Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 5 класса общеобразовательных школ.
в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2013-2014 уч. Год от 19.12.2012 пр. №1067
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю. Программой предусмотрено 13 уроков развития речи, 4 зачетных работы, 4 часа внеклассного чтения.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора,
сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть.
Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями. Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом , дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся , но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т.е.включаться в диалог с писателем . Приобщение к «вечным»ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как :
.
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
• использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
• пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
• адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
• определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
• основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); пьеса-сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).
• воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;
• отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);
• видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;
• определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;
• воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;
• различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ)
• ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);
• выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);
• подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый. Выборочный и подробный пересказы;
• аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;
• написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;
• создавать сочинения-миниатюры по картине.
• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
• выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
• пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
• выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
• видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
• сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
• рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
• сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
• определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
способами ее обработки и презентации.
аргументировано оценивать их.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре.
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые(анекдотические, новеллистические). Нравственное и эстетическое содержание сказок.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.(обзор)
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А.П.Сумароков, И.И.Дмитриев)(обзор).
Аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен И.А.Крылова.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Теория литературы. Литературная сказка(начальные представления).Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Теория литературы. Художественная деталь .
Теория литературы. Аллегория(иносказание) в повествовательной литературе.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты | Формы контроля | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание |
Предметные | УУД | Личностные |
Введение |
1 | | Писатели о роли книги в жизни человека | Научиться пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе | Формирование «стартовой мотивации к обучению | | | Вопросы и задания (с. 5-6) |
Устное народное творчество |
2. | | Устное народное творчество | Научиться различать произведения малых жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи, навыкам пересказа | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. Регулятивные: выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи | Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культуры и религий. | Устный опрос | Презентация | Придумать поговорку, считалку, загадку |
3. | | Русские народные сказки. | Научиться различать сказки по видам, выявлять отличия, использовать при пересказе характерные речевые обороты. | Познавательные: уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. | Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. | Устный опрос | Презентация | Вопросы и задания (с.10-11) |
4. | | «Царевна-лягушка». | Научиться выявлять характерные художественные сказочные приемы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы) | Познавательные: уметь строить сообщение исследовательского характера в устной форме. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. Коммуникативные:уметь проявлять активность для решения коомуникативных и познавательных задач. | Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Устный опрос | Иллюстрации к сказке | Чтение сказки «Царевна-лягушка». Подготовить сказывание сказки. |
5. | | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | Научиться определять мораль сказки, композиционные части сказки, использовать при сказывании характерные речевые обороты | Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Регулятивные: Уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев | Формирование ценностного отношения к происходящим событиям | Устный опрос | | Вопросы и задания 5-7 (с. 25), чтение статей учебника (с. 26-28), сказки «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» |
6 | | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пресказы эпизодов сказок. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя; нравственно-этической ориентации, обеспечивающей личностный моральный выбор | Устный опрос | Иллюстрации к сказке | Вопросы и задания 7-8 (с. 37), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 37) |
7 | | Особенности сюжета сказки. | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пресказы эпизодов сказок. | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и путь ее достижения | Овладение техникой художественного пересказа | Устный опрос | | Подготовить выразительное чтение или пересказ русских народных сказок: о животных, бытовой, нарисовать ил-люстрации. |
8 | | Сказка о животных «Журавль и цапля». | Научиться владеть изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимать мораль сказки, составлять пресказы эпизодов сказок. | Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель Регулятивные: уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные :уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решении в совместной деятельности. | Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства. | Устный опрос | Иллюстрации к сказке | Подготовить вопросы для конкурса на знание народных сказок, иллюстрации к сказкам. Подготовить сообщение о сказочниках, собирателях сказок (А. Афанасьев, Л.Толстой, В.Аникин) |
Из древнерусской литературы. |
9 | | Древнерусская литература | Научиться понимать информацию, представленную в древнерусском тексте, составлять текст с использованием слов притчи | Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и путь ее достижения | Формирование навыка исследовательской деятельности | Фзаимопроверка | Презентация | |
10 | | Русское летописание «Подвиг отрока-киевлянина » | Научиться понимать и воспроизводить тексты древнерусской литературы | Познавательные: уметь икать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Формирование уважительного отношения к истории и культуре славянских народов. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение и пересказ отрывка из «Повести временных лет» - «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Проект – составление электронного альбома «Сюжеты и герои русских летописей» |
11. | | Отзвуки фольклора в летописи. | | | | Устный опрос | | Подготовить рассказы о М.В.Ломоносове, выразительное чтение наизусть сонета С.И.Стромилова «Ломоносов» и стихотворение Н.А.Некрасова «Школьник»; Проект «М.В. Ломоносов – великий россиянин» |
Из русской литературы 18 века |
12 | | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество | Научиться составлять первичный проект | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки коллективного чтения, уметь строить монологическое высказывание | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Индивидуальный опрос | Презентация | Составить проект – электронный |
13 | | М.В. Ломоносов. «Случилось вместе два Астронома в пиру…» | Научиться понимать смысл произведения и видеть смешное (юмор) | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста Регулятивные: уметь анализировать стихотворный текст. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение стихотворения М.В.Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» Проект – электронный альбом «Герои басен И.А. Крылова в иллюстрациях» |
Из литературы 19 века |
14 | | Басня как литературный жанр | Научиться понимать иносказательный подтекст басен и их мораль, научиться выразительно читать басни по ролям (инсценированному чтению), выявлять способы самообразования. | Познавательные: узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Коммуникативные: уметь читать вслух и понимать прочитанное. | Формирование мотивации к обучению | Устный опрос | Презентация | Подготовить рассказ о И.А.Крылове; читать басни, готовиться к викторине. |
15 | | И.А.Крылов. Мораль басни «Волк на псарне» | Научиться выразительно читать басни по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности. | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию | Устный опрос | Презентация | Подготовить выразительное чтение наизусть басни «Волк на псарне». Нарисовать иллюстрацию к басне. |
16 | | Особенности басен Крылова: «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом» | Научиться выразительно читать басни по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности. | Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умение работать по алгоритмам) Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение наизусть одной из басен. Нарисовать иллюстрацию к басне «Свинья под дубом» |
17 | | Жанр басни. Повествование и мораль в басне | Научиться анализировать баснб по алгоритму выполнения задания | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, использую изученную терминологию и полученные знания. | Формирование мотивации к обучению | Устный опрос | | Читать басни Крылова. Подготовиться к конкурсу. |
18 | | Р.Р. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова Защита проектов | Научиться выразительно читать басни по образцу из фонохрестоматии, (инсценированному чтению), навыкам проектной деятельности. | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения Регулятивные: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Коммуникативные: формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Устный опрос | | Прочитать народную сказку «Журавль и Волк» и басню Крылова «Волк и Журавль» |
19 | | Контрольный тест за I четверть | Научиться четко и правильно давать ответы на поставленные вопросы | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь определять меры усвоения изученного материала Коммуникативные: уметь делать анализ текста, использую изученную терминологию и полученные знания. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Итоговое тестирование | | |
20 | | В.А.ЖуковскийОсобенности сказки «Спящая царевна» | Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по ее содержанию. | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения. | Устный опрос | Презентация | Выразительное чтение сказки «Спящая царевна». Подготовить ответы на 2 – 5-й вопросы учебника (с. 79-80) |
21 | | Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. | Научиться определять черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки. | Познавательные: уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Регулятивные: формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Коммуникативные: уметь читать вслух, понимать прочитанное. | Овладение техникой художественного пересказа, выразительного чтения. | Устный опрос | Иллюстрации к скаке | Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка). |
22 | | Жанр баллада с творчестве В.А. Жуковского. «Кубок» | Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки. | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа, корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки коллективного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение баллады В.А.Жуковского «Кубок». Прочитать статью учебника (с. 85). Выучить определение. |
23 | | Лирика А. С.Пушкина. Стихотворение «Няне». | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, определять влияние народного творчества на формирование взглядов поэта. | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Формирование уважения к культурному наследию нашей Родины. | Устный опрос | Аудиозапись | Задания 2 (с. 89), 3 (с. 92), |
24 | | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» . | Научиться находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства, выразительно читать пролог; познакомиться с миром пушкинской сказки | Познавательные: уметь объяснять особенности стихотворной речи, учиться слышать ритм стихотворного текста. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение. | Формирование познавательного интереса | Устный опрос | Презентация | Чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина |
25 | | А. С. Пушкин. Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» | Научиться выделять основные части сказки, отвечать на поставленные вопросы по ее содержанию, оценивать поступки и поведение сказочных героев, составлять план рассказа о герое, сопоставлять содержание сказки и музыкальных произведений – иллюстраций к сказке. | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления. | Устный опрос | Иллюстрации к произведению | Вопросы и задания рубрики «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 110-111), выразительное чтение сказки |
26 | | Сходство и различие литературной сказки и сказки народной | Научиться находить основную мысль сказки, сопоставлять литературную и народную сказку, слушать художественное чтение. | Познавательные: уметь формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Регулятивные: уметь анализировать текст. Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свое мнение | Формирование навыков исследований поэтического текста | Устный опрос | | Сочинение на тему «История сказочного героя» (по «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина) |
27 | | Стихи и проза. Рифма и ритм | Научиться владеть изученной терминологией. | Познавательные: уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа Коммуникативные: уметь обосновывать и доказывать свое мнение | Формирование навыков исследований поэтического текста | Практическая работа | Презентация | Задание 3 (с. 114), сочинение стихотворения |
28 | | Мои любимые сказки А.С. Пушкина | Научиться составлять первичный проект, электронную презентацию | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы | Формирование познавательного интереса | Устный опрос | Детские презентации | Чтение сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» |
29 | | А. Погорельский Сказка «Черная курица, или Подземные жители» | Научиться составлять первичный проект, электронную презентацию «Иллюстрации к сказке Погорельского» | Познавательные: уметь объяснять особенности текста литературной сказки начала XIX века. Регулятивные: уметь выделять то, что уже усвоено, и что еще надлежит усвоить. Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение по проблеме. | Формирование мотивации к самосовершенствованию. | Устный опрос | Презентация | Прочитать текст сказки до слов: «Исторический урок его особенно его беспокоил..» Выписать непонятные слова и выражения. Краткий пересказ отрывка. |
30 | | Антоний Погорельский.Мир детсва в изображении писателя | Научиться читать сказку по ролям, подбирать цитаты из текста к иллюстрациям к сказке. | Познавательные: уметь производить поиск и выделение необходимой информации, составлять характеристику сказочного героя, давать оценку его поступкам. Регулятивные: формирование ситуации саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Коммуникативные: уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы. | Формирование познавательного интереса, навыков сопоставления. | Устный опрос | Иллюстрации к произведению | Дочитать сказку. Подготовить проект. |
31 | | М.Ю.Лермонтов. История в стихотворении «Бородино» | Научиться определять тему стихотворения, выразительно читать, применять навыки пересказа статьи учебника. | Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Регулятивные: уметь определять последовательности выполнения задач для достижения цели. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Вопросы и задания 1—2 (с. 165), 1-7 (с. 169-170), выразительное чтение |
32 | | Мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен | Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста (фонохрестоматия) | Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. | Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России. | Устный опрос | Иллюстрации к произведению | Выразительное чтение наизусть |
33 | | Н.В. Гоголь. Особенности повести «Заколдованное место» | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в повести | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. | Устный опрос | Презентация | Вопросы и задания 2 (с. 174), 3-4 (с. 184) |
34 | | Своеобразие повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место» | Научиться обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них. | Познавательные: познакомиться с фактами жизни и быта украинского народа, уметь пересказывать содержание текста с элементами анализа. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Чтение и пересказ одной из повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки» |
35 | | Анализ отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос» НА. Некрасова. | Научиться находить автобиографичные элементы в лирическом произведение, чувствовать настроение автора через его речь, аргументировать и объяснять поведение героев, оценивать их поступки, находить авторские оценки. | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт. Коммуникативные: формировать навыки работы в группе (проектные формы работы, ситуации учебного сотрудничества) | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Выразительное чтение отрывка наизусть |
36 | 36 | Н.А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Крестьянские дети» | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения. | Познавательные: познакомиться с элементами жизни и бытом русского народа, уметь составлять план и пересказывать содержание текста по плану. Регулятивные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение, составлять речевую характеристику литературных герое. | | Устный опрос | Фонохрестоматия | Чтение отрывка из поэмы Н.А. Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 205-206) |
37 | | Вн. чт. Лирика Н.А. Некрасова. «На Волге» | Научиться понимать стихотворную речь, видеть и объяснять сюжет изученного произведения. | Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста. Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Регулятивные: уметь определять последовательности выполнения задач для достижения цели. | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. | Устный опрос | | Чтение рассказа И.С. Тургенева «Муму», сообщения о детстве писателя, об истории создания рассказа «Муму» (индивидуально) |
38 | | И.С. Тургенев. Проблематика рассказа «Муму». | Научиться выявлять основную нравственную проблематику произведения. | Коммуникативные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, уметь анализировать текст. Познавательные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом. Регулятивные: формировать навыки речевого отображения содержания совершаемых действий в форме речевых значений. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | Устный опрос | Презентация | |
39 | | Герасим и его окружение | Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов. | Коммуникативные: уметь анализировать текс с целью выделения важных деталей. Познавательные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Регулятивные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | Устный опрос | Электронный альбом | Составление плана фрагмента «История Муму» (с. 222-235) |
40 | | Нравственное преображение Герасима. | Научиться словесно воспроизводить картины, созданные писателем, аргументировать свое отношение к героям произведения. | Коммуникативные: формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования. Познавательные: уметь строить речевое высказывание – доказательство. Регулятивные: уметь сотрудничать в коллективе для разрешения поставленной проблемы. | Формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста. | Устный опрос | | |
| | Смысл финала рассказа | Научиться воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов. | Коммуникативные: уметь анализировать текс с целью выделения важных деталей. Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Регулятивные: уметь определять последовательности выполнения задач для достижения цели. | Формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | Электронный альбом | Письменный ответ-рассуждение на вопрос №Почему Герасим ушел в деревню» |
42-43 | | Р.Р. Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Муму». | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы плана сочинения | Коммуникативные: уметь делать анализ текста, использую изученную терминологию и полученные знания. Познавательные: уметь проводить исследования прочитанного текста, выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Регулятивные: определять еры усвоения изученного материала. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Письменная работа | | |
44 | | «Чудные картины» А.А. Фета | Научиться выразительно читать стихотворение, находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства. | Коммуникативные: уметь анализировать текс с целью выделения важных деталей. Познавательные: уметь находить и отбирать необходимую информацию. Регулятивные: уметь определять последовательности выполнения задач для достижения цели. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Выразительное чтение одного из стихотворений А.А. Фета наизусть, чтение рассказа «Кавказский пленник» |
45 | | Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник». | Научиться понимать гуманистическую направленность произведения, анализировать эпическое произведение, использовать литературные термины в русской речи. | Познавательные: знать элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, знать содержание прочитанного. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование мотивационного познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений. | Устный опрос | Презентация | Вопросы и задания 4-6 (с. 275), 3 (с. 276) |
46 | | Жилин и Костылин. Жилин и Дина. | Научиться выявлять основную идею рассказа, видеть авторскую позицию, составлять сравнительную характеристику героев. | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: составлять план учебных действий для раскрытия цели урока, рассказывать, о чем произведение и какова его тема. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать свое мнение. | Формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных ценностей на основе литературных произведений. | Устный опрос | Электронный альбом | Устное сочинение на тему «Жилин и Костыли в полену», «Жилин и Дина» |
47 | | Гуманистический характер рассказа Л.Н. Толстого | Научиться выделять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними. | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: формировать навыки речевого общения содержания совершенных действий в форме речевых значений. | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | Устный опрос | | Написать сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы» |
48 | | Юмор А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия» | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ, работать по алгоритму выполнения презентации «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова | Познавательные: уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Регулятивные: уметь находить нужную для ответа информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества | Устный опрос | Презентация | Подготовить краткий рассказ о Чехове, выразительное чтение рассказа «Хирургия» |
49 | | Рассказы Антоши Чехонте | Научиться выразительно читать и пересказывать текс, видеть средства выразительности, придающие юмористический пафос произведению, использовать навыки проектной деятельности. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь формировать ситуацию сотрудничества. | Формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Устное сочинение «Мой любимый рассказ А.П.Чехова» |
50 | | Образы природы в русской поэзии. | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекцию коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа поэтического текста. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений о весне или о лете. |
51 | | Образ осени. Ф.И.Тютчев. Образ зимы. И.З.Суриков. | Научиться выразительно читать, анализировать стихотворения, слушать актерское чтение. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекцию коллективной деятельности. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа поэтического текста. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…» |
52 | | Рифма, ритм. Анализ стихотворения | Научиться анализировать стихотворения | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь строить высказывание с целью анализа текста. Коммуникативные: формировать навыки речевого общения содержания совершенных действий в форме речевых значений. | Формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | Презентация | Подготовиться к сочиненнию. |
53-54 | | Р.Р. Сочинение. «роль описания природы в создании настроения автора | Научиться анализировать стихотворение по алгоритму выполнения задания. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: уметь работать самостоятельно по индивидуальному маршруту выполнения проблемных зон в обучении. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Письменная работа | | Прочитать рассказ И.А.Бунина «Косцы» |
Из литературы XX века |
55 | | Вн.чт. Природа в рассказе И.А.Бунина. «Косцы». | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать рассказ. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | Электронный альбом | Эссе «В чём была «дивная прелесть» и «очарование» песен косцов?» |
56 | | В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». | Научиться анализировать текст, давать характеристики героям повести. | Познавательные: применять метод информационного поиска Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт. Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Устный опрос | Презентация | Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца. Подготовить рассказ о писателе. |
57 | | Анализ повести «В дурном обществе» | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать повесть. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | | Выполнить письменно задание 5 (с. 49 учебника). Электронный альбом иллюстраций «Мои ровесники в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе» |
58 | | Путь Васи к правде и добру | Научиться давать характеристики героям повести, выделять существенное и главное по теме в тексте. | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь пользоваться приемом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста. Коммуникативные: уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личных ценностей. | Устный опрос | Электронный альбом | Составить рассказы о героях повести: 1) о Васе; 2) о Валеке; 3) о Марусе (сравнить с Соней); 4) о Тыбурции |
59 | | Глава «Кукла» - кульминация повести. | Научиться анализировать художественный текст. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа текста. | Устный опрос | | Подготовиться к сочинению |
60-61 | | Р.Р. Путь Васи к правде и добру. Обучающее сочинение | Научиться давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. | Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование выстраивания системы личностных отношений. | Устный опрос | | Индивидуальные задания о жизни С. А. Есенина. |
62 | | . Образ родного дома в стихах Есенина | Научиться выразительно читать стихотворения, анализировать поэтический текст, использовать навыки проектной деятельности. | Познавательные: уметь икать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: уметь определять общую цель и пути ее достижения | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Устный опрос | Презентация | Подготовить рассказ о поэте, выучить наизусть стихотворение «Я покинул родимый дом…» |
63 | | Р.Р. Стихотворение «С добрым утром!» | Научиться анализировать поэтический текст. | Познавательные: уметь проводить исследование прочитанного текста. Регулятивные: уметь выбирать нужную информацию из прочитанного текста. Коммуникативные: уметь обосновывать и высказывать собственное мнение. | Формирование навыков анализа поэтического текста. | Практическая работа | Фонозрестоматия | Закончить творческую работу, выучить наизусть стихотворение «С добрым утром!» |
64 | | П.П.Бажов. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки | Научиться различать жанр сказа и сказки, анализировать текста. | Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структуировать знания. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Устный опрос | Презентация | Подготовить выразительное чтение сказа «Мед-ной горы Хозяйка». Выполнить 6-е задание (с. 68) |
65 | | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | Научиться понимать сюжет произведения, видеть реальное и фантастическое в сказе. | Познавательные: уметь пересказывать содержание теста. Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии – самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности Коммуникативные: уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. | Устный опрос | Презентация | Вопрос 2, стр. 69 (письменно) |
66 | | Стремление к совершенному мастерству. | Научиться выразительно пересказывать и анализировать фрагмент сказа, давать характеристики героям сказа, выяснять значение диалектных слов. | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для рещения различных коммуникативных задач. | Формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа. | Устный опрос | Электронный альбом | Подготовить рассказ о Степане. Выразительное чтение сказа «Малахитовая шкатулка» |
67 | | Сказы П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка». | Научиться анализировать художественный текст, выразительно читать и пересказывать повесть. | Познавательные: уметь пересказывать содержание теста. Регулятивные: уметь пользоваться приемом продуктивного чтения для выработки алгоритма самостоятельного освоения текста. Коммуникативные: уметь владеть монологической и диалогической формами речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее. | Воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны. | Устный опрос | Электронный альбом | Читать сказы П.П.Бажова |
68 | | К. Г. Паустовский: Проблемы сказки «Теплый хлеб». | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, выдеть особенности изображения героев литературной сказки. | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, видеть особенности изображения героев литературной сказки. Регулятивные: развивать способности к регуляции деятельности по решению поставленных задач. Коммуникативные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. | Самопроверка | Презентация | Подготовить выразительное чтение эпизода «Разговор бабки с Филькой» |
69 | | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героя, определять отличительные черты романтизма, выявлять романтическую настроенность произведений писателя. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающегося в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок. | Устный опрос | Электронный альбом | Выписать сравнения и эпитеты (с определяемыми словами) из описания пути Фильки к Панкрату или выполнить 8-е задание. Читать «Заячьи лапы» |
70 | | К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | Научиться определять тему произведения, выделять нравственную проблему, видеть особенности изображения героев литературной сказки, слушать и оценивать актерское чтение, анализировать текст. | Познавательные: уметь видеть тему и проблему произведения, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные: развивать способности к регуляции учебной деятельности. Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество в коллективе, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Взаимопроверка | Презентация | Отметить в тексте рас-сказа «Заячьи лапы» строки, в которых писатель помогает нам увидеть необычное в обычном |
71 | | Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» | Научиться анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования. | Познавательные: уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью. Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование навыков анализа текста, расширение кругозора. | Устный опрос | | Написать (закончить) сочинение-миниатюру «Я увидел чудо…», прочитать сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» |
72 | | С.Я.Маршак. Особенности жанра пьесы-сказки «Двенадцать месяцев» | Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Познавательные: научиться искать и выделять необходимую информацию, формировать способность к освоению новых видов деятельности. Регулятивные: развивать способность к регуляции учебной деятельности, научиться оценивать полученную информацию с точки зрения нужности. Коммуникативные: уметь работать в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров. | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения. | Взаимопроверка | Презентация | Повторить роды литературы. Подготовить выразительное чтение своей роли по полному тексту пьесы. |
73 | | Художественные особенности пьесы-сказки | Научиться пересказывать и анализировать фрагменты сказки, выразительно читать пьесу по ролям, слушать и оценивать актерское чтение, видеть традиции народной сказки в пьесе С. Я. Маршака. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников, анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения. | Формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения. | Устный опрос | Электронный альбом | Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Роды и жанры литературы». Выразительное чтение своей роли и рассказ о «своем» персонаже |
74 | | Роды и жанры литературы. | Научиться объяснять жанровые особенности произведения, выяснять значение незнакомых слов, выразительно читать пьесу по ролям | Познавательные: овладеть навыками смыслового чтения, уметь структурировать знания. Регулятивные: уметь ставить совместно с учителем учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала. Коммуникативные: уметь ставить вопросы, обращаться за помощью, адекватно использовать средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Практическая работа | | Подготовиться к тесту. |
| | Итоговый тест за III четверть. | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическую высказывание, формулировать свою точку зрения. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Тестирование | | Прочитать рассказ Платонова «Никита» |
76 | | А. П. Платонов. Главный герой рассказа «Никита». | Научиться давать характеристику главного героя рассказа, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Познавательные: Научиться понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: уметь научиться планировать ответ, комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, проектировать, оценивать действия партнеров. | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитания личностных ценностей на основе образов героев. | Устный опрос | Презентация | Вопрос 4, стр. 122 (письменно) |
77 | | Характеристика героев. Язык рассказа А.П.Платонова | Научиться видеть особенный мир детства главного героя, соотносить реальное и фантастическое в рассказе. | Познавательные: Уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитания личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Устный опрос | Электронный альбом | Подобрать пословицы о труде; прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро» (с. 117-146) |
78 | | В.П.Астафьев Композиция рассказа «Васюткино озеро» | Научиться определять автобиографические черты рассказа, основную мысль рассказа, анализировать композицию произведения. | Познавательные: научиться понимать текс в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью, комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать, корректировать, оценивать действия партнеров. | Формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных героев на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Самопроверка | Презентация | Подготовить ответы на 1 - 7-й вопросы (с. 146-147); 12-е задание (с. 147) выполнить письменно |
79 | | Человек и природа в рассказе | Научиться давать характеристику поступкам героя, определять значение картин природы, самостоятельной работе с текстом. | Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из различных источников Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, принимать решения и делать выбор. | Формирование оценки художественных призведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Устный опрос | | Составить сложный план к сочинению по теме «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)» |
80-81 | | Р.р. Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». | Научиться давать характеристики героям повести, анализировать текст, составлять план и подбирать материалы по теме сочинения. . | Познавательные: уметь формулировать тему сочинения, составлять план сочинения по заданной теме. Регулятивные: уметь составлять план действий для достижения цели, формировать навыки самоконтроля. Коммуникативные: адекватно использовать разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Формирование выстраивания системы личностных отношений | Письменная работа | | Прочитать рассказы В.П.Астафьева «Зачем я убил коро-стеля?», «Бе-логрудка» |
82 | | Вн.чт. В.П.Астафьев «Бе-логрудка» | Научиться анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования. | Познавательные: Уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Устный опрос | | Подготовить художественный пересказ понравившихся эпизодов. |
83 | | Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. | Научиться выразительно читать стихотворения, сопоставлять литературные произведения одно с другим, развивать патриотические чувства. | Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыка анализа художественного текста. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Устный опрос | Презентация | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» |
84 | | Жанр поэмы-баллады «Сын артиллериста» | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть, владеть элементами анализа поэтического текста, навыками монологической речи. | Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыка анализа художественного текста. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение стихотворения К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете» |
85 | | Р.Р. Слово о писателях-фронтовиках | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть навыкам монологической речи. | Познавательные: уметь воспринимать стихотворный текст, вычленять нужную информацию, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыка анализа художественного текста. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа, формировать умение работать в группе. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание. | Формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | Устный опрос | Ученические презентации | Повторить стихотворения И.А.Бунина, которые изучались в начальной школе |
86 | | Лирика И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…» | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть навыкам монологической речи. | Познавательные: уметь икать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | Устный опрос | Фонохрестоматия | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Помню – долгий зимний вечер…» |
87 | | Особенности лирики Н.М.Рубцова.. «Города и годы» | Научиться выразительно читать стихотворения наизусть навыкам монологической речи. | Познавательные: уметь икать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки сопоставительного анализа художественных текстов. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планировать алгоритм ответа. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | Устный опрос | | Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Н.М.Рубцова «Родная деревня» |
88 | | Саша Черный. Юмор рассказа «Кавказский пленник». | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тесте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширять представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора. | Познавательные: уметь икать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь формулировать свою точку зрения в монологическом высказывании | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | Самопроверка | Презентация | Написать сочинение «Как мы играли в Робинзона (индейцев, путешественников…)» |
89 | | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | Научиться сопоставлять литературные произведения одно с другим, характеризовать героев и их поступки, находить в тесте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер; расширять представления о юморе в литературе; развивать творческие способности, чувство юмора. | Познавательные: уметь икать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Регулятивные: уметь анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения и позицию. | Формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности. | Устный опрос | Презентация | Подготовить выразительное чтение наизусть одного из стихотворений-шуток |
90 | | Итоговый урок по теме «Русская литература XIX-XX в.в.» | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическую высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Тестирование | | |
Из зарубежной литературы |
91 | | Р. Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». | Научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки. | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответе, корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения. | | Аудиозапись музыкального исполнения баллады | Выразительное чтение баллады. |
92 | | Особенности романа Д.Дефо. «Робинзон Крузо» | Научиться выразительно пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки, прослеживать изменения в поведении и характере героя, понимать значение романа в истории литературы. | Познавательные: научиться понимать текс в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способность к регуляции учебного действия (самостоятельность, целенаправленность), научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе, проектировать работу в группе: контролировать. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений. | Взаимопроверка | Презентация | Письменное рассуждение: «О чём свидетельствует дневник героя?» |
93 | | Х.К.Андерсен Сказка «Снежная королева» | Научиться отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки. | Познавательные: научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способность к регуляции учебного действия (самостоятельность, целенаправленность), научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь применять полученные знания при ответе. | Формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этического оценивания содержания художественного произведения. | Самопроверка | Презентация | Подготовить краткий пересказ сказки Х.К Андерсена «Снежная королева», ответы на вопросы учебника |
94 | | Два мира сказки «Снежная королева» | Научиться понимать ценность дружбы и силу любви. | Познавательные: уметь выдвигать гипотезы при работе и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: уметь подбирать в тексте доказательства своим гипотезам, корректировать ответ; мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели. Коммуникативные: уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ. | Формирование оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей. | Устный опрос | Электронный альбом | Письменный ответ на вопрос: почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? Прочитать литературные сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салта-не…», Х.К.Андерсена «Огни-во»,Б.Гримм «Белоснежка и семь гномов») |
95 | | Р.Р. Писатели-сказочники и их герои | Научиться отличать литературную сказку от народной, выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки. | Познавательные: научиться видеть композицию произведения, понимать текст в общем, искать и выделять необходимую информацию. Регулятивные: развивать способность к регуляции учебного действия (самостоятельность, целенаправленность), научиться комментировать полученную информацию. Коммуникативные: уметь применять полученные знания при ответе, адекватно использовать речевые средства и грамотно конструировать ответ. | Формирование познавательного интереса к творчеству сказочников, нравственно-этического оценивания содержания художественного произведения. | Устный опрос | Презентации учащихся | Ответить на вопрос: почему так много писателей обращается к жанру «литературной сказки»? Подготовить иллюстрации к любимой литературной сказке. |
96 | | Вн. чт. Ж.Санд: «О чем говорят цветы». | Научиться анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования. | Познавательные: Уметь анализировать объект с целью выделения существенных признаков. Регулятивные: уметь анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата. Коммуникативные: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Устный опрос | Электронный альбом | Подготовить творческое выступление |
97 | | Р.Р. Творческое выступление «О чем рассказал мне цветок» | Научиться анализировать текст, определять композиционно-языковые особенности повествования. | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения, развивать навыки анализа художественного текста, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответе, корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения. | Формирование нравственно-этического видения. | Устный опрос | | Прочитать «Приключения Тома Сойера» М.Твена |
98 | | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Взаимопроверка | Презентация | Подготовить краткий рассказ об авторе. Сравнить Тома и Сида. Подготовить сообщение «Том и его друзья». |
99 | | Том Сойер и его друзья | Научиться выразительно пересказывать текст, давать характеристику героев и их поступков, находить в тексте изобразительно-выразительные средства. | Познавательные: уметь искать и выделять нужную для характеристики героя информацию, выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать, делать выводы. Регулятивные: применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения. | Формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных героев на основе личностных ценностей. | Устный опрос | Электронный альбом | Ответить письменно на вопрос: каким представляется вам Том, какими чертами характера наделил его автор?Подготовиться к тесту |
100 | | Итоговый тест за год | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа (тест) Регулятивные: уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь строить монологическую высказывание. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | Тестирование | | |
101 | | Урок игра «Что, где, когда» | Обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки. | Познавательные: овладеть навыком смыслового чтения, формировать навыки выразительного чтения. Регулятивные: выполнять учебные действия, уметь планировать алгоритм ответе, корректировать ответ. Коммуникативные: формировать навыки комментированного чтения. | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля. | | | |
102 | | Читаем летом | | | | | | |