Данная презентация помогает учащимся по-новому рассмотреть проблемы, поставленные автором в произведении. С помощью ярких моментов основных событий сюжета произведения легко создается стимул для работы и изучения произведения. Основным в работе с учащимися рассматривается вопрос: " Кто такой Печорин?Если бы я был Печориным - в чем моя трагедия?"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литература 9 класс. "Герой нашего времени" »
Тема: Трагедия жизни Печорина и его поколения
Урок литературы в 9 классе
Цель урока:раскрытие причин трагедии одаренной личности
ЗАДАЧИ УРОКА
Сделать окончательный вывод о герое этого произведения, разобраться в его поступках.
Повысить культуру поведения, отношений, речи .
Расширить кругозор учащихся, их творческие и актерские способности
ВЫЗОВ
«Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова,другой мыслит и душит его…»
Кто
такой ГригорийАлександрович
Печорин?
?
Мозговой штурм
Охарактеризуйте социальное положение героя
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
В чем трагедия Печорина?
Мозговой штурм
осмысление
РАФТ
RAFT
ПМИ
Эдвард де Боно
+
-
?
ПМИ
ПЕЧОРИН
+
-
индивидуалист, романтик, изобретателен, обладает острым и критическим умом (умён и образован), критически относится и к себе самому., замечательная способность чувствовать людей.
Смелый, честен и порядочен
индивидуализм, перерастающий в эгоцентризм., противоречив. мелочен, жажда власти, равнодушен к людям. На протяжении всего романа Печорин показан, как - эгоист.
!
знает жизнь больше чем кто либо другой, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях.
П
рефлексия
Этап рефлексии
НАПИСАНИЕ ЭССЕ
ТЕМА: «Если бы я был Печорин, то как бы я ответил на вопрос: «В чем моя трагедия?»
Творческаяработа
ЭССЕ
В истории жизни Печорина — главного героя романа М. Ю. Лермонтова — отразилась судьба поколения молодых людей 30-х годов XIX века. По словамсамого Лермонтова, Печорин является образом его современника, каким автор его “понимает и.. . часто встречал”. Это “портрет, составленный из пороков.. . поколения в полном их развитии”. Создавая образ Печорина, Лермонтов хотел найти ответы на вопросы, почему одаренные, выделяющиеся из общей массы люди не могут найти себе места в жизни, зачем они растрачивают свои силы на пустяки, почему они одиноки. Для того, чтобы полнее раскрыть суть и причины трагедии таких людей, как Печорин, автор показывает нам своего героя в разных жизненных обстоятельствах. Кроме того, Лермонтов специально помещает своего героя в отличающиеся друг от друга слои общества (горцы, контрабандисты, “водяное общество”). И везде Печорин приносит людям одни страдания. Почему так происходит? Ведь этот человек наделен большим умом и талантом, в его душе таятся “силы необъятные”. Для того чтобы найти ответ, нужно поближе познакомиться с главным героем романа. Выходец из дворянской семьи, он получил типичное для своего круга воспитание и образование. Из исповеди Печорина мы узнаем, что, выйдя из-под опеки родных, он пустился в погоню за удовольствиями. Попав в большой свет, Печорин заводит романы со светскими красавицами. Но он очень быстро разочаровывается во всем этом, и им овладевает скука. Тогда Печорин пытается заняться наукой, читать книги. Но ничто не приносит ему удовлетворения, и в надежде, что “скука не живет под чеченскими пулями”, он отправляется на Кавказ. Однако где бы Печорин ни появился, он становится “топором в руках судьбы”. В повести “Тамань” поиски героем опасных приключений приводят к неприятным изменениям в налаженной жизни “мирных контрабандистов”. В повести “Бэла” Печорин рушит жизнь не только самой Бэлы, но и ее отца и Казбича. То же самое происходит и с героями повести “Княжна Мери”. В “Фаталисте” сбывается мрачное предсказание Печорина (смерть Вулича) , а в повести “Максим Максимыч” он подрывает веру старика в молодое поколение. На мой взгляд, основная причина трагедии Печорина кроется в системе ценностей этого человека. В своем дневнике он признается, что смотрит на страдания и радости людей, как на пищу, поддерживающую его силы. В этом Печорин раскрывается как эгоист. Складывается такое впечатление, что он, общаясь с людьми, проводит серию неудавшихся экспериментов. Например, он откровенно признается Максиму Максимычу, что “любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. В разговоре с Вернером он говорит, что “из жизненной бури.. . вынес только несколько идей — и ни одного чувства”. “Я давно уже живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия”, признается герой. Если Печорин “без участия” относится к своей собственной жизни, то что можно говорить о его отношении к другим людям? Мне кажется, что герой романа не может найти своего места в жизни именно из-за своего равнодушия к людям. Его разочарование и скука вызваны тем, что он действительно уже не способен чувствовать. Сам Печорин так оправдывает свои поступки: “...такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились.. . я стал скрытен.. . я стал злопамятен.. . я сделался завистлив.. . я выучился ненавидеть.. . я начал обманывать.. . я сделался нравственным калекой... ” Я думаю, что М. Ю. Лермонтов свой ответ на вопрос, в чем трагедия Печорина, дает в самом названии романа: “Герой нашего времени”. С одной стороны, название говорит о типичности этого персонажа для 30-х годов XIX века, а с другой — указывает на то, что Печорин является порождением своего времени. Лермонтов дает нам понять, что трагедия Печорина в невостребованности временем его ума, талантов и жажды деятельно