kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения "К. Паустовский. Кот-ворюга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.
Задачи:
1.    Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику  действиям и поступкам героев.  
2.    Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.
3.    Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ожидаемые  результаты:
1.    Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.
2.    Оформлять свою мысль в речевое высказывание.
3.    Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.
Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г.Паустовского,   фотовыставка «Мой друг».
Ход урока
1. Организационный момент.
(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)
- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможетречевая разминка: (СЛАЙД)
Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота. 
Отыщи-ка там кота. 
2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.(кот)
- Как вы догадались, что это кот? 
- Первое слова в заголовке - кот.
- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).
- Назовите кличку кота (ворюга).
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга".(СЛАЙД)
- Как вы думаете, про что это произведение?
- Может ли кот быть вором? Почему?
- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?
- Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать….
Учиться….
Определить…. 
Развивать….
- Причитайте эпиграф. (Эпиграф:Добро всегда добром возвращается)
- Как вы понимаете эти слова?К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.
3. Сведения о писателе.
- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?
- Что вам известно об этом писателе?
- Каким видится он через свой портрет?
- Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.
Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения. 

4. Открытие нового знания.
1) работа с текстом до чтения (выставка рисунков о котах)
- Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.
- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор?
- Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят? 
- Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора) 
2) первичное чтение, словарная работа
- Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)
Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.
Плотица – небольшая рыбка плотва.
Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. 
Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.
Шиворот – за ворот, за воротник.
Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.
Бухало – производить сильный и глухой звук.
Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь  болезни (Потеря сознания, судороги).
До слова отчаяние.
Чтение произведения.
- Понравилось ли произведение?
- Чем? Какое настроение вызывает?
- Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев.В рассказе один или несколько героев.)
2) учимся читать вдумчиво
- Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно. 
- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)
- Как вы понимаете слово «отчаяние»?
- Есть ли от чего приходить в отчаяние?
- Зачитайте, какие проделки совершал кот?
- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.
- Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)
3) исследовательская работа в группах
Дается задание 3 группам.Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.
1 группа:
1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?
2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.    1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома.  У нас он вызывает чувство жалости.
2 группа:
1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?
2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?    1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.
2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.
3 группа: 
1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. 
3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?    1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.
2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.
3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.
4 группа:
1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.    4 группа читает отрывок по ролям.
Стр 112-113
Рассмотрев…
Динамическая пауза.
- Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.
•    У него бесшумная походка.
•    Прекрасный нюх.
•    Умывается собственной лапой.
•    Хорошо видит в темноте.
•    Называют другом человека.
•    Любит гулять сам по себе.
•    Дружит с собаками.


Физминутка для глаз
Ах, как долго мы читали, 
Глазки у ребят устали.                        (поморгать глазами)

Посмотрите все в окно      (посмотреть влево-вправо)
Ах, как солнце высоко    (посмотреть вверх)
Мы сейчас глаза закроем    (закрыть глаза ладошками)
В небе  радугу построим    
Вверх по радуге пойдём    (посмотреть по дуге вверх-вправо,          вверх-влево)
Вправо – влево повернись    
А потом скатимся вниз.                        (посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.     (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

4) работа по содержанию
- Почему же у кота были такие повадки?
- Как он попался?Зачитайте.
- Почему именно Ленька смог выманить кота?
- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?
- Какое решение оказалось верным?
- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?
- Кто и как помог в этом коту?
5. Итог. Осмысление авторской идеи.
- Подходит ли эпиграф нашего урока  к этому тексту?
- Какова главная мысль этого произведения?
- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите на схему.
 Воровал       

Поймали
                                   


Накормили
                                                            


Изменился   
     Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.
Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота. 

6. Творческая работа.
- Встречались ли вам в жизни подобные истории?
- Как вы поступали в таких случаях?
- Напишите синквейн.
Примерный ответ:
1)кот-ворюга
2) грязный, шустрый, 
3) бегает, ворует, царапает
4) Он одинокий, ему нужна забота.
5) хороший друг

7. Домашнее задание.
- Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ. 
- Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.

8. Рефлексия.
Продолжите фразу: Сегодня на уроке…
Было  интересно…
Я понял, что …
Мне захотелось …
Урок дал мне для жизни …
Трудно было …
Я почувствовал …
Я научился …

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "К. Паустовский. Кот-ворюга" »

Урок литературного чтения

Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

Дидактическая цель:создать условия для актуализации знаний, умений и навыков.

Задачи:

  1. Учить анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову; определять основную мысль, давать характеристику действиям и поступкам героев.

  2. Развивать навык слушания, анализа текста по вопросам, навык работы в группе, творческие способности детей, умение аргументировать свою точку зрения, расширять словарный запас.

  3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

  1. Осознанно воспринимать при чтении содержание произведения, осознавать сущность поведения героев, делать выводы.

  2. Оформлять свою мысль в речевое высказывание.

  3. Коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран, портрет К.Г.Паустовского, фотовыставка «Мой друг».

Ход урока

1. Организационный момент.

(приветствие; концентрация внимания; настрой на работу.)

- На уроках чтения мы с вами учимся правильно, сознательно, бегло и выразительно читать. А также красиво говорить, но мы не сможем это сделать, если наш речевой аппарат не будет готов к работе. А в этом нам поможетречевая разминка: (СЛАЙД)

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

В дымоходе чернота.

Отыщи-ка там кота.

2. Актуализация знаний, мотивация, целеполагание.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением К.Г.Паустовского. Название произведения я говорить вам не буду, вы попробуйте догадаться сами. Оно состоит из двух слов (на доске два закрытых слова). Первое слово вы узнаете, разгадав загадку: (СЛАЙД)

Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетинка, дугою спинка,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит.
(кот)

- Как вы догадались, что это кот?

- Первое слова в заголовке - кот.

- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете начало произведения и назовете кличку кота (чтение первого и второго абзацев учителем).

- Назовите кличку кота (ворюга).

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством К.Г.Паустовского и прочитаем произведение "Кот - ворюга".(СЛАЙД)

- Как вы думаете, про что это произведение?

- Может ли кот быть вором? Почему?

- Хотите ли вы узнать, о каком коте идет речь в рассказе?

- Поставьте цель урока. Закончите предложения:


Узнать… .

Учиться….

Определить….

Развивать….

- Причитайте эпиграф. (Эпиграф:Добро всегда добром возвращается)

- Как вы понимаете эти слова?К концу урока нам предстоит выяснить, какая связь между произведением и эпиграфом.

3. Сведения о писателе.

- Вспомните какие произведения писал К.Г. Паустовский?

- Что вам известно об этом писателе?

- Каким видится он через свой портрет?

- Давайте послушаем небольшое сообщение о Паустовском.

Родился Константин Паустовский в Москве в семье железнодорожного служащего. Семья была большая и разнообразная, склонная, как говорил сам Паустовский, к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, любили театр. Детство будущего писателя прошло на Украине – сначала в деревне, потом в Киеве, где он учился в гимназии. С 6-го класса гимназии он уже репетиторствовал. После окончания гимназии учился в университете, сначала в Киевском, потом в Московском. Не закончив учёбу, пошёл работать. Сменил много профессий: от вожатого трамвая и санитара до учителя и журналиста. Желание все знать, видеть, путешествовать, быть участником разнообразных занятий вылилось у Паустовского в мечту о профессии, которая была связана с кипучей жизнью. Мечта реализовывалась в писательстве.К писательству привела Паустовского еще его одна черта – любовь к чтению. Как детский писатель Паустовский начал выступать с 1930 года.Печатался во многих периодических изданиях для детей. Хотя он не считал творчество для детей своим призванием, однако написал для них много рассказов и сказок.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. В предвоенные годы открыл для себя мещерские места и городок Тарусу, где провёл много лет, создав там свои наиболее известные произведения.


4. Открытие нового знания.

1) работа с текстом до чтения (выставка рисунков о котах)

- Как люди относятся к кошкам? Ведь кошка сначала оценивает человека, и только если хозяин ей по нраву, она поселяется в его доме. Глядя на фотовыставку, я уверена, что у вас в доме живут кошки и любят вас.

- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

- Как называет его автор?

- Что означает это слово? Сравните слова: вор, воришка (уменьшительно), ворюга (то же, что и вор), хитрюга (очень хитрый). О ком так говорят?

- Какой оттенок у этого слова? (грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора)

2) первичное чтение, словарная работа

- Перед тем, как прочитаем произведение, проведём словарную работу (работу можно организовать по учебнику, а можно наглядно на доске - учитель открывает слово, а дети читают его правильно и находят значение в учебнике)

Кукан – верёвка, на которую нанизывают пойманную рыбу.

Плотица – небольшая рыбка плотва.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

Припадок – внезапное и обычно повторяющееся острое проявление какой–нибудь болезни (Потеря сознания, судороги).

До слова отчаяние.

Чтение произведения.

- Понравилось ли произведение?

- Чем? Какое настроение вызывает?

- Почему это произведение можно назвать рассказом? (Рассказ – это один эпизод, одно событие из жизни героев.В рассказе один или несколько героев.)

2) учимся читать вдумчиво

- Чтобы определить главную мысль надо читать вдумчиво и внимательно.

- Прочитайте первое предложение. (Мы пришли в отчаяние)

- Как вы понимаете слово «отчаяние»?

- Есть ли от чего приходить в отчаяние?

- Зачитайте, какие проделки совершал кот?

- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

- Что входит в понятие «портрет»? (изображение внешности героя, характера и авторская оценка)

3) исследовательская работа в группах

Дается задание 3 группам.Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1 группа:

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.


2)Этот кот – задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

2 группа:

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

2) Установите закономерность. Какую картинку можно исключить?

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

2)Нам кот понравился: он смелый, решительный, самостоятельный. Иного выхода у него нет.

3 группа:

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.


2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.

3) Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.

4 группа:

1) Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода, в котором люди решают, как поступить с котом.

4 группа читает отрывок по ролям.

Стр 112-113

Рассмотрев…

Динамическая пауза.

- Если вы согласны с утверждением, встаньте и поднимите руки вверх. Если не согласны с утверждением, то присядьте за парту.

  • У него бесшумная походка.

  • Прекрасный нюх.

  • Умывается собственной лапой.

  • Хорошо видит в темноте.

  • Называют другом человека.

  • Любит гулять сам по себе.

  • Дружит с собаками.



Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали,

Глазки у ребят устали.

(поморгать глазами)


Посмотрите все в окно

(посмотреть влево-вправо)

Ах, как солнце высоко

(посмотреть вверх)

Мы сейчас глаза закроем

(закрыть глаза ладошками)

В небе радугу построим


Вверх по радуге пойдём

(посмотреть по дуге вверх-вправо, вверх-влево)

Вправо – влево повернись


А потом скатимся вниз.

(посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись.

(зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)


4) работа по содержанию

- Почему же у кота были такие повадки?

- Как он попался?Зачитайте.

- Почему именно Ленька смог выманить кота?

- Как хотели поступить с котом после того, как его поймали?

- Какое решение оказалось верным?

- Как изменились повадки кота? Каким он стал? Почему он стал таким?

- Кто и как помог в этом коту?

5. Итог. Осмысление авторской идеи.

- Подходит ли эпиграф нашего урока к этому тексту?

- Какова главная мысль этого произведения?

- Написав этот рассказ, Паустовский хотел, чтобы мы поняли одну важную вещь.Какую? Посмотрите на схему.

 Воровал  


                      


Поймали

                                   



Накормили

                                                            



Изменился

   Добро побеждает зло – основная мысль, идея рассказа.

Доброта и милосердие – великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.




6. Творческая работа.

- Встречались ли вам в жизни подобные истории?

- Как вы поступали в таких случаях?

- Напишите синквейн.

Примерный ответ:

1)кот-ворюга

2) грязный, шустрый,

3) бегает, ворует, царапает

4) Он одинокий, ему нужна забота.

5) хороший друг


7. Домашнее задание.

- Проиллюстрируйте наиболее понравившийся эпизод рассказа и подготовьте его пересказ.

- Дополнительно - исследовательская деятельность: узнать о содержании кошек, разобраться в причинах их поступков.


8. Рефлексия.

Продолжите фразу: Сегодня на уроке…

Было интересно…

Я понял, что …

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни …

Трудно было …

Я почувствовал …

Я научился …

Я смог …

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения "К. Паустовский. Кот-ворюга"

Автор: Тулекова Галия Урен - Басаровна

Дата: 20.02.2015

Номер свидетельства: 176541


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства