Тема: К. Г.Паустовский «Кот-ворюга- 2 урок.
Цели: 1.Развитие воображения и мышления в процессе читательской деятельности, анализа произведения, умения подтверждать свое мнение словами из текста.
2.Воспитывать любовь к животным, интерес к самостоятельной деятельности на уроке.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере литературных героев.
5.Педагогическая цель:
создать условия для эффективной работы над произведением К. Паустовского, совершенствованию навыков осознанного и выразительного чтения, дикции, развития и обогащения речи, памяти, логического мышления, эмоциональной сферы, привитие интереса к литературному творчеству.
Формирование УУД:
Личностные действия: учебно- познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результатов.
- умение выказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;
-умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией. Познавательные действия:
- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться в содержании учебника;
- обобщать и классифицировать учебный материал;
- формулировать несложные выводы;
- осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
- подбирать слова-определения для характеристики героев;
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
- сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Регулятивные действия:
- менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
- принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
- участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
- работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
- корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала ;
- оценивать результаты, работы, организовывать самопроверку;
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
- самостоятельно работать с учебником;
- умение работать в группе.
Коммуникативные действия:
- реализовывать потребность в общении со сверстниками;
- проявлять интерес к общению и групповой работе;
- участвовать в выразительном чтении по ролям;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;
- понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
- уважать мнение собеседников;
- высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
- следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
- ориентироваться в нравственном содержании понятий: доброта, доброе отношение;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, конверты с заданиями, разрезной материал, сигнальные карточки, учебники.
Ход урока
-
Мотивационный этап.
Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. Садитесь.
Эмоциональный настрой «Сотвори солнце»
Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучики, которые несут любовь, мир, добро, здоровье, нежность, тепло, свет, радость. Ваша звездочка растет, растет, растет и становится огромной, как солнце. Теперь ваше внутреннее солнышко может поделиться с окружающими своим теплом, добром, светом, любовью, нежностью. Расставьте руки в стороны – это ваши лучики, поделитесь теплом своей души, своего внутреннего солнышка.
2. Речевая разминка. ( Слайд 2)
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил,
А козе- капустки,
Кочанчики хрустки.
Будет козочка крепка,
Кошке даст молока.
- Попробуйте произнести эти строчки с повествовательной интонацией, вопросительной и восклицательной.( Задание выполняется по группам)
3. Проблемная ситуация.
Угадайте, кто будет главным героем сегодняшнего урока
- Эти животные издают звуки не для общения друг с другом, а для общения с человеком, при этом таких разных звуков они издают около 100.
- Более половины суток эти животные спят.
- В теле этого животного 230 костей (у человека 206)
- Поверхность носа этого животного также неповторима, как отпечатки пальцев у человека.
Да, это кот- самое загадочное животное, которое живет рядом с человеком.( Слайд1 )
4. Системно - деятельностная работа по группам.
- Ребята, представьте такую ситуацию, мы с вами все работаем в издательстве, которое выпускает журналы для детей. Наша задача- подготовить новый выпуск, который посвящен кошкам.
- Как вы считаете, какими специальностями надо владеть, чтобы работать в издательстве? ( Редактор, журналист, корреспондент, репортер)
Независимый репортер ( внештатный)- стрингер.
1 группа- готовит репортаж « Спасение кота».
-
2 группа- готовит интервью на тему « Мой домашний питомец»
3 группа- пишет объявление « Пропал кот»
6. Восстановление деформированного текста.
- Сейчас я проверю насколько хорошо вы знаете биографию К. Паустовского.
Надо восстановить текст. Работа в группах на листах
1 группа- Родился Паустовский в ---------- в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям ----------. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на ---------- – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он занимался---------- . (В Москве, искусством, в Украине, занимался репетиторством)
2 группа- После окончания гимназии Паустовский учился в----------- и --------- университетах. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до ---------- и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. ( В Киевском и Московском университетах, учителя)
3 группа- В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы. Он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много-------и --------. Много времени он проводил в маленьком городке Таруса. В Тарусе с1991 года ежегодно в ----- --------- Паустовского проводятся праздники. Там же находиться и его --------. ( однако написал для них много рассказов и сказок, рождения, могила.)
6. Подбор эпиграфа к уроку.
- Какая пословица не может быть эпиграфом нашего урока?( Слайд 3)
7.Поисковая работа в группах.
1 группа- найдите в тексте и выпишите описание внешнего вида кота.
Постарайтесь объяснить, почему он так выглядел.
.( Рыжий кот, разорванное ухо, отрубленный кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий с белыми подпалинами на животе)
2 группа- найдите в тексте и запишите, какие поступки совершал кот. Постарайтесь объяснить, почему он совершал эти поступки. ( обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался)
3 группа- найдите в тексте, как автор оценивает кота. Попытайтесь подобрать однокоренные слова к слову ворюга.( кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит, ворюга, грабит среди дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот беспризорник.
8. Физкультминутка
«Да»- хлопать над головой,
«Нет»- хлопать за спиной.
- У нее бесшумная походка...
- У нее прекрасный нюх...
- Она лает, если к дому подходит чужой...
- Она умеет мурлыкать...
- С ней человек ходит на охоту...
- Она узнает об окружающем мире с помощью усов...
- Ее называют другом человека...
- Она умывается собственной лапой...
9.Активизация ранее изученного.
- Какие произведения действующими лицами в которых были коты, вы знаете. За каждый правильный ответ группы получают медаль. (Кот, петух и лиса», « У Лукоморья дуб зеленый», « Кот в сапогах», « Кот- ворюга», «Кот Котофеич», «Алиса в стране чудес», Кошкин дом», « Дядя Федор, пес и кот»)
- На какие группы можно разделить эти произведения?( Сказки, рассказы, стихи)
- Каким термином в литературе можно назвать эти группы?( Жанры)
- Какие еще жанры есть в литературе?(басни, пословицы, поговорки, загадки, частушки, считалки, загадки, колыбельные)
10. Определение литературного приема
- Какой лит- ный прием использует автор? ( Слайд 4 )
- Характеристика кота- ворюги и кота- милиционера. ( Слайд 5 )
11. Работа над выразительностью речи.
1 группа
-
Подготовьте выразительное чтение по ролям отрывка со слов «Рассмотрев кота, Рувим задумчиво спросил…» до слов: «с этого дня он у нас прижился и перестал воровать».
Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей?
2 группа
-
Подготовьте выразительное чтение отрывка со слов «На следующее утро он даже совершил благородный поступок…» до слов «С тех пор куры опасались воровать»
-
Продумайте, какие изменения произошли в характере кота. Найдите ключевые слова, подтверждающие эти изменения.
3 группа
-
Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении.
-
Найдите в тесте пейзажную зарисовку. Попробуйте ответить, для чего, с какой целью в рассказе о взаимоотношениях кота и людей появляется пейзажная зарисовка?
(Пейзаж-описание природы, имеющие изобразительное или символическое значение. Это изображение картин природы и местности, которые часто служат дополнительным средством для более выразительного изображения душевного состояния литературных героев, способствует раскрытию замысла автора. В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и главного героя – кота – есть связь. Писатель проводит параллель: заброшенный дом – никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. О коте вспоминали лишь тогда, когда он «досаждал», а о доме – когда нужно было лишь переночевать. Дом был стар и захламлен старыми вещами. Но до него никому не было дела. Все смирились с его беспорядком и старостью и не обращали внимания, хотя, чтобы пройти к берегу озера, приходилось вытаптывать тропинки в душистых высоких травах, а это было далеко не просто. Кот на безразличие к себе отвечал воровством и разбоем, а дом – дом шумел. «Каждую ночь нас будил стук диких яблок, падавших на его тесовую крышу».)
12.Обобщение . Индивидуальная работа. Тест- игра. ( Слайд 6)
Работа выполняется на листах.
Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий
Удалось установить, что у кота разорвано ухо:
а) через два дня; б) через неделю; в) через две недели
Хвост у кота был: а) пушистый; б) облезлый; в) грязный
Объевшиеся куры: а) стонали; б) кудахтали; в) молчали -------------------------------------------------------------------------------------------------
Чтобы выследить кота потребовалось:
а) месяц; б) два месяца; в) две недели
В кукане жирных окуней было: а) 5 ; б) 10 ; в) 7
Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу
Кот свалился с берёзы: а) как камень; б) как футбольный мяч
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер
-Чтобы заманить кота Лёнька прицепил: а) окуня; б) карася;
в) плотицу
Поесть давали коту: а) сметану ; б) жареную свинину ;
в) рыбу ; г) молоко ; д) творожники
Кот совершил « благородный и неожиданный поступок» :
а) на следующее утро ; б) через день ; в) через два дня.
13. Рефлексия ( Слайд 7)
14.Домашнее задание. ( Слайд 8)
1.Я хочу прочитать рассказ ещё раз.
2. Я составлю рассказ об этом коте.
3. Я расскажу об этом коте.
4. Я хочу нарисовать этого кота.