данный урок по литературе предлагается при изучении современной литературы в 9-11 классах. В.Астафьев в рассказе "Записка" раскрывает проблему нравственности- отношение взрослого сына к матери.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе»
Урок внеклассного чтения «Совесть пропала…»
( по рассказу В.П. Астафьева “Записка”)
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с содержанием рассказа; выявить его художественное своеобразие; обучать умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, определять позицию автора;
развивающие: содействовать формированию и развитию навыков внимательного, вдумчивого прочтения, анализа литературного произведения, развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства любви к матери, близким и родным людям, осознанию долга перед ними, ответственности за свои поступки, чувства сострадания к слабым, заботы о них;
коммуникативные: помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Целеполагание.
Сегодня у нас нет названия урока. Только автор и произведение. Как вы думаете, почему?
На уроке мы познакомимся с рассказом, обсудим его, выявим авторскую позицию, сделаем вывод. А зачем нам это нужно?
Тема урока.
Вызов – осмысление. Что скажете о фамилии писателя? (Она нам знакома по рассказу «Васюткино озеро»). Сегодня нас ждёт другое его произведение – рассказ «Записка» из цикла «Затеси».
Биография писателя.
Словарная работа. Кто помнит толкование слова «затеси»? ( С этим словом уч-ся знакомы по рассказу «Васюткино озеро»)
Затеси - стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу.)
Проблемный вопрос: О чём же очень важном поведал нам Астафьев? Что, по его мнению, непременно нужно помнить, чтобы не потеряться? Да и где не потеряться?
Комплексный анализ текста. Мы познакомимся с одним рассказом из цикла «Затеси». Он называется «Записка».
- Случалось ли вам писать записки? О чём же вы писали?
- Кому вы адресовали свои записки?
- О чём, по-вашему, может повествовать рассказ с таким названием?
Далее читается начало рассказа: “На прокорм легка, хотя и объестьможет. Но не зловредна”.
- Кто мог написать эту записку, кому?
После этого читаем весь текст рассказа “Записка”.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
- Ожидали ли вы, что события развернутся подобным образом? (Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях представители групп говорят об этом.)
- О чём этот рассказ? Какова его тема? (Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале.)
- Как автор относится к данной проблеме?
- Запишем в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о матери? О сыне?
Мать
неграмотная
изношенная в работе
выходная плюшевая жакетка
из старой русской деревни
Сын
Родной сынок
привёз в город
вложил записку
“забыл” на вокзале
рекомендательное письмо
Самое страшное слово в рассказе – “забыл” мать. Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и ему мать (!) будет мешать?
1 вариант. Выступления групп - делается вывод по этим словам. (“Изношенная” - так обычно говорят об одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь одна, не износилась, а мать в деревенской работе “износила” себя, истратила всю, вырастила “родного сынка”. Удивительно, но в описании матери автор использовал только полные прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола, что выражало бы её трудолюбие, и только причастие ”изношенная” от глагола ”износить” выражает суть её деревенской жизни.
2 вариант. Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение к ней отличается от отношения автора. В записке о матери “сынок” пишет краткие прилагательные “легка” и “не зловредна”. От этих слов веет холодом, отчуждением!)
Что же натолкнуло сына на такой шаг, можно ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать?
Что будет с матерью дальше, найдутся ли добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду?
Индивидуальное задание: по словарю Ожегова найти слово “долг”, выписать из этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их.
Первая группапытается объяснить, почему сын так поступил, но ему нет оправдания. Отказавшись от своей матери, сын потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?
Вторая группа отвечает на вопрос: что будет с матерью? Без денег, одна, робкая, стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди, торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.
Третья группа отвечает на вопрос: что ж делать в таких случаях? Есть в Конституции статья, в которой говорится, что дети обязаны помогать своим престарелым родителям. Можно попробовать пристыдить такого сына, создать ему своего рода «антирекламу»…Правда, насколько это будет действенно… другой вопрос. Автор предлагает пороть публично таких людей, в которых заглохло чувство милосердия.
- Вернёмся к началу урока: поясните смысл названия цикла рассказов – «Затеси»? Какую зарубку оставил рассказ?
Звучит песня «Мама» в исполнении Витаса.
Рефлексия.
- О чём вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какой урок вынесли с сегодняшнего занятия?
- Всё ли мы сделали, всех ли целей достигли?
- А как может, по-вашему, звучать тема этого урока? Ваши варианты? (Учитесь любить мать. Дорога к матери. Прости нас… Разговор о самом главном. Зарубка на память. Любовь начинается с дома.)
Чтение учеником стихотворения В. Нурова «Мама».
Домашнее задание. Сочинение-рассуждение
«Что вы сказали бы сыну при встрече?»
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.
“На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”. Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно.