kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественный мир поэта Б.Пастернака

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  познавательные:

- познакомить с этапами жизни и  творчества великого русского поэта и писателя Б.Пастернака;                                                            

-  показать своеобразие стиля на основе анализа стихотворений;

-  дать образцы чтения поэтического текста.

Цели развивающие:

-  развивать связную речь обучающихся;

-  осваивать навыки анализа философской лирики;

Цели воспитательные:

- на основе фактов биографии и творчества поэта воспитать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

-  стремиться привить любовь к поэтическому слову.

Оборудование урока: ноутбук и проектор.

Методы и приемы: технология развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление), метод презентации, прием ассоциаций, метод «ключевых слов», метод «Шесть шляп мышления Э. де Бонэ», лекция, художественное чтение и сообщения студентов.

Ход урока:

1. Первая стадия урока - ВЫЗОВ:

Деятельность преподавателя:

1)Демонстрируется портрет Б.Л.Пастернака( на снимке ему не более 30 лет, изображен в полный рост с книгой в руке у книжного шкафа).Преподаватель не сообщает имя человека, изображенного на фотографии.         

2)Применяя прием ассоциации, задается блок вопросов:

-Кто, по вашему мнению, изображен на этой фотографии? (Наверное, поэт или писатель, ведь мы на уроке литературы).

-А если не следовать этой логике, подумайте, каким видом деятельности мог заниматься человек, смотрящий на вас со снимка? ( Историк, музыкант, ученый, философ).

-В какое время жил? ( Начало 20 в. или  середина 20 в.)

-В какой стране? ( Россия, Франция, Германия).

3)Сообщается, что имя человека с фотографии – Борис Леонидович Пастернак, русский поэт и писатель 20 века.

-Что вам известно о его жизни и творчестве? (Сведений у студентов нет).

4)На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).

«Ключевые слова»:

Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…»,                                                                1

Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго»,  «Гамлет», 1956, Нобелевская премия,  травля, 1943, не музыкант, а поэт.  

5) Заслушиваются рассказы-предположения каждой группы.

 

Действия обучающихся на этапе вызова:

1) Высказывают предположения о том, кто изображен на снимке.

2) Составляют рассказ-предположение по «ключевым словам».

3) Демонстрируют первичные знания в устной и письменной речи (рассказы-предположения, оформленные на большом листе, вывешиваются на стене).  

4) Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ     (« Какое отношение к жизни поэта имеет Роза Кауфман и композитор Скрябин?», «Неужели поэт был любимым художником Л.Н.Толстого?», «Небожитель – это название стихотворения?» и др.).

 

2. Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ.

Деятельность преподавателя:

1) После того как заслушаны рассказы-предположения студентов каждой группы, преподаватель оглашает тему и основные цели урока и предлагает вниманию студентов презентацию «Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака».

2) Перед презентацией группы получают задания в соответствии с цветом выбранной ими «шляпы». (Применяется метод «Шесть шляп мышления».)

Задание для «Белой шляпы»:

Во время просмотра презентации составьте краткую хронологию жизни и творчества Б.Л.Пастернака.

 

Задание для «Желтой шляпы»:

-Что позитивного было в жизни и творчестве Б.Пастернака, что дало возможность художнику выжить в тоталитарном обществе? Ответ аргументируйте.

 

Задание для «Черной шляпы»:

-Назовите самые трагические, на ваш взгляд, моменты в жизни и творчестве поэта. Ответ аргументируйте.

 

Задание для «Красной шляпы»:

-Какие эмоции вы переживали по ходу презентации (негодование, удивление, радость, грусть и т.д. ) в связи с разными моментами в жизни Б.Пастернака?

 

Задание для «Зеленой шляпы»:

-Слушая  чтение и анализ стихотворений, подумайте, в чем своеобразие лирики Пастернака? Какие вопросы вы хотели бы задать декламирующим и анализирующим стихотворения студентам?

 

2

Задание для «Синей шляпы»:

 

-Обобщите высказывания других «шляп», сделайте общие выводы. Группе необходимо всё время работы поделить на две части. В первой части: походить по другим группам, послушать, что они говорят. Во второй части: вернуться в свою группу и выполнить задание. За вами последнее слово.

 

Действия обучающихся на этапе осмысления:

1)Смотрят презентацию, слушают преподавателя и выступающих однокурсников.

2) Члены каждой группы делают записи по мере освоения новой информации по своему вопросу.

 

3.Третья стадия-Размышление (Рефлексия).

Деятельность преподавателя:

1) Внимательно выслушав ответы всех групп, кроме групп «Синей шляпы» и «Зеленой шляпы», преподаватель возвращает студентов к той работе, которая велась ими на этапе вызова, - к рассказам-предположениям по «ключевым словам».

2) Заслушиваются ответы групп  «Зеленой и Синей шляп». Преподаватель дополняет и  корректирует выводы, сделанные студентами.

3) Каждая группа получает задание написать синквэйн.

Деятельность обучающихся:

1)Студенты фиксируют главное в выступлении группы «Синей шляпы»:

«Самый трагичный момент в жизни поэта – запрет на личное творчество»,

«Смысл жизни и спасение от хаоса истории – в творчестве»,

«Своеобразие лирики – в неожиданных метафорах, эпитетах и сравнениях. Каждое стихотворение отличается музыкальным решением и острым драматизмом. В его лирике предстает мир, утративший устойчивость, а целостность бытия – в поэтической душе поэта. Главная тема творчества – место человека в истории».

2) Возвращаясь к работе по «ключевым словам», студенты отмечают, что в их утверждениях было верным, а что – ложным.

3) Обучающиеся составляют синквэйн.

 

          Пастернак!

Талантливый и человечный.

Искал, воплощал, открывал.

В творчестве выразивший истину о времени,

       О, небожитель!

Поэт!

Музыкальный и мужественный.

Обожествил, написал, перевел.

Тираном названный жителем неба,

       Человечище!

 Поэт!

Честь имеющий, великий.

Творил, защищая, отстаивая.

Боготворю тебя за истинное мужество,

       О, гений!

 

 4.Заключительное слово преподавателя: «Благодарю за плодотворную работу на уроке, за творческий настрой. Ребята, подготовившие художественное чтение наизусть и анализ стихотворений, получили «отлично». 

5. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть стихотворение (на выбор).

2) Сделать его краткий  анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  

 

 

 

                                                                                                                          

Просмотр содержимого документа
«Художественный мир поэта Б.Пастернака »

Конспект урока.

Тема: «Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака».


Цели познавательные:

- познакомить с этапами жизни и творчества великого русского поэта и писателя Б.Пастернака;

- показать своеобразие стиля на основе анализа стихотворений;

- дать образцы чтения поэтического текста.

Цели развивающие:

- развивать связную речь обучающихся;

- осваивать навыки анализа философской лирики;

Цели воспитательные:

- на основе фактов биографии и творчества поэта воспитать чувство ответственности за всё, что происходит в мире;

- стремиться привить любовь к поэтическому слову.

Оборудование урока: ноутбук и проектор.

Методы и приемы: технология развития критического мышления (вызов, осмысление, размышление), метод презентации, прием ассоциаций, метод «ключевых слов», метод «Шесть шляп мышления Э. де Бонэ», лекция, художественное чтение и сообщения студентов.

Ход урока:

1. Первая стадия урока - ВЫЗОВ:

Деятельность преподавателя:

1)Демонстрируется портрет Б.Л.Пастернака( на снимке ему не более 30 лет, изображен в полный рост с книгой в руке у книжного шкафа).Преподаватель не сообщает имя человека, изображенного на фотографии.

2)Применяя прием ассоциации, задается блок вопросов:

-Кто, по вашему мнению, изображен на этой фотографии? (Наверное, поэт или писатель, ведь мы на уроке литературы).

-А если не следовать этой логике, подумайте, каким видом деятельности мог заниматься человек, смотрящий на вас со снимка? ( Историк, музыкант, ученый, философ).

-В какое время жил? ( Начало 20 в. или середина 20 в.)

-В какой стране? ( Россия, Франция, Германия).

3)Сообщается, что имя человека с фотографии – Борис Леонидович Пастернак, русский поэт и писатель 20 века.

-Что вам известно о его жизни и творчестве? (Сведений у студентов нет).

4)На основе данных «ключевых слов» дается задание составить рассказ-предположение о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака. (Работа по группам).

«Ключевые слова»:

Роза Кауфман, любимый художник Л.Н.Толстого, «вечный ребенок», А.В.Скрябин, 1937, «Никого не будет в доме», «трудная форма», 1890, Сталин, «небожитель», 1960, «Февраль. Достать чернил и плакать…», 1

Шекспир, Брянский фронт, «Новый мир», «Доктор Живаго», «Гамлет», 1956, Нобелевская премия, травля, 1943, не музыкант, а поэт.

5) Заслушиваются рассказы-предположения каждой группы.

Действия обучающихся на этапе вызова:

1) Высказывают предположения о том, кто изображен на снимке.

2) Составляют рассказ-предположение по «ключевым словам».

3) Демонстрируют первичные знания в устной и письменной речи (рассказы-предположения, оформленные на большом листе, вывешиваются на стене).

4) Задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ (« Какое отношение к жизни поэта имеет Роза Кауфман и композитор Скрябин?», «Неужели поэт был любимым художником Л.Н.Толстого?», «Небожитель – это название стихотворения?» и др.).


2. Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ.

Деятельность преподавателя:

1) После того как заслушаны рассказы-предположения студентов каждой группы, преподаватель оглашает тему и основные цели урока и предлагает вниманию студентов презентацию «Художественный мир поэта Б.Л.Пастернака».

2) Перед презентацией группы получают задания в соответствии с цветом выбранной ими «шляпы». (Применяется метод «Шесть шляп мышления».)

Задание для «Белой шляпы»:

Во время просмотра презентации составьте краткую хронологию жизни и творчества Б.Л.Пастернака.


Задание для «Желтой шляпы»:

-Что позитивного было в жизни и творчестве Б.Пастернака, что дало возможность художнику выжить в тоталитарном обществе? Ответ аргументируйте.


Задание для «Черной шляпы»:

-Назовите самые трагические, на ваш взгляд, моменты в жизни и творчестве поэта. Ответ аргументируйте.


Задание для «Красной шляпы»:

-Какие эмоции вы переживали по ходу презентации (негодование, удивление, радость, грусть и т.д. ) в связи с разными моментами в жизни Б.Пастернака?


Задание для «Зеленой шляпы»:

-Слушая чтение и анализ стихотворений, подумайте, в чем своеобразие лирики Пастернака? Какие вопросы вы хотели бы задать декламирующим и анализирующим стихотворения студентам?


2

Задание для «Синей шляпы»:


-Обобщите высказывания других «шляп», сделайте общие выводы. Группе необходимо всё время работы поделить на две части. В первой части: походить по другим группам, послушать, что они говорят. Во второй части: вернуться в свою группу и выполнить задание. За вами последнее слово.


Действия обучающихся на этапе осмысления:

1)Смотрят презентацию, слушают преподавателя и выступающих однокурсников.

2) Члены каждой группы делают записи по мере освоения новой информации по своему вопросу.


3.Третья стадия-Размышление (Рефлексия).

Деятельность преподавателя:

1) Внимательно выслушав ответы всех групп, кроме групп «Синей шляпы» и «Зеленой шляпы», преподаватель возвращает студентов к той работе, которая велась ими на этапе вызова, - к рассказам-предположениям по «ключевым словам».

2) Заслушиваются ответы групп «Зеленой и Синей шляп». Преподаватель дополняет и корректирует выводы, сделанные студентами.

3) Каждая группа получает задание написать синквэйн.

Деятельность обучающихся:

1)Студенты фиксируют главное в выступлении группы «Синей шляпы»:

«Самый трагичный момент в жизни поэта – запрет на личное творчество»,

«Смысл жизни и спасение от хаоса истории – в творчестве»,

«Своеобразие лирики – в неожиданных метафорах, эпитетах и сравнениях. Каждое стихотворение отличается музыкальным решением и острым драматизмом. В его лирике предстает мир, утративший устойчивость, а целостность бытия – в поэтической душе поэта. Главная тема творчества – место человека в истории».

2) Возвращаясь к работе по «ключевым словам», студенты отмечают, что в их утверждениях было верным, а что – ложным.

3) Обучающиеся составляют синквэйн.


Пастернак!

Талантливый и человечный.

Искал, воплощал, открывал.

В творчестве выразивший истину о времени,

О, небожитель!




Поэт!

Музыкальный и мужественный.

Обожествил, написал, перевел.

Тираном названный жителем неба,

Человечище!

3


Поэт!

Честь имеющий, великий.

Творил, защищая, отстаивая.

Боготворю тебя за истинное мужество,

О, гений!


4.Заключительное слово преподавателя: «Благодарю за плодотворную работу на уроке, за творческий настрой. Ребята, подготовившие художественное чтение наизусть и анализ стихотворений, получили «отлично».

5. Домашнее задание.

1) Выучить наизусть стихотворение (на выбор).

2) Сделать его краткий анализ.





4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественный мир поэта Б.Пастернака

Автор: хомякова татьяна геннадьевна

Дата: 19.11.2014

Номер свидетельства: 132988

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства