- развитие навыков организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
Этап урока /учебная ситуация | Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе |
1. Самоопределение к деятельности Орг. момент | Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. | Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) | Здравствуйте, ребята! Мы начинаем сегодня с вами интересный урок, потому что вы научитесь делать то, чего раньше не умели. А именно, научитесь понимать художественный текст, написанный в жанре баллады, согласно авторскому замыслу. | |
2. Актуализация знаний, мотивация | Осознание необходимости получения новых умений. | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Сейчас вы прочитаете про себя балладу «Вересковый мёд» Стивенсона и кратко запишите в тетрадях первое собственное впечатление об этом тексте (о чём он; какие мысли и чувства должны, с точки зрения его автора, возникнуть у читателя). Давайте обсудим, как вы поняли, о чем эта баллада? (учитель на доске фиксирует «точки совпадения» и «точки расхождения» учащихся). | Читают балладу и записывают свои впечатления. Озвучивают и обсуждают свои первые читательские впечатления и фиксиру-ют «точки совпадения» и «точки расхождения». |
3. Постановка учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная (вербаль-но, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем). | - Как мы поймём, кто прав из вас? Чтобы ответить на этот вопрос, надо постараться найти все «сигналы», которые оставил нам автор, чтобы мы поняли текст согласно его замыслу. Давайте сформулируем цели урока. Запишите в тетрадь. | Высказывают различные гипотезы. Формулируют цели урока (целеполагание и планирование своей деятельности, строят логические рассуждения) |
Физминутка. |
4. Решение учебной задачи | Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности | Для этого предлагаю поработать в группах. 1 группа: читает биографию автора и делает вывод о том, поможет ли знание биографии точнее понять текст баллады; 2 группа: находит в словарях значение всех слов, которые им неизвестны или известны приблизительно; 3 группа: читает материал о балладе как жанре и делает вывод о том, поможет ли это знание точнее понять текст данной баллады; 4 группа: читает материал о народной культуре Шотландии и делает вывод о том, поможет ли это знание точнее понять текст данной баллады. Давайте посмотрим, что нового вы узнали, работая в группе. Слово 1 группе. Что такое баллада как литературный жанр нам расскажет 3 группа. Помогло ли это знание точнее понять текст данной баллады? В балладе встречаются малоизвестные вам слова, о которых нам расскажет 2 группа. Баллада «Вересковый мёд» родилась в Шотландии, в Великобритании, в 1875 году. Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона? Слово 4 группе. Запишите в тетрадях, что нужно знать читателю художественного произведения кроме текста, чтобы понять этот текст согласно авторскому замыслу (на примере данной конкретной баллады). | Групповая работа: договариваются о правилах работы в группах. (Приобретают опыт работы в группе; развивают навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; принимают решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; контролируют и оценивают свои действия по критериям.) Сообщения учащихся (готовность выступать перед сверстниками с сообщениями, осознанно строят речевые высказывания в устной форме). |
5. Рефлексия | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Скажите, на что вы обращали внимание при первом чтении баллады? Помогло ли вам это добраться до авторского замысла? А что мы должны делать, чтобы понять авторский замысел? Давайте попробуем выстроить алгоритм деятельности «грамотного» читателя по выяснению авторского замысла. | Отвечают на вопросы. Алгоритм: 1. Найти в толковом словаре значения неизвестных или малоизвестных слов. 2. Посмотреть на название произведения и на указание жанра произведения (если есть). 3. Обратиться к биографии автора. |
6. Оценка | Умение определять уровень овладения новым знанием, правилом, способом деятельности | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | Ребята! Урок подходит к концу. Что мы делаем, когда заканчиваем любую работу? Правильно – проверяем, то ли получилось, что мы хотели. Зачем нам это надо? Да – чтобы подумать о том, на что обратить внимание в дальнейшем, в чём надо потренироваться. Итак, давайте вспомним, какую цель мы ставили… | Критерием по достижению личностных результатов (это не переводится в ОТМЕТКУ!) может быть краткий письменный ответ на вопрос, понравилась ли ученику эта баллада и почему. Критерием по достижению метапредметных результатов на данном уроке может быть: - то, как быстро и в каком объёме он смог извлечь нужную информацию из разных источников при работе в группе; - удалось ли ребятам в группе договорится: распределить роли, согласовать ответ, представить его классу и т.д. |
9. Итог занятий. Домашнее задание | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | - Вот и подошел к концу наш урок. Надеюсь, что вы сегодня, получили немало интересных впечатлений. Домашнее задание: Базовый (обязательный) уровень: - подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мёд» (то есть интонацией передать тот смысл, который был «открыт» на уроке). Повышенный (желательный) уровень: - попробовать дома выяснить авторский замысел баллады В.А. Жуковского "Лесной царь". Высокий (по желанию): - подготовить мини-исследование о переводах баллад иностранных авторов на русский язык; - подготовить компьютерную презентацию «Баллада как жанр в мировой и русской литературе». | Знакомятся с домашним заданием, задают вопросы на понимание: - сути заданий; - того, почему они относятся к тому или иному уровню; - почему их целесообразно делать именно дома. |