kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы с применением ЭОР и ЦОР "Во всём мне хочется дойти до самой сути" ( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по творчестве Бориса Пастернака дается в разделе "Поэты Серебряного века" перед изучением романа "Доктор Живаго". Урок знакомит учащихся с основными этапами творчества поэта (обзорно), знакомит с известными произведениями поэта. Важную часть урока составляет исполнение учителем вместе с учащимися песни на стихи Бориса Пастернака. Цифровые образовательные ресурсы возможно использовать как на каждом этапе урока, так и выборочно. При проведении урока в компьютерном классе возможно использованием в малых группах интерактивных заданий. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы с применением ЭОР и ЦОР "Во всём мне хочется дойти до самой сути" ( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака) »

4


1. Тема урока - "Во всём мне хочется дойти до самой сути"

( Творческое кредо поэта Бориса Пастернака)

2. ФИО - Конова Ирина Генриховна

3. Место работы - МАОУ "Гимназия им.А.С.Пушкина"

4. Должность - учитель

5. Предмет - литература

6. Класс- 11 класс

7. Базовый учебник-  Литература. 11 класс. Учебник в 2 ч.  Под ред. Журавлева В.П.

8. Цель урока- открыть учащимся многообразный мир тем поэта Бориса Пастернака, показать, как в стихотворениях поэта раскрывается гражданская, жизненная позиция поэта, научить видеть взаимосвязь стихотворений и событий. 

9. Задачи урока- 

  • продолжение знакомства учащихся с поэтами Серебряного века;

  • развитие речи, совершенствование навыков анализа поэтического произведения,

  • воспитание чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, чувства прекрасного к миру. 

10. Предполагаемые результаты обучения:

        личностные-  воспитание уважительного отношения к русской литературе, чувства гордости, человеческого достоинства на примере жизни писателя, философского восприятия жизни. 

        метапредметные- умение работать с различными источниками информации, находить ее, использовать в самостоятельной деятельности. 

        предметные - 

    -  понимание русского слова  слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;

     -  выявление заложенных в произведении вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

     - осмысленное чтение и адекватное восприятие;

     -  эстетическое восприятие произведений литературы

11. УУД, формируемые (базовые) на уроке: личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные

    познавательные - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний;  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    коммуникативные - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

    личностные - умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. 

12.Тип урока - комбинированный с применением ЭОР. 

13. Формы работы учащихся: беседа, фронтальный опрос, доклад, работа в группе. 

14. Необходимое оборудование (дидактическое, техническое, компьютерное): 

Дидактическое: сборники стихотворений Бориса Пастернака (принесены учащимися), презентация "Биография Бориса Пастернака" (готовится заранее 2 учащимися), распечатка "План анализа поэтического произведения" (возможно использование ЭОР см Перечень). 

Портрет Б.Л.Пастернака, ноты этюдов Шопена, гитара, роман "Доктор Живаго", двухтомник поэта (или другое академическое издание).


Техническое: экран, проектор.


Компьютерное: компьютер  и проектор учителя для работы с презентацией, видео. 


Предварительное задание учащимися. 

1. Прочитать стихотворения Бориса Пастернака  "Февраль. Достать чернил и плакать!", "Про эти стихи", "Гамлет", "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всем мне хочется дойти до самой сути...", "Зимняя ночь" (выбор составлен с учётом "Обязательного минимума литературных произведений"). Выделить (или выписать) из стихотворений сточки, отражающие отношения поэта к миру, к поэзии, к любви, к 

2. Подготовить презентацию "Этапы биографии Бориса Пастернака", доклад (2 учащихся)

3. Разучить песню  "Свеча горела на столе" под гитару 

4. Поработать с электронным ресурсом "Поэты-юбиляры" на учительском сайте. 

 


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА (Таблица №1)



 


 Этап урока

 

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

 

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

 

Деятельность ученика


 Время 

(в минутах)

 1

Организационный этап

Фрагмент художественного фильма " "Ирония судьбы, или С лёгким паром!" (№ 1 в таблице 2)

Звучит песня "Никого не будет в доме"
(исполнение учителем или фрагмент из фильма )

Слушание, настрой на совместную деятельность

 3 мин

 2

Проверка домашнего задания. 
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Интерактивное задание "Поэты-юбиляры" (№ 2 в таблице 2) 

-  Каждому из нас знакомы строчки этой песни... 
"Ты как будущность, войдёшь..." Эти строчки сегодня открывают наш с вами разговор о поэте-юбиляре Борисе Пастернаке.
- Каких поэтов вы узнали из интерактивного задания "Поэты-юбиляры 2015"

-




Ребята называют имена: Борис Пастернак, Евгений Баратынский, Ольга Берггольц, Михаил Исаковский, Вероника Тушнова, Иосиф Бродский.







3 мин 

 3

 Актуализация знаний

 Аудиозапись стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (№ 3 в таблице 2) 

 Расскажите о вашем впечатлении о стихах, самостоятельно прочитанных дома?  
Наш урок называется "Во всем мне хочется дойти до самой сути".
- Из какого стихотворения эта строчка? (стихотворение рассмотрено учащимися на уроках литературы в 8 классе) 
- Послушайте стихотворение целиком. Сегодня мы услышим голос поэта. Всмотритесь в портрет на доске.
- Запишите в своей тетради отдельными предложениями или словосочетаниями, каким вы представили себе поэта и что бы вы хотели узнать о нём? 

 Ответы учащихся (устные отзывы в свободной форме)



(формулирование вместе с учащимися цели урока - прикоснуться к творчеству поэта, услышать его стихи, понять, что сформировало Пастернака как поэта)

Ответы учащихся

 6 мин

 4

 Первичное усвоение новых знаний

 Презентация "Биография Бориса Пастернака" (№ 4 в таблице 2) 

 Запишем годы жизни поэта: 1990 – 1960 годы. Попробуйте определить вехи, “протянуть времён связующую нить”. К сегодняшнему уроку ребята приготовили доклад об этапах в жизни поэта.
- Ребята, запишите в своей тетради этапы жизни поэта. 



 Выступление учащихся с докладом и презентацией
(примерная дана в приложении)
Ребята записывают этапы в жизни поэта по ходу доклада.
Примерные записи в тетради:
1 этап - 1890-1912 годы. Начало творческой деятельности. Музыка, живопись, шахматы, философия.
2 этап - 1913-1930 годы. "Сестра моя - жизнь". 
3 этап - 1932 по 1946 год - поэзия и проза
4 этап - 1946-1960. Роман "Доктор Живаго"
5 этап - 23 октября  1958 года - объявление о присуждении  Нобелевской премии по литературе. Последние годы жизни. 

 9 мин

 5

 Первичная проверка понимания

Интерактивное задание по восстановлению стихотворения ( № 5 в таблице 2) 

 Стихотворение "Февраль. Достать чернил и плакать!" стало своеобразной визиткой поэта. Попробуйте самостоятельно восстановить строчки стихотворения. 
- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?

 Работа одного ученика у доски ( по желанию). Класс помогает. При возможности работать в компьютерном кабинете - работа в парах или группах. 

Ответы учащихся ( Мир здесь представлен очень образно: чернила, слякоть, проталины, колёса, грачи, лужи, ветер. Всё говорит о приближении весны, хотя используются чёрные краски. Творчество сродни стихийной силе природе - стихи рождаются "навзрыд")

 6 мин

 6

 Первичное закрепление

 

 - Прочитайте выразительно стихотворения "Про эти стихи", "Гамлет", "Быть знаменитым некрасиво..."
- Какие строчки вы выделили дома, в которых отражается отношение поэта к жизни, к творчеству, к людям, к любви, к славе.

 Чтение цитат.

 4 мин

 7

 Контроль усвоения

 

 - Сформулируйте в виде тезисов творческое кредо Бориса Пастернака в виде стихотворных цитат.

 Самостоятельная работа

Чтение 1-2 ответов. 

 4 мин работа + 3 проверка работ

 8

 Информация о домашнем задании

 

Модуль "Обзор творчества Пастернака
(№ 6 в таблице 2) 


На следующем уроке мы начнем работу с романом Бориса Пастернка "Доктор Живаго".

Индивидуальное сообщение - история создания романа.

Прочитайте стихотворения Юрия Живаго из книги стихов. По какому принципу, по-вашему, стихи собраны в сборник. 

Выучите одно стихотворение Бориса Пастернака (по выбору) наизусть.

Задание по желанию - самостоятельно поработайте с заданием  "Творчество Б.Пастернака" (ссылка на доске и в электронном дневнике) 

 

 3 мин

 9

 Рефлексия. Подведение итогов занятия

 Песня расположена на сайте учителя (см. пункт 2 на в Таблице 2) 

 Исполнение учителем вместе с учащимися песни "Свеча горела на столе"

 Слушание
Совместное пение под гитару

 3 мин


ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР (Таблица 2)


 №

 Название ресурса

Тип, вид ресурса 

Форма предъявления информации
 
(иллюстрация, презентация, 
видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
 

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР 

 

Фрагмент художественного фильма " "Ирония судьбы, или С лёгким паром!"  


ЭОР 


Видеофрагмент 

https://youtu.be/n24BCHXB9V0 

 2

 Интерактивное задание "Поэты-юбиляры"

ЦОР с распределением информации

Интерактивное задание на сайте учителя.  

 

Сайт учителя 



 3


Аудиозапись стихотворения "Во всем мне хочется дойти до самой сути" (№ 3 в таблице 2) 

ЭОР                 

аудиозапись (скачана при необходимости заранее)                

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/a2fd4753-f490-497e-96d9-2301546f949b/?interface=catalog

    

 4

 Презентация "Биография Бориса Пастернака"

 ЦОР

 презентация

http://festival.1september.ru/articles/625135/
(примерная)

 5

Интерактивное задание по восстановлению стихотворения "Вспомним стихотворение Бориса Пастернака"

 ЦОР

 интерактивное задание "

http://LearningApps.org/watch?v=pgkwedq9501

 6

Модуль "Обзор творчества Пастернака"

Информационный модуль

Модуль

 http://fcior.edu.ru/card/28448/obzor-tvorchestva-pasternaka-bazovoe-izuchenie.html





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Конова Ирина Генриховна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204116


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства