Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В волшебном мире литературы»
Внеклассное занятие по литературе на тему: В волшебном мире литературы
Подготовила:Бацылева Галина Александровна учитель русского языка и литературы МБОУ "Демьяновская ООШ" Почепского района Брянской области
Тема: В волшебном мире литературы. Рекомендуется педагогам, воспитателям для работы с детьми 6-8 классов. Цель: развивать коммуникативные навыки учащихся, творческое воображение. Задачи: показать красоту, выразительность, напевность русского языка, формировать навыки публичного выступления, воспитывать чувство патриотизма, эстетического вкуса, интереса к русской литературе, умение ориентироваться в мире литературных произведений и героев. Оборудование: Карточки со стихами, с описанием и словами героев, с таблицей для составления слов (к-к),конверт+письмо (2 шт.), ноутбук, проектор для презентации, выставка рисунков и книг.
Ход занятия:
1. Не дерево, а с листочками. Не рубашка, а сшита. Не человек, а рассказывает. Что это? Правильно. Это КНИГА. - Книга помогает узнать много нового и интересного. Книги учат нас добру и мудрости. Книги позволяют найти новых и верных друзей. Сегодня мы проверим вашу смекалку, эрудированность и грамотность. 1.ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. - Буквы, выстроенные для переклички. (алфавит) - Охотница до чужих мехов.(моль) - Канцелярская «острячка». (кнопка) - Домашний иллюминатор.(окно) - Часть лица, которую иногда вешают.(нос) - «Яйцо» в геометрии. (овал) - Пора, которая в сентябре бывает «бабьей». (лето) - Зеленая, от которой «мухи дохнут». (тоска) - Чужой, куда бросают камни, но не пускают козла. (огород) - Комплекс средств, при помощи которых из Бабы-Яги можно сделать Василису Прекрасную.(косметика) 2.«ЧЕРНЫЙ ЯЩИК» (Из него достают предметы, когда зрители отгадают их по описанию) 1. За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет? (яблоко) 2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это? (хлеб) 3. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (камень) 4. Она очень маленькая, но с ее помощью можно прервать жизнь одного влиятельного, отличающегося своей чрезмерной худобой господина. Глупый человек будет искать ее среди скошенной травы, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Что это за предмет? (иголка) 5. Её нужно съесть 16,36 кг, чтобы узнать человека получше. Давным-давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный продукт? (соль) 6. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвовал в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку. Ими можно даже закидать! Без нее никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (шапка) 7. Он может иногда подкатывать к горлу и застрять в нем. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану-Царевичу. Что это за фольклорный помощник? (клубок) 8. Он может бить, а может и открывать. Он может быть мокрым, а может – сухим. Иногда это лишь средство для разгадки или понимания чего-либо. Что же находится в «Черном ящике»? (ключ) 9. Её можно помещать на водоплавающую птицу, но все будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мертвая и на киселе. А если не хотите отвечать на мой вопрос, то ее можно в рот набрать. Но в ваших же интересах ответить. Что это? (вода) 10. Когда его целый сосуд, то находятся, не побоюсь этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда хоть немного чего-нибудь горького и несъедобного. (мед) 3. «ПРОЧТИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (Правильно расставив строки, добавив нужное слово, участники должны прочитать четверостишие)
Люблю грозу в начале … Принакрылась снегом, точно …… И молвил он, сверкнув очами: «Ребята, не ………………..за нами!» Ветер по морю гуляет И кораблик ……………. Вечор, ты помнишь, вьюга ……… На мутном небе мгла носилась И шествуя важно, в спокойствии чинном Лошадку ведет под уздцы …………. А вы друзья как ни садитесь Все в музыканты не …………… Мы вольные птицы, пора, брат, пора Туда, где за тучей белеет …………… Ягненок в жаркий день Пришел к ручью ……………. А ларчик просто …………………./ 4.«СОСТАВЬ СЛОВО» 1. КулаК 2.КунаК 3.КулиК 4.КуроК 5.КлерК 6.КазаК 7.КабаК 8.КотиК 9.КомоК 10.КушаК 11.КубоК 12.КивоК 13.КатоК 14.КосяК 15.КадыК 16.КулёК 5.«УЗНАЙ ГЕРОЯ, АВТОРА, ПРОИЗВЕДЕНИЕ» (Разгадай загадки о литературных героях. По музыке, кадру из кинофильма определи произведение) Сказки Пушкина, «Руслан и Людмила», «Дубровский», «Метель», «Ночь перед Рождеством», «Тарас Бульба», «Уроки французского», «Дети капитана Гранта». 6.«БЕЗ ФРАЗЕОЛОГИЗМА И РЕЧЬ НЕ МОЛВИТСЯ» Доскажи словечко! (Презентация) - Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: («Водой не разольешь») - Мы исходили городок Буквально (вдоль и поперек). - И так устали мы в дороге, Что еле (волочили ноги). - Фальшивят, путают слова. Поют (кто в лес, кто по дрова). Что это означает? (Презентация) - Водить за нос – обманывать - Вставлять палки в колеса – мешать - В ежовых рукавицах – строго - Задирать нос – гордиться, зазнаваться. - Далеко-далеко – за тридевять земель - Бежать очень быстро – сломя голову - Работать очень хорошо – засучив рукава - Давно не виделись – сколько лет, сколько зим. 7.«УГАДАЙ, КТО Я?» (Детям раздаются карточки с описанием, фразами героев литературных произведений. Они зачитывают, остальные должны назвать имя героя) (Презентация) «Я – Одихмантьев сын, сижу на дубу, засвищу – когда хочу» (Соловей-Разбойник) «О девяти головах, конь под ним спотыкнулся» (Чудо-Юдо) «Нраву кроткого такого, и жених сыскался ей…» (Царевна) «Взял двух петухов, вдарил их друг об друга, так что больше они не дрались» (Герасим) «Вложил в ухо медведя пистолет и выстрелил» (Дубровский) «В больших рукавицах, а сам с ноготок» (Влас) «Нет братьев у меня, ещё нет отроду и году» (Ягненок) «Волосы выщипаны, пуговок нет, а озямчик старенький» (Левша) «Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою» (Старуха) «Он был ранен в бою, и каждый считал долгом покормить его» (Конь) 8.«ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО СЛОВ…» -Вспомните, кто был создателем первого славянского алфавита? а)Борис и Глеб б)Кирилл и Мефодий в)Минин и Пожарский г)Чук и Гек - А знаете ли вы, что самая лаконичная в мире переписка состоялась между французским писателем Виктором Гюго и издателем его книги «Отверженные». Гюго послал своему издателю письмо, где стоял только «?». Что получил писатель в ответ? а)Чистый лист бумаги б)Пустое sms в)«Ё» г)«!» - Так писатель узнал, что его книга вызвала большой интерес у читателей. 9. «УЛЫБНИТЕСЬ» - Онегину нравился Байрон, поэтому он и повесил его над кроватью. - С М.Ю.Лермонтовым я познакомился в детском саду. - Писатель в своих произведениях показывает нам простой язык. - Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы. - Бойцы жалели голодных детей и давали им консервные банки. - На поясе Тараса Бульбы держались люлька, пистолет и усы. - Я надеюсь, что вы таких ошибок в своей речи не допускаете, а стараетесь сделать ее интересной, яркой и выразительной. Читайте книги, они вам в этом помогут. До новых встреч! Данная разработка способствует развитию интеллектуальной, творческой сферы.