kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Б. Л. Пастернак. Творчество поэта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему "Б. Л. Пастернак. Творчество поэта" к уроку литературы в 9 классе содержит большой материал о жизни поэта и его лирических произведениях  «Марбург», «Во всём мне хочется дойти…», «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Урал впервые», «О, знал бы я, что так бывает…», «Есть в опыте больших поэтов…».

Просмотр содержимого документа
«Б. Л. Пастернак. Творчество поэта»

Б. Л. Пастернак. Творчество поэта Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

Б. Л. Пастернак. Творчество поэта

Автор: Соколова Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «МГМЛ»

Борис Леонидович Пастернак   (1890-1960)

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

  • Жить и сгорать
  • у всех в обычае.
  • Но жизнь тогда лишь
  • обессмертишь,
  • Когда ей к славе и
  • величию
  • Своею жертвой путь
  • прочертишь.
  • Б. Л. Пастернак. «Смерть сапёра». (Декабрь 1943 год).
О поэте

О поэте

  • А. С. Эфрон писала Б. Л. Пастернаку в письме от 12 сентября 1953 года: (Написала и засмеялась – вдруг вспомнила картинку в «Крокодиле», сфинкс и подпись: «Все изменяется под нашим зодиаком – но Пастернак остался Пастернаком!»)
  • «Пастернак весь в настоящем при окружающей действительности». А. Синявский.
  • Б. Л. Пастернак сумел глубоко пережить дух конца XIX века – начала ХХ века, а затем передать его атмосферу, несбывшиеся надежды и судьбы своих современников в созданных им стихах и прозе.
А. А. Ахматова. «Поэт». (1936 год)

А. А. Ахматова. «Поэт». (1936 год)

  • Его лирические работы по преимуществу стали воплощением трагического счастья существования человека, одарённого разумным словом, способностью плодотворно, радостно и самостоятельно использовать данное ему время,
  • И быть живым, живым и только,
  • Живым и только до конца.
  •  
  • Он награждён каким-то вечным детством,
  • Той щедростью и зоркостью светил.
  • А. А. Ахматова. «Поэт». (1936 год).
Музыка в поэзии

Музыка в поэзии

  • Всё решено: он будет музыкантом и не просто музыкантом и композитором. Перед ним и недосягаемый образец – Скрябин, который доброжелательно отнёсся к первым опытам Пастернака Бориса.
  • Нет, он не сделался композитором. Он стал выдающимся русским поэтом ХХ века.
  • Но музыка всю жизнь была близка ему не только как человеку, но и как художнику. Сама стихия его поэтической речи насквозь музыкальна. Это, очевидно, сознавал и сам поэт. Недаром даже в названиях некоторых стихов поэт прибегает к музыкальной терминологии: несколько баллад, вальсов, «Импровизация» и даже цикл под заголовком «Тема с вариациями».
Музыкальная поэзия

Музыкальная поэзия

  • Поэзия и музыка для художника неразрывны. В них высшее проявление человеческого духа, предельная тоска отсчёта в эмоциональном мире:
  • Красавица моя, вся стать,
  • Вся суть твоя мне по сердцу,
  • Вся рвётся музыкою стать,
  • И вся на рифмы просится.
  • Б. Л. Пастернак. «Красавица моя, вся стать…» (1931 год).
  • Читая и перечитывая пастернаковские стихи, нетрудно установить и круг музыкальных пристрастий поэта:
  • Иоганн Себастьян Бах – цикл «Разрыв»,
  • Ференц Лист – «Заместительница»,
  • Иоганнес Брамс – «Годами когда-нибудь в зале концертной»,
  • П. И. Чайковский, но, конечно, непреходящая и самая преданная любовь отдана Фредерику Шопену. Ему Б. Л. Пастернак посвятил не только поэтические слёзы, но и прозаический очерк.
Б. Л. Пастернак. «Музыка»

Б. Л. Пастернак. «Музыка»

  • Так ночью, при свечах, взамен
  • Былой наивности нехитрой,
  • Свой сон записывал Шопен
  • На черной выпилке пюпитра.
  • Или, опередивши мир
  • На поколения четыре,
  • По крышам городских квартир
  • Грозой гремел полёт валькирий.
  • Или консерваторский зал
  • При адском грохоте и треске
  • До слез Чайковский потрясал
  • Судьбой Паоло и Франчески. Б. Л. Пастернак. «Музыка».
Настоящий поэт желает всеобщего признания

Настоящий поэт желает всеобщего признания

  • «Моя жизнь далеко не гладкая. Меня окружают заботы и тревоги и на каждом шагу подстерегают, – выразимся легко – неожиданности. Но среди огорчений едва ли не первое место занимают ужас и отчаяние по поводу того, что везде выволакивают на свет и дают одобрение тому, что, я рад был однажды забыть и что думал обречь на забвение», – пишет Б. Л. Пастернак.
  • Он судит свою молодость преувеличенно строго, но насколько же лучше это самолюбования и охорашивания перед зеркалом. В нём этого не было, хотя славу, верней любовь людей он всё-таки любил, но это так по-человечески.
  • Поражает изгиб его собственной судьбы: «И только этот баснословный год открыл мне душевные шлюзы, но совсем с другого боку. И о Фаусте писал я по-немецки по запросу из Штутгарта, где есть  Faust Gedenkstatte (место рождения исторического Фауста), и по-английски о Рабиндранате Тагоре (совсем не восторженно) его биографу в Лондоне, и по-французски о назначении современного поэта, и в Италию. И стало легче. Но как это все странно, не правда ли? Оказывается, можно и думать».
Биографические сведения

Биографические сведения

  • Нелёгкая двойственность существования не нарушала поддерживаемый всеми силами ритм работы. Он работает.
  • Отец – Леонид Осипович – живописец и график, окончивший частную студию в Москве (81-82) и в мюнхенской академии художеств (82-87), преподавал в Москве в собственной рисовальной школе МУЖВЗ. Член-учредитель Союза русских художников (1903). С 1917 года работал в жанре портрета. Выполнил с натуры ряд зарисовок Ленина. С 1921 года жил в Германии и Великобритании.
  • Пастернак вспоминал: «Я вырос на юге – на близости к итальянцам, вся моя неутомимая страсть и жажда на их стороне, на стороне формы и колорита. С другой стороны, конечно, стремление к глубине содержания, к правде, к неприкрашенной природе, к языку человеческому, к человеческой душе и к тому, что ещё выше и что не выразить словом, – всё это из области сверх мира сего» – заставляет обращаться к Рембрандту, как к кому-то родному и близкому, быть может, потому, что он, как никто в своих произведениях, передал глубину и тонкость библии. Он близок мне, как близок был всю жизнь единственно любимый мною Толстой.
  • Вот к синтезу этих двух начал (итальянского и рембрандтовского) я стремился и стремлюсь».
Биографические сведения

Биографические сведения

  • «После короткой поездки в Италию Пастернак осенью вернулся в Москву, с тем чтобы, кончив университет, пробиваться в литературу, зарабатывая на свои скромные аскетические расходы трудом, знакомым ему еще с гимназических лет. Он давал уроки детям из состоятельных семей и одно время преподавал на дешёвых частных курсах для рабочей молодежи.
  • В университетские годы у Пастернака сложились и оформились определённые взгляды и представления, которые помогли ему в дальнейшем прожить годы войн и лишений. К таким положениям относится его со временем возраставшее умение жить, ничего не скапливая и не смущаясь потерями». «Терять в жизни более необходимо, чем приобретать, - писал он. - Зерно не даст всхода, если не умрёт. Надо жить не уставая, смотреть вперед и питаться живыми запасами, которые совместно с памятью вырабатывает забвение».
Поездка в Марбург

Поездка в Марбург

  • «Его стихи и проза несут на себе явные свидетельства рано развившегося пластического восприятия, профессионального владения музыкальной композицией и сложившейся в университетские годы дисциплины мысли, наложенной на врожденную, не слабевшую с годами нравственность и восприимчивость».
  • В 1912 году побывал в Германии, там увлекается философией и серьёзно занимается композицией. Прекрасный пианист.
  • Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.
  • Б. Л. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти…» (1956 год).
  • Его философские работы получают высокие отклики.
  • Отзвуком поездки становятся стихотворения «Марбург» (1916 год), «Близнец в тучах», «Поверх барьеров» (1914-1916 годы).
Б. Л. Пастернак. «Марбург». (1916 год)

Б. Л. Пастернак. «Марбург». (1916 год)

  • ***
  • Тут жил Мартин Лютер. Там – братья Гримм. Когтистые крыши. Деревья. Надгробья. И все это помнит и тянется к ним. Всё – живо. И все это тоже – подобья.
  • О, нити любви! Улови, перейми. Но как ты громаден, обезьяний, Когда над надмирными жизни дверьми, Как равный, читаешь свое описанье!
  • Когда-то под рыцарским этим гнездом Чума полыхала. 
  • Б. Л. Пастернак. «Марбург». (1916 год).
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912 год)

Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912 год)

  • Весной 1913 года Б. Л. Пастернак блестяще окончил университет. Одновременно в издательстве «Лирика» выходит альманах, в котором напечатаны пять стихотворений. Из них Пастернак неизменно начинал свои сборники:
  • Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит.
  • Достать пролетку. За шесть гривен, Чрез благовест, чрез клик колес, Перенестись туда, где ливень Еще шумней чернил и слез.
  • Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.
  • Под ней проталины чернеют, И ветер криками изрыт, И чем случайней, тем вернее Слагаются стихи навзрыд.
  • Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…» (1912 год).
«Поверх барьеров» (1914-1916 годы)

«Поверх барьеров» (1914-1916 годы)

  • Б. Л. Пастернак не принимает буржуазного мира и примыкает к футуристам. К концу 1916 года выходит в свет III сборник стихотворений Пастернака «Поверх барьеров» (1914-1916 годы). В это время поэт и писатель много работает над собой.
  • Читая стихотворение «Урал впервые», видим с детства знакомый и любимый горный пейзаж горно-заводского рабочего края, железной кузницы России, сокровищницы полезных ископаемых, с вековыми пихтами и соснами, с мягким, густым лиственным и травяным покровом, так напоминающим ворсистую бархатистую ткань. Слышим гудок паровоза, окутанного чёрным угольным дымом, мчащимся мимо отвесных скал горного массива. Глядя на глубокие шахты, ведущие глубоко в землю, верим в мифические существа. Талантливому поэту удалось отразить главное, быстро подмеченное опытным взглядом человека в горном крае, где живут рабочие, простые люди страны, мирно уживающиеся с азиатским населением.
Б. Л. Пастернак. «Урал впервые» (1916 год)

Б. Л. Пастернак. «Урал впервые» (1916 год)

  • Без родовспомогательницы, во мраке, без памяти,
  • На ночь натыкаясь руками, Урала
  • Твердыня орала и, падая замертво,
  • В мученьях ослепшая, утро рожала.
  • Гремя опрокидывались нечаянно задетые
  • Громады и бронзы массивов каких-то.
  • Пыхтел пассажирский. И, где-то от этого
  • Шарахаясь, падали призраки пихты.
  • Коптивший рассвет был снотворным. Не иначе:
  • Он им был подсыпан – заводам и горам –
  • Лесным печником, злоязычным Горынычем,
  • Как опий попутчику опытным вором.
  • Очнулись в огне. С горизонта пунцового
  • На лыжах спускались к лесам азиатцы,
  • Лизали подошвы и соснам подсовывали
  • Короны и звали на царство венчаться.
  • И сосны, повстав и храня иерархию
  • Мохнатых монархов, вступали
  • На устланный наста оранжевым бархатом
  • Покров из камки и сусали.
  • Камка – (перс.) (истор. И нар.- поэт.). Шёлковая цветная ткань с узорами.
Книги «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации»

Книги «Сестра моя – жизнь», «Темы и вариации»

  • Летом 1917 года выходит книга лирики «Сестра моя – жизнь».
  • Творческий подъём 1917-1918 годов дал возможность как бы по инерции написать следующую книгу «Темы и вариации».
  • – Стихи не выражают больше воздуха, каковы бы ни были их достоинства. Разносящей средой звучания стала личность. Старая личность разрушилась, новая не сформировалась. Без резонанса лирика немыслима, – писал он.
  • «Б. Л. Пастернак свыкается с мыслью, что в такие времена лирическая поэзия становится безнравственной, и поэт может существовать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой ради посмертной, временным ради вечного. Об этом он писал в стихотворении, посвящённом В. Маяковскому и Н. Асееву».
Б. Л. Пастернак. «Не как люди, не еженедельно…» (1915 год)

Б. Л. Пастернак. «Не как люди, не еженедельно…» (1915 год)

  • Но мы пощажены не будем,
  • Когда ее не утаим.
  • Она всего нужнее людям,
  • Но сложное понятней им, – подытожил Б. Л. Пастернак возможности, которые оставались ему открытыми и выразил мужественную решимость преодолевая:
  • Не как люди, не еженедельно.
  • Не всегда, в столетье раза два
  • Я молил тебя: членораздельно
  • Повтори творящие слова.
  • И тебе ж невыносимы смеси
  • Откровений и людских неволь.
  • Как же хочешь ты, чтоб я был весел,
  • С чем бы стал ты есть земную соль?
  • Б. Л. Пастернак. «Не как люди, не еженедельно…» (1915 год).
«Второе рождение»

«Второе рождение»

  • 20-е годы – сложное время в жизни поэта.
  • – Быть художником, по-моему, значит быть одержимым идеей жизни и накопления опыта. Настоящее искусство то, которое преобразует в сказку простые явления повседневности. Искусство, лишённое присутствия Святого Духа, гения или философского содержания, то есть стихийных, вечных и обязательных его даров – для меня не существует.
  • А что касается прошлого, то, что, мы помним и храним из его погребённой старины? Это не культура, как понятие рассудочное, – это искусство, которое и есть сама жизнь, охваченная творческим порывом, мгновение, преображённое в вечность.
  • Выражением этих намерений и взглядов стала написанная в 1930-1932 годах книга стихов «Второе рождение».
Активное участие в создании Союза советских писателей

Активное участие в создании Союза советских писателей

  • С начала 30-х годов Б. Л. Пастернак принимал активное участие в создании Союза советских писателей. Он выступает с речью на нём. О нём много пишут. И сам поэт надеялся быть общественно полезным, смело отвечает на критику, отстаивая своё мнение самостоятельно, собственные поэтические навыки, жить, несмотря на опасности и трагические перемены. Осознаёт возможную опасность, неприятности, но долг человека и мастера слова для Б. Л. Пастернака превыше всего: «О, знал бы я, что так бывает…»
Б. Л. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает…» (1932 год)

Б. Л. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает…» (1932 год)

  • О, знал бы я, что так бывает,
  • Когда пускался на дебют,
  • Что строчки с кровью - убивают,
  • Нахлынут горлом и убьют!
  • От шуток с этой подоплекой
  • Я б отказался наотрез.
  • Начало было так далеко,
  • Так робок первый интерес.
  • Но старость - это Рим, который
  • Взамен турусов и колес
  • Не читки требует с актера,
  • А полной гибели всерьез.
  • Когда строку диктует чувство,
  • Оно на сцену шлет раба,
  • И тут кончается искусство,
  • И дышат почва и судьба.
Б. Л. Пастернак. «Есть в опыте больших поэтов…»

Б. Л. Пастернак. «Есть в опыте больших поэтов…»

  • В родстве со всем, что есть, уверясь И знаясь с будущим в быту, Нельзя не впасть к концу, как в ересь, В неслыханную простоту.
  • 30-е годы – время активной деятельности писателя.
  • 1)Выступление на I съезде советских писателей, выбран в правление.
  • 2)публикация стихотворений, посвящённых И. В. Сталину, и письмо-заявление о том, что не верит в вину Бухарина.
  • 3)отказывается подписывать письмо с требованием расстрела Ионы Якира, маршала М. Н. Тухачевского, попытки оправдать И. В. Сталина рушатся. Хотел быть порядочным попутчиком социализма; «готов писать так плохо, как Демьян Бедный».
  • 4)Сборник «Второе рождение» – логика поэтического голоса Б. Л. Пастернака. В человеке должна быть гармония, пластичность и естественность.
Пейзаж

Пейзаж

  • 5)Надежда на добрые перемены обеспечивает России завтрашний день. Опирается на традиции. Попытка взглянуть на социализм как на часть мира природы.
  • Пейзаж
  • окружающее будущее
  •  
  • социализм коммунизм
  •   картина благосостояния народа
  • Но нет гармонии.
Работа над романом «Доктор Живаго»

Работа над романом «Доктор Живаго»

  • Б. Л. Пастернак манкирует обязанности члена правления писателей и не принимает участия в пушкинском празднике. За пренебрежением обязанностями последовала критика собратьев по перу. А вслед за критикой писателей и полное отторжение от любимой литературной деятельности.
  • Высвободив своё Я дорогой ценой, он работает над «Доктором Живаго», переводит У. Шекспира.
  • «Умение писать накапливаю, и всё умение вкладываю в Шекспира, – сообщает В. Иванову, – творю волю тебя пославшего».
  • Здесь есть что-то апокалипсическое. Его Гамлет судит власть имущих. Шекспир – предтеча «Доктора Живаго».
  • 1948 год. Сжигается тираж «Избранного» Пастернака.
Б. Л. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает…» (1932 год)

Б. Л. Пастернак. «О, знал бы я, что так бывает…» (1932 год)

  • О, знал бы я, что так бывает,
  • Когда пускался на дебют,
  • Что строчки с кровью - убивают,
  • Нахлынут горлом и убьют!
  • От шуток с этой подоплекой
  • Я б отказался наотрез.
  • Начало было так далеко,
  • Так робок первый интерес.
  • Но старость - это Рим, который
  • Взамен турусов и колес
  • Не читки требует с актера,
  • А полной гибели всерьез.
  • Когда строку диктует чувство,
  • Оно на сцену шлет раба,
  • И тут кончается искусство,
  • И дышат почва и судьба.
Открытое несогласие с директивными статьями

Открытое несогласие с директивными статьями

  • Весной 1936 года открыто выступил с несогласием с директивными статьями, в которых все талантливые проявления в искусстве и литературе обвинялись в формализме.
  • Стихи, посвящённые людям, чья судьба тогда касалась и трогала Пастернака вместе с другими, написанными в это десятилетие, Пастернак объединяет в сборник «Поверх барьеров». Итоговыми стали поэмы «Спекторский», «Охранная грамота», в которых поэт изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и его значение в истории человеческого общества.
  • С осени 1936 года тон печати к Б. Л. Пастернаку резко переменился.
  • – Именно в 1936 году, – вспоминал Б. Л. Пастернак через 20 лет, – когда начались эти страшные процессы, всё сломилось во мне, и единение с временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал.
«Опять весна»

«Опять весна»

  • В стихотворении, посвящённом А. А. Ахматовой, сообщается, что поэтесса «испуг оглядки приколола к рифме столбом из соли». Здесь нет нарочитого разрыва с логикой, здесь логика в сцеплении понятий соблюдена. Начало разочарования.
  • Поезд ушел. Насыпь черна.
  • Где я дорогу впотьмах раздобуду?
  • Неузнаваемая сторона,
  • Хоть я и сутки только отсюда.
  • Замер на шпалах лязг чугуна.
  • Вдруг - что за новая, право, причуда:
  • Сутолока, кумушек пересуды,
  • Что их попутал за сатана?
  • Где я обрывки этих речей
  • Слышал уж как-то порой прошлогодней?
  • Ах, это сызнова, верно, сегодня
  • Вышел из рощи ночью ручей.
«Опять весна»

«Опять весна»

  • Это, как в прежние времена,
  • Сдвинула льдины и вздулась запруда.
  • Это поистине новое чудо,
  • Это, как прежде, снова весна…
  • В годы войны и сталинского террора переводит У. Шекспира, зарабатывая на жизнь.
  • «Шекспир всегда будет любимцем поколений исторически зрелых и много переживших, - писал он, - Многочисленные испытания учат ценить голос фактов, действительное познание, содержательное и нешуточное искусство реализма». В этой работе (всего было переведено 8 трагедий) он чувствовал неистребимость гениального живого слова, мог вернуться к свободе и независимости, жить реальной плодотворной жизнью».
Б. Л. Пастернак. «Нас мало. Нас, может быть, трое…» (1921 год)

Б. Л. Пастернак. «Нас мало. Нас, может быть, трое…» (1921 год)

  • – Я ушел в переводы. Личное творчество кончилось. Оно снова пробудилось накануне войны, может быть, как ее предчувствие, в 1940 году.
  • Речь идет о цикле стихов «Переделкино», который Пастернак считал открытием возможностей писать с новой для него простотой и ясностью.
  • Нас мало. Нас, может быть, трое Донецких, горючих и адских Под серой бегущей корою Дождей, облаков и солдатских Советов, стихов и дискуссий О транспорте и об искусстве. Мы были людьми. Мы эпохи. Нас сбило и мчит в караване, Как тундру под тендера вздохи И поршней и шпал порыванье.
Обращение к историческим сюжетам

Обращение к историческим сюжетам

  • Мир вновь, как в языческие времена оказался восприимчивым к эпосу и мифу, и Пастернак обращается к историческим сюжетам революции 1905 года, к легендарной фигуре лейтенанта Шмидта.
  • Мысль об истории как о второй вселенной, воздвигаемой человеком в ответ на явление смерти с помощью явления времени и памяти, тогда уже стала ему близка.
  • Недаром, вспоминая о своей студенческой поездке в Италию, поэт писал:
  • – Я любил живую суть исторической символики, иначе говоря, тот инстинкт, с помощью которого мы построили мир – огромное гнездо, слепленное из земли и неба, жизни и смерти и двух времен, наличного и отсутствующего. Я понимал, что ему мешает развалиться сила сцепления, заключающаяся в сквозной образности всех его частиц. 
Негативные отзывы

Негативные отзывы

  • «Пастернак не ясен как поэт, т. е. не ясен в целом. Стихотворные его приемы ничего загадочного в себе не таят. Несомненно, стихи его, по сравнению, например, со стихами блоковскими, возникают из словесных сочетаний, которые в момент возникновения ни с какими эмоциями и чувствами связаны не были. Слова у него рождают эмоции, а не наоборот. Блок определил стихи свои как «мало словесные» (предисловие к «Земле в снегу» {262} ). Стихи Пастернака густо-словесны, то и дело доходят до подлинного буйства слов, образов, звуков, метафор, будто толпящихся и подгоняющих друг друга. В этом буйстве поэту некогда в образы свои вглядываться — куда там! — что и приводит к тому, что если в некоторых стихах нарушить ритм и прочесть их как прозу, ахинея получится невероятная», – пишут о Б. Л. Пастернаке.
  • Источник:  http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/adamovich-vladimir-nabokov.htm
Б. Л. Пастернак. «Замечания к переводам из Шекспира»

Б. Л. Пастернак. «Замечания к переводам из Шекспира»

  • « В разное время я перевёл следующие произведения Шекспира. Это драмы: «Гамлет», «Ромео и Джульетта», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Король Генрих IV », «Макбет» и «Король Лир». Потребность театров и читателей в простых, легко читающихся переводах велика и никогда не прекращается. Каждый переводивший льстит себя надеждой, что именно он больше других пошёл этой потребности навстречу. Я не избег этой участи. Не представляют исключения и мои взгляды на существо и задачи художественного перевода. Вместе со многими я думаю, что дословная точность и соответствие формы не обеспечивают переводу истинной близости. Как сходство изображения и изображаемого, так и сходство перевода с подлинником достигается живостью и естественностью языка. Наравне с оригинальными писателями переводчик должен избегать словаря, несвойственного ему в обиходе, и литературного притворства, заключающегося в стилизации. Подобно оригиналу, перевод должен производить впечатление жизни, а не словесности».
  • Б. Л. Пастернак. «Замечания к переводам из Шекспира».
Кредо

Кредо

  • Лирический герой поэта хочет уйти из страшной действительности в стихотворении «Зимняя ночь» (1946 год).
  • И все терялось в снежной мгле Седой и белой. Свеча горела на столе, Свеча горела.
  • На свечку дуло из угла, И жар соблазна Вздымал, как ангел, два крыла Крестообразно.
  • Мело весь месяц в феврале, И то и дело Свеча горела на столе, Свеча горела.
Ахматова Пастернак «Про стихи» «Определение поэзии» 1)Построены на одном синтаксическом параллелизме

Ахматова

Пастернак

«Про стихи»

«Определение поэзии»

1)Построены на одном синтаксическом параллелизме

2)Стихи не только «пчёлы, донник», но и «выжимки бессонниц, свеч кривых нагар» 2)Определение поэзии только приметы природы. Истинная поэзия = природе. Поэзия! Греческой губкой в присосках  Будь ты, и меж зелени клейкой  Тебя б положил я на мокрую доску  Зеленой садовой скамейки. Расти себе пышные брыжжи и фижмы,  Вбирай облака и овраги,  А ночью, поэзия, я тебя выжму  Во здравие жадной бумаги. Б. Л. Пастернак. «Весна». (1914 год) Я б разбивал стихи, как сад.  Всей дрожью жилок  Цвели бы липы в них подряд,  Гуськом, в затылок. Б. Л. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти …» (1956 год).

2)Стихи не только «пчёлы, донник», но и «выжимки бессонниц, свеч кривых нагар»

2)Определение поэзии только приметы природы. Истинная поэзия = природе.

Поэзия! Греческой губкой в присосках Будь ты, и меж зелени клейкой Тебя б положил я на мокрую доску Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы, Вбирай облака и овраги, А ночью, поэзия, я тебя выжму Во здравие жадной бумаги.

Б. Л. Пастернак. «Весна». (1914 год)

Я б разбивал стихи, как сад. Всей дрожью жилок Цвели бы липы в них подряд, Гуськом, в затылок.

Б. Л. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти …» (1956 год).

Б. Л. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти …» (1956 год)

Б. Л. Пастернак. «Во всём мне хочется дойти …» (1956 год)

  • Достигнутого торжества Игра и мука - Натянутая тетива Тугого лука.
  • «В последней строфе объединяются мотивы гибельности, мучительности вдохновения и жизни (не передержка ли?) и естественности («Достигнутого торжества игра и мука»), ибо для Пастернака игра относится ко второй части упомянутой оппозиции, она связана не с личиной, искусством, а с жизнью, которая в мире поэта есть непрерывное природное движение …»
  • Жестокая статья А. Суркова «Поэзия Пастернака» в «Культуре и жизни» за 21 марта 1947 год послужила началом ругательных отзывов во всех газетах и уничтожения тиража отпечатанного «Избранного».
Биографические сведения

Биографические сведения

  • «Разразившийся вслед за этим беспочвенный политический скандал, получивший во всем мире название «дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие явления прошлого. Пастернак достаточно понимал, что его двойственное положение становится все более угрожающим. Но это не могло победить радостное сознание, о котором он писал Е.А.Благининой, «…что по слепой иронии судьбы мне посчастливилось высказаться полностью, и то самое, чем мы так привыкли жертвовать и что есть самое лучшее в нас, художник оказался в моем случае незапертым и нерастоптанным».
  • С 1946 года Пастернак семь раз выдвигался на Нобелевскую премию по литературе. В 1958 году она была присуждена ему «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».
Свои жизненные невзгоды поэт выразил в стихотворении «Нобелевская премия»:

Свои жизненные невзгоды поэт выразил в стихотворении «Нобелевская премия»:

  • Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.
  • Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, всё равно.
  • Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.
  • Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
  • Умер Б. Л. Пастернак 30 мая 1960 года.
«Душа» (1956 год)

«Душа» (1956 год)

  • Душа моя, печальница О всех в кругу моем, Ты стала усыпальницей Замученных живьем.
  • Тела их бальзамируя, Им посвящая стих, Рыдающею лирою Оплакивая их,
  • Ты в наше время шкурное За совесть и за страх Стоишь могильной урною, Покоящей их прах.
«Душа» (1956 год)

«Душа» (1956 год)

  • Их муки совокупные Тебя склонили ниц. Ты пахнешь пылью трупною Мертвецких и гробниц.
  • Душа моя, скудельница, Всё, виденное здесь, Перемолов, как мельница, Ты превратила в смесь.
  • И дальше перемалывай Всё бывшее со мной, Как сорок лет без малого, В погостный перегной


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Б. Л. Пастернак. Творчество поэта

Автор: Соколова Валентина Владимировна

Дата: 30.04.2020

Номер свидетельства: 548492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Художественный мир поэта Б.Пастернака "
    ["seo_title"] => string(42) "khudozhiestviennyi-mir-poeta-b-pastiernaka"
    ["file_id"] => string(6) "132988"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416429944"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок литературы в 11 классе «Я все сделал, что хотел». Борис Пастернак: личность и судьба."
    ["seo_title"] => string(93) "urok-litieratury-v-11-klassie-ia-vsie-sdielal-chto-khotiel-boris-pastiernak-lichnost-i-sud-ba"
    ["file_id"] => string(6) "253503"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447603328"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "Конспект интегрированного урока на тему "В гостях у поэта и композитора" (Литература и музыка, 6 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(135) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-na-tiemu-v-ghostiakh-u-poeta-i-kompozitora-litieratura-i-muzyka-6-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "254691"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447786582"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Урок литературы с применением ЭОР и ЦОР "Во всём мне хочется дойти до самой сути" ( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака) "
    ["seo_title"] => string(136) "urok-litieratury-s-primienieniiem-eor-i-tsor-vo-vsiom-mnie-khochietsia-doiti-do-samoi-suti-tvorchieskoie-kriedo-poeta-borisa-pastiernaka"
    ["file_id"] => string(6) "204116"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429611552"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Во всем мне хочется дойти до самой сути.( по творчеству Б.Пастернака)"
    ["seo_title"] => string(70) "vo_vsem_mne_khochetsia_doiti_do_samoi_suti_po_tvorchestvu_b_pasternaka"
    ["file_id"] => string(6) "488256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1543505118"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства