kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе «Я все сделал, что хотел». Борис Пастернак: личность и судьба.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе

«Я все сделал, что хотел». Борис Пастернак: личность и судьба.

…Он поведал мне, что перед ним

вьётся путь золотой и крылатый,

где он вышнею волей храним…

А.Ахматова

       Цель урока – создать условия для осознания и осмысления школьниками личности Б.Пастернака, его пути и места в русской литературе.

Задачи:

  • вызвать интерес к личности Бориса Леонидовича Пастернака и его поэзии;
  •  познакомить учащихся с биографией  поэта;
  • развивать умения выразительного чтения, художественный вкус,  прививать любовь к литературе, музыке;
  • совершенствовать навыки составления хронологической таблицы жизни и творчества поэта; навыки сопоставления фактов и обобщения их;
  • воспитывать патриотические и гражданские чувства, формировать основы нравственных ценностей.

К уроку учащиеся готовят задания:

  • группа «документалистов» подбирает сведения, факты, высказывания  Пастернака и о Пастернаке;
  • группа «биографов» готовит выступление «Детство, родители, учёба, начало литературной деятельности» и составляет слайды к выступлению;
  • группа «чтецов» готовит выразительное чтение наизусть стихотворений и стихотворных фрагментов.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: портрет Б.Л.Пастернака, на доске запись темы и эпиграф, демонстрационный экран, проектор и компьютер.

 

По ходу урока учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Бориса Пастернака, осмысливают предоставленные сведения, в конце занятия пишут эссе «Каким я представляю Б.Пастернака», «Под влиянием каких событий и как формировались общественные и художественно-эстетические взгляды Пастернака ».  (Если времени не хватит, это задание можно дать в качестве домашнего).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Примерное выступление ученика о биографии Пастернака


Борис Леонидович Пастернак родился 30 января 1890 года в Москве. В известного художника Леонида Осиповича Пастернака, академика, профессора Училища живописи, и известной пианистки Розалии Исидоровны Кауфман.(Слайды 1, 2,3) В доме родителей собирался цвет русской творческой интеллигенции. Среди гостей бывали Л. Н. Толстой, Н. Н. Ге, А. Н. Скрябин, В. А. Серов. Атмосфера родительского дома определила глубокую связь творчества Пастернака с русской культурной традицией. Здесь бывали часты и привычны музыкальные вечера.

       Борис Леонидович вспоминал, как ребенком часто просыпался от волшебной музыки, звучащей в доме. Как часто няня приводила его к гостям – хорошо знакомому беловласому Льву Николаевичу Толстому и обворожительно играющему Скрябину.

На углу Поварской улицы в Москве располагалась Московская пятая гимназия, в которую в 1901 году Борис был принят сразу во второй класс. Он блестяще учится. Берёт уроки музыки у профессоров консерватории. За шесть лет занятий юноша Пастернак достиг столь многого, все близкие были убеждены: он станет композитором. Но в 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешёл на философское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1913 году. (Слайды 4,5) Пастернак вспоминал, что в это стремительное время расцвета русской религиозной философской мысли многие музыканты хотели философии.

      С целью совершенствования в философской науке в 1912 году Пастернак едет в Германию, в течение летнего семестра занимается в Марбургском университете. (Слайд 6) Достигает больших высот в этой науке. Но поэзия оказывается сильнее всех увлечений, она становится неотъемлемой частью его жизни. Свою первую книжку стихов «Близнец в тучах» он выпустил в 1914 году.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Урок литературы в 11 классе

«Я все сделал, что хотел». Борис Пастернак: личность и судьба.

Он поведал мне, что перед ним

вьётся путь золотой и крылатый,

где он вышнею волей храним…

А.Ахматова

       Цель урока – создать условия для осознания и осмысления школьниками личности Б.Пастернака, его пути и места в русской литературе.

Задачи:

  • вызвать интерес к личности Бориса Леонидовича Пастернака и его поэзии;

  • познакомить учащихся с биографией поэта;

  • развивать умения выразительного чтения, художественный вкус, прививать любовь к литературе, музыке;

  • совершенствовать навыки составления хронологической таблицы жизни и творчества поэта; навыки сопоставления фактов и обобщения их;

  • воспитывать патриотические и гражданские чувства, формировать основы нравственных ценностей.

К уроку учащиеся готовят задания:

  • группа «документалистов» подбирает сведения, факты, высказывания Пастернака и о Пастернаке;

  • группа «биографов» готовит выступление «Детство, родители, учёба, начало литературной деятельности» и составляет слайды к выступлению;

  • группа «чтецов» готовит выразительное чтение наизусть стихотворений и стихотворных фрагментов.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: портрет Б.Л.Пастернака, на доске запись темы и эпиграф, демонстрационный экран, проектор и компьютер.

По ходу урока учащиеся составляют хронологическую таблицу жизни и творчества Бориса Пастернака, осмысливают предоставленные сведения, в конце занятия пишут эссе «Каким я представляю Б.Пастернака», «Под влиянием каких событий и как формировались общественные и художественно-эстетические взгляды Пастернака ». (Если времени не хватит, это задание можно дать в качестве домашнего).





Ход урока

Учитель:

Борис Пастернак… Продолжатель классической традиции — и модернист; знаменитый советский — и притом вызывающе несоветский поэт; интеллигент, разночинец, одинаково близкий эстету из бывших дворян и учителю из крестьян; элитарный — и демократичный, не признанный официально — но и не запрещенный окончательно. Философ, музыкант, книжник — и укорененный в быту человек, копавший огород и топивший печь с истинно крестьянской сноровкой. Пастернак был для русского читателя гармоничным единством противоположностей и вызывал о себе совершенно разные мнения.

Ученик из группы «Документалисты»:

Вот два высказывания о Пастернаке. Первое – писателя В. Шаламова, второе – выдержка из резолюции общего собрания писателей Москвы, состоявшегося 31 октября 1958 года:

  1. «Русская интеллигенция искала у него решения всех вопросов времени, гордилась его нравственной твердостью, его творческой силой. Я всегда считал, что должны быть люди, наши современники, которым мы могли верить, чей нравственный авторитет был безграничен. Тогда нам легче жить, легче сохранять веру в человека».

  2. «Что делать Пастернаку в пределах советской страны? Кому он нужен? Чьи мысли он выражает? Не следует ли этому внутреннему эмигранту стать эмигрантом действительным? Пусть незавидная судьба эмигранта-космополита, предавшего интересы Родины, будет ему уделом!.. Ни один честный человек, ни один писатель, - все, кому дороги идеалы прогресса, не подадут ему руки, - как человеку, предавшему Родину и её народ!»

Учитель:

Кто же Пастернак – предатель Родины или совесть эпохи, её нравственный авторитет? В этом нам и предстоит разобраться на сегодняшнем уроке. В конце занятия каждый из нас создаст своё эссе на одну из тем: «Каким я представляю Пастернака», «Под влиянием каких событий и как формировались общественные и художественно-эстетические взгляды Пастернака ».

Итак, откуда и куда вел путь, ставший символом творческой судьбы Пастернака? Он уводил к духовному возмужанию от благополучного московского детства, семейного комфорта, обособленного мира элитарной интеллигенции.

Сообщение ученика из группы «Биографы»: Детство Б.Пастернака, родители и их влияние, увлечение музыкой. Учёба в Московском университете. Начало литературной деятельности. Приложение 1. Сообщение иллюстрируется подготовленными к уроку слайдами. Приложение 2.

Учитель:

Молодой поэт примкнул к одной из футуристических группировок под названием «Центрифуга», в 1914г. знакомится с В.Маяковским, личность которого произвела на Пастернака огромное впечатление. (Слайд 7, 8) Но вскоре Пастернак задумывается о необходимости самостоятельного пути и расходится с футуристами во взглядах на искусство: «Современные течения вообразили, что искусство как фонтан, тогда как оно - губка». Эти мысли поэта подтверждаются творчеством.

Ученик из группы «Чтецы»:

Поэзия! Греческой губкой в присосках

Будь ты, и меж зелени клейкой

Тебя б положил я на мокрую доску

Зеленой садовой скамейки.


Расти себе пышные брыжжи и фижмы,

Вбирай облака и овраги,

А ночью, поэзия, я тебя выжму

Во здравие жадной бумаги.(«Весна»)


Ученик из группы «Чтецы»:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.


Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес,

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.


Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.


Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.


Ученик из группы «Документалисты»: После выхода книги «Сестра моя – жизнь» в 1922 году о Пастернаке заговорили как о крупнейшем поэте современности. Осип Мандельштам отмечал: «Стихи Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие: такие стихи должны быть целебны от туберкулёза». А летом 1934 года на I Всесоюзном съезде писателей Пастернаку отведено значительное место, он избран членом правления Союза писателей. Его выдвигали на первый план, и поэт переживает острый период «борений с самим собой», чувствуя фальшивость этой ситуации. (Слайд 9)

Ученик из группы «Чтецы»: Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.


Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.


Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.


И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.


И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.


Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.


И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца. («Быть знаменитым некрасиво»)

Ученики из группы «Документалисты»:

  1. И Пастернак сделал свой нравственный выбор: «В эти страшные и кровавые годы мог быть арестован каждый, и я хочу по-обывательски радоваться, что я цел, а другой – нет. Нужно, чтобы кто-нибудь скорбел, носил траур, переживал жизнь трагически, нужен человек – носитель этого трагизма». Бессонницы кончились. Решение привело поэта к общественным поступкам, которые представлялись немыслимыми с точки зрения тогдашних норм социального поведения (Зачитывает с карточек):

  • 1934 г. Арестован О.Мандельштам за стихи о Сталине – Пастернак вступился за поэта, обратившись К Бухарину с просьбой. Гибель Мандельштама отсрочена на несколько лет.

  • Из воспоминаний Э.Герштейн: «Осенью А.Ахматова неожиданно появилась в Москве, пришла ко мне, произнося вместо приветствия только одну фразу: «Они арестованы ». Они – это её муж Николай Пунин и сын Лев Гумилёв. Через два дня Ахматова сообщила, что они дома. Потом…рассказывала, что Сталину были написаны 2 письма, одно написала она сама, второе – от Пастернака».

  • По свидетельству вдовы Бухарина, Лариной, «в дни тяжёлых предарестных событий» вдруг в газетах сообщили, что дело Бухарина прекращено. Николай Иванович получил поздравительные телеграммы – одну от Ромена Роллана и поздравительное письмо от Пастернака. Когда же во второй половине января 37-го года стало ясно, что дела Николая Ивановича совсем плохи, Пастернак вновь прислал коротенькое письмо, в котором писал, что «никакие силы не заставят поверить в предательство Бухарина».

  1. Московские писатели собирали подписи к воззванию, в котором выражалось требование расстрелять М.Тухачевского – Пастернак отказался подписывать эту бумагу.

1936г. Общемосковское собрание писателей. Пастернак публично заявляет о своем несогласии с директивными статьями «Правды». С этого года тон печати по отношению к Пастернаку резко изменился. Ему выдвинули недвусмысленные угрожающие политические обвинения. «Именно в 36-ом году… единение со временем перешло в сопротивление ему, которое я не скрывал», - писал Пастернак. В разгар травли М. Зощенко он не скрывал своих симпатий к опальному писателю.

Учитель:

30-е годы были не только временем определения своей гражданской позиции, Пастернак ищет основу своей творческой эстетики, и итогом поисков, своеобразным манифестом явилось стихотворение «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» (Слайд 10, 11)

Ученик из группы «Чтецы»:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.


До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.


Всё время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.


О, если бы я только мог

Хотя отчасти,

Я написал бы восемь строк

О свойствах страсти.


О беззаконьях, о грехах,

Бегах, погонях,

Нечаянностях впопыхах,

Локтях, ладонях.


Я вывел бы ее закон,

Ее начало,

И повторял ее имен

Инициалы.


Я б разбивал стихи, как сад.

Всей дрожью жилок

Цвели бы липы в них подряд,

Гуськом, в затылок.


В стихи б я внес дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.


Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.


Достигнутого торжества

Игра и мука -

Натянутая тетива

Тугого лука.


Учитель:

В предвоенное десятилетие Пастернака мало печатают, наступил долгий (10 лет) и мучительный антракт. Остаётся заниматься переводами. Так он открыл нам Шекспира, «Фауста» Гёте, стихи венгерского поэта Петефи, грузинских поэтов.

Во время Великой Отечественной войны рвался ехать на фронт. В 1943 г. в составе писательской бригады Пастернак побывал на Орловском фронте. (Слайд 12) Радость Победы возрождала надежды на долгожданное обновление общества. Пастернак начинает работать над прозаическим произведением – романом. Замысел был масштабный – дать «исторический образ России за последнее сорокапятилетие». Но начало работы над романом было омрачено ухудшением общего духовного климата в стране. В 1947 г. газета «Культура и жизнь» публикует статью А.Суркова «О поэзии Б. Пастернака», где поэта обвиняют в клевете на советскую действительность. Начинается травля. Пастернак, презирая прямую опасность, работает над книгой, читает друзьям готовые фрагменты, пишет стихотворения Юрия Живаго, составившие последнюю,17-ую часть романа. Писатель переживает творческий взлёт. И вот в декабре 1955года Пастернак пишет В.Шаламову: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога». Так словами пушкинского героя Пимена охарактеризовал он свой многолетний труд.

Но ни один советский журнал не взялся опубликовать книгу. Издание её на родине запрещается более чем на 30 лет. Измученный писатель даёт согласие на публикацию романа в Италии. В ноябре 1957г. «Доктор Живаго» вышел в свет и сразу же приобрёл мировую известность.

Ученик из группы «Чтецы»:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.


На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.


Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.


Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

(«Гамлет»)


Ученик из группы «Документалисты»:

23 октября 1958 года Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». «Бесконечно благодарен, тронут, горд, удивлен, смущен» - таков текст ответной телеграммы поэта.

(Слайд 13)

И сразу же началась разнузданная травля на уничтожение, которую направляли идеологические главари из ЦК партии, КГБ и Союза писателей. В конце октября состоялось общее собрание московских писателей с целью одобрить постановление об исключении Пастернака из Союза советских писателей, лишить вопрос о лишении его советского гражданства.

Ученик из группы «Чтецы»:

"Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела".

Нет, никакая не свеча,

Горела люстра!

Очки на морде палача

Сверкали шустро!

А зал зевал, а зал скучал –

Мели Емеля!

Ведь не в тюрьму и не в Сучан,

Не к "высшей мере"!

И не к терновому венцу

Колесованьем,

А, как поленом по лицу,

Голосованьем!

И кто-то спьяну вопрошал:

"За что? Кого там?"

И кто-то жрал, и кто-то ржал

Над анекдотом…

Мы не забудем этот смех

И эту скуку!

Мы поименно вспомним всех,

Кто поднял руку!

(А.Галич «Памяти Б.Пастернака»)

Ученик из группы «Документалисты» (продолжает):


Из газет того времени: «Литературная газета», 25 октября 1958 г.: «Пастернак... получил тридцать сребреников... злобствующий литературный сноб... Воскресший Иуда...»

Плакаты на демонстрации студентов Литинститута: «Иуда - вон из СССР!»

«Нобель перевернулся бы в гробу, если б узнал, кому пошли его денежки...»

«...Доктор Живаго - плевок в наш народ...»

«...Народ не знал Пастернака как писателя... Он узнал его как предателя...»

«Есть хорошая русская пословица: «Собачьего нрава не изменишь!» Самое

правильное - убрать его из нашей страны поскорее». (Слайд 14)

Ученик из группы «Чтецы»:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу ходу нет.


Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.


Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.


Но и так, почти у гроба,

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

(«Нобелевская премия»)


Ученик из группы «Документалисты»:

Понимая, что его выдавливают за границу, Пастернак пишет письмо Н.Хрущеву: «Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы… вне её. Выезд за пределы моей родины для меня равносилен смерти». И Пастернак отказался от премии. Все издания его переводов остановлены. Такова была плата за разрешение остаться на родине.

( Можно сказать учащимся, что 9 декабря 1989 года на торжественном приёме в Шведской академии в присутствии нобелевских лауреатов, послов Швеции и СССР секретарь академии передал сыну Б.Л.Пастернака Нобелевскую медаль Бориса Пастернака. Он прочёл обе телеграммы, посланные Борисом Пастернаком 23 и 29 октября 1958 года, и сказал, что Шведская академия признала отказ Пастернака от премии вынужденным и по прошествии тридцати одного года вручает  его  медаль сыну, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.)

Учитель:

Силы писателя были подорваны. Нарастали боли в спине. С середины апреля1960г. Пастернак понял, что болезнь неизлечима. «Жизнь была хорошая» — его слова, когда он лежал в Переделкине и неоткуда было ждать помощи: «скорая» не выезжала за пределы Москвы, а в правительственные и писательские больницы его больше не брали. «Я все сделал, что хотел». «Если умирают так, то это совсем не страшно»,— говорил он за три дня до смерти, после того, как очередное переливание крови ненадолго придало ему сил. И даже после трагических признаний последних дней — о том, что его победила всемирная пошлость,— за несколько секунд до смерти он сказал жене: «Рад». С этим словом и ушел, в полном сознании, 30 мая 1960 года. Похоронен в Переделкине. Ахматова, человек глубоко религиозный, не могла не оценить гармонии замысла — Пастернака хоронили сияющим днем раннего лета, в пору цветения яблонь, сирени, его любимых полевых цветов; восемь пастернаковских «мальчиков» — друзей и собеседников его последних лет — несли гроб, и он плыл над толпой, в которой случайных людей не было. До самой ночи сидели над могилой и читали стихи. Земная жизнь поэта завершилась, начиналась – вечная. (Слайд 15)

Ученик из группы «Чтецы»:

( Из стихотворения Б.Окуджавы)

Берегите нас, поэтов, берегите нас,

Остаётся век, полвека, год, неделя, час,

Три минуты, две минуты, вовсе ничего…

Берегите нас и чтобы все - за одного…

Берегите нас, поэтов, от дурацких рук,

От поспешных приговоров, от слепых подруг.

Берегите нас, покуда можно уберечь,

Только так не берегите, чтоб костьми нам лечь,

Только так не берегите, как борзых псари,

Только так не берегите, как псарей цари…

Будут вам стихи и песни, и ещё не раз.

Только вы нас берегите, берегите нас.



Итог урока: Учащиеся пишут эссе «Каким я представляю Б.Пастернака» или «Под влиянием каких событий и как формировались общественные и художественно-эстетические взгляды Пастернака ».

.

Домашнее задание: подготовить чтение стихотворений Пастернака: «Гамлет», «Зимняя ночь», «Во всём мне хочется дойти…»и других и сделать анализ одного из них по выбору учащихся.



Схема анализа стихотворения 

1. Дата написания и публикации.

2. Творческая история.

3. Основная тема.

4. Смысл названия.

5. Лирический сюжет и его движение.

6. Композиция. Основные структурные части.

7. Настроения, тональность, ведущие лейтмотивы.

8. Лирический герой и лирические персонажи.

9. Позиция автора.

10. Музыка стихотворения. Ритм, размер, рифмовка.

12. Лексика. Языковая выразительность.

13. Поэтический синтаксис.

14. Звукопись. Фонетическая окраска.


Список литературы

  1. «Русская литература XX века. 11 класс». Учебник для общеобразовательных учебных заведений в 2 частях. Часть 2. Под общей редакцией В.В.Агеносова. – М., «Дрофа», 2001.

  2. Баевский, В. С. Пастернак / В. С. Баевский. – 2-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. – 109 с. – (Перечитываем классику; В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам).

  3. Быков, Д. Л. Борис Пастернак / Д. Быков. – 2-е изд. испр. – М.: Молодая гвардия, 2007. – 892 с., [16] л. ил.-  (Жизнь замечательных людей).

Электронная версия: http://pasternak.niv.ru/pasternak/bio/bykov-pasternak-zhzl/bibliografiya.htm
  1. Пастернак Б. Л. Собрание сочинений. В 5 т. М.: Худож. лит., 1989—1992.

  2. Пастернак Б. Л. «Чтоб не скучали расстоянья». Биография в письмах. М.: Арт-Флекс, 2000.

  3. Пастернак Б. Л. Второе рождение. Письма к 3. Н. Пастернак.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»

Обоснование форм и видов деятельности учащихся

Данный урок обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

  • Познавательные: извлекать необходимую информацию из различных источников, определять основную и второстепенную информацию, систематизировать и предъявлять её в виде таблицы, делать выводы и обобщения

  • Регулятивные: осуществлять самоконтроль и самокоррекцию

  • Коммуникативные: адекватно воспринимать устную речь, точно, правильно и логично излагать свою точку зрения по проблеме урока

  • Личностные: уметь выделить нравственный аспект поступков и отношения к миру.

Таким образом, урок обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся. Выполняется такая функция литературного образования, как «художественное познание действительности, трансляция и присвоение социально-культурного нравственного опыта, воплощенного в системе личностных смыслов» (А.Н.Леонтьев)



Просмотр содержимого презентации
«Приложение2»

Борис Пастернак  (1890 -1960)   Жить и сгорать у всех в обычае. Но жизнь тогда лишь обессмертишь, Когда ей к славе и величию  Своею жертвой путь прочертишь.  Биография поэта МОУ общеобразовательная школа №2 г. Ростов 2007

Борис Пастернак (1890 -1960)

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к славе и величию Своею жертвой путь прочертишь.

Биография поэта

МОУ общеобразовательная школа №2 г. Ростов 2007

Детство Дом Веденева у старых Триумфальных ворот (дом, в котором родился Б. Л. Пастернак).  Боря и Шура Пастернаки. 1898 год.

Детство

Дом Веденева у старых Триумфальных ворот (дом, в котором родился Б. Л. Пастернак).

Боря и Шура Пастернаки.

1898 год.

Семья Семейство Пастернаков. 1905 год.  Б. Пастернак с отцом и сестрами.

Семья

Семейство Пастернаков.

1905 год.

Б. Пастернак с отцом и сестрами.

Гимназия Здание 5-й Московской гимназии на углу Молчановки и Поварской (не сохранилось)  Б. Л. Пастернак. 1908 год.

Гимназия

Здание 5-й Московской гимназии на углу Молчановки и Поварской (не сохранилось)

Б. Л. Пастернак. 1908 год.

Университет  Московский университет от истории к современности

Университет

Московский университет от истории к современности

Университет Марбургский университет в Германии Философ Г. Коген

Университет

Марбургский университет в Германии

Философ Г. Коген

Среди футуристов Б. Пастернак и В. Маяковский Обложка одного из сборников стихов Б.Пастернака

Среди футуристов

Б. Пастернак и В. Маяковский

Обложка одного из сборников стихов Б.Пастернака

Б.   Пастернак, Л. Брик, В.   Маяковский, С.М. Эйзенштейн, 1920-е годы

Б.   Пастернак, Л. Брик, В.   Маяковский, С.М. Эйзенштейн, 1920-е годы

« Терять в   жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не   даст всхода, если не   умрет » .

« Терять в   жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не   даст всхода, если не   умрет » .

Во всем мне хочется дойти  До самой сути.  В работе, в поисках пути,  В сердечной смуте.

Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте.

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова!»

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова!»

Б.Пастернак на фронте. 1943 год.

Б.Пастернак на фронте. 1943 год.

Борис Пастернак в Переделкино, октябрь 1958 г. Автор портрета — Джерри Кук

Борис Пастернак в Переделкино, октябрь 1958 г. Автор портрета — Джерри Кук

Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил  плакать Над красой земли моей.   Пастернак в 1958 г.

Что же сделал я

за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил

плакать

Над красой земли

моей. 

Пастернак в 1958 г.

Могила Б.Л.Пастернака на кладбище в Переделкине

Могила Б.Л.Пастернака на кладбище в Переделкине


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 11 классе «Я все сделал, что хотел». Борис Пастернак: личность и судьба.

Автор: Логутенкова Ольга Васильевна

Дата: 15.11.2015

Номер свидетельства: 253503


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства