kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Басня как эпический жанр литературы. История басни в литературе разных времен и народов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская словесность           5 класс                       Дата   ________  

Тема: Басня как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок о жи­вотных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи. Мораль и аллегория в басне.

Цели: 1)  -  дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; 2)  - развивать  умения  работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;  

3) - воспитывать любовь к художественному слову.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы обучения: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник, презентация, тексты басен, иллюстрации к басням.

                                                                          Ход урока.

Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела.

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

III. Объяснение нового материала.

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп,(СЛАЙД 1) много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, (СЛАЙД 2) которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

К басенному жанру обращались многие, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен.  Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.

  В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг(СЛАЙД 3) писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

 Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга: (СЛАЙД 4)

«Осел повстречался с голодным волком.

– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

У сильных свое понятие о совести».

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

– Будь благословенна, о птица Юпитера!

– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. В  России  в  жанре  басни  писали М. В. Ломоносов (СЛАЙД 5)Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков.(СЛАЙД 6) Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Баснописцем был В. И. Майков.(СЛАЙД 7)

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер (СЛАЙД 8) и Иван Иванович Дмитриев. (СЛАЙД 9) Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. (СЛАЙД 10)

В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей. (СЛАЙД 11)

IV. Знакомство  со  статьей  учебника  о  жизни  и  творчестве И. А. Крылова. (СЛАЙДЫ12,13,14,15). Чтение статьи учебника о русских баснях. (СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20)

Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».

V. Итог урока. (СЛАЙДЫ 21,22,23)

С какими баснями из перечисленных вы уже знакомы? С какими бы хотели познакомиться?

Чему учат басни Крылова? (СЛАЙД 24)

Домашнее задание: написать басню.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 25»

Урок №25            Русская словесность           5 класс                       Дата   ________  

Тема: Басня как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок о жи­вотных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи. Мораль и аллегория в басне.

Цели: 1) - дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; 2) - развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

3) - воспитывать любовь к художественному слову.

Тип урока: урок новых знаний.

Методы обучения: слово учителя, беседа.

Оборудование: учебник, презентация, тексты басен, иллюстрации к басням.


Ход урока.

Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,

Оглянуться не успела...

Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.

– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?

– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)

– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)

III. Объяснение нового материала.

Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп,(СЛАЙД 1) много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, (СЛАЙД 2) которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.

К басенному жанру обращались многие, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.

В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг(СЛАЙД 3) писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.

Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга: (СЛАЙД 4)

«Осел повстречался с голодным волком.

Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.

Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.

Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.

У сильных свое понятие о совести».

– Есть ли в этой басне сюжет?

– Есть ли персонажи, литературный конфликт?

– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?

– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?

Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.

– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».

«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.

И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:

Будь благословенна, о птица Юпитера!

За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.

За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!

Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.

«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.

Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.

Яд подействовал, и она издохла.

Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»

– Где мораль в этой басне?

– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?

Русская литература обратилась к басне в 18 веке. В России в жанре басни писали М. В. Ломоносов (СЛАЙД 5)Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков.(СЛАЙД 6) Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Баснописцем был В. И. Майков.(СЛАЙД 7)

Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер (СЛАЙД 8) и Иван Иванович Дмитриев. (СЛАЙД 9) Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. (СЛАЙД 10)

В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей. (СЛАЙД 11)

IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве И. А. Крылова. (СЛАЙДЫ12,13,14,15) . Чтение статьи учебника о русских баснях. (СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20)

Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».

V. Итог урока. (СЛАЙДЫ 21,22,23)

С какими баснями из перечисленных вы уже знакомы? С какими бы хотели познакомиться?

Чему учат басни Крылова? (СЛАЙД 24)

Домашнее задание: написать басню.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Пинчук Юлия Александровна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212935

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Календарно-тематическое планирование по литературе в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(70) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-litieraturie-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "224218"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438603024"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Путешествие на Олимп внеклассное занятие по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(76) "putieshiestviie-na-olimp-vnieklassnoie-zaniatiie-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "225739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1439843741"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства