Русская словесность 5 класс Дата ________
Тема: Басня как эпический жанр литературы, ее отличие от сказок о животных. История басни в литературе разных времен и народов. Язык басен, близость к разговорной речи. Мораль и аллегория в басне.
Цели: 1) - дать понятие басни; вывести художественные особенности басни как эпического жанра; 2) - развивать умения работать с текстом, выделять главное, составлять монологический ответ, слушать других, распределять информацию;
3) - воспитывать любовь к художественному слову.
Тип урока: урок новых знаний.
Методы обучения: слово учителя, беседа.
Оборудование: учебник, презентация, тексты басен, иллюстрации к басням.
Ход урока.
I Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
Я хочу напомнить вам одно хорошо знакомое произведение:
Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела,
Оглянуться не успела.
Правильно, это всем известная басня И. А. Крылова. Мы приступаем к изучению нового жанра – басни.
– Как вы думаете, басня – это фольклорное или литературное произведение?
– Какое фольклорное произведение она напоминает? (Сказку о животных или бытовую сказку.)
– К какому роду литературы вы отнесли бы басню? (К эпическому.)
III. Объяснение нового материала.
Одним из старейших жанров (ganre – (фр.) вид) литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. Так, в Древней Греции басенным творчеством занимались писатели Гесиод и талантливый горбатый Эзоп,(СЛАЙД 1) много позже во Франции появится такой острослов, как Лафонтен, (СЛАЙД 2) которого будут преследовать французские власти за его смелые и «колкие» произведения.
К басенному жанру обращались многие, а по-новому раскрыл этот жанр талантливый французский писатель Лафонтен. Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. До него басня в основном писалась в прозе. Басня под пером Лафонтена стала самым любимым жанром литературы 17-18 веков.
В эпоху просвещения басня стала средством борьбы за гражданские права. Крупнейший немецкий драматург, теоретик, поэт Лессинг(СЛАЙД 3) писал: «Ни на одном виде стихотворений я не сосредоточивал своего внимания больше, чем на басне. Мне нравилось пребывать на этой общей меже поэзии и морали.» Лессинг считал, что басня не игрушка, а глубокое философское размышление, работа ума и сознания.
Вот, например, басня немецкого поэта XVII в. Лессинга: (СЛАЙД 4)
«Осел повстречался с голодным волком.
– Пожалей меня, – сказал осел, дрожа, – я бедное больное животное. Посмотри, какая у меня колючка в ноге.
– Мне и впрямь тебя жаль, – отвечал ему Волк. – И долг моей совести избавить тебя от этой боли.
Не успел он произнести эти слова, как бросился на Осла и съел.
У сильных свое понятие о совести».
– Есть ли в этой басне сюжет?
– Есть ли персонажи, литературный конфликт?
– Вам эта басня напомнила что-то знакомое, не так ли?
– А кто рассказывает эту басню, слышен ли голос повествователя, как он проявляется?
Учитель. Вот мы уже и начали исследование художественного своеобразия басни как жанра.
– Еще одна басня Лессинга: «Ворон и лиса».
«Ворон унес в когтях кусок отравленного мяса, который обозленный садовник подложил кошкам своего соседа.
И только он сел на ветку старого дуба, чтобы склевать свою добычу, как снизу подкралась Лиса и крикнула ему:
– Будь благословенна, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросил Ворон.
– За кого я тебя принимаю? – удивилась Лиса. – А разве ты не тот могучий орел, посланец Зевса, который, что ни день, слетает на этот дуб, чтобы накормить меня, ничтожную? Зачем ты прикидываешься? Разве я не вижу в победоносных когтях твоих того дара, который твой бог вновь послал мне за мои молитвы?!
Ворон был удивлен и немало обрадован, что его принимают за орла.
«Уж не буду, – подумал он, – выводить Лису из этого заблуждения». И, с глупым великодушием выпустив из когтей свою добычу, он гордо поднялся в воздух и улетел.
Лиса со злорадным смехом поймала мясо и тут же сожрала его. Но скоро радость ее сменилась болью.
Яд подействовал, и она издохла.
Пусть бы и вам никогда не добыть своей лестью ничего, кроме яда, проклятые подхалимы!»
– Где мораль в этой басне?
– Найдите аллегорические образы. Какие человеческие качества воплощают звери?
Русская литература обратилась к басне в 18 веке. В России в жанре басни писали М. В. Ломоносов (СЛАЙД 5)Утвердил этот жанр в русской поэзии Александр Петрович Сумароков.(СЛАЙД 6) Он смело вводил в свои произведения народные выражения, пословицы, поговорки. «Склад басни должен быть шутливым», - писал он. Проворовавшийся чиновник, невежественные дворяне, бессовестные торгаши остро высмеивались в его баснях. Баснописцем был В. И. Майков.(СЛАЙД 7)
Назидательные басни писали Иван Иванович Хемницер (СЛАЙД 8) и Иван Иванович Дмитриев. (СЛАЙД 9) Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова. (СЛАЙД 10)
В наши дни известны басни С. Михалкова, Л. Филатова и других писателей. (СЛАЙД 11)
IV. Знакомство со статьей учебника о жизни и творчестве И. А. Крылова. (СЛАЙДЫ12,13,14,15). Чтение статьи учебника о русских баснях. (СЛАЙДЫ 16,17,18,19,20)
Запись в тетрадь определения басни, понятий «мораль», «олицетворение», «аллегория».
V. Итог урока. (СЛАЙДЫ 21,22,23)
С какими баснями из перечисленных вы уже знакомы? С какими бы хотели познакомиться?
Чему учат басни Крылова? (СЛАЙД 24)
Домашнее задание: написать басню.