kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе. "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал может быть использован в качестве вводного урока по роману М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе. "Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе.»

Урок литературы в 10 классе


"Герой нашего времени" — первый психологический роман в русской литературе. Печорин как представитель "портрета поколения"


Цели урока: понять, почему роман назван «психологическим»;

выявить своеобразие романа, раскрыть авторский замысел;

привлечь внимание учащихся к образу Печорина.


Оборудование: эпиграфы, записанные на доске; портрет Печорина; иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Дума».


«Печально я гляжу на наше поколенье.

Нго грядущее иль пусто, иль темно...»

М. Ю. Лермонтов. «Дума»


Герой Нашего Времени, милостивые государи мои,

точно портрет, но не одного человека:

это портрет, составленный из пороков

всего нашего поколения, в полном их развитии”.


История души человеческой…едва ли

не любопытнее и не полезнее истории целого народа”.


М. Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени»


  1. Лекция с элементами беседы.

Русское общество познакомилось с “длинной цепью повестей” М.Ю.Лермонтова под общим названием “Герой нашего времени” в 1839-1840 годах. С марта по февраль сочинение печаталось в журнале “Отечественные записки”. В 1840 г. “Герой нашего времени” вышел отдельной книгой.

Пришло время и нам познакомиться с этим произведением, составить собственное о нем представление, сформулировать (определить) собственное (личное) отношение к его героям.


- Поделитесь вашими мыслями, чувствами по прочтении “Героя нашего времени”. Какие эпизоды вам запомнились, почему? Каков, по-вашему, Печорин? Ответы учащихся.


Вы не одиноки в оценке произведения и его героя. Появление романа М. Ю. Лермонтова сразу же вызвало острую полемику в обществе.

Николай I находил роман “отвратительным”, показывающим “большую испорченность автора”.

Охранительная критика обрушилась на роман Лермонтова, усматривая в нем клевету на русскую действительность. Профессор С.П. Шевырев стремился доказать, что Печорин не больше как подражание западным образцам, что он не имеет корней в русской жизни.

Раньше других с необычайной верностью оценил “Героя нашего времени” В.Г. Белинский, отметивший в нем “богатство содержания”, “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”.

А что же автор? Ко второму изданию “Героя нашего времени” М.Ю. Лермонтов пишет “Предисловие”, в котором настаивает на следующем: “Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”. Данные слова вынесены в качестве эпиграфа нашего урока.

Что же это за поколение, к которому принадлежат и сам М. Ю. Лермонтов, и его герой?

Остановимся на этой теме более подробно. Чтобы говорить о веке М.Ю.Лермонтова, необходимо владеть определенной лексикой. Следите за моей мыслью, опираясь на слова, записанные на доске справа.

Миросозерцание М. Ю. Лермонтова складывалось в конце 20-х-начале 30-х годов Х1Х века, в эпоху идейного кризиса передовой дворянской интеллигенции, связанного с поражением декабрьского восстания и николаевской реакцией во всех сферах общественной жизни.

Николай I – укротитель революций, жандарм Европы, тюремщик декабристов и т.д., с точки зрения “коммунистической” историографии. А.С. Пушкин же, чьи отношения с императором были сложными и неоднозначными, отмечал несомненные достоинства и петровский масштаб его личности. “С величайшим уважением” отзывался о Николае I Ф.М. Достоевский, оказавшийся, как известно, по его воле на каторге. Противоречивые оценки личности. Дело в том, что Николай I отвергал всякую революцию как идею, как принцип, как метод преобразования действительности. Восстание декабристов – это не только благородные побуждения уничтожить “разные несправедливости и унижения”, но нарушение офицерской присяги, попытка насильственного изменения государственного строя, преступное кровопролитие. И как реакция – жесткий политический режим, установленный императором.

Идейный кризис – кризис идей. Идеи, идеалы, цели и смысл жизни пушкинского поколения – все было разрушено. Это тяжелые времена, позднее они будут названы эпохой безвременья. В такие годы говорят о бездуховности, о падении нравственности. Может быть, и мы с вами пережили или переживаем такие времена, связанные с распадом Советского Союза… Но вернемся в 30-е годы ХIХ столетия.

Потребность освоить “ошибки отцов”, заново осмыслить то, что казалось непреложным предшествующему поколению, выработать свою собственную нравственно-философскую позицию – характернейшая черта эпохи 20-30 годов.

Практическое действие оказывалось невозможным в силу как объективных (жесткая политика самодержавия), так и субъективных причин: прежде чем действовать, необходимо было преодолеть идейный кризис, эпоху сомнения и скептицизма; четко определить во имя чего и как действовать. Именно поэтому в 30-е годы исключительное значение для общества приобрели философские поиски лучших его представителей. Делать это было чрезвычайно трудно. Торжествовало совсем другое. Всюду, насколько хватал глаз, медленно текла, по выражению Герцена, “глубокая и грязная река цивилизованной России, с ее аристократами, бюрократами, офицерами, жандармами, великими князьями и императором – бесформенная и безгласная масса низости, раболепства, жестокости и зависти, увлекающая и поглощающая все”.

Сохранить в себе веру в целесообразность служения добру было очень тяжело. Подавляющее большинство образованных, мыслящих людей 30-х годов не сумели или не успели еще обрести ясности цели.

Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость – все эти вопросы получили в романе образное воплощение.

Проблема личности – центральная в романе: “История души человеческой…едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа”. И это высказывание М. Ю. Лермонтова стало вторым эпиграфом к нашему уроку.

Печорин не случайно утвердил себя в глазах поколения 30-х годов как типический характер последекабристской эпохи. И судьбой своей, страданиями и сомнениями своими, и всем складом своего внутреннего мира он действительно принадлежит тому времени. Не понять этого – значит, ничего не понять. Ни в герое, ни в самом романе.

Понять – это и есть, собственно, цель нашего урока.


  1. Обратимся к композиции сочинения.

- Кто рассказывает историю Печорина? Ответы учащихся.

(Максим Максимыч – штабс-капитан, человек из народа, давно служит на Кавказе, много повидал на своем веку. Добрый человек, но ограниченный. Провел немало времени вместе с Печориным, но так и не разобрался в “странностях” своего аристократического сослуживца, человека слишком далекого от него социального круга.

Странствующий офицер (офицер-повествователь). Способен глубже понять Печорина, ближе к нему по своему интеллектуально-культурному уровню, чем Максим Максимыч. Однако судить о нем может только на основании услышанного от доброго, но ограниченного Максима Максимыча. Печорина “…видел…только раз…в жизни на большой дороге”. Впоследствии, ознакомившись с попавшим в его руки дневником Печорина, повествователь выскажет свое мнение о герое, но оно не является ни исчерпывающим, ни однозначным.

И наконец, повествование целиком переходит в руки самого героя- человека искреннего, “кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки”; человека зрелого ума и нетщеславного.)


- А где же автор? Почему он как бы уходит “за кулисы” повествования, “передоверяет” повествовательные функции посредникам? Запомним этот вопрос.


- Можно ли это собрание повестей назвать романом?


- Почему Лермонтов не торопится назвать свое детище романом, обозначая его очень по-разному: как “записки”, “сочинения”, “длинная цепь повестей”? Запомним этот вопрос.



- Проанализируйте сюжет романа.

- Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (фабулу).


“Тамань”: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт-Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани;


“Княжна Мери”: 10 мая – 17 июня 1832; Печорин приезжает из действующего отряда на воды в Пятигорск и затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким он переведен в крепость под начальство Максима Максимыча;


“Фаталист”: декабрь 1832 года – Печорин на две недели приезжает из крепости Максима Максимыча в казачью станицу;


“Бэла”: весна 1833 года – Печорин похищает дочь “мирнова князя”, а через четыре месяца она погибает от рук Казбича;


“Максим Максимыча”: осень 1837 года – Печорин, отправляясь в Персию, вновь оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем”.


- Восстановим картину сделанных М. Ю. Лермонтовым, “хронологических смещений”. Она выглядит так: начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя. Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине.


Составление таблицы

СЮЖЕТ – совокупность событий художественного произведения

ФАБУЛА – события в литературном произведении в их последовательной связи

“Бэла”

1

“Тамань”


“Максим Максимыч”

2

“Княжна Мери”


“Предисловие к “Журналу Печорина”

3

“Фаталист”


“Тамань”

4

“Бэла”


“Княжна Мери”

5

“Максим Максимыч”


“Фаталист”

6

“Предисловие” к “Журналу Печорина”


- Почему Лермонтов нарушает хронологию событий?

Вот три вопроса, требующие немедленного разрешения.


Ответы учащихся.


Выводы учителя (в зависимости от полноты ответов учащихся).


Все это правда, но не вся правда. Лермонтов создал совершенно новый роман – новый по форме и содержанию: психологический роман.

Психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей и переживаний литературного персонажа с помощью специфических средств художественной литературы.

Сюжетом сочинения становится “история души человеческой”.

Лермонтов дает нам сначала услышать о герое, потом посмотреть на него и, наконец, раскрывает перед нами его дневник.

Смена рассказчиков нацелена на то, чтобы анализ внутреннего мира делался более глубоким и всеобъемлющим.

Добрый, но ограниченный Максим Максимыч.

Офицер-повествователь.

“Наблюдения ума зрелого над самим собою”.


В.Г. Белинский утверждал, что роман “несмотря на его эпизодическую отрывочность, “нельзя читать не в том порядке, в каком расположил сам автор: иначе вы прочтете две превосходных повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать”.

М. Ю. Лермонтов чувствовал новизну своего сочинения, объединившего такие жанры, как путевой очерк, рассказ, светская повесть, кавказская новелла и имел для этого всякие основания. Это был первый психологический роман в русской литературе.



Итоги урока.


  1. Заинтересовал ли вас образ Печорина?

  2. Что помогло автору привлечь внимание читателя к своему герою? Какую роль играет здесь композиция?


Домашнее задание:

  1. По повести «Бэла»:

- составить план повести;

- внимательно прочитать автохарактеристику Печорина;

- отметить описания пейзажа.

  1. По повести «Максим Максимыч»:

- портрет Печорина;

- отметить новое в характере Печорина в сравнении с повестью «Бэла».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Суханова Лариса Игоревна

Дата: 15.01.2021

Номер свидетельства: 570192

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) ""Герой нашего времени" Михаила Юрьевича Лермонтова -первый психологический роман в русской литературе"
    ["seo_title"] => string(116) "gieroi-nashiegho-vriemieni-mikhaila-iur-ievicha-liermontova-piervyi-psikhologhichieskii-roman-v-russkoi-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "272549"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452004066"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «М.Ю. ЛЕРМОНТОВ.  «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ОСОБЕННОСТИ  КОМПОЗИЦИИ»"
    ["seo_title"] => string(100) "konspiekturokalitieraturyv9klassienatiemumiuliermontovgieroinashiegovriemieniosobiennostikompozitsii"
    ["file_id"] => string(6) "303049"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457387579"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "План урока "Роман «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе""
    ["seo_title"] => string(89) "planurokaromangieroinashieghovriemienipiervyipsikhologhichieskiiromanvrusskoilitieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "313072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459431400"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Коннспект урока на тему "В чем смысл жизни?" (на основе анализа романа "Герой нашего времени") "
    ["seo_title"] => string(99) "konnspiekt-uroka-na-tiemu-v-chiem-smysl-zhizni-na-osnovie-analiza-romana-gieroi-nashiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "157298"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421582066"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Положительное и отрицательное в программе Базарова"
    ["seo_title"] => string(58) "polozhitiel_noie_i_otritsatiel_noie_v_proghrammie_bazarova"
    ["file_id"] => string(6) "391147"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486965896"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства