План урока по литературе в 7 классе
Тема занятия:
Юмор в литературе. Юмористическое произведение.
М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»
Ссылка:
Учебная программа, календарно-тематический план
Общие цели:
- познакомить с биографией М. Твена и К. Паустовского, ознакомить с понятием «юмор»;
- развивать умение отбирать материал текста для работы над темой;
- воспитать навыки групповой работы.
Результаты обучения:
Умеют выражать свои мысли, и создавать кластер. Умеют творчески подходить к выполнению задания.
Содержание урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Оборудование
1. Презентация «Жизнь и творчество М. Твена и К. Паустовского».
2. Презентация «Юмор в литературе».
3. Тексты произведений для работы в группе.
4. Оценочные листы.
5. Иллюстрации к произведениям.
Организационный момент.
Приветствие
Ученики приветствуют учите
Определение темы урока и постановка целей. Мотивация
Психологический настрой на урок.
- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает такая погода?
- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
- Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, друг другу и пронесите это настроение через весь урок.
Эпиграфом к уроку взяты слова Паустовского: “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.
-Учащиеся настраиваются на урок.
- Надо улыбнуться.
1 мин
Деление на группы.
Каждая из них разрезается на четыре части. Все части перемешиваются.
Собрав открытку, группа выбирает себе командное место.
- Ребята скажите, как вы думаете, по какому принципу мы разделились?
- Какой эпизод рассказа изображен на картине?
- А теперь подумайте и скажите, что вы чувствовали при чтение рассказа?
Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай или чей-то рассказ.
(Рассказ учащихся) (2 мин)
– Таким образом, сегодня мы познакомимся с понятием «Юмор в литературе»
Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. (1,5 мин)
Ученики составляют критерии оценок:
-сотрудничать;
-соблюдать регламент
-соблюдать дисциплину.
-слушать друг друга (1 мин)
Выбирают экспертов
Рассказ учащихся
Мы разделились по рассказам «Кот-ворюга» и «Великолепный маляр»
1. Кот украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.
2. Куры влезли на стол в саду и, кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.
3. Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью.
4. Том предлагает Джиму побелить. (2,5 мин)
- Они смешные
Смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение.
-Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого.
Итак, наша цель:
Постараться рассмеяться.
(Ведь смеяться не грешно).
Рассмеявшись, докопаться,
Почему нам так смешно.
Запишем число и тему урока.
15.05.14г
Юмор в литературе
(К. Паустовский «Кот-ворюга»,
М. Твен «Великолепный маляр»)
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?
- будем учиться чувствовать юмор
-осознавать его необходимость
-сотрудничать (2 мин)
Изучение материала
Произведения, которые вызывают наш смех, называются
юмористическими. Что такое юмор?
Обратимся к записи на доске(или словарь учебника).
Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться с его творцом.
- ответы учащихся
- записывают в тетрадях (2мин)
- выступление учащихся с презентацией (4 мин) (Биографии писателей)
Работа по тексту
Карточка-задание группе 1
( составляют кластер )
•Кто рассказывает нам историю кота?
•Что вы можете сказать о рассказчике? (Чем занимается, как проводит свободное время?)
Карточка-задание группе 3 (иллюстраторы)
•Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.
•Найдите детали портрета, приведённые далее в тексте. •Поясните свои рисунки.
•Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Лёньке?
ЛОВИЛИ
ВОРОВАЛ
ПОПАЛСЯ
НАКОРМИЛИ
ХОЗЯИН И СТОРОЖ
ПЕРЕСТАЛ ВОРОВАТЬ
Дальнейшее развитие сюжета кажется вполне понятным: кот будет наказан по заслугам. Но как заканчивается рассказ?
Возвращаемся к эпиграфу урока “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.
— Как соотносится эпиграф с финалом?
Карточка-задание группе 4
Составить план действий Тома Сойера
Карточка-задание группе 2
Инсценировать понравившийся момент из рассказа «Великолепный маляр»
Повествование ведётся от лица рассказчика. Скорее всего, рассказчик — молодой человек, отличающийся дружелюбием, любовью к природе, эмоциональностью. Он дружит с Рувимом, знает многих деревенских мальчишек и даже самого ловкого и бесстрашного из них — Лёньку, сына деревенского сапожника. Важное место в его жизни занимает рыбалка. “Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях”. И как каждому истинному рыбаку, ему важен улов. И вот в беззаботную жизнь рассказчика и его друзей ворвался кот, кот-ворюга, который не только таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга.
Ключевые слова — “мы пришли в отчаяние”, “не знали, как поймать”, “звали за глаза Ворюгой”, “почти месяц потратили, чтобы выследить”, “поклялись поймать… и вздуть…”, “втащили кота в чулан и дали ему замечательный джин” — подчёркивают, с одной стороны, конфликтность ситуации, а с другой стороны — её комизм.
Внешний вид кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным грязным хвостом. Далее в тексте находим дополнения к его портрету: “тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе”, “с зелёными нахальными глазами”. Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания его характера. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост — память о былых приключениях. Цветовой контраст — зелёные глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота — важная деталь характеристики кота как необычного героя.
(Ребята защищают рисунки и определяют их место в тексте рассказа.)
между двумя противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание.
Ребята без труда отметят, что доброта и милосердие — великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совсем другого кота — преданного, благородного, ласкового.
Учащиеся в группе составляют план действий Том Сойера
- Нежелание работать, радость улетела, воцарилась тоска.
- И вдруг в эту чёрную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше — блестящая, гениальная мысль.
- К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши
- Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей,
Том приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.
Рефлексия
Слайд
Цветными маркерами выделяют слова и предложения, которые несут в себе искринку смеха и вывешивают на доске.
(получается радуга, юмор-это доброта, разноцветная, яркая)
Закрепление материала
Диаграмма Венна
М. Твен юмор К. Паустовский
Подведение итогов
Группы пишут, что понравилось и 1 пожелание
Домашнее задание:
Прочитать «Вредные советы» Григорий Остер
Рефлексия
Написать Одноминутное эссе. Юмор для меня это …………. (5 мин)