Дата 29.11.14
Класс 7б
Название урока
И. А. Крылов «Волк и ягненок»
Общие цели
Ознакомление учащихся с биографией И. А. Крылова, понятием о басне как эпическом жанре, историей басни в литературе, чтение басни «Волк и Ягненок» и ее анализ.
Задачи урока
- развивать образное мышление, речь, память, навыки работы с текстом художественного произведения;
- воспитывать чувства доброты, справедливости, честности, прививать любовь к чтению, навыки и умения сотрудничества, оценивания и самооценивания
Результаты обучения
-Узнают о биографии баснописца, поймут смысл басни, сумеют работать в группе, научатся использовать приобретенные знания на практике, оцениванию и самооцениванию.
Источники для заданий
Учебник «Русская словесность» 5 класса, ресурсы - дополнительные материалы 1-го этапа курсов «ОДО и ОО», «РКМЧП», руководство для учителя по Программе,
2012 г., презентация, иллюстрации к басням и портреты И.А. Крылова.
Задания
Организационный момент (составление из частей целую картинку – для разделения на подгруппы).
I.Стадия Вызова.
1. Мозговая атака «О чем говорят картинки?»
2. Таблица «ЗХУ» (работа в парах) постановка целей к уроку.
II. Стадия Осмысления
- прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную.
- Составление «Кластера» (характер каждого персонажа)
- Прием «Рыбья кость». Ответы на вопросы по заданиям.
III. Стадия Рефлексии.
1.Тест по теме.
2. Анкета «Оцени свою работу».
Записи учителя по уроку
Организационный момент (составление из частей целую картинку – для разделения на подгруппы).
I.Стадия Вызова.
1. Мозговая атака. Что изображено на составленных картинках? Как вы думаете о чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке?
2. Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - работа с таблицей.
При изучении темы, на стадии вызова, учащимся предлагается разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? и заполняют 2 графу.
II. Стадия Осмысления
Делая акцент на то, что было сформулировано в 2 графе «Хочу знать», подвожу класс к новой теме
- Прием «Чтение с пометками», позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. (Во время чтения делать карандашные заметки на полях («+» - Я это знал до прочтения текста, «V» - это новая для меня информация, «?» - это мне непонятно). (Запись в тетрадях.)
- Что понятно из текста, что нового в нем? А что непонятно вам в этом тексте? (Объяснение учителем непонятных моментов из текста.)
2. Прослушивание басни «Волк и ягненок».
Вопрос: - Сколько персонажей в этой басне? Что можно сказать о них? Какие между ними отношения?
Составление «Кластера» (характер каждого персонажа)
3.Чтение басни по учебнику. Работа над басней по тексту с привлечением иллюстрации (дополнение схемы кластера)
Выявление языковых особенностей басни.
- В тексте басни встречаются некоторые непривычные нам слова и формы. Причина этого:
некоторые слова и формы устарели, например: дерзость, винЫ
Крылов передает разговорную речь, например: донесть, в запрошлом
В поэтическом тексте иногда допускаются отклонения от нормы.
Один ученик пишет на доске, остальные в тетрадях:
На дОбычу стремится – ударение
Законный вид и толк: «толк» – смысл»
дерзость – наглость
осмелюсь я донесть – позволю себе сказать
шагов я нА сто пью – ударение (проклитика)
гневаться – сердиться
в свете – в обществе
в запрошлом лете – в позапрошлом году
«помилуй» – здесь это слово означает несогласие и готовность возразить
кум, сват – дальние родственники
разведаюсь – отомщу, расквитаюсь
досуг мне разбирать винЫ твои, щенок: «досуг мне» – некогда, ударение «винЫ»
- Как ведут себя в споре герои басни?
4. Стратегия «Рыбья кость».
- Как ведет себя в споре ягненок?
- А как ведет себя в споре волк? Какие чувства вызывает у вас поведение волка и ягненка?
- Сам автор как относится к своим героям?
- Находим главную мысль басни, которую мы называем моралью («У сильного всегда бессильный виноват».)
- Согласны ли вы с трагическим финалом басни?
III. Стадия Рефлексии.
- К героям каких произведений, прочитанных вами в IV классе, можно отнести мораль басни?
Басня Крылова «Волк и Ягненок» — горькая правда о несправедливых порядках царской России, где богатые и знатные люди жестоко и безнаказанно расправлялись с беззащитными, бесправными людьми.
1.Тест по теме
- Какие вы сделали для себя выводы?
- Каким должен быть человек?
2. Анкета «Оцени свою работу».
Домашнее задание
1. Выучить наизусть и выразительно басню.
2. Эссе на тему:
«Какой жизненный урок преподает нам Крылов?» (5 – 6 предложений).
Оценивание урока
Формативное оценивание - жетоны, поддержка,
самооценка «Карточки цветовых изображений настроения;
Суммативное оценивание - по заработанным жетонам,
Самооценка - анкета «Оцени свою работу».