№№ п/п | Наименование тем/предметов | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты |
1 | Введение. Литература и история. | 1 | Беседа. Тестирование. | Выявление связи истории и литературы. |
2-3 | Устное народное творчество (5ч.). Отражение жизни народа в народных песнях. Хороводные, лирические и исторические песни. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Работа в парах, группах, коллективное обсуждение. | Выявление особенностей художественной формы фольклорных произведений. |
4 | Частушка как малый песенный жанр. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | 1 | Коллективная работа, работа в группах. | Умение анализировать, интерпретировать и сочинять частушки. |
5-6 | Предания как жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы преданий | 2 | Беседа. Работа в парах, в группе. | Выявление особенностей содержания и художественной формы преданий |
7-8 | Из древнерусской литературы (3ч.). Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | 2 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Выявление особенностей содержания и формы воинской повести и жития |
9 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Особенности поэтики бытовой сатирической повести | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Практикум. | Знакомство с сюжетом и содержанием «Повести…», определение её особенностей, соотнесение события далекого времени с сегодняшним днем |
10-11 | Из русской литературы 18в. (4+1р.р.) Д.И.Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Знакомство с основными фактами биографии и творчества писателя, составление речевой характеристики персонажей. |
12-13 | Анализ эпизодов комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» | 2 | Практикум | Обучение анализу эпизода драматического произведения |
14 | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе 18 века» | 1 | Урок развития речи. Работа в парах, в группе. | Обучение написанию сочинения на литературную тему. |
15-16 | Из русской литературы 19в. (38+4р.р.+4вн.чт.) И.А.Крылов. Слово о поэте. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Получение представления о жанровом своеобразии, композиции басен. |
17 | И.А.Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 1 | Урок внеклассного чтения | Выявление особенностей многогранности личности баснописца. |
18 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева. Дума «Смерь Ермака» и ее связь с русской историей. | 1 | Рассказ учителя, практикум. | Знакомство с характерными жанровыми особенностями думы |
19 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 1 | Рассказ учителя, беседа. | Составление представления об отношении А.С. Пушкина к теме истории в литературе. |
20 | А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Получение представления об интерпретации истории в творчестве писателя |
21 | А.С.Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Работа в парах, в группе. | Составление представления о связи истории пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя |
22 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с историей создания произведения и сравнение героев повести с их историческими прототипами. |
23-24 | Гринев: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 2 | Беседа. Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Обучение устному рассказу. Составление сравнительной характеристики героев |
25-26 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 2 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Составление характеристики героини. |
27-28 | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 2 | Беседа, практикум. | Сравнение описания пугачевского восстания в романе и историческом труде Пушкина. Сделают вывод об авторской оценке народного восстания. |
29 | Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». | 1 | Урок внеклассного чтения | Умение отвечать на вопросы и анализировать прозаическое произведение |
30-31 | А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Туча», «К***», их тематика. | 2 | Беседа, рассказ учителя. Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Усовершенствование умения выразительного чтения и определения тематики |
32 | Контрольная работа по творчеству Пушкина | 1 | Урок контроля | Знание изученных тем |
33-34 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова | 2 | Рассказ учителя, коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с основными сведениями из биографии писателя. Обобщение знаний о месте исторической темы в творчестве Лермонтова |
35 | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | Беседа. Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Усовершенствование умения характеризовать романтического героя. |
36 | Романтически-условный историзм М. Ю. Лермонтова | 1 | Беседа, рассказ учителя | Знакомство с понятием «Романтически-условный историзм» |
37 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природ в поэме. | 1 | Практикум, работа в парах, самостоятельная работа. | Развитие представления о жанре поэмы, изучение особенностей композиции поэмы. |
38-39 | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Написание сочинения. | 2 | Урок развития речи | Умение отбирать материал по теме, написание сочинения |
40 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | 1 | Рассказ учителя, самостоятельная работа. | Знакомство с биографией писателя, составление представление об исторической теме в творчестве писателя. |
41 | Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. | 1 | Рассказ учителя,самостоятельная работа. | Развитие понятия «социальная комедия», знакомство с историей создания комедии. |
42 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | 1 | Беседа, практикум. | Развитие представления о сатире и юморе, составление представления о приемах сатирического изображения чиновников. |
43 | Хлестаков. Хлестаковщина как нравственное явление | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с литературным понятием «миражная интрига», «хлестаковщина». |
44 | Особенности композиционной структуры комедии. | 1 | Беседа, практикум. | Выявление особенностей композиции комедии. |
45 | Подготовка к домашнему сочинению | 1 | Урок развития речи | Умение отбирать материал по теме. |
46-47 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе | 2 | Рассказ учителя, беседа, работа в парах, самостоятельная работа. | Обобщение и развитие понятия образ «маленького человека» |
48-49 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повести. | 2 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Умение делать вывод о месте фантастического в повести, составление представления об образе Петербурга |
50 | М.Е.Салтыков – Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | Рассказ учителя, беседа. | Знакомство с биографией писателя, сделают вывод о средствах создания комического в произведении |
51-52 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | 2 | Урок развития речи | Усовершенствование умения анализировать эпизод. |
53 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 | Урок контроля | Знание изученных тем |
54-55 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 2 | Рассказ учителя, беседа. | Развитие понятия о жанре рассказа. Составление представления о художественной детали как средстве создания художественного образа. |
56 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. | 1 | Рассказ учителя, беседа. | Знакомство с биографией писателя, анализ проблематики рассказа и образа автора. |
57 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Психологизм рассказа. | 1 | Практикум | Усовершенствование умения выявлять особенности композиции рассказа. |
58 | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество» | 1 | Урок внеклассного чтения | Усовершенствование умения выявлять нравственную проблематику |
59 | Поэзия родной природы в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова | 1 | Урок внеклассного чтения | Усовершенствование умения анализировать стихи |
60-61 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 2 | Рассказ учителя. Беседа. | Расширение знаний биографии писателя. Умение делать вывод о психологизме рассказа. |
62 | Из литературы 20в. (19+5 р.р. +7вн. чт.) И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина-прозаика. | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с биографией писателя. Усовершенствование умения выявлять проблематику рассказа. |
63 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 1 | Рассказ учителя, работа в парах, самостоятельная работа. | Усовершенствование умения выявлять нравственную проблематику рассказа, развитие понятия о фабуле и сюжете. |
64 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна | 1 | Урок развития речи | Развитие умения аргументированно высказывать свою точку зрения по заданной теме |
65-66 | А.А.Блок Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ Росси и ее истории. | 2 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с биографией писателя. Усовершенствование умения выразительного чтения |
67 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. | 1 | Рассказ учителя, беседа | Расширение знания биографии писателя. Развитие понятия о драматической поэме. |
68-69 | Урок – конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина, С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | 2 | Урок развития речи | Проявление сформированности интеллектуальных общеучебных умений |
70 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминания на пути к творчеству. | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знакомство с биографией писателя. |
71 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с биографией писателя, усовершенствование навыка выборочного чтения по проблемному вопросу. |
72 | Контрольная работа по творчеству И.А.Бунина, М.Горького, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 | Урок контроля. Самостоятельная работа. | Выявление знаний по данной теме |
73 | Писатели улыбаются. Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). | 1 | Урок внеклассного чтения | Знакомство с деятельностью в журнале «Сатирикон» |
74 | Тэффи. «Жизнь и воротник». Юмор в рассказе. | 1 | Рассказ учителя. Беседа. | Знакомство с биографией писателя, усовершенствование навыка анализа прозаического текста |
75 | М.М.Зощенко. « История болезни». Юмор в рассказе. | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Знакомство с биографией писателя, усовершенствование навыка анализа прозаического текста |
76 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме | 1 | Рассказ учителя, беседа | Знакомство с биографией писателя, усовершенствование навыка анализа поэтического текста |
77 | Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Обучение устному рассказу |
78 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин» | 1 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Усовершенствование навыкаанализа композиции поэмы. |
79 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов.А.А.Платонов Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение» | 1 | Урок внеклассного чтения | Знакомство с биографией писателя, усовершенствование умения анализировать эпизоды |
80-81 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 2 | Урок развития речи | Проявление сформированности интеллектуальных общеучебных умений |
82-83 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет» | 2 | Рассказ учителя, беседа | Усовершенствуют навык анализа проблематики рассказа |
84 | Великая Отечественная война в литературе 20 века | 1 | Урок внеклассного чтения | Проявление сформированности интеллектуальных общеучебных умений |
85-86 | Русские поэты 20в. о Родине, родной природе и о себе. И. Анненский «Снег», Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков». | 2 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа | Усовершенствование умения анализировать стихи |
87-88 | Н. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок», Н. Рубцов «По вечерам», «Встреча»… | 2 | Работа в парах, в группе. | Усовершенствование умения анализировать стихи |
89-90 | «Мне трудно без России» Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 2 | Урок внеклассного чтения | Знакомство с поэтами русского зарубежья |
91-92 | Из зарубежной литературы. (4+1 вн.чт.) У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви | 2 | Коллективная работа, работа в парах, самостоятельная работа. | Развитие представления о конфликте как основе сюжета драматического произведения |
93 | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | Практикум | Формирование знаний о сонете как лирической форме. |
94-95 | Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира на дворянство и невежественных буржуа. | 2 | Рассказ учителя, беседа, работа в парах, самостоятельная работа. | Развитие понятия о классицизме, о сатирическом, умение делать вывод об общечеловеческом звучании комедии. |
96 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство | 1 | Урок внеклассного чтения | Знакомство с биографией писателя, развитие понятия о сатире |
97-98 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 2 | Работа в парах, в группе. | Знакомство с биографией писателя, развитие понятия об историческом романе |
99-100 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе | 2 | Урок-зачет | Обобщение и систематизация знаний |
101-102 | Резервные уроки | 2 | | |
| Итого | 102ч. | | |