчерицей, или что бы развить её мелкую моторику.
4 Что напоследок сказал Герасим своей собаке?
5Хоббит - это человек, у которого есть хобби, или сказочный персонаж?
(Сказочный персонаж Джона Толкиена.)
6Критик - это житель греческого острова Крит или человек, занимающийся истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности?
(Человек, занимающийся критикой. А житель острова Крит - критянин.)
7 Что такое стихийное бедствие? Это когда вам задали на дом выучить много стихов или природное явление.
8 Сколько лет было А.С. Пушкину, когда он родился?
(Ноль.)
9 Глубокий смысл басни Крылова «Ворона и лисица» состоит в том, что лишь потеряв сыр, ворона обрела ... Что?
(Свободу слова.)
10 И Мазай, и Пихто - они кто?
(Каждый из них - дед.)
11 В «Войне и мире» Л.Н. Толстого есть фраза: «Пьер Безухов распечатал письмо». Где же в то время Пьер взял компьютер и принтер?
(Нигде, конечно. Слово «распечатал» нужно понимать как «раскрыл».)
12 В какой сказке сюжет составляет рассказ о 4-х дерзких побегах, и одном злодейском убийстве (Колобок)
13 Правда ли, что отец Лермонтова умер еще в детстве?
14. Какая театральная премия существует в нашей стране?
А. «Золотой болт».
Б. «Гвоздь сезона».
В. «Театральный винтик».
Г. «Актёрская шпилька».
(Так назвал свою премию Союз театральных деятелей России. На вид она гвоздь, только хрустальный - «Гвоздь сезона»)
15. Как называется часть костюма балерины?
А. Кипа.
Б. Пачка.
В. Стопка.
Г. Пучок. («Пачка»)
Оценивание команд(флч 22)
Это было последнее задание и на этой веселой ноте мы закончим нашу викторину. А теперь подсчитаем баллы и назовем победителя. Итак по итогам викторины команда «?» получает «?» баллов, а команда «?» получает «?» баллов и побеждает команда «?».
Подарки командам.
И поскольку у нас все- таки была дружеская игра, то обе команды получают небольшой приз.
Слова благодарности.(флч 23)
На этом мы заканчиваем наше мероприятие. Хочу выразить слова благодарности участникам нашей литературной викторины, большое спасибо учителям, которые пришли на наше мероприятие, и спасибо гостям, которые так же пришли и поддержали нас сегодня. Спасибо.