Как же соотносятся в его творчестве миг и вечность?
1. Вступление: «Он награжден каким – то вечным детством» -
слово о Пастернаке».
«Он был совесть нашего поколения…», - написал о Борисе Пастернаке
писатель В. Шаламов. Его называли «рыцарем русской поэзии», «заложником вечности». А.Ахматова восхищалась «щедростью и зоркостью» его поэзии. Очень точную характеристику дала его творчествуМарина Цветаева, посвятившая Пастернаку и Маяковскому статью Эпос и лирика современной России (1933). Она определяла разницу поэтик Маяковского и Пастернака строкой из Тютчева: «Все во мне и я во всем». Если Владимир Маяковский, писала она, – это «я во всем», то Борис Пастернак, безусловно – «все во мне».
Он пережил революцию 1917 года и гражданскую войну, «рвался ехать на фронт» в период Великой отечественной, познал предательство друзей и преследование беснующейся толпы и все-таки сохранил веру в то, что «силу подлости и злобы одолеет дух добра». Знакомство с поэзией Б.Пастернака мне хотелось бы начать со стихотворения «Ночь» (1956) в исполнении автора
2. Видеосюжет «Борис Пастернак» с авторским исполнением
стихотворения «Ночь»на сайте http://uportal.sytes.net
Можно ли утверждать, что поэт обладает панорамным зрением?
Свои рассуждения подтвердите цитатами
Какую мысль помогает автору подчеркнуть сравнение «как летчик, как звезда»?
В словосочетании «пространствах беспредельных» определяемое слово стоит перед определением, что способствует выделению образа, усилению его эмоционального воздействия. Какой прием используется в этом случае?
В строках «Став крестиком на ткани //И меткой на белье».
Определите, какой вид тропа, при котором переносное значение слова,
основанное на уподоблении одного предмета или явления другому,
скрытое сравнение, построенное на сходстве явлений, помогает
автору подчеркнуть малую величину самолета в облачном, туманном
небе?
Какова, по- вашему, главная тема этого стихотворения?
В каких строках она выражена?
Как метафора «вечности заложник» помогает определить главное назначение поэта?
Вывод: Тема поэта и поэзии традиционна для русской литературы. Безусловно, Пастернак, как один из самых талантливых поэтов ХХ столетия, не мог пройти мимо неё. Мы еще вернемся к этому вопросу, а сейчас только подчеркнем, вечность и время постоянно присутствуют в стихах Пастернака, по-разному выявляя себя в поэтическом слове, как бы сообщая стилистическому облику слова еще и философское содержание
Оригинальность художественного образа возникает, по мысли Пастернака, не тогда, когда он не похож на образы других художников, а тогда, когда он соответствует действительности. «Ночь» (1956) - одно из своих самых известных стихотворений. И здесь он верен себе: через сравнения «как летчик, как звезда», инверсию «пространствах беспредельных», метафоры «Став крестиком на ткани // И меткой на белье», поэт создает пространственное, космическое ощущение мира и художника. Рождается знаменитая формула-метафора, определяющая главное назначение поэта:
«Ты - вечности заложник // У времени в плену»
Что же значит для Пастернака быть поэтом?
Как нравственно – чистая,художественная атмосфера семьи
Как же соотносятся в его творчестве миг и вечность?
На все эти вопросы мы попытаемся ответить на нашем уроке
3. Сообщение учащегося: «Больше всего на свете я любил музыку…» -
страницы биографии Б.Пастернака»
Борис Леонидович Пастернак родился 30 января 1890 года в Москве, в семье, принадлежавшей к русской художественной элите. Начиналось же все с музыки. И живописи. Мать будущего поэта Розалия Исидоровна Кауфман была замечательной пианисткой, ученицей Антона Рубинштейна. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, живописцем, профессором Училища живописи, ваяния и зодчества знаменитый художник, иллюстрировавший произведения Льва Толстого, с которым был тесно дружен. Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием Александра Скрябина, которого Борис обожал. «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина», – вспоминал он впоследствии. Мальчику прочили карьеру музыканта.
На углу Поварской улицы располагалась Московская пятая гимназия, в которой Пастернак учился с августа 1901 года по июнь 1908-го и которую закончил с золотой медалью. Еще в пору учебы в гимназии он прошел 6-летний курс композиторского факультета консерватории, но... В 1908 Борис оставил музыку – ради философии. Он не мог себе простить отсутствие абсолютного музыкального слуха.
4. Сообщение учащегося: «Философия, любовь, Поэзия»
Летом 1908 года Пастернак поступил на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. Весной 1912 на скопленные матерью деньги он поехал продолжать учебу в немецкий город Марбург – центр тогдашней философской мысли. «Это какое-то глухое напряжение архаического. И это напряжение создает все: сумерки, душистость садов, опрятное безлюдье полдня, туманные вечера. История становится здесь землею», – так Пастернак описывал полюбившийся навеки город в одном из писем на родину. Глава марбургской школы философов-неокантианцев Герман Коген предложил Пастернаку остаться в Германии для получения докторской степени. Карьера философа складывалась как нельзя более удачно. Однако и этому началу не суждено было осуществиться. Молодой человек впервые серьезно влюбляется в бывшую свою ученицу Иду Высоцкую, заехавшую вместе с сестрой в Марбург, чтобы навестить Пастернака. Всем его существом завладевает Поэзия. Из стихотворения «Марбург»:
Я вздрагивал. Я загорался и гас. Я трясся. Я сделал сейчас предложенье, – Но поздно, я сдрейфил, и вот мне – отказ. Как жаль ее слёз! Я святого блаженней.
Я вышел на площадь. Я мог быть сочтён Вторично родившимся. Каждая малость Жила и, не ставя меня ни во что, В прощальном значеньи своём подымалась.
(По материалам энциклопедии "Кругосвет")
5. Сообщение учащегося: «Начало литературной деятельности –
влияние Блока»
В 1914 году вышел первый поэтический сборник поэта «Близнец в тучах»
тиражом 200 экземпляров. За густоту насыщения ассоциативными образами и парадоксальными метафорами Пастернака обвинили в «нерусской лексике». Название было, по словам автора, «до глупости притязательно» и выбрано «из подражания космологическим мудреностям, которыми отличались книжные заглавия символистов и названия их издательств». Многие стихотворения этой, а также следующей (Поверх барьеров, 1917) книг поэт впоследствии значительно переработал, другие никогда не переиздавал. Спустя 30 лет Пастернак собирался писать статью о Блоке и напротив строк поэта - «Темно в комнатах и душно…» написал: «Отсюда пошел «Близнец в тучах», Сердца и спутники». Имя Блока в этом контексте
возникает конечно же не случайно. Ведь он был не просто признанным лидером символизма, а властителем дум. «С Блоком прошли и провели свою молодость я и часть моих сверстников», - вспоминал впоследствии Пастернак. Но символизм как литературное направление в это время переживал кризис, зато активно заявили о себе литературные направления, противостоявшие ему, - акмеизм и футуризм.
6. Сообщение учащегося: «Центрифуга» - умеренное крыло футуризма»
К одной из футуристических группировок под названием «Центрифуга», представлявшую умеренное крыло этого литературного направления, и примкнул Пастернак.
Весной 1913 года С.Бобров организовал кружок молодёжи и открыл небольшое издательство "Лирика", в котором вышли первые книги "Центрифуги". В 1914 году кружок распался и одна часть его объединилась под именем "Центрифуга". Была составлена Грамота, подписанная Б.Пастернаком, Н.Асеевым, С.Бобровым и И.Зданевичем. Первым изданием "Центрифуги" был сборник «Руконог». Основной особенностью в теории и художественной практике участников "Центрифуги" было перемещение центра внимания со слова на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опора на традиции.
7. Сообщение учащегося: «Пастернак и Маяковский».
В том же, 1914, он познакомился с Владимиром Маяковским, которому суждено было сыграть огромную роль в судьбе и творчестве раннего Пастернака: «Искусство называлось трагедией, – писал он в «Охранной грамоте" – Трагедия называлась Владимир Маяковский. Заглавье скрывало гениально простое открытие, что поэт не автор, но – предмет лирики, от первого лица обращающейся к миру». Именно схожесть вкусов и пристрастий, перерастающая в зависимость, неизбежно подтолкнула Пастернака к поиску своей интонации, своего взгляда на мир. Но, как заметил Пастернак, «любви без рубцов и жертв не бывает». Постепенно начался его отход от футуристических группировок и от самого Маяковского - вплоть до окончательного разрыва. Уже на склоне лет Пастернак писал: «Я не понимал его пропагандистского усердия, внедрения себя и товарищей силою в общественном сознании, компанейства, артельщины, подчинения голосу злободневности»
В 1922 году вышел третий сборник стихов «Сестра моя — жизнь», название которого говорит само за себя и очень точно определяет поэтическое; кредо Пастернака стал настоящим триумфом поэты. После выхода этого сборника в свет Пастернак становится одним из самых популярных поэтов, много пишет, публикуется.
8. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Мгновение и вечность
в поэзии Б.Л.Пастернака
8.1 Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать!»
Стихотворение “Февраль. Достать чернил и плакать!” наиболее
ярко характеризует раннее творчество Пастернака
Февраль. Достать чернил и плакать
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез Благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
О чем это стихотворение?
С чем сравнивает автор процесс творчества?
Автор употребляет слова из церковно- славянской лексики -
«благовест» – колокольный звон, и «клик» - победный возглас
колёс. Какое настроение они создают?
В каких строках, по - вашему, выражается главная мысль?
Каким вам видится лирический герой этого стихотворения?
Что здесь мгновение, а что – вечность?
Вывод: Поэт и поэзия… Как рождаются стихи? Что есть творчество? Что должно становиться предметом творчества? На все эти вопросы автор пытается ответить в этом стихотворении. Так поэтическое вдохновение
уподобляется весеннему ливню, а само творчество похоже на сокрушительный приход весны. Весеннее пробуждение и своеобразное творческое «возрождение» объединяются словом торжественного ряда «благовест». Лирический герой распахнут навстречу природе, её стихии Дважды повторенное слово «навзрыд» передает ощущения переполняющих лирического героя чувств.
«И чем случайней, тем вернее //Слагаются стихи навзрыд» - такова поэтическая формула творчества, его предельной искренности и его неотвратимого прихода, так же как неотвратим приход весны. Через мгновение весны переходит в вечность творчества.
8.2. Анализ стихотворения«Снег идет»
Назовите художественный приём, помогающий Пастернаку передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «К белым звездочкам в буране //Тянутся цветы герани», «А в заплатанном салопе//Сходит наземь небосвод», «Всё пускается в полет,-//Черной лестницы ступени,//Перекрестка поворот»
Какой художественный приём помогает Пастернаку передать
движение времени, его «круженье» в строках «Снег идет, снег идет». «Снег идет, и всё в смятеньи», «Снег идет, густой-густой»
Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое, скрытом сравнении, внутреннем уподоблении предметов по их сходству, использует автор в строках «А в заплатанном салопе// Сходит наземь небосвод»?
Каким вам видится небосвод в словосочетании « в заплатанномсалопе»? Как эпитет «заплатанном» помогает передать
картину небосвода, мерцанье звезд?
В каких строках, по – вашему, выражена главная мысль? Как движенье снега помогает передать процесс творчества? Почему в этих строках автор использует риторический вопрос?
Как ритмическая организация стиха передает динамику времени?
Вывод: встатье«Эпос и лирика современной России (1933)» М.Цветаева, характеризуя поэтику Пастернака, написала: «Между Пастернаком и предметом — ничего, оттого его дождь — слишком близок, больше бьет нас, чем тот из тучи, к которому мы привыкли. Мы дождя со страницы не ждали, мы ждали стихов о дожде. Поэтому мы говорим: «Это не дождь!» и «Это не стихи!» Дождь забарабанил прямо по нас: На листьях сотни запонок, И сад слепит, как плес, Обрызганный, закапанный Мильоном синих слез. Природа явила себя через самое беззащитное, лунатическое, медиумическое существо — Пастернака. Это наблюдение, зорко подмеченное поэтом у другого поэта, почти с осязаемой наглядностью подтверждается в стихотворении «Снег идет» (1956)
Перед нами не просто литературный пейзаж в привычном смысле этого слова и не просто прием олицетворения, когда неодушевленные предметы наделяются свойствами одушевленных. У Пастернака природа, природные явления не только наделены свойствами живых существ по воле человека, но обладают ими, одушевлены сами по себе. Таков «снег – время – творчество», небосвод - заплатанный салоп - мирозданье
Динамический повтор «снег идет, снег идет» играет особую роль и в ритмической организации стиха, помогает Пастернаку передать движение времени, его «круженье». «Снег – время – творчество» оказываются в едином кольце – кольце жизни. Основная мысль подчеркнута риторическими вопросами: Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме?
Пастернак строит произведение на образе, а не на логических формулах. Предельно конкретные вещи, те, что окружают человека ежеминутно, - входя в стихотворение, получают образное воплощение и становятся олицетворением вечных истин. Обыденное в лирике Пастернака обнажает присутствие значительного и вечного. Таков его, пастернаковский, «образ мира, в слове, явленный», который нам, читателям, приносит радость «со –творчества и радость со – чувствия»
9. О поэтике Пастернака
9.1 Б. Л. Пастернак, один из крупнейших лириков XX столетия, поэт, который стремился во всем «дойти до самой сути…». Он создал поэтический язык, позволивший ему выразить тончайшие оттенки чувства и особое ощущение родства человека с природой, запечатлеть мгновение и вечность, всю полноту бытия, поэта, который, несмотря «на неправоту времени» сохранил веру в то, что «силу подлости и злобы одолеет дух добра»
«Для поэзии необходима философия, - заметил поэт. - Не как система отвлеченных понятий и формул, а как форма разумения жизни. Без философии поэзия мельчает, превращается в очерк или же фельетон. В ней появляется натуральность, зачастую искаженная оценками преходящего дня». Поэтической декларацией подобного отношения к поэзии стало стихотворение «Во всем мне хочется дойти //До самой сути...».
Вся поэзия Пастернака – это его «форма разумения жизни»
Основные мотивы лирики Пастернака
Мотив в лирике – это преобладающая интонация, сквозное, проходящее через всю поэзию лирическое чувство. В лирике Пастернакаможно выделить следующие темы:
а) «восхождение к сути» - раннее творчество, пересечение символизма и
футуризма в лирике ранних лет - «Февраль. Достать чернил и
плакать!..», «Сестра моя – жизнь»
б) назначение поэта и поэзии, художник и время – «Во всем мне хочется
дойти до самой сути», «Ночь», «Быть знаменитым некрасиво»,
«Определение поэзии», «Зимняя ночь»
в) любовная лирика: «Когда любит поэт...»,«Любить иных — тяжелый крест...»
«Никого не будет в доме», «Свидание», «Разлука»,
г) единосущность человека и природы «Снег идет», «Сосны»,
«Иней»,«Июль». «Весна»,«Плачущий сад» «Осень» (Я дал разъехаться
домашним...), «Оттепелями из магазинов...»
г) философское осмысление роли человека на земле «Опять весна»,
«Земля», «Про эти стихи»
10. «Я пропал, как зверь в загоне» - дело о Пастернаке
Постепенно сотрудничество с властью вылилось в противостояние ей и закончилось созданием романа «Доктор Живаго» (1957). Публикация романа за рубежом и Нобелевская премия, присужденная в 1958 г. за роман, сопровождались скандалом и откровенной травлей поэта, которая закончилась исключением из Союза писателей
Свои чувства по этому поводу Пастернак выразил в стихотворении «Нобелевская премия»:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
11. Заключение: «Столетья поплывут из темноты…» -
Пастернак и Вечность.
Противостояние стало невыносимым для поэта. 30 мая 1960 года Борис Пастернак скончался. Земная жизнь поэта завершилась, начиналась - вечная.
Итоги урока
Д/З: читать роман «Доктор Живаго»; подготовить сообщения:
«Я пишу сейчас большой роман в прозе …» -
история создания романа «Доктор Живаго»
«Все названо, просто, прозрачно…» О смысле названия