Это краткий рассказ,чаще всего стихотворный,в котором имеется иносказательный смысл. Действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери (аллегория).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Это краткий рассказ,чаще всего стихотворный,в котором имеется иносказательный смысл. Действующими лицами чаще всего являются условные басенные звери (аллегория).
Первые басни появились в Древней Греции вVIвеке до н.э. Это время ожесточенной борьбы старого и нового укладов во всех сферах жизни: политике, экономике, литературе. Басня становится эффективной формой выражения протеста против знати.
Основоположник басен - Эзоп
Жил на острове Самосе в первой третиVIв.до н.э.
Был рабом Иадмона
Был убит в Дельфах
Иносказательная речь – «эзопов язык»
Басни были переложены стихами на латинский язык Федром (1в.н.э.) – первый античный писатель, родом из Македонии, раб
Первый сборник басен составлен на рубежеIV-IIIвеков до н.э. Деметрием Филерским
Народная фантазия
Раб – варвар,неуч
Родина – Фригия в малой Азии (поставляющая рабов для Греции)
Внешность: брюхо вспученное, голова – что котел, курносый, с темной кожей
Басни Эзопа сначала использовались как материал для школьных риторических упражнений, но постепенно приобрели характер популярной массовой литературы. Тексты просты и кратки; сюжет передается без второстепенных подробностей; мораль не остается скрытой в образах, а отчетливо формулируется; язык прост и близок к разговорному; редко встречается диалог (Ворон и лисица).
Сборник индусов «Панчатантра»
Другой источник басенных сюжетов
3-4 века н.э.
Арабский пересказ сборника – «Калила и Димна» (известен на Востоке)
Греческий перевод – «Стефанит и Ихнилат» (известен на Руси)
Лафонтен
1621-1695 г
Родился в Шато-Тьерри 8 июля
Реформатор басни (новаторство в демократизации – ввел в басню человека-труженика)
Выпустил первые шесть книгбасенв 1668
В1680 завершил издание двенадцати книг Басен
В1683 был избран членом Французской Академии
Басня становится более легкой; композиция свободной; стихотворная форма; введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста. Басни напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь. (Лягушка и Вол, (1808-1815))
Басня в России
Появилась как стихотворный жанр в концеXVIII– началеXIXвека (попытки создания были у поэтовXVIIвека (С. Полоцкий))
Традиции античной басни осмыслялись через западноевропейский опыт
50-60 годы появляются многочисленные журнальные публикации, вслед за которыми выходят отдельные сборники (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Д.И. Фонвизин и др.)
КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
князь [1708—1744]
русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции
написал 9 сатир, которые составляют основу оставленного им лит-ого наследства; остальные его произведения — поэма «Петрида», басни и др. — мало интересны.
Огонь и восковый болван
Денис Иванович Фонвизин
1744 или 1745 — 1792гг.)
Родился 3 апреля (14-го по новому стилю) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
«Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга» - первое печатное и дошедшее до нас художественное произведение (1761 г.)
Лисица-кознодей
ЛОМОНОСОВ МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
1711-1765 г
Сын государственного крестьянина, М.В. Ломоносов вырос в условиях северорусской культуры, тесно связанной с традициями допетровской Руси.
Переводил и создавал оригинальные басни
Старик, его сын и осел
В 80-е годы выходит несколько сборников басен, никак не связанных с журнальной работой их авторов. Так, отдельным томом в «Полное собрание всех сочинений Сумарокова» включены его «Притчи» в шести книгах. В 1790 – 1800 годы басня вновь становится объектом журналистской полемики, произведения современных баснописцев вновь собираются в сборники (П.П. Сумароков, И.П. Пнин, Д.И. Хвостов)
Дмитрий Иванович Хвостов
1757 –1835
Печальная слава бесталанного стихотворца, хотя он страстно любил поэзию и писал почти во всех жанрах
Требовал от басни простоты и назидательности, но сбивался на причудливо-просторечный сумароковский стиль, что вызывало насмешки
Лев и клоп
На рубежеXVIIIиXIXвеков наибольшей популярностью пользовались басни В.Л. Пушкина. В них животные персонажи заменялись цветами, травками, мотыльками, птичками, заимствованными из сентиментальной лирики (произведения теряли повествовательную форму, превращаясь в лирический монолог, становились одной из разновидностей альбомного жанра).
Василий Львович Пушкин
1770 – 1830
Первый наставник своего племянника А.С. Пушкина
В баснях создавал изящные сценки, легко и непринужденно написанные, завершающиеся поучением
Сатира на нравы лишена социальной остроты
Голубка
В 1814 году вышел первый сборник басен А.Е. Измайлова. Опираясь на уже разработанные приемы басенного повествования, Измайлов ввел в басню элемент бытописания. Долгое время большим успехом пользовались басни И.И. Дмитриева, которые были признаны совершенным образцом этого стиля.
Иван Иванович Дмитриев
1760 – 1837
В молодости – гвардейский офицер, в старости – министр юстиции
«Русский Лафонтен», написано им 80 басен
Три льва
Подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью и психологизмом является И.А. Крылов. Он внес социально-нравственное содержание, преобразовал форму. Гоголь назвал его басни «книгой мудрости самого народа»
Иван Андреевич Крылов
1769-1844г
Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых
B 1809 г. выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее И. А. Крылову почетное место в русской литературе
Ворона и лисица
После Крылова почти на протяжении столетия в России не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и предпринимались отдельные попытки. К басне на разном этапе творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.
Сергей Владимирович Михалков
Член Российской академии образования
Герой социалистического труда
1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание)
Седой осел
Литература
Русская басняXVIII–XXвеков. – М.: Дрофа: Вече, 2002. – 352 (Библиотека отечественной классической художественной литературы).
Все произведения зарубежной литературы в кратком изложении. – М.: «Олимп», «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 1999. – 544 с.
Тимофеев Л.И., Тураев С.В.. Словарь литературоведческих терминов. М.: «Просвещение», 1974. – 509 с.
Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 5 классе. Урок за уроком. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002. – 160 с.