Просмотр содержимого документа
««Жизнь и литературная деятельность И. С. Тургенева»»
Тема урока: «Жизнь и литературная деятельность И. С. Тургенева»
Класс: 9
Тип урока: нестандартный
Форма урока: урок - исследование
Методы обучения: самостоятельная работа, поисково-исследовательская деятельность, вопросно-ответная беседа
Цели и задачи: а) приобщение к творческой и исследовательской деятельности;
б) развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации, научить мыслить критически;
в) развитие и формирование личностных качеств учащихся, способствование повышению патриотических чувств, любви и уважения к родному языку учащихся.
Оборудование урока: оформленная доска с записью темы: «Несколько страниц из жизни и творчества И. С. Тургенева», эпиграф урока, книжная выставка книг Тургенева, от первой группы – слайды с репродукциями портретов писателя разных лет жизни, от второй группы – слайды с иллюстрациями к произведениям И. С. Тургенева, раздаточные таблицы, планы групп.
Эпиграф:
«Не было души более открытой, более тонкой и более проникновенной, не было таланта, более пленительного, не было сердца, более честного и благородного» (Ги Де Мопассан)
Ход урока:
Ι. Организационный этап. Проверка посещаемости, готовности учащихся к уроку. Сообщение темы урока.
ΙΙ. Воспроизведение в памяти пройденного материала по курсу восьмого класса. Учащиеся вспоминают сюжет повести «Муму», главных героев, их поступки, общественную проблему этой эпохи.
Мозговой штурм.
Почему Герасим утопил своего единственного друга? По своей ли воле он совершил этот поступок? А барыня, имела ли она право лишить одинокого обездоленного человека единственной радости в жизни? Постановка проблемного вопроса
Представьте, что вы живете в ХΙХ веке, представьте себя в роли барышень и господ, помещиков. Как бы вы поступили на месте барыни? Ответы учащихся
Стадия побуждения
Вопрос учителя. С какой целью вы пришли на сегодняшний наш урок? Определение учащимися своих целей. Обобщение учителем ответов учащихся: «Итак, на сегодняшний наш урок вы пришли, чтобы поделиться своими знаниями, полученными в результате поисковой работы, получить новые информации, т. е. обмениваться информациями». Ознакомление учащихся с эпиграфом урока. Выразительное чтение эпиграфа сильным учеником. Слово учителя: «Так ли это на самом деле, вы убедитесь в ходе урока. Сегодня вы пролистаете несколько страниц из жизни и творчества Тургенева».
ΙΙΙ. Учебная деятельность по теме урока.
Стадия осмысления
1. Сообщения групп по предложенному плану, с показами слайдов
Биографы Литературоведы
1. Детство. Годы учебы. 1. Поэтические произведения.
2. Любовь в жизни Тургенева. 2. Драматические произведения
3. Последние годы жизни 3. Прозаические произведения
2. Выводы по биографии. Выводы по творчеству. Учащиеся обеих групп делают выводы о том, что нового, интересного получили они для себя, и какая информация их больше всего заинтересовала.
1. Обобщение и выводы. Заполнение раздаточных таблиц.
Тургенев
Кто? Какой?
Учащиеся заполняют таблицу, отвечая на вопросы кто? какой? Делают выводы: кем он был; описывают внешность, внутренний мир, разные грани его характера и таланта.
2. Заключительное слово учителя по уроку:
«Всего несколько страниц из жизни писателя вы пролистали сегодня. Таких страниц в его жизни очень много, их сотни. И чтобы их перелистать, а перелистать их надо обязательно, необходимо прочитать. Он учил людей быть патриотами своей страны, быть чистыми, честными и благородными. Его писательский путь продолжался 50 лет, и это был путь служения народу. Он был гениальным романистом. Он знал почти всех передовых людей у себя на родине и за границей. Тургенев объездил почти весь свет. Он говорил почти на всех европейских языках так же свободно, как на своем родном, русском. Однако, живя за границей, он не забывал о своей родине, о своем родном языке. Это говорит о том, что он горячо любил свою родину, ценил и уважал свой родной язык. Его жизнь служит для нас большим примером».
3. Рефлексия урока
Подведение итогов урока в форме диалога с классом. Ответы учащихся на вопросы:
- Каков, на ваш взгляд был сегодняшний урок?
- Что полезного для себя вы получили от сегодняшнего урока?
- Нравится ли вам такая форма урока? Если да, то чем?
- Какое впечатление осталось у вас от сегодняшнего урока?