kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку литературы в 6 классе "История басни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации представлена история развития басни как литературного жанра.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 6 классе "История басни".»

БАСНЯ  КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР   Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества.(В.Г.Белинский)

БАСНЯ КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР

  Рассказ и цель – вот в чём сущность басни; сатира и ирония – вот её главные качества.(В.Г.Белинский)

Басня – короткий рассказ в прозаической или поэтической форме, содержащий нравоучение   Композиция басни

Басня – короткий рассказ в прозаической или поэтической форме, содержащий нравоучение Композиция басни

  • Повествование;
  • Мораль.
Особенности басни а) мораль;  б) аллегорический (иносказательный) смысл;  в) типичность описываемой ситуации;  г) характеры-персонажи;  д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Особенности басни

а) мораль; б) аллегорический (иносказательный) смысл; в) типичность описываемой ситуации; г) характеры-персонажи; д) осмеяние человеческих пороков и недостатков.

Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни. Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Героями басни выступают животные, растения, люди, являющиеся носителями одной характерной черты:
  • Мораль – поучительный вывод, в котором заключается главная мысль басни.
  • Аллегория – иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.
  • Героями басни выступают животные, растения, люди, являющиеся носителями одной характерной черты:
Лиса-хитрость, лицемерие Волк – грубость, жестокость Свинья – невежество Осел – глупость Муравей – трудолюбие Ягненок – слабость и беззащитность
  • Лиса-хитрость, лицемерие
  • Волк – грубость, жестокость
  • Свинья – невежество
  • Осел – глупость
  • Муравей – трудолюбие
  • Ягненок – слабость и беззащитность
История развития басни 1 этап Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Басня рассматривается как форма протеста против высших слоев общества.

История развития басни

1 этап

Первые басни появились в Древней Греции в VI веке до н.э. Басня рассматривается как форма протеста против высших слоев общества.

Эзоп ( 6 век до н.э.). Древнегреческий баснописец, полулегенда, полумиф.  Изображался невысоким, горбатым, шепелявым, отталкивающим своей безобразной внешностью.  Был рабом Иадмона. Убит в Дельфах Создал «эзопов язык», язык иносказаний, чтобы иметь возможность высказываться, высмеивая человеческие пороки: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Ему приписывались сюжеты почти всех созданных в античности басен.   -

Эзоп ( 6 век до н.э.). Древнегреческий баснописец, полулегенда, полумиф.  Изображался невысоким, горбатым, шепелявым, отталкивающим своей безобразной внешностью. Был рабом Иадмона. Убит в Дельфах Создал «эзопов язык», язык иносказаний, чтобы иметь возможность высказываться, высмеивая человеческие пороки: жадность, глупость, самодовольство, обман, лень, корыстолюбие, коварство. Ему приписывались сюжеты почти всех созданных в античности басен.

-

Басни Эзопа  Сюжеты заимствовались многими баснописцами (Федром, Ж.Лафонтеном, И.А.Крыловым) Лиса и виноград Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»  Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.. Воры и петух Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: «Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать». Путник и гадюка Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась –ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: «Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?

Басни Эзопа Сюжеты заимствовались многими баснописцами (Федром, Ж.Лафонтеном, И.А.Крыловым)

Лиса и виноград

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!» Так и у людей: иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства..

Воры и петух

Воры залезли в дом, но ничего не нашли там, кроме петуха; схватили его и пошли вон. Петух увидел, что его зарежут, и стал умолять о пощаде: он-де птица полезная и ночью будит людей на работу. Но воры сказали: «Вот за это мы тебя и зарежем, раз ты будишь людей и не даешь нам воровать».

Путник и гадюка

Путник шел зимой по дороге и увидел змею, которая погибала от стужи. Пожалел он ее, поднял, спрятал за пазуху и стал отогревать. Пока змея была замерзшая, она лежала спокойно, а как только отогрелась –ужалила его в живот. Почувствовав смерть, сказал путник: «Поделом мне: зачем я спас умирающую тварь, когда ее и живую-то надо было убить?" 

Федр  (I век до н.э.) Родом из Македонии, раб императора Августа. Древнеримский баснописец. Первым перевел басни Эзопа в поэтической форме

Федр (I век до н.э.)

Родом из Македонии,

раб императора Августа. Древнеримский баснописец. Первым перевел басни Эзопа в поэтической форме

Жан де Лафонтен (1621-1695 ) французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии . создал новый жанр, заимствуя. В 1668 году издал первые шесть книг басен под  заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи гном де Лафонтеном», куда  вошли знаменитые, переложенные басни Крылова «Ворона и Лисица»,

Жан де Лафонтен

(1621-1695 )

французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии . создал новый жанр, заимствуя. В 1668 году издал первые шесть книг басен под  заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи гном де Лафонтеном», куда  вошли знаменитые, переложенные басни Крылова «Ворона и Лисица», "Стрекоза и Муравей».

В 1680 завершил издание двенадцати книг басен.

2 этап XVI-XVII - распространение басни в Западной Европе.

 

Басня Ж. де Лафонтена  (сюжет заимствован из Эзопа)   Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец (Разное говорят), Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой Виноград, такой зримо зрелый, В румяной кожице! Наш любезник был бы рад им полакомиться, Да не мог до него дотянуться И сказал: «Он зелен — Пусть им кормится всякий сброд!» Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать.

Басня Ж. де Лафонтена (сюжет заимствован из Эзопа)

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

(Разное говорят),

Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой

Виноград, такой зримо зрелый,

В румяной кожице!

Наш любезник был бы рад им полакомиться,

Да не мог до него дотянуться

И сказал: «Он зелен —

Пусть им кормится всякий сброд!»

Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать.

3 этап (18-19 вв.)

3 этап (18-19 вв.)

  • Возникает как стихотворный жанр в конце XVIII – начале XIX века .
  • Традиции античной басни осмысляются через западноевропейский опыт.
  • 50-60 годы – басни появляются в журнальных публикациях, позже выходят отдельные сборники (В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков, М.М. Херасков, В.И. Майков, Д.И. Фонвизин и др.)
Басня становится более легкой;  композиция свободной;  используется стихотворная форма;  введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста.  Басни напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь.

Басня становится более легкой; композиция свободной; используется стихотворная форма; введены авторские отступления; использование диалогов, речевых характеристик, контраста. Басни напоминают драму: есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка; есть диалоги и обрисовка персонажей через их поступки и речь.

Денис Иванович Фонвизин

Денис Иванович Фонвизин

  • 1744 или 1745 — 1792гг.)
  •   Родился 3 апреля (14-го по новому стилю) в Москве в богатой дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование.
  • «Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга» - первое печатное и дошедшее до нас художественное произведение (1761 г.)
  • Лисица- кознодей
Иван Иванович Дмитриев 1760 – 1837 В молодости – гвардейский офицер, в старости – министр юстиции «Русский Лафонтен», написано им 80 басен Три льва

Иван Иванович Дмитриев

  • 1760 – 1837
  • В молодости – гвардейский офицер, в старости – министр юстиции
  • «Русский Лафонтен», написано им 80 басен
  • Три льва

Иван Андреевич Крылов  (русский баснописец)

Иван Андреевич Крылов (русский баснописец)

  • 1769-1844г
  • Грамоте выучился дома, французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых
  • B 1809 г. выходит первое отдельное издание 23 басен, завоевавшее И. А. Крылову почетное место в русской литературе
  • Ворона и лисица
И.А.Крылов стал подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью и психологизмом .  Его творческое наследие – более 200 басен в 9 томах.  Новаторство Крылова-баснописца заключалось в типичности образов, в динамическом развитии действия, живости диалогов.  Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра.  В своем творчестве И.А. Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными.

И.А.Крылов стал подлинным создателем русской классической басни с ее реалистичностью и психологизмом . Его творческое наследие – более 200 басен в 9 томах. Новаторство Крылова-баснописца заключалось в типичности образов, в динамическом развитии действия, живости диалогов. Благодаря Крылову оживали старые сюжеты и басни Лафонтена, Эзопа, Федра. В своем творчестве И.А. Крылов смог осветить все проблемы и события своей эпохи, и вместе с тем он сделал свои басни вневременными.

Текст басни И.А. Крылова   (сюжет заимствован из Эзопа)   Голодная кума Лиса залезла в сад; В нем кисти винограду рделись. У кумушки глаза и зубы загорелись, А кисти сочные, как яхонты, горят; Лишь то беда, висят они высоко: Отколь и как она к ним ни зайдет, Хоть видит око, Да зуб неймет. Пробившись попусту час целой, Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж! На взгляд-то он хорош, Да зелен — ягодки нет зрелой: Тотчас оскомину набьешь

Текст басни И.А. Крылова (сюжет заимствован из Эзопа)

Голодная кума Лиса залезла в сад;

В нем кисти винограду рделись.

У кумушки глаза и зубы загорелись,

А кисти сочные, как яхонты, горят;

Лишь то беда, висят они высоко:

Отколь и как она к ним ни зайдет,

Хоть видит око,

Да зуб неймет.

Пробившись попусту час целой,

Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь

После И.А.Крылова почти на протяжении столетия в России не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и предпринимались отдельные попытки. К басне на разных этапах творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.

После И.А.Крылова почти на протяжении столетия в России не было басен как стихотворного поэтического жанра, хотя и предпринимались отдельные попытки. К басне на разных этапах творчества обращались Д. Бедный и С. Михалков.

Демьян Бедный    ( Ефим Алексеевич Придворов )

Демьян Бедный   ( Ефим Алексеевич Придворов )

  • 1833-1945 гг.
  • русский советский писатель, поэт, публицист и общественный деятель.
  • Первая книга «Басни» была издана в 1913.
4 этап (20 век) С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

4 этап (20 век)

С.В.Михалков, В.Кривин продолжали в своем творчестве традиции Крылова-сатирика

Сергей Владимирович Михалков 1913-2009 гг. Советский русский  писатель,поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель. 1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание) Седой осел

Сергей Владимирович Михалков

  • 1913-2009 гг.
  • Советский русский  писатель,поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель.
  • 1945 г. начинает работать в жанре басни (современное содержание)
  • Седой осел

Почему же жанр басни актуален на протяжении многих веков и до настоящего времени?  Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает.  Басня актуальна, потому что человеческая натура не меняется, ей по-прежнему свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.

Почему же жанр басни актуален на протяжении многих веков и до настоящего времени?

Басня жива, потому что живы характеры и обстоятельства, которые она отображает.

Басня актуальна, потому что человеческая натура не меняется, ей по-прежнему свойственны те же слабости, недостатки, пороки, что и много веков назад.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Презентация к уроку литературы в 6 классе "История басни".

Автор: Староверова Виктория Викторовна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 382042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Басня как эпический жанр литературы. История басни в литературе разных времен и народов. "
    ["seo_title"] => string(97) "basnia-kak-epichieskii-zhanr-litieratury-istoriia-basni-v-litieraturie-raznykh-vriemien-i-narodov"
    ["file_id"] => string(6) "212935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431953680"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "И.Крылов.Басня"Волк и Ягненок" "
    ["seo_title"] => string(33) "i-krylov-basnia-volk-i-iaghnienok"
    ["file_id"] => string(6) "195522"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427911425"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "История развития жанра басни "
    ["seo_title"] => string(31) "istoriia-razvitiia-zhanra-basni"
    ["file_id"] => string(6) "244213"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445884643"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок-викторина "Знатоки басен дедушки Крылова" "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-viktorina-znatoki-basien-diedushki-krylova"
    ["file_id"] => string(6) "223745"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438094550"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства