Открытый урок по чтению К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
Открытый урок по чтению К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"
Предметлитературное чтение
Класс3
Автор учебникаЛ.А.Ефросинина
Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с понятиями «юмористический рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий, учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, бегло, сознательно и правильно читать, способствовать развитию речи, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Планируемые результаты:
личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.
метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
коммуникативные – описывают героев рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения
Методы обучения:
- словесные (беседа, фронтальный опрос);
- наглядные (презентация);
-проблемный;
-поисковые (частично-поисковые);
-аналитический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по чтению К.Г.Паустовский "Кот-ворюга" »
Предметлитературное чтение
Класс3
Автор учебникаЛ.А.Ефросинина
Тема урока: К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».
Дидактическая цель: создать условия для ознакомления с содержанием рассказа К.Г.Паустовского «Кот-ворюга».
Тип урока: Урок изучающего чтения.
Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с понятиями «юмористический рассказ», «юмор», с сюжетом рассказа – последовательным развитием основных событий,учить работать с текстом произведения, самостоятельно читать, анализировать, как события, происходящие с героем, влияют на его характер и дальнейшую жизнь.
Развивающие:
- содействовать формированию и развитию умения выражать свои мысли и чувства, бегло, сознательно и правильно читать, способствовать развитию речи, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Планируемые результаты:
личностные: проявляют доброту и отзывчивость ко всему живому ; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.
метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
коммуникативные – описывают героев рассказа, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;
предметные: называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения
Методы обучения:
- словесные (беседа, фронтальный опрос);
- наглядные (презентация);
-проблемный;
-поисковые (частично-поисковые);
-аналитический.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Организационный момент.
Настроение у нас – отличное, А улыбки – дело привычное, Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать нам пора!
Эмоциональный настрой.
Личностные:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.
Регулятивные:
Нацеливание на успешную деятельность.
II. Актуализация знаний.
- Методический прием «Корзина понятий»
-Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Слайд №2
Кто это?
- Это известный русский писатель К.Г.Паустовский. Слайд № 3
Сообщение учащихся о К.Г.Паустовском с помощью презентации на экране.
Ученик. (Родился Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.
(На экране мещерские места, виды г. Тарусу). Слайд № 4
Ученик. К писательству привела Паустовского еще его одна черта –любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года .печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведений.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию
Регулятивные:
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.
III Определение темы и цели урока.
Какие произведения вы читали?
На экране обложки произведений К.Г.Паустовского). Слайд № 5
А теперь отгадайте загадку
Красив он и строен, длинноус и мохнат
Он любит мышей, ненавидит собак.
Так вы отгадайте скорей, о ком говорится в загадке моей (кот)
» Слайд № 6
- Рассказ называется «Кот-ворюга». Прочитайте группы слов. Что можно о них сказать?
Вор, воришка, ворюга, (Ответы детей: однокоренные слова, -Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа? (Кот)
-Что значит слово «ворюга», о ком так говорят?
-Какой оттенок у этого слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора).
Вор-тот, кто крадёт, берёт чужое без разрешения. Ворюга –так говорят презрительно о том, кто совершает кражи.
Метод «Предположение»
-Что может произойти в рассказе с таким названием?
Формулируют тему и задачу урока.
Однокоренные слова.
Коммуникативные:
проявлять активность в решении познавательной задачи,
аргументировать свою позицию.
Познавательные:
осуществлять поиск и выделять необходимую информацию,
обсуждать проблемные вопросы,
анализировать результаты исследований.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную цель и задачу,
дополнять высказанные мнения по существу полученного задания
IV.
Усвоение новых знаний и способов действий
- Обратите внимание, вам встретятся новые слова:
Работа над трудными словами.
Слайд № 7
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.
Кукан – бечевка, на которую надевают, под жабру в рот, пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.
Плотица – небольшая пресноводная рыба
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).
Работа по учебнику с. 86-91.
Методический прием «Чтение с остановками (3 остановки).
Подумайте и дайте ответы на вопросы.
-Что будет дальше?
- Как могут развиваться события?
- Чем закончится текст?
Мозговой штурм. -Совпали ли предположения?
Какой это рассказ: веселый или грустный?
-Можно сказать, что он юмористический?
-Почему он юмористический?
(Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.)
Рубрика «Обрати внимание».с.92
-Назовите героев этого рассказа.
(Кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)
-От чьего имени ведется рассказ?
(К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).
Слушание сказки и беседа по содержанию.
.
Познавательные:
выделять существенную информацию из рассказа ребят,
классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Регулятивные:
уметь слушать в соответствии с целевой установкой.
V. Первичное закрепление.
VI. Физминутка
Прочитаем рассказ еще раз. Когда будете читать, подумайте над характером каждого героя, над тем, с какой интонацией нужно читать.
Чтение сказки вслух «цепочкой»
Активное выполнение.
Личностные:
умение выражать свои чувства, мысли,
проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.