kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по чтению К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет литературное чтение

 Класс 3

Автор учебника  Л.А.Ефросинина

Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».

Тип урока: Урок  изучающего чтения.

Задачи урока:

Образовательные:  Познакомить с понятиями «юмористический рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий,  учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.

Развивающие:

-  содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, бегло, сознательно и правильно читать, способствовать развитию речи, памяти, мышления.

Воспитательные:   воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Планируемые результаты:

личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь,  внимательность.

метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

коммуникативные – описывают героев  рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения

Методы обучения:

- словесные  (беседа, фронтальный опрос);

-  наглядные (презентация);

-проблемный;

-поисковые (частично-поисковые);

-аналитический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

 индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению К.Г.Паустовский "Кот-ворюга" »

Предмет литературное чтение

Класс 3

Автор учебника Л.А.Ефросинина

Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».

Тип урока: Урок изучающего чтения.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить с понятиями «юмористический рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий, учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.

Развивающие:

- содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, бегло, сознательно и правильно читать, способствовать развитию речи, памяти, мышления.

Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.

Планируемые результаты:

личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.

метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

коммуникативные – описывают героев рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;


предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения

Методы обучения:

- словесные (беседа, фронтальный опрос);

- наглядные (презентация);

-проблемный;

-поисковые (частично-поисковые);

-аналитический.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.



















Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент.






Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора!



Эмоциональный настрой.






Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

Нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний.


- Методический прием «Корзина понятий»

-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Слайд №2

Кто это?

- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский. Слайд № 3


Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране.

Ученик. (Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.

(На экране мещерские места, виды г. Тарусу). Слайд № 4

Ученик. К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года .печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведений.


Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

III Определение темы и цели урока.



Какие произведения вы читали?

На экране обложки произведений К.Г.Паустовского). Слайд № 5

А теперь отгадайте загадку

Красив он и строен, длинноус и мохнат

Он любит мышей, ненавидит собак.

Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот)

» Слайд № 6

- Рассказ называется «Кот-ворюга». Прочитайте группы слов. Что можно о них сказать?

Вор, воришка, ворюга, (Ответы детей: однокоренные слова, -Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот)

-Что значит слово «ворюга», о ком так говорят?

-Какой оттенок у этого слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора).

Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.

Метод «Предположение»

-Что может произойти в рассказе с таким названием?


Формулируют тему и задачу урока.















Однокоренные слова.








Коммуникативные:

проявлять активность в решении познавательной задачи,

аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,

обсуждать проблемные вопросы,

анализировать результаты исследований.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания

IV.

Усвоение новых знаний и способов действий









- Обратите внимание, вам встретятся новые слова:

Работа над трудными словами.

Слайд № 7

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).


Работа по учебнику с. 86-91.

Методический прием «Чтение с остановками (3 остановки).


Подумайте и дайте ответы на вопросы.

-Что будет дальше?

- Как могут развиваться события?

- Чем закончится текст?

Мозговой штурм.
-Совпали ли предположения?

  1. Какой это рассказ: веселый или грустный?

-Можно сказать, что он юмористический?

-Почему он юмористический?

(Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.)

Рубрика «Обрати внимание».с.92

-Назовите героев этого рассказа.

(Кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)

-От чьего имени ведется рассказ?

(К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).






























Слушание сказки и беседа по содержанию.
























.







Познавательные:

выделять существенную информацию из рассказа ребят,

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Регулятивные:

уметь слушать в соответствии с целевой установкой.

V. Первичное закрепление.



















VI. Физминутка

Прочитаем рассказ еще раз. Когда будете читать, подумайте над характером каждого героя, над тем, с какой интонацией нужно читать.


Чтение сказки вслух «цепочкой»



















Активное выполнение.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.


Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности

VII. Применение знаний и умений в новой ситуации.























Повторное чтение текста.

– Как к нему отнеслись сначала ребята? (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)

–И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?

– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? (понял, в чем причина его выходок)

– Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил)

– Итак, коту дали замечательный ужин.

– Каким и как он вышел из чулана, наевшись?

Какой он стал, ребята? ( довольный, веселый, доверчивый, добрый)

– Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

(Изменило кота – добро людей)

Работа в Рабочей тетради с.56 № 2, 7



Чтение текста «цепочкой»


Беседа по вопросам..





















Выполнение заданий в тетради.

№ 56 № 2, 7

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли,

проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу

устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.


Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.


VIII. Обобщение и систематизация знаний.































Контроль и самопроверка знаний.

11. Творческая работа в группах.

  1. группа:

1)Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.

2) Почему он так выглядит?

3)Какие чувства вызывает у вас это животное?

2 группа:

  1. Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя.

  2. Почему он совершает их?

  3. Какие чувства у вас вызывают его поступки?

  4. 3 группа:

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

4 группа

Кот-ворюга. Какой он был в начале рассказа?

Каким он был в конце рассказа?


Проверка выполнения.



Дети в группах обсуждают и договариваются.





























Слайд № 8,9,10


1 группа

2группа

3 группа 4 группа

Коммуникативные:

проявлять активность во взаимодействии,

договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности.

Личностные:

применять правила делового сотрудничества.

VIV

Обобщение.







Итог.


- Составление.сиквейна

1.Написать имя существительное по теме.

2. 2 имени прилагательных

3. 3 слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы. (Осуждение.)


-Какова основная мысль рассказа? Какая из этих формулировок наиболее точна на ваш взгляд? Объясните свой выбор.






Надо накормить бездомных животных

Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них они станут нашими верными друзьями

Жадность и воровство всегда будут наказаны

«Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.

«Собака бывает кусачей, только от жизни собачей» Ю.Мориц

Мы в ответе за тех, кого приручили»

Антуан де Сент- Экзюпери


Урок окончен. Спасибо за труд.-








Подводят итог урока.




Познавательные:

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.


X. Домашнее задание.






XI. Рефлексия урока.





Нарисовать рисунки

Предложить своё название к нему. Придумать историю «Моя кошачья жизнь».


За что можешь похвалить себя или своего одноклассника?

- Что мне этот урок дал для жизни? (слайд 7)


Запись домашнего задания.







Рефлексия.

Личностные:

формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.



Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по чтению К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Автор: Аюпова Разия Арслановна

Дата: 24.05.2015

Номер свидетельства: 214870

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства