Урок-игра по басням И.А. Крылова
Цель:
- проверить знания учащихся;
- развивать навык самостоятельной работы, творческую активность учащихся
- прививать любовь к литературе
Оборудование:
- портреты баснописца, вокруг портрета иллюстрации к разным произведения Крылова, выполненные детьми.
Группы:
1.актёры;
2.иллюстраторы;
3.критики
Ход урока
- Слово учителя.
Сегодня у нас необычный урок. Урок-игра по басням Крылова. Иван Андреевич прожил 75 лет, за свою долгую жизнь написал много басен-около 200. Но не все знают, что кроме басен, он увлечённо создавал пьесы для театра, статьи для журналов, рассказы и даже либретто для опер. Один из знакомых Ивана Андреевича писал, что в этом человеке были заложены зародыши всех талантов, всех видов искусства.
Крылов мог стать замечательным актёром, выдающимся художником и музыкантом(прекрасно играл на скрипке). И.А. Крылов очень любил театр.
Поэтому сегодня, говоря о творчестве Крылова, вы попробуете себя в роли актёров (в конкурсе инсценированной басни), в роли иллюстраторов (в конкурсе художников), в роли критиков. Мы попробуем приблизиться к творческому таланту Крылова.
Самым любимым жанром в литературе для Крылова была басня. И все сегодняшние задания будут связаны с баснями. А вы должны показать свои знания и понимания басен.
1 конкурс-представление команд (название и девиз из басен Крылова)
1 команда представила себя: «Квартет». Девиз: «Чтоб музыкантом быть, надобно
уменье».
2 команда: «Стрекоза и Муравей». Девиз: «Лето целое всё пела… Ты всё пела-это дело. Так поди же попляши».
2 конкурс-разминка
Вопросы командам.
- Что такое басня?
- С чьими именами связано развитие басни? Каких баснописцев вы знаете?
- Почему Муравей не помог Стрекозе? Правильно ли он сделал?
- Почему Моська лает на слона, который её совсем не замечает?
Подберите эпитеты, характеризующие следующих героев басни Крылова:
- «Волк и ягнёнок»-волк, ягнёнок.
«Слон и Моська»- слон, Моська.
- «Стрекоза и Муравей»- Стрекоза, Муравей
«Ворона и Лисица»- Ворона, Лисица.
3 конкурс-конкурс знатоков
Угадать название басни по началу.
- «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт».
- «Проказница-Мартышка, Осёл, Козёл….»
- «У сильного всегда бессильный виноват»
- «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна».
4 конкурс инсценированной басни (домашнее задание)
1 команда инсценировала «Квартет» (ребята в масках, инструменты из картона).
2 команда инсценировала «Ворона и Лисица».
5 конкурс художников
Учитель выразительно читает басню «Две собаки» и даёт задание проиллюстрировать басню.
6 конкурс- Музыкальный конкурс
Прослушивается фрагмент аудиозаписи квартета.
- Что такое квартет? Какие музыкальные инструменты имеются в виду в этой басне?
- В каких баснях Крылова музыка или музыканты являются действующими лицами?
7конкурс-конкурс критиков
Выразительно прочитать указанную басню и в 2-3 предложения выразить её главную мысль.
Задание 1 команде: басня «Петух и жемчужное зерно»
Задание 2 команде: басня «Мартышка и очки»
8 конкурс-какая команда назовёт больше животных и птиц-действующих героев басен Крылова?
9 завершающий конкурс-пантомима (домашнее задание)
Мимикой, жестами и движениями участники конкурса должны передать содержание басни «Стрекоза и Муравей».
Подведение итогов.