kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по русской литературе на тему: "Юмор в литературе. Юмористическое произведение. М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по литературе в 7  классе

Тема занятия:

Юмор в литературе. Юмористическое произведение.

М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»

Ссылка:

Учебная программа, календарно-тематический план

Общие цели:

  1. познакомить с биографией М. Твена и К. Паустовского, ознакомить с понятием «юмор»;
  2. развивать умение отбирать материал текста для работы над темой;
  3. воспитать навыки групповой работы.

Результаты обучения:

Умеют выражать свои мысли, и создавать кластер. Умеют творчески подходить к выполнению задания.  

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудование

1. Презентация «Жизнь и творчество М. Твена и К. Паустовского».

2. Презентация «Юмор в литературе».

3. Тексты произведений для работы в группе.

4. Оценочные листы.

5. Иллюстрации к произведениям.   

Организационный момент.

Приветствие

Ученики приветствуют учите

Определение темы урока и постановка целей. Мотивация

Психологический настрой на урок.

- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

- Какое настроение вызывает такая погода?

- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, друг другу и пронесите это настроение через весь урок.

Эпиграфом к уроку взяты слова Паустовского: “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.

-Учащиеся настраиваются на урок.

- Надо улыбнуться.

1 мин

Деление на группы.

Каждая из них разрезается на четыре части. Все части перемешиваются.

Собрав открытку, группа выбирает себе командное место.

- Ребята скажите, как вы думаете, по  какому принципу мы разделились?

- Какой эпизод рассказа изображен на картине?

- А теперь подумайте и скажите,  что вы чувствовали при чтение рассказа?

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай или чей-то рассказ.

(Рассказ учащихся) (2 мин)

– Таким образом, сегодня мы познакомимся с понятием «Юмор в литературе»

Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.  (1,5 мин)

Ученики составляют критерии оценок:

-сотрудничать;

-соблюдать регламент

-соблюдать дисциплину.

-слушать друг друга (1 мин)

Выбирают экспертов

Рассказ учащихся

Мы разделились по рассказам «Кот-ворюга» и «Великолепный маляр»

1. Кот украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

2. Куры влезли на стол в саду и, кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

3. Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью.

4. Том  предлагает Джиму побелить.  (2,5  мин)

- Они смешные

Смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение.

-Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого.

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Запишем число и тему урока.

15.05.14г

Юмор в литературе

(К. Паустовский «Кот-ворюга»,

М. Твен «Великолепный маляр»)

 - Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?

- будем учиться чувствовать юмор

-осознавать его необходимость

-сотрудничать (2 мин)

  Изучение материала

Произведения, которые вызывают наш смех, называются

юмористическими. Что такое юмор?

Обратимся к записи на доске(или словарь учебника).

 Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться с его творцом.

- ответы учащихся

- записывают в тетрадях (2мин)

- выступление учащихся с презентацией (4 мин) (Биографии писателей) 

Работа по тексту

Карточка-задание группе 1

( составляют кластер )

•Кто рассказывает нам историю кота?

•Что вы можете сказать о рассказчике? (Чем занимается, как проводит свободное время?)

Карточка-задание группе 3 (иллюстраторы)

•Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.

•Найдите детали портрета, приведённые далее в тексте. •Поясните свои рисунки.

•Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Лёньке?

ЛОВИЛИ

ВОРОВАЛ

ПОПАЛСЯ

НАКОРМИЛИ

ХОЗЯИН И СТОРОЖ

ПЕРЕСТАЛ ВОРОВАТЬ

Дальнейшее развитие сюжета кажется вполне понятным: кот будет наказан по заслугам. Но как заканчивается рассказ?

Возвращаемся к эпиграфу урока “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.

— Как соотносится эпиграф с финалом?

Карточка-задание группе 4

Составить план действий Тома Сойера

Карточка-задание группе 2

Инсценировать понравившийся момент из рассказа «Великолепный маляр»

Повествование ведётся от лица рассказчика. Скорее всего, рассказчик — молодой человек, отличающийся дружелюбием, любовью к природе, эмоциональностью. Он дружит с Рувимом, знает многих деревенских мальчишек и даже самого ловкого и бесстрашного из них — Лёньку, сына деревенского сапожника. Важное место в его жизни занимает рыбалка. “Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях”. И как каждому истинному рыбаку, ему важен улов. И вот в беззаботную жизнь рассказчика и его друзей ворвался кот, кот-ворюга, который не только таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга.

Ключевые слова — “мы пришли в отчаяние”, “не знали, как поймать”, “звали за глаза Ворюгой”, “почти месяц потратили, чтобы выследить”, “поклялись поймать… и вздуть…”, “втащили кота в чулан и дали ему замечательный джин” — подчёркивают, с одной стороны, конфликтность ситуации, а с другой стороны — её комизм.

Внешний вид кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным грязным хвостом. Далее в тексте находим дополнения к его портрету: “тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе”, “с зелёными нахальными глазами”. Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания его характера. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост — память о былых приключениях. Цветовой контраст — зелёные глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота — важная деталь характеристики кота как необычного героя.

(Ребята защищают рисунки и определяют их место в тексте рассказа.)

между двумя противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание.

Ребята без труда отметят, что доброта и милосердие — великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совсем другого кота — преданного, благородного, ласкового.

Учащиеся в группе составляют план действий Том Сойера

  1. Нежелание работать, радость улетела, воцарилась тоска.
  2. И вдруг в эту чёрную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше — блестящая, гениальная мысль.
  3. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши
  4. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей,

Том приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.

Рефлексия

Слайд

Цветными маркерами выделяют слова и предложения, которые несут в себе искринку смеха и вывешивают на доске.

(получается радуга, юмор-это доброта, разноцветная, яркая)

Закрепление материала

Диаграмма Венна  

 М. Твен         юмор    К. Паустовский

Подведение итогов

Группы пишут, что понравилось и 1 пожелание

Домашнее задание:

Прочитать «Вредные советы» Григорий Остер

Рефлексия

Написать Одноминутное эссе. Юмор для меня это ………….  (5 мин)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русской литературе на тему: "Юмор в литературе. Юмористическое произведение. М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»"»


План урока по литературе в 7 классе

Тема занятия:

Юмор в литературе. Юмористическое произведение.

М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»

Ссылка:

Учебная программа, календарно-тематический план

Общие цели:

  1. познакомить с биографией М. Твена и К. Паустовского, ознакомить с понятием «юмор»;

  2. развивать умение отбирать материал текста для работы над темой;

  3. воспитать навыки групповой работы.

Результаты обучения:

Умеют выражать свои мысли, и создавать кластер. Умеют творчески подходить к выполнению задания.

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Оборудование

1. Презентация «Жизнь и творчество М. Твена и К. Паустовского».

2. Презентация «Юмор в литературе».

3. Тексты произведений для работы в группе.

4. Оценочные листы.

5. Иллюстрации к произведениям.   

Организационный момент.

Приветствие


Ученики приветствуют учителя

























Определение темы урока и постановка целей. Мотивация











Психологический настрой на урок.

- Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?

- Какое настроение вызывает такая погода?

- А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?

- Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, друг другу и пронесите это настроение через весь урок.

Эпиграфом к уроку взяты слова Паустовского: “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.






-Учащиеся настраиваются на урок.

- Надо улыбнуться.







1 мин

Деление на группы.








Каждая из них разрезается на четыре части. Все части перемешиваются.


Собрав открытку, группа выбирает себе командное место.







- Ребята скажите, как вы думаете, по какому принципу мы разделились?

- Какой эпизод рассказа изображен на картине?








- А теперь подумайте и скажите, что вы чувствовали при чтение рассказа?

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни: будь то забавный случай или чей-то рассказ.

(Рассказ учащихся) (2 мин)

– Таким образом, сегодня мы познакомимся с понятием «Юмор в литературе»



Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки. (1,5 мин)






Ученики составляют критерии оценок:

-сотрудничать;

-соблюдать регламент

-соблюдать дисциплину.

-слушать друг друга (1 мин)

Выбирают экспертов

Рассказ учащихся

Мы разделились по рассказам «Кот-ворюга» и «Великолепный маляр»

1. Кот украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу.

2. Куры влезли на стол в саду и, кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем. Они перевернули кувшин с молоком и бросились, теряя перья, удирать из сада.

3. Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью.

4. Том предлагает Джиму побелить. (2,5 мин)

- Они смешные

Смех заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё поведение.

-Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого.


Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Запишем число и тему урока.

15.05.14г

Юмор в литературе

(К. Паустовский «Кот-ворюга»,

М. Твен «Великолепный маляр»)

- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?









- будем учиться чувствовать юмор

-осознавать его необходимость

-сотрудничать (2 мин)

Изучение материала

Произведения, которые вызывают наш смех, называются

юмористическими. Что такое юмор?

Обратимся к записи на доске(или словарь учебника).

Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. Юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться с его творцом.



- ответы учащихся


- записывают в тетрадях (2мин)


- выступление учащихся с презентацией (4 мин) (Биографии писателей)



Работа по тексту



Карточка-задание группе 1

( составляют кластер )

•Кто рассказывает нам историю кота?

•Что вы можете сказать о рассказчике? (Чем занимается, как проводит свободное время?)































Карточка-задание группе 3 (иллюстраторы)


•Прочитайте первый абзац рассказа. Нарисуйте кота таким, каким вы его себе представили.

•Найдите детали портрета, приведённые далее в тексте. •Поясните свои рисунки.

•Как вы думаете, почему поймать ворюгу поручили именно Лёньке?



ЛОВИЛИ

ПОПАЛСЯ

ВОРОВАЛ






ХОЗЯИН И СТОРОЖ

ПЕРЕСТАЛ ВОРОВАТЬ


НАКОРМИЛИ





Дальнейшее развитие сюжета кажется вполне понятным: кот будет наказан по заслугам. Но как заканчивается рассказ?



Возвращаемся к эпиграфу урока “В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного”.


— Как соотносится эпиграф с финалом?





Карточка-задание группе 4


Составить план действий Тома Сойера

















Карточка-задание группе 2


Инсценировать понравившийся момент из рассказа «Великолепный маляр»



Повествование ведётся от лица рассказчика. Скорее всего, рассказчик — молодой человек, отличающийся дружелюбием, любовью к природе, эмоциональностью. Он дружит с Рувимом, знает многих деревенских мальчишек и даже самого ловкого и бесстрашного из них — Лёньку, сына деревенского сапожника. Важное место в его жизни занимает рыбалка. “Все дни, от рассвета до темноты, мы проводили на берегах бесчисленных протоков и озёр. Там мы ловили рыбу и разводили костры в прибрежных зарослях”. И как каждому истинному рыбаку, ему важен улов. И вот в беззаботную жизнь рассказчика и его друзей ворвался кот, кот-ворюга, который не только таскал мясо, сметану, хлеб, но и столь важную для рыбака рыбу и даже червяков, предназначенных для рыбалки. Это было невыносимо. Рассказчик и его друзья дают коту-разбойнику кличку Ворюга. Не вор, не хулиган, не бандит, а именно Ворюга.

Ключевые слова — “мы пришли в отчаяние”, “не знали, как поймать”, “звали за глаза Ворюгой”, “почти месяц потратили, чтобы выследить”, “поклялись поймать… и вздуть…”, “втащили кота в чулан и дали ему замечательный джин” — подчёркивают, с одной стороны, конфликтность ситуации, а с другой стороны — её комизм.







Внешний вид кота: рыжий кот с разорванным ухом и отрубленным грязным хвостом. Далее в тексте находим дополнения к его портрету: “тощий, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе”, “с зелёными нахальными глазами”. Окрас кота неслучаен и является важной деталью для понимания его характера. Это боец, сорванец. Оторванное ухо и обрубленный хвост — память о былых приключениях. Цветовой контраст — зелёные глаза у огненно-рыжего с белыми подпалинами (именно подпалинами) кота — важная деталь характеристики кота как необычного героя.


(Ребята защищают рисунки и определяют их место в тексте рассказа.)















между двумя противоборствующими героями возникает дружба и взаимопонимание.



Ребята без труда отметят, что доброта и милосердие — великие вещи. Первый раз в жизни почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось, оттаяло, и произошло чудесное его превращение в совсем другого кота — преданного, благородного, ласкового.


Учащиеся в группе составляют план действий Том Сойера

  1. Нежелание работать, радость улетела, воцарилась тоска.

  2. И вдруг в эту чёрную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение, не меньше — блестящая, гениальная мысль.

  3. К полудню Том из жалкого бедняка, каким он был утром, превратился в богача, буквально утопающего в роскоши

  4. Сам того не ведая, он открыл великий закон, управляющий поступками людей,

Том приятно и весело провёл время в большой компании, ничего не делая, а на заборе оказалось целых три слоя извёстки! Если бы извёстка не кончилась, он разорил бы всех мальчиков этого города.






Рефлексия

Слайд


Цветными маркерами выделяют слова и предложения, которые несут в себе искринку смеха и вывешивают на доске.

(получается радуга, юмор-это доброта, разноцветная, яркая)

Закрепление материала

Диаграмма Венна


М. Твен юмор К. Паустовский



Подведение итогов

Группы пишут, что понравилось и 1 пожелание

Домашнее задание:

Прочитать «Вредные советы» Григорий Остер

Рефлексия

Написать Одноминутное эссе. Юмор для меня это …………. (5 мин)






























Кабдыракова Айнур Бахтияровна

КГУ «Средняя профильная школа №45»

Учитель русского языка и литературы

г. Усть-Каменогорск


Урок по литературе на тему:

Юмор в литературе. Юмористическое произведение.

М. Твен «Великолепный маляр». К. Паустовский «Кот-ворюга»


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Кабдракова Айнур Бактияровна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265684

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства