Цели познавательные:
- познакомить с этапами жизни и творчества великого русского поэта и писателя Б.Пастернака;
- показать своеобразие стиля на основе анализа стихотворений;
- дать образцы чтения поэтического текста.
Цели развивающие:
- развивать связную речь обучающихся;
- осваивать навыки анализа философской лирики;
Цели воспитательные:
- на основе фактов биографии и творчества поэта воспитать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;
- стремиться привить любовь к поэтическому слову.
Оборудование урока: ноутбук и проектор.
Методы и приемы: технология развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление), метод презентации, прием ассоциаций, метод «ключевых слов», метод «Шесть шляп мышления Э. де Бонэ», лекция, художественное чтение и сообщения студентов.
Ход урока:
1. Первая стадия урока - ВЫЗОВ:
Деятельность преподавателя:
1)Демонстрируется портрет Б.Л.Пастернака( на снимке ему не более 30 лет, изображен в полный рост с книгой в руке у книжного шкафа).Преподаватель не сообщает имя человека, изображенного на фотографии.
2)Применяя прием ассоциации, задается блок вопросов:
-Кто, по вашему мнению, изображен на этой фотографии? (Наверное, поэт или писатель, ведь мы на уроке литературы).
-А если не следовать этой логике, подумайте, каким видом деятельности мог заниматься человек, смотрящий на вас со снимка? ( Историк, музыкант, ученый, философ).
-В какое время жил? ( Начало 20 в. или середина 20 в.)
-В какой стране? ( Россия, Франция, Германия).
3)Сообщается, что имя человека с фотографии – Борис Леонидович Пастернак, русский поэт и писатель 20 века.
-Что вам известно о его жизни и творчестве? (Сведений у студентов нет).
4)На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).
«Ключевые слова»:
Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…», 1
Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго», «Гамлет», 1956, Нобелевская премия, травля, 1943, не музыкант, а поэт.
5) Заслушиваются рассказы-предположения каждой группы.
Действия обучающихся на этапе вызова:
1) Высказывают предположения о том, кто изображен на снимке.
2) Составляют рассказ-предположение по «ключевым словам».
3) Демонстрируют первичные знания в устной и письменной речи (рассказы-предположения, оформленные на большом листе, вывешиваются на стене).
4) Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ (« Какое отношение к жизни поэта имеет Роза Кауфман и композитор Скрябин?», «Неужели поэт был любимым художником Л.Н.Толстого?», «Небожитель – это название стихотворения?» и др.).
2. Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ.
Деятельность преподавателя:
1) После того как заслушаны рассказы-предположения студентов каждой группы, преподаватель оглашает тему и основные цели урока и предлагает вниманию студентов презентацию «Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака».
2) Перед презентацией группы получают задания в соответствии с цветом выбранной ими «шляпы». (Применяется метод «Шесть шляп мышления».)
Задание для «Белой шляпы»:
Во время просмотра презентации составьте краткую хронологию жизни и творчества Б.Л.Пастернака.
Задание для «Желтой шляпы»:
-Что позитивного было в жизни и творчестве Б.Пастернака, что дало возможность художнику выжить в тоталитарном обществе? Ответ аргументируйте.
Задание для «Черной шляпы»:
-Назовите самые трагические, на ваш взгляд, моменты в жизни и творчестве поэта. Ответ аргументируйте.
Задание для «Красной шляпы»:
-Какие эмоции вы переживали по ходу презентации (негодование, удивление, радость, грусть и т.д. ) в связи с разными моментами в жизни Б.Пастернака?
Задание для «Зеленой шляпы»:
-Слушая чтение и анализ стихотворений, подумайте, в чем своеобразие лирики Пастернака? Какие вопросы вы хотели бы задать декламирующим и анализирующим стихотворения студентам?
2
Задание для «Синей шляпы»:
-Обобщите высказывания других «шляп», сделайте общие выводы. Группе необходимо всё время работы поделить на две части. В первой части: походить по другим группам, послушать, что они говорят. Во второй части: вернуться в свою группу и выполнить задание. За вами последнее слово.
Действия обучающихся на этапе осмысления:
1)Смотрят презентацию, слушают преподавателя и выступающих однокурсников.
2) Члены каждой группы делают записи по мере освоения новой информации по своему вопросу.
3.Третья стадия-Размышление (Рефлексия).
Деятельность преподавателя:
1) Внимательно выслушав ответы всех групп, кроме групп «Синей шляпы» и «Зеленой шляпы», преподаватель возвращает студентов к той работе, которая велась ими на этапе вызова, - к рассказам-предположениям по «ключевым словам».
2) Заслушиваются ответы групп «Зеленой и Синей шляп». Преподаватель дополняет и корректирует выводы, сделанные студентами.
3) Каждая группа получает задание написать синквэйн.
Деятельность обучающихся:
1)Студенты фиксируют главное в выступлении группы «Синей шляпы»:
«Самый трагичный момент в жизни поэта – запрет на личное творчество»,
«Смысл жизни и спасение от хаоса истории – в творчестве»,
«Своеобразие лирики – в неожиданных метафорах, эпитетах и сравнениях. Каждое стихотворение отличается музыкальным решением и острым драматизмом. В его лирике предстает мир, утративший устойчивость, а целостность бытия – в поэтической душе поэта. Главная тема творчества – место человека в истории».
2) Возвращаясь к работе по «ключевым словам», студенты отмечают, что в их утверждениях было верным, а что – ложным.
3) Обучающиеся составляют синквэйн.
Пастернак!
Талантливый и человечный.
Искал, воплощал, открывал.
В творчестве выразивший истину о времени,
О, небожитель!
Поэт!
Музыкальный и мужественный.
Обожествил, написал, перевел.
Тираном названный жителем неба,
Человечище!
Поэт!
Честь имеющий, великий.
Творил, защищая, отстаивая.
Боготворю тебя за истинное мужество,
О, гений!
4.Заключительное слово преподавателя: «Благодарю за плодотворную работу на уроке, за творческий настрой. Ребята, подготовившие художественное чтение наизусть и анализ стихотворений, получили «отлично».
5. Домашнее задание.
1) Выучить наизусть стихотворение (на выбор).
2) Сделать его краткий анализ.