kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Мартышка и Очки" "Слон и Моська"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Басня Крылова Мартышка и очки замечательна в первую очередь тем, что главная мысль в ней выражается не только в морали, основная ирония находится в тексте. Внимательный читатель без труда поймет, что Мартышка играет роль невежды, а очки напрямую ассоциируются с наукой. Люди-Мартышки, ничего не смыслящие в науке, дальновидной и зоркой, как очки, зачастую своим невежеством только смешат всех вокруг. Невежество, особенно высокопоставленных чиновников, сказывается на всех окружающих. Ирония в том, что свою простоту и недалекость у них скрыть не получается.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Мартышка и Очки" "Слон и Моська"»

Актюбинская область, Алгинский район, п. Нурбулак Шибаевская средняя школа  Мусина Шырынгуль Данабековна Учитель русского языка и литературы
  • Актюбинская область, Алгинский район,

п. Нурбулак Шибаевская средняя школа

  • Мусина Шырынгуль Данабековна
  • Учитель русского языка и литературы
И. А. Крылов «Мартышка и Очки», «Слон и Моська»
  • И. А. Крылов «Мартышка и Очки», «Слон и Моська»
Цель урока: Задачи урока: Образовательная Развивающая Воспитывающая 3. воспитывать положительные черты характера на примере
  • Цель урока:
  • Задачи урока:
  • Образовательная
  • Развивающая
  • Воспитывающая 3. воспитывать положительные черты характера на примере

басни.

Познакомить учащихся с произведениями И. А.Крылова, с басней «Мартышка и очки» и «Слон и Моська», расширить читательский кругозор детей.

1.дать учащимся понятие о басне как жанре художественной литературы, особенностях этого жанра на примере двух басен;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

Оборудование: интерактивная доска, портрет И. А. Крылова, иллюстрация к басне, аудиозапись, смайлики, сигнальные карточки и. т. д

кластер Небольшой размер Высмеиваются недостат Иносказа ки тельность Басня Поучительность Животные или растения И. А. Крылов

кластер

Небольшой размер

Высмеиваются недостат

Иносказа

ки

тельность

Басня

Поучительность

Животные или растения

И. А. Крылов

Высмеивает Одобряет
  • Высмеивает
  • Одобряет

  • Ложь
  • Глупость
  • Жадность
  • Трусость
  • Лень
  • Хвастовство
  • Честность
  • Храбрость
  • Трудолюбие
  • Добродушие
  • Милосердие
  • Щедрость
  • Скромность
Назовите признаки басни: Небольшой размер Иносказательность Высмеиваются недостатки Поучительность Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей. Аллегория – когда под животными подразумеваются люди. Мораль - поучение Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения. - Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

Назовите признаки басни:

  • Небольшой размер
  • Иносказательность
  • Высмеиваются недостатки
  • Поучительность
  • Иносказание – замаскированный способ выражения мыслей.
  • Аллегория – когда под животными подразумеваются люди.
  • Мораль - поучение
  • Басня – это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носит поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басни чаще всего являются животные и растения.

- Чьё имя вы вспоминаете, услышав слово, басня?

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844)  Кто не слыхал его живого слова?  Кто в жизни с ним не встретился своей?  Бессмертные творения Крылова  Мы с каждым годом любим всё сильней.       М. Исаковский

Иван Андреевич Крылов

(1769 — 1844)

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

М. Исаковский

Автобиография писателя

Автобиография писателя

  • Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук (1841). Издавал сатирические журналы "Почта духов" (1789) и др.
  • И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, Иван не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых тогда жила в Твери, довелось ему учиться «из милости». У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам, и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Там же, в Твери, Ваня познакомился с иностранцем итальянского происхождения - синьором Луиджи, игравшим на скрипке. Мальчик был очень музыкален и быстро выучился играть на этом инструменте. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. Семья Крыловых и так была небогата, теперь лишилась последних средств к существованию. Одиннадцатилетнему Ивану пришлось поступить на работу в Тверской губернский суд - канцеляристом. Он разносил пакеты с документами, переписывал бумаги, чинил гусиные перья для письма. Да еще читал книги, которые остались после отца. Позже, в 1782 году, семья Крыловых перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал, ему удалось выучить французский, итальянский, греческий языки. Вначале он писал пьесы для театра, басни же появились в печати, когда Крылову было 37 лет. Тридцать лет И.А. Крылов проработал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Он написал более 200 басен.
  • 9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.
В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен.

В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле, . Постамент памятника украшен фигурами героев его басен.

Основоположник басенного жанра - Эзоп Древнегреческий баснописец

Основоположник басенного жанра -

Эзоп

Древнегреческий баснописец

Какую басню хорошо знаете  И. А. Крылова?
  • Какую басню хорошо знаете И. А. Крылова?
Басня Крылова Мартышка и очки Мартышка и очки - басня Крылова, высмеивающая невежд. Написана в 1812 году, но не теряет своей остроты и лукавства по сей день.

  • Басня Крылова Мартышка и очки
  • Мартышка и очки - басня Крылова, высмеивающая невежд. Написана в 1812 году, но не теряет своей остроты и лукавства по сей день.

  • Басня Мартышка и Очки читать
  • Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. "Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Всё про Очки лишь мне налгали; А проку на-волос нет в них". Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали.
  • К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, — цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.
Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы ? Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов: МАРТЫШКА — маленькая обезьянка; ДЮЖИНА — 12; ПОЛДЮЖИНЫ — 6; ТЕМЯ — верхняя часть головы; НАНИЖЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку; НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек; К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит; ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса; НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.
  • Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы ?
  • Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов:
  • МАРТЫШКА — маленькая обезьянка;
  • ДЮЖИНА — 12;
  • ПОЛДЮЖИНЫ — 6;
  • ТЕМЯ — верхняя часть головы;
  • НАНИЖЕТ — оденет подряд на нитку, проволоку;
  • НЕВЕЖДА — необразованный, несведущий человек;
  • К ХУДУ КЛОНИТ — к плохому клонит;
  • ПОЗНАТНЕЙ — знать — в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;
  • НЕВЕЖА — грубый невоспитанный человек.
Мартышка и очки
  • Мартышка и очки

4

, 1808 г." width="640"

Слон и Моська

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. «Соседка, перестань срамиться, — Ей Шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт Вперёд И лаю твоего совсем не примечает. — «Эх, эх! — ей Моська отвечает, — Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать, она сильна, Что лает на Слона!»

Впервые напечатана в «Драматическом вестнике, 1808 г.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела. Напоказ – обратить внимание для вида. Забияка – человек, который любит затевать ссоры. Отколе – откуда Шавка – непородистая собака, дворняжка. Диковинка – старинная, удивительная вещь или явление.
  • Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
  • Напоказ – обратить внимание для вида.
  • Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
  • Отколе – откуда
  • Шавка – непородистая собака, дворняжка.
  • Диковинка – старинная, удивительная вещь или явление.

Диаграмма Венна
  • Диаграмма Венна

Чем они отличаются? Что в них общего?

Игра «На месте другого»

Игра «На месте другого»

  • (два ученика выступают в роли Слона и Моськи, остальные задают им вопросы)
Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»
  • Стратегия «Круглый сто Рауд Робин»

«Поступил ли правильно Мартышка, разбив очки?»

Нет

Да

Семантическая карта
  • Семантическая карта

Мишень

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ – Известно, что Слон в диковинку у нас

Мартышка и Очки

Когда в товарищах согласия нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

Слон и Моська

Попрыгунья Стрекоза. Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза

Стрекоза и Муравей

"Тьфу пропасть! — говорит она, — и тот дурак, Кто слушает людских всех врак:

Лебедь, Щука и Рак

Приём «Верите ли вы, что…» Верите ли вы, что в басни главными героями являются животные или птицы? Верите ли вы, что И. А. Крылов написал более 200 басен? Верите ли вы, что И. А. Крылов был хорошим музыкантом? Верите ли вы, что автор басни «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылов? Верите ли вы, что И. А. Крылов 30 лет проработал  библиотекарем ? Верите ли вы, что басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением … ? Верите ли вы, что басня похожа на сказку? Верите ли вы, что  Невежда – это образованный человек? Верите ли вы, что Мартышка
  • Приём «Верите ли вы, что…»
  • Верите ли вы, что в басни главными героями являются животные или птицы?
  • Верите ли вы, что И. А. Крылов написал более 200 басен?
  • Верите ли вы, что И. А. Крылов был хорошим музыкантом?
  • Верите ли вы, что автор басни «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылов?
  • Верите ли вы, что И. А. Крылов 30 лет проработал библиотекарем ?
  • Верите ли вы, что басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением … ?
  • Верите ли вы, что басня похожа на сказку?
  • Верите ли вы, что Невежда – это образованный человек?
  • Верите ли вы, что Мартышка – это маленькая кошка?
  • Верите ли вы, что А. С. Пушкин очень любил басни И. А. Крылова и называл его «истинно народным поэтом»?
Приём «ЗУХ»
  • Приём «ЗУХ»

Знаю

Узнал(а)

Хочу знать

Итог урока Рефлексия и подведение итогов урока. 1. Кто такой Крылов?   2. С каким произведением познакомились? Что такое басня?   3. Какие качества человека высмеивает автор?

Итог урока

Рефлексия и подведение итогов урока.

1. Кто такой Крылов? 2. С каким произведением познакомились? Что такое басня? 3. Какие качества человека высмеивает автор?

Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • II группа - выразительно читать басню
  • III группа – учить наизусть
  • I группа – разбиться на пары и готовиться к инсценированию


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
"Мартышка и Очки" "Слон и Моська"

Автор: Мусина Шырынгуль Данабековна

Дата: 10.04.2015

Номер свидетельства: 199967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "И.А.Крылов Басни “Мартышка и очки”, “Слон и Моська” "
    ["seo_title"] => string(48) "i-a-krylov-basni-martyshka-i-ochki-slon-i-mos-ka"
    ["file_id"] => string(6) "184468"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426058303"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) ""Слон и Моська" "
    ["seo_title"] => string(13) "slon-i-mos-ka"
    ["file_id"] => string(6) "240868"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445150408"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "С.В.Михалков. Слон-живописец.Чудак"
    ["seo_title"] => string(38) "s_v_mikhalkov_slon_zhivopisiets_chudak"
    ["file_id"] => string(6) "391150"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486966040"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Инсценировка басен Крылова "
    ["seo_title"] => string(29) "instsienirovka-basien-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "148891"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419872604"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок-игра по басням И.А.Крылова "
    ["seo_title"] => string(33) "urok-ighra-po-basniam-i-a-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "136902"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417201059"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства