По общеобразовательной программе «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной для 5-11 классов (2006 г.) на изучение творчества А.Ахматовой отводится 4 часа. В соответствии с программой и тематическим планированием первый урок посвящён знакомству с личностью и творческой судьбой поэтессы, второй урок – анализу любовной лирики.Цель урока - отработка навыка анализа поэтического текста. Для этого я решила организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой, чтобы вызвать интерес к изучению творчества и личности поэта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
По общеобразовательной программе «Литература» под редакцией В.Я.Коровиной для 5-11 классов (2006 г.) на изучение творчества А.Ахматовой отводится 4 часа. В соответствии с программой и тематическим планированием первый урок посвящён знакомству с личностью и творческой судьбой поэтессы, второй урок – анализу любовной лирики.
Цели урока: отработка навыка анализа поэтического текста.
Обучающие:
организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;
вызвать интерес к изучению творчества и личности поэта;
Развивающие:
формировать у школьников умение ставить цели;
развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы;
Воспитательные:
развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;
развивать логичность, осмысленность действий, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
воспитывать читательскую культуру школьников;
воспитывать чувство прекрасного.
Методическое обоснование.
Тема урока «Мотивы любовной лирикиА.А.Ахматовой. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики» является актуальной и важной, так как А.Ахматова – яркая представительница поэзии Серебряного века. Личность Ахматовой, отчасти даже сейчас полулегендарная и полутаинственная, её стихи, не похожие ни на какие другие, полные любви, страсти и муки, отточенные до алмазной твёрдости, но не теряющие нежности, - они притягательны, а в юности способны остановить и зачаровать каждого, даже прагматичных «компьютерных» юношей. Потому для учителя здесь необозримое поле возможностей.
Тип урока: комбинированный - изучение историко-литературного материала и художественного произведения (по классификации Т.И.Третьякова, урок комплексного применения знаний).
Форма урока: эвристический семинар.
Цель:
углубить знания по теме, организовать поиск решения познавательных задач на основе проблемного вопроса в процессе работы с учебником и поэтическими текстами;
совершенствовать знания, умения, навыки учащихся в вопросе анализа поэтического текста.
Структура урока.
Тема, актуальность, постановка целей урока учащимися. Информационно-рецептивный метод позволяет учащимся сосредоточиться на теме, которая актуализируется с помощью постановки проблемного вопроса: «В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?»(мотивация).
Воспроизведение ранее усвоенных сведений о жизни и творчестве Ахматовой на более высоком уровне обобщения. Избран репродуктивный метод, форма работы – устно-письменная, так как сведения о жизни поэтессы подкреплялись поэтическими примерами и сопровождались индивидуальными записями в тетради. Целесообразно начать работу с индивидуального сообщения-вывода о личности и судьбе Ахматовой, что поможет ученикам самостоятельно сделать выводы о творчестве поэта (актуализация комплекса знаний).
Заслушиваются итоги работы в микрогруппах. Используется исследовательский метод обучения. На предыдущем уроке учащиеся под руководством учителя поставили проблемный вопрос и сформулировали задачи работы, получили краткий инструктаж и в группах изучали статьи учебника, читали стихи из соответствующих поэтических сборников, вели наблюдения и делали записи. Выступив на уроке, участники групп отвечают на дополнительные вопросы учителя и одноклассников, - таким образом, отчёты сопровождаются ещё и учебной дискуссией (самостоятельное применение в сходной и новой ситуации).
Констатирующее закрепление. Оно небольшое по объёму и времени, в соответствии с темой урока, содержит один эпизод генерализации, обобщения и систематизации результатов исследования о своеобразии любовной лирики и поэтическом мастерстве Ахматовой – озвучивание сделанных выводов и корректировка записей в тетради. В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос урока (самоконтроль и контроль).
Этап рефлексии (небольшой по времени) – обмен мнениями по теме, проблеме, содержанию урока.
Итоги урока: оценка работы групп, замечания учащихся по уроку и себе (самоконтроль и контроль, коррекция).
Домашнее задание предлагается в форме письменного тезисного анализа понравившихся по теме поэта и поэзии стихов А.Ахматовой.
Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, выставка книг, сборники стихотворений А.Ахматовой, музыкальное оформление, аудиозаписи стихов поэтессы.
Эпиграф:
Послушница обители Любви Молитвенно перебирает чётки. Осенней ясностью в ней чувства чётки. Удел до святости непоправим. И.Северянин
Словарь урока: акмеизм, психологизм, новелла, баллада, лирический герой (героиня).
Проблемный вопрос. В чём проявилось художественное своеобразие и поэтическое мастерство “женской поэзии” А.А.Ахматовой?
Этапы урока
Оргмомент.
Слово учителя.
Поэзия Ахматовой, даже самая ранняя, говорит об уникальности её голоса и поэтического зрения, о необычности самой манеры. Она рано поняла свою индивидуальность. Когда вместе с Гумилёвым Ахматова стала отбирать стихи для своей первой книги, то обошлась с ними с беспримерной жестокостью, оставив только 46, но зато подлинных жемчужин. «Вечер» поразил читателей и ценителей-профессионалов своей необычностью и совершенством. А ведь русская поэзия того времени находилась в поре расцвета. Неизвестная молодая поэтесса вошла в круг своих блистательных современников так естественно, будто для неё уже было заготовлено законное место. Никакого состязания между нею и столь исключительным литературным окружением не произошло: она вступила в звёздную плеяду на равных.
Сегодняшнее занятие мы посвятим исследованию "женской поэзии" А.А.Ахматовой.
“Вдумайтесь” в тему урока, “вчитайтесь” в эпиграф к уроку и сформулируйте цели урока.
II. Этап целеполагания
Познакомиться с личностью и творческой судьбой Ахматовой.
Развивать навыки анализа стихотворения.
Расширить свои представления о поэзии Серебряного века.
Реализовать свои способности в исследовательском анализе стихотворения.
Получить “5”. /Цели, которые поставили перед собою ученики/.
Обобщение учителя: учитывая ваши индивидуальные цели, хочу обратить вас ещё к такой, как развитие навыка владения нормами и традициями русской речи.
III. Индивидуальное сообщение о личности и судьбе А.А.Ахматовой.
Класс слушает сообщение и записывает ответ на вопрос: Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.А.Ахматовой?
Проводится выборочная проверка (по желанию учащихся).
IV. Исследовательская работа в микрогруппах.
Задача: учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос.
Рекомендации:
Использовать схему анализа лирического произведения;
Применять метод “вживания в образ”;
Использовать метод сравнения различных стихотворений;
Применять метод эвристического исследования.
V. Этап афиширования
Выразительное чтение выбранного произведения.
Устный ответ.
Вывод записать в таблицу 2 (работали с ней на предыдущем уроке).
Название сборника
Год издания
Своеобразие и поэтическое мастерство
Вопросы классу.
Возможный вариант ответов учеников.
Работа в микрогруппах
I группа (4-5 человек) - сборник “Вечер” /1912/: “Любовь”, “В Царском Селе”, “Музе”, “Сердце к сердцу не приковано…” и другие.
Лирическая героиня Ахматовой - героиня несбывшейся, безнадежной любви. Любовь в её поэзии предстаёт как “поединок роковой”, “любовная пытка” (“Музе”). Ахматова почти никогда не изображает любовь безмятежной, идиллической, а наоборот, в момент разрыва, разлуки, утраты чувств: “Сердце к сердцу не приковано…”. Даже небольшой цикл стихотворений “В Царском Селе” - это побег из мира жестокой реальности (“…душа тосковала,// Задыхалась в предсмертном бреду”) в розовый мир игры (“А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду”). Поэт стремится преодолеть дисгармонию мира, обратившись к миру культуры, природы. Любовь, по Ахматовой, уводит “от радости и от покоя”, “покоряет обманно”. Лирическая героиня охвачена болью недоумения.
Стихотворения Ахматовой похожи на финалы повестей о любви, они сюжетны. В них наблюдается сходство с балладой, новеллой (“Сероглазый король”). На фоне символистов язык Ахматовой кажется прозаическим, в нём много деталей, передающих быт, создающих “вещный мир” .
Для стихотворений этого периода характерны следующие признаки акмеизма:
ясный взгляд на жизнь;
стремление к простоте, естественности;
конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”;
увлеченное любование мелочами;
близость стиха разговорному строю языка;
камерность.
Лирике Ахматовой присуща интимность, она воспринимается как личные дневники, так как в образе лирической героини прослеживаются автобиографические черты поэта.
II группа - сборник “Чётки” /1914/: “Настоящую нежность не спутаешь…”, “Проводила друга до передней…”, “Сколько просьб у любимой всегда…” и другие.
В сборнике “Вечер” лирическая героиня сдержанная, нежная, гордая женщина. Любовь для неё - плотные сети, не дающие покоя. Душевное состояние героини передано через экспрессивно окрашенные художественные детали: “золотая пыль”, “бесцветный ледок”.
В стихах данного периода звучит протест героини:
Брошена! Придуманное слово, Разве я цветок или письмо?
В её характере проявляются величие, властность. Лирическая героиня заявляет о своей избранности. В стихах Ахматовой звучит новый мотив - властность.
Однако в этом сборнике слышна и лермонтовская “оскорблённость”: “Я не любви твоей прошу…”(Ахматова) - “Я не унижусь пред тобой…” (Лермонтов). Лирическая героиня Ахматовой взрослеет - теперь в трагедии любви она винит и себя, ищет в себе причину разрыва. Теперь Ахматова думает, что “от счастья и славы безнадежно дряхлеют сердца”. В стихах нет жалобы, но есть изумление: как такое может происходить со мной? Любовь, по Ахматовой, - чистилище, потому она показывает тончайшие оттенки чувств.
Стихи этого периода близки народно-песенному творчеству, афористичны: “Сколько просьб у любимой всегда, // У разлюбленной просьб не бывает...”.
III группа - “Белая стая” /1017/: “Муза ушла по дороге…”, “Я улыбаться перестала”, “То пятое время года…”, “Целый год ты со мной неразлучен…”.
Как по ступеням, лирическая героиня восходит вверх. Она становится мудрее, ценит обретённую свободу чувства и творчества. Теперь из мира камерной, замкнутой любви лирическая героиня вырывается к любви подлинной, великой. Внутренний мир любящей женщины расширяется до глобальных, общечеловеческих масштабов, и потому в мир стихов Ахматовой входит любовь к людям, к родной земле, к Родине. Всё чётче звучат патриотические мотивы:
Тот голос, с тишиной великой споря, Победу одержал над тишиной. Во мне ещё, как песня или горе, Последняя зима перед войной.
Белее сводов Смольного собора, Таинственней, чем пышный Летний сад, Она была. Не знали мы, что скоро В тоске предельной поглядим назад.
Стихам этого периода свойствен психологизм. Чувства поэтесса передаёт через конкретную психологическую деталь: "Нестерпимо больно душе любовное молчанье…" Боль утраты не ослабела, но она теперь как песня. Для Ахматовой любовь - "пятое время года".
Отчётливей слышится мотив смерти ("Муза ушла по дороге…"):
Я долго её просила Зимы со мной подождать, Но сказала: "Ведь здесь могила, Как ты можешь ещё дышать?"
IV группа - "Подорожник"/1921/, «AnnoDomini»: "Это просто, это ясно…", "О нет, я не тебя любила…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Долгим взглядом твоим истомлённая…"
Теперь любовь становится уже "испытанием железом и огнём". Резче отчуждение в любви, но сильнее в Ахматовой сознание Родины: "вижу холм, изрытый // Над окровавленным Днестром…". Лирические стихотворения этого сборника проникнуты патриотизмом. Образ возлюбленного будет в памяти, как образ героя: "Но образ твой, твой подвиг правый // До часа смерти сохраню". Такие переживания вызваны войной, революцией:
Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам. Их грубой лести я не внемлю. Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключённый, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой…
Ахматова уже не проклинает пытку чувств, а благословляет верность любви: "Ты мне не обещан ни жизнью, ни Богом…". В стихах о любви устанавливается такое равновесие, что становится возможным сюжет, нет прежних драматических финалов, появляется диалог. Удел лирической героини - странничество. У неё появилась воля преодолеть ужас бытия, смуты сердца и времени. Героиня находит упоение в искусстве, античности, в молитве.
V группа - "Тростник"/ /: "Одни глядятся в ласковые взоры…", "От тебя я сердце скрыла…", "Творчество", "А вы, мои друзья последнего призыва!.."
В стихотворениях этого периода развивается мотив бескрылости: "Прирученной и бескрылой // Я в дому твоём живу". Если в ранней лирике утрата "крылатости" вызвана трагедией любви, то в поздней лирике - это груз бытия: "Твоё несу я бремя…" Стихи становятся более реалистичными в отличие от импрессионистического характера ранней лирики. Продолжает развиваться тема патриотизма, появляются новые мотивы - памяти: "Живые с мёртвыми: для славы мёртвых нет…", совести: "А я всю ночь веду переговоры // С неукротимой совестью своей…"
Лирическая героиня теперь уже переживает не личную драму любви, она страдающий участник и строгий судья истории: "Все на колени, все!"
VI. Этап генерализации (обобщение и систематизация результатов исследования)
Своеобразие любовной лирики:
Любовь безнадёжная, несбывшаяся.
Синтез тем любви к Родине, к человеку.
Доверительность, интимность, нежность.
Сюжетность (баллада, новелла, кино).
Мотив смерти, властности, величия, странничества, памяти, совести.
Эволюция лирической героини.
Психологизм лирической героини.
Близость стиха разговорному строю языка.
Поэтическое мастерство:
Лаконизм.
Малый объём произведения.
Мастер "говорящей" детали, "овеществление" поэтических образов.
Афористичность речи.
В результате наблюдений и обобщений звучит ответ на проблемный вопрос.
VII. Рефлексия: обменмнениями об уроке, о подготовке, о выступлениях групп.
VIII. Итоги
Оценка ответов.
Замечания учащихся учителю, себе.
IX. Установка на домашнее задание.
Методическая и лингвистическая литература.
Ефименко Н.В. Поэты не рождаются случайно… Литература в школе №1-2005.
Карсалова Е.В. Стихи живые сами говорят. Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение. - 1990.
МедведевВ.П.Изучение лирики в школе: Книга для учителя. – М.: Просвещение. - 1985.
Павловская А.И. Анна Ахматова. Литература в школе №1-2005.
Рез З.Я. Изучение лирики в школе. – Л.: Просвещение. – 1968
Русская литература XX века. 11 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. В 2-х частях. Под ред.В.В. Агеносова. - М.: Дрофа. - 1999.
Предмет, класс
Литература, 11
Тема урока, № урока по теме
Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики А.А.Ахматовой, 2-ой урок
Цель урока
Отработка навыка анализа поэтического текста
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
-организовать исследовательскую деятельность учеников с целью выявления художественного своеобразия и поэтического мастерства “женской поэзии” А.А.Ахматовой;
-вызвать интерес к изучению творчества и личности поэта;
-формировать у школьников умение ставить цели;
-развивать навыки анализа стихотворения, делать обобщающие выводы
-развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи;
-развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности при индивидуальной и групповой форме обучения;
-воспитывать читательскую культуру школьников;
-воспитывать чувство прекрасного.
Организационная структура урока
ЭТАП 1. Слово учителя. Целеполагание.
Постановка целей урока и определение проблемного вопроса.
Цель
Определение целей и проблемы урока
Длительность этапа
5 минут
Основной вид деятельности
Устная фронтальная работа под руководством учителя
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная
Функции учителя на данном этапе
Контроль результатов с последующим обобщением
Основные виды деятельности учителя
Организация коллективной работы
ЭТАП 2.
Повторение изученного
Цель
Проверить знания учащихся о жизни и творчестве поэта
Длительность этапа
5 минут
Форма организации деятельности учащихся
Индивидуальная, запись ответа на вопрос: «Что необычного и привлекательного, на ваш взгляд, в жизни А.Ахматовой?»
Функции учителя на данном этапе
Мотивация
Основные виды деятельности учителя
Объяснение, обсуждение
ЭТАП 3. Отчёты микрогрупп.
Исследовательская работа в микрогруппах по проблемному вопросу
Цель
Учитывая индивидуальную подготовку перспективного домашнего задания, в микрогруппе подготовить ответ на проблемный вопрос
Длительность этапа
20минут
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная, восприятие, работа с таблицей №2
Основной вид деятельности учащихся
Работа в микрогруппах
Функции учителя
Организация отчётных выступлений микрогрупп
ЭТАП 4.
Генерализация (обобщение и систематизация результатов исследования)
Цель
Сформулировать обобщённый ответ на проблемный вопрос урока.
Длительность
5 минут
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная
Функция учителя
Анализ, закрепление, коррекция знаний
Основной вид деятельности учащихся
Записывают ответы на проблемный вопрос о своеобразии любовной лирики и поэтическом мастерстве Ахматовой, работают с записями в таблице №2.
ЭТАП 5.
Рефлексия, подведение итогов урока
Цель
Обобщение знаний, умений, навыков
Длительность
3 минуты
Форма организации деятельности учащихся
Коллективная и групповая
Функция учителя
Оценка работы микрогрупп, организация обсуждения оценок