Тема урока : К. Паустовский «Кот- ворюга»
Цель: познакомить с произведением К. Паустовского «Кот- ворюга»
Задачи:
- обучать приемам работы над художественным произведением;
- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся, проводить работу по формированию навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения, пополнять словарный запас, осуществлять дифференцированный подход в обучении; уметь правильно оценивать себя и одноклассников, учить составлять критерии оценивания
- воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным, умение сопереживать;
Тип урок усвоения новых знаний и умений
Методы: словесный,наглядный, частично-поисковый,самостоятельная работа
Формы: фронтальная, индивидуальная работа в группах, по рядам.
Оборудование: слайды с иллюстрациями ,учебник,тест
Ход урока
I. Организационный момент
Эмоциональный настрой. Пожелаем всем успехов на уроке.
Каждый день всегда, везде. На занятиях в игре смело, четко говорим и тихонечко сидим.
3. Проверка домашнего задания (работа по рядам)
1-й ряд. Какими представляете героев по внешности?
2-й ряд. Почему Косте поручили воспитывать Севку?
3-й ряд. Как относятся к Севке учителя? Почему?
Физминутка
І?.Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материалу
Краткая биография Паустовского
Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968 гг.)
Русский советский писатель. Родился в Москве, в 1898 году семья возвращается на Украину, в Киев, где будущий писатель окончил гимназию и в 1911 г. поступил на естественно-исторический факультет Киевского университета.
В 1913 Паустовский прервал обучение и переехал в Москву, чтобы продолжить его на юридическом факультете Московского университета, однако не окончил и его, ибо жажда писательства целиком завладела им.
С 1913 до 1929 гг сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом.
Первый роман «Романтики» он писал с 1916 по 1923гг., но опубликовал только в 1935 г Тогда же вышли и романы «Блистающие облака» и «Черное море».
Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг «Кара-Бугаз», «Колхида». Другой ипостасью его творчества в 30-е гг стали исторические повести «Судьба Шарля Лонсевиля», «Орест Кипренский», «Исаак Левитан», «Тарас Шевченко».
В послевоенные годы Паустовский написал книги о писательском труде «Золотая роза» и автобиографическую «Повесть о жизни».
Автор большого количества очерков и новелл, Паустовский заслужил высокую оценку своего творчества, данную виднейшими деятелями и писателями нашей эпохи. Многие произведения переведены на немецкий, французский и английский языки.
Умер в Москве.
Загадка. Догадайтесь, окомсегодняпойдётречь?
Острыеушки, налапкахподушки,
Усы, какщетина, дугоюспина,
Днёмспит, насолнышкележит.
Ночьюбродит, наохотуходит.
Скороговорка.
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота.
1.Чтение рассказа учителем
2. Словарная работа
ВОР – тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения
ВОРЮГА – так говорят презрительно о том, кто совершает кражи
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности
Припадок - внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой-то болезни (потеря сознания, судороги)
КУКАН - бечёвка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду
?. Усвоение темы урока
Чтение по абзацам
Задание каждой группе
Группа 1.
Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
Группа 2.
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
Группа 3.
Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. Подберите однокоренные слова к слову ворюга.
?І. Проверкапониманияучащимисяновогоматериала
Ответыназадания
Задание 1
Кот-ворюга–главныйгеройрассказа. Вначалерассказаонхарактеризуетсякакнадоевшийвсемнаглый, грязныйкот-бродягаибандит, рыжий, разорваноухоиотрубленкусокхвоста, дикиеглаза, тощий. Вызываетчувствожалости. Вконцерассказакотпересталворовать, сталхозяиномисторожемдомаисада.
Задание 2.
Обворовывал, ловкопрятался, грозновыл, отчаянноупирался. Котсмелый, решительный, самостоятельный, иноговыходаунегонет.
Задание 3.
Кот, потерявшийвсякуюсовесть, кот-бродяга, ворюга, бандитскиепроделки, босяцкиевыходки, беспризорник.
Вор-воришка-ворюга.
?ІІ. Закрепление
Тест «Самый внимательный читатель»
По рассказу К. Паустовского «Кот-ворюга»
1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий.
2. Удалось установить, что у кота разорвано ухо
а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели.
3. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный.
4. Объевшиеся, куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали.
5. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели.
6. В кукане жирных окуней было: а) 5; б) 10; в) 7.
7. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу.
8. Кот свалился: а) на камень; б) как футбольный мяч.
9.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер.
10. Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася; в) плотицу.
11. Поесть давали коту: а) сметану; б) жаренную свинину; в) рыбу; г) молоко; д) творожники.
12. Кот совершал «благородный и неожиданный поступок»:
а) на следующее утро; б) через день; в) через два дня.
Проверка
1 – в;
2 – б;
3 – в;
4 – а;
5 – а;
6 – б;
7 – в;
8 – б;
9 – а;
10 – в;
11 – а, б, в, д;
12 – а.
Критерии оценивания:
1 ошибка – 5 баллов
2 -3 ошибки – 4 балла
4-8 ошибок – 3 балла
9 и > ошибок – 2 балл
РЕФЛЕКСИЯ
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке…
Я понял, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Трудно было…
Я научился…
Я смог…
?ІІІ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Читать; написать письмо хозяину от лица кота (советы кота).
бродяга, беспризорник;
дикий, отчаянный, грозный;
боится наказания – трусливый
благородный, ласковый,
грозный, пушистый