В 9 классе начинается линейный курс на историко - литературной основе (древнерусская литература – литература 18 века – литература первой половины 19 века), который будет продолжен в старшей школе. В этой возрастной группе идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы. активизируется связь курса литературы с формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей, более определённую филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся.
Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко- литературной основе.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса литературы в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.)
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и её роль в духовной жизни человека.
В программе соблюдена системная направленность — курс 9 класса представлен разделами:
В разделах 1—6 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в * Методическом письме о преподавании учебного предмета “Литература” в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
№ п/п | Тема урока | час | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | |
Личностные | Метапредметные и Предметные | |
1 | Литература и её роль в духовной жизни человека | 1 | Чтение и обсуждение статьи учебника «Слово к девятиклассникам», эмоциональный отклик и выражение личного читательского отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выполнение тестов. | воспитание любви к Отечеству, его истории, литературе и культуре; формирование ответственного отношения к учению, интереса к чтению, уважения к труду, в том числе к труду писателя и читателя | развитие умения определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, работать в группе совершенствование навыков смыслового чтения осознание роли чтения и изучения литературы для развития личности; понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. | |
2 | Литература древней Руси. «Слово о полку Игореве» -величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. | воспитание уважения к Родине, её истории, древнерусской литературе и культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русского народа | осознание роли изучения древнерусской литературы для развития личности; воспитание читателя, готового участвовать в обсуждении прочитанного, составлять устные и письменные высказывания. | |
3 | Центральные образы «Слова о полку Игореве» | 1 | Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова…». Характеристика героев «Слова…». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций к «Слову…» и фрагментов из оперы «Князь Игорь». | воспитание патриотизма и уважения к культурному наследию Древней Руси; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | воспитание читателя, способного осуществлять смысловой и эстетический анализ текста, участвовать в обсуждении прочитанного; развитие умения сопоставлять «Слово…» с произведениями других искусств. | |
4 | Образ автора и поэтика «Слова о полку Игореве» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Устный и письменный анализ фрагмента в формате ОГЭ. Выводы об особенностях тематики, проблематики и художественного мира «Слова…». | развитие эстетического сознания через освоение наследия древнерусской литературы и творческую деятельность | воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его в устных и письменных высказываниях, понимать литературные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. | |
5 | Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Знакомство с канонами классицизма, национальной самобытностью русского классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Составление лексических и историко-культурных комментариев. | воспитание уважения к Отечеству, его культуре; развитие эстетического сознания через освоение русской литературы XVIII века | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания | |
6 | М.В. Ломоносов Жизнь и творчество (обзор). «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. | воспитание уважения к Отечеству, его истории; развитие ответственного отношения к учёбе на основе мотивации к познанию | обеспечение культурной самоидентификации на основе изучения биографии и произведений Ломоносова; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное | |
7 | М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | Выразительное чтение оды. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Составление словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Формулирование выводов об особенностях художественного мира, проблематики и тематики од Ломоносова | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству и его истории, чувства долга перед Родиной, ответственного отношения к учению | осознание эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений XVIII века; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | |
8 | Г.Р. Державин. Жизнь и творчество (обзор) «Властителям и судиям» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение оды. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев и словарика устаревших слов и их современных соответствий. Устный или письменный ответ на вопрос. | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, развитие эстетического сознания через освоение литературного наследия Г. Р. Державина | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, воспринимать, обсуждать, анализировать и интерпретировать прочитанное | |
9 | Г.Р. Державин «Памятник» Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я памятник…» | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выводы о специфике художественного мира, проблематики и тематики стихов Г. Р. Державина. Подбор цитат из текста оды на тему «Поэтическое творчество». | воспитание чувства долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение поэтического наследия Г. Р. Державина | понимание литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | |
10 | Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»: сюжет и герои; новые черты русской литературы | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Н. М. Карамзина. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Анализ повести с учётом идейно-эстетических особенностей сентиментализма. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «сентиментализм». Выявление характерных для произведений сентиментализма тем, образов и приёмов изображения человека. | воспитание нравственных чувств и поведения; уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | |
11 | Н.М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устное монологическое высказывание. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | развитие эстетического сознания через освоение наследия литературы русского сентиментализма; формирование коммуникативной | осознание эстетических возможностей литературы сентиментализма; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях | |
12 | Р.Р. Письменный ответ на проблемный вопрос по литературе XVIII века «Чем современна литература XVIII века?» | 1 | Составление плана и текста ответа на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ | формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к познанию | воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях. | |
13 | В.А.Жуковский. Романтический образ моря в стихотворении «Море». Границы невыразимого в стихотворении «Невыразимое» | 1 | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве В.А. Жуковского. Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Выявление характерных для романтической лирики тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика особенностей поэзии русского романтизма (язык, композиция, образы времени и пространства, образ романтического героя). Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие элегия. | воспитание уважения к Отечеству, деятелям русской культуры; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия поэзии Жуковского | воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях; осознание значимости изучения литературы для познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека, природы и общества; развитие умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | |
14 | В.А. Жуковский «Светлана»: черты баллады | 1 | Выразительное чтение баллады. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение роли фольклорных мотивов, образов, поэтических средств Работа со словарём литератур. терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие баллада | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; осознание роли семьи в жизни человека; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
15 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор) | 1 | Конспектирование лекции учителя. Устный рассказ о биографии и творчестве писателя. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление хронологической таблицы | воспитание уважения к Отечеству, чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование доброжелательного отношения другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | осознание значимости чтения и изучения литературы для гармонизации отношений человека и общества; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение | |
16 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Проблематика и конфликт | 1 | Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Обсуждение списка действующих лиц и комментирование их говорящих фамилий. Характеристика сюжета пьесы, её тематики, проблематики, жанра, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие комедия | развитие морального сознания, компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных чувств и поведения | понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения аргументировать своё мнение, создавать устные и письменные высказывания, участвовать в обсуждении прочитанного | |
17 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Фамусовская Москва | 1 | Выразительное чтение фрагментов. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика героев комедии. Устный или письменный ответ на вопрос. Подбор цитат по теме «Фамусовская Москва». | воспитание уважения к Отечеству и социально значимому труду; развитие морального сознания и нравственных чувств | понимание значимости чтения и изучения русской литературы как особого способа познания жизни; осознание художественной картины мира, отражённой в драматическом произведении. | |
18 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого | 1 | Выразительное чтение наизусть и по ролям. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика главного героя комедии. Выявление романтических и реалистических принципов изображения жизни и человека. | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; формирование нравственных чувств и нравственного поведения | осознание значимости чтения и изучения литературы для гармонизации отношений человека и общества; воспитание читателя, способного воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное | |
19 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 | Выразительное чтение наизусть и по ролям. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление в комедии признаков классицизма, романтизма и реализма, особенностей её художественного мира, сюжета, проблематики и тематики. Обсуждение иллюстраций к пьесе. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях. | |
20 | А.С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике И. А. Гончарова. «Мильон терзаний». | 1 | Восприятие литературно-критической статьи. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение театральных постановок и киноверсий комедии. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню литературоведения; развитие коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности | владение процедурами смыслового и эстетического анализа на основе понимания принципиальных отличий художественного текста от научного и публицистического | |
21-22 | Р.Р. А.С. Грибоедов. «Горе от ума» Контрольный письменный ответ на проблемный вопрос | 1 | Создание текста на литературном материале с использованием жизненного и читательского опыта. Составление плана ответа на проблемный вопрос. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Выполнение тестов, создание текста в формате заданий КИМ ОГЭ по литературе | формирование ответственного отношения к учению, готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | воспитание читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера | |
23 | А.С. Пушкин: жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики А.С.Пушкина. Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Отбор и обобщение дополнительного материала о биографии поэта. Обсуждение изображений поэта и портретов людей из его окружения (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Выразительное чтение стихотворений. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение характерных признаков лирических жанров. | формирование ответственного отношения к учению и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, планировать своё досуговое чтение. | |
24 | Одухотворенность и чистота любви в стихотворениях А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил…» | 1 | Восприятие и выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. Выявление тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихов о любви. | формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, гражданской позиции; развитие морального сознания и нравственных чувств | осознание взаимосвязи между своим интеллектуальными социальным ростом, способствующим нравственному, эмоциональному, творческому развитию; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное | |
25 | Слияние личных, гражданских и философских мотивов в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Два чувства дивно близки нам…» Письменный ответ на проблемный вопрос по лирике А.С. Пушкина | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Соотнесение содержания стихотворений с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выявление особенностей ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии. Составление плана ответа на вопрос. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | развитие эстетического сознания через освоение наследия русской поэзии; осознание своей судьбы в единстве с судьбой Отечества и осмысление возможности объяснять жизненные явления силами | осознание значимости изучения литературы для познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; воспитание читателя, способного создавать устные и письменные высказывания. | |
26 | А.С. Пушкин. «Цыганы» «Моцарт и Сальери» Проблема «гения и злодейства». | 1 | Запись лекции учителя. Выразительное чтение поэмы. Устный или письменный ответ на вопрос. Соотнесение содержания поэмы с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литератур терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие трагедия | формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | развитие умения осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | |
27 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие роман в стихах. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы; формирование готовности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию | понимание литературы как средства познания мира и себя в этом мире, как особого способа познания жизни; развитие умения аргументировать своё мнение и участвовать в обсуждении прочитанного | |
28 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Главные мужские образы романа | 1 | Выразительное чтение фрагментов романа в стихах. Соотнесение содержания романа в стихах с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. | формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | обеспечение культурной самоидентификации на основе изучения выдающихся произведений русской литературы; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа. | |
29 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Главные женские образы романа | 1 | Выразительное чтение фрагментов романа в стихах (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Сопоставление Татьяны и Ольги. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; осознание роли семьи в жизни человека | осознание значимости чтения и изучения литературы как особого способа познания жизни; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | |
30 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Взаимоотношения главных героев | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания романа. | воспитание нравственных чувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; формирование готовности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания | развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать литературное произведение; сознательно планировать своё досуговое чтение. | |
31 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Образ автора | 1 | Выразительное чтение. Характеристика образа автора. Различение образов автора-повествователя и автора-персонажа. Выявление роли лирических отступлений. Анализ различных форм выражения авторской позиции | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его литературе и культуре; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения | осознание значимости изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
32 | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни «Евгений Онегин» в зеркале русской критики | 1 | Выразительное чтение наизусть. Устные монологи на литературоведческую тему. Устный или письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение фрагментов литературно-критических статей. Конспектирование литературно-критической статьи. Выводы об особенностях художественного мира романа, его сюжета, проблематики и тематики в оценках русской критики. Сопоставление романа А. С. Пушкина и одноимённой оперы П. И. Чайковского. Обсуждение театральных или кинематографических версий романа в стихах. Работа со словарём литератур терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие реализм. | воспитание уважения к Отечеству; формирование ответственного отношения к учению; совершенствование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | воспитание читателя, способного осознавать картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | |
33-34 | Р.Р. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». (Подготовка к сочинению по произведению в формате ОГЭ) | 1 | Повторение, структурирование и предъявление знаний о романе. Устный или письменный ответ на проблемный вопрос. Написание сочинения на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. | формирование ответственного отношения к учению, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | развитие умений создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера | |
35 | М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта «Парус», «И скучно и грустно…» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений. Обсуждение романсов на стихи Лермонтова | формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического со знания через освоение художественного наследия русской литературы | осознание значимости изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; совершенствование навыков смыслового и эстетического анализа текста | |
36 | Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова Стихотворения «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк». Проект | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. | воспитание уважения к Отечеству, русской литературе и культуре; формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа; воспитание читателя, способного создавать устные и письменные высказывания. | |
37 | М.Ю. Лермонтов. Любовь в лирике поэта: Стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». | 1 | Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение романса на стихи Лермонтова. | формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать лирику. | |
38 | М.Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика лирического героя | воспитание любви к Отечеству, уважительного отношения к труду; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | осознание значимости изучения литературы для своего дальнейшего развития, гармонизации отношений человека и общества; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного. | |
39 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: общая характеристика романа | 1 | Конспектирование лекции учителя. Сообщение об истории создания романа. Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета романа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия композиция, психологический роман. Выявление системы образов и особенностей композиции романа. Сопоставление сюжета и фабулы романа. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | формирование потребности в чтении как средстве по знания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, способного осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении. | |
40 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Бэла», «Максим Максимыч»): загадки образа Печорина | 1 | Выразительное чтение. Выявление характерных для реалистического романа тем, образов и приёмов изображения человека. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. Анализ различных форм выражения авторской позиции. | формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку; развитие компетентности в решении моральных проблем | развитие способности понимать произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; умения аргументировать своё мнение и участвовать в обсуждении прочитанного. | |
41 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (главы «Тамань», «Княжна Мери»). «Журнал Печорина» | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Выявление особенностей образа рассказчика в «Журнале Печорина». Анализ ключевых эпизодов. | развитие морального сознания, формирование нравственных чувств, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению мировоззрению, культуре, языку | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
42 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени» (глава «Фаталист» | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Формулировка выводов о характере героя. Анализ ключевого эпизода новеллы. Обсуждение иллюстраций к роману. | формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | формирование умений осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | |
43 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: дружба в жизни Печорина | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Сопоставление персонажей романа и их сравнительная характеристика. | формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; развитие готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | осознание значимости изучения литературы для познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества; формирование умений анализировать и интерпретировать прочитанное | |
44 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: любовь в жизни Печорина | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика персонажей романа. | формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях. | |
45 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: оценки критиков | 1 | Характеристика художественного мира романа и соотнесение его содержания с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики романа. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской критики | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий художественного текста от научного. | |
46 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта | 1 | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Переписывание и проверка созданного текста. Выполнение тестов, создание текстов в формате заданий КИМ ОГЭ по литературе | формирование ответственного отношения к учению; развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера | проверка уровня овладения процедурами смыслового и эстетического анализа текста; развития умений создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста | |
47 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). «Мёртвые души». Обзор содержания, история создания поэмы | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии Гоголя. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания, жанра и композиции. | воспитание патриотизма, ответственности перед Родиной, уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умений анализировать текст, осознавать художественную картину мира в литературе на уровне интеллектуального осмысления. | |
48 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ города | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие сатира. | развитие умения определять способы действий в рамках предложенных условий, работать в группе, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного создавать устные и письменные высказывания, воспринимать и анализировать текст. | |
49 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образы помещиков. Манилов.. | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Использование знаний о «вечных» образах мифологии и мировой литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие литературный тип. Обсуждение иллюстраций. | развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста | |
50 | Система образов поэмы. Обучение анализу эпизода. Образ Ноздрёва | 1 | |
51 | Образ Коробочки | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Использование знаний о «вечных» образах мифологии и мировой литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие литературный тип. Обсуждение иллюстраций. | развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста | |
52 | Образ Собакевича | 1 | |
53 | Образ Плюшкина | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Использование знаний о «вечных» образах мифологии и мировой литературы. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие литературный тип. Обсуждение иллюстраций. | развитие компетентности в решении моральных проблем, формирование нравственных чувств и коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; развитие умения участвовать в обсуждении прочитанного; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста | |
54 | Н.В. Гоголь. «Мёртвые души»: образ Чичикова | 1 | Устный или письменный ответ на вопрос. Объяснение жизненной основы и художественной условности, индивидуальной неповторимости и типической обобщённости образа героя. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия герой и антигерой. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование уважительного отношения к труду; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
55 | Образ России, народа и автора в поэме | 1 | Выразительное чтение. Подбор цитат на тему «Образ Родины в поэме». Определение художественной функции вне сюжетных элементов композиции поэмы (лирических отступлений). Выявление в поэме признаков эпического и лирического родов. | воспитание патриотизма; осознание своей принадлежности к русскому народу; формирование нравственных чувств и коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | развитие умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления | |
56 | Специфика жанра поэмы | 1 | Характеристика художественного мира поэмы. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия сатира, юмор, ирония, сарказм. | формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения, коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | развитие умений осознавать художественную картину мира, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | |
57 | Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души» в критике В.Г.Белинского | | Характеристика художественного мира поэмы и соотнесение её содержания с принципами изображения жизни и человека. Выводы об особенностях художественного мира, сюжета, проблематики и тематики поэмы. | формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического сознания через освоение художеств наследия русской критики | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий художественного текста от научного. | |
58 | Контрольная работа по творчеству Гоголя | 1 | Составление плана ответа на проблемный вопрос. Создание письменного высказывания на литературном материале с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Поиск ошибок и редактирование черновых вариантов своих письменных работ. | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера. | воспитание читателя, способного аргументировать своёмнение и создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | |
59 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и творчество (обзор) | 1 | Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве Ф.М. Достоевского. Выразительное чтение фрагментов повести. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Анализ повести с учётом идейно-эстетических особенностей сентиментализма. Устный или письменный ответ на вопрос. | формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | уметь определять меры усвоения изученного материала. | |
60 | Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»: образ главного героя | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение повести. Характеристика сюжета, тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания произведения. Участие в коллективном диалоге. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; совершенствование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | |
61 | Образ Настеньки | 1 | Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия повесть, психологизм литературы. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности | осознание чтения и изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | |
62 | Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Ф.М.Достоевского | | Конспектирование лекции учителя. Характеристика сюжета и героев повести, её идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие «сентиментализм». Выявление характерных для произведений сентиментализма тем, образов и приёмов изображения человека. | формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. | узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам). формировать навыки выразительного чтения, коллективного взаимодействия. | |
63 | А.П. Чехов. «Смерть чиновника» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважительного отношения к труду; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста. | |
64 | Эволюция образа «маленького человека» в литературе 19 века | 1 | |
65 | Чеховское отношение к «маленькому человеку» | 1 | Повышение филологической грамотности (работа с литературным текстом). | формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию. | выделять и формулировать познавательную цель. | |
66 | А.П. Чехов. «Тоска» | 1 | Выразительное чтение по ролям. Устное рецензирование актёрского чтения. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие рассказ. | формирование доброжелательного отношения к человеку, умения вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; воспитание ответственного отношения к своим поступкам | обеспечение культурной самоидентификации при изучении выдающихся произведений русской литературы; формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное. | |
67 | Проект. Составление коллективного иллюстрированного сборника рефератов на тему «Образ» «маленького человека» | 1 | составление плана устного ответа | формировать навыки исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста. | |
68 | Р.Р.Подготовка к сочинению «Боль и тоска в изображении А.П.Чехова» | 1 | Развитие творческого воображения (выполнение творческого задания). Написание сочинения | формировать навыки взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. | узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. | |
69-70 | Р.Р.Написание сочинения | 1 | |
71 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений (обзор) | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. | воспитание патриотизма, осознания своей принадлежности к русскому народу; формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное | |
72 | И.А.Бунин. Жизнь и творчество (обзор) | 1 | Повышение филологической грамотности (работа с литературным текстом). | формирование нравственных чувств и нравственного поведения; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного создавать устные и письменные высказывания, планировать своё досуговое чтение. | |
73 | И.А. Бунин. «Тёмные аллеи» | 1 | Выявление характерных для рассказов писателя тем, образов и приёмов изображения человека. Выявление признаков эпического и лирического родов в рассказе. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятия деталь, психологизм | |
74 | «Поэзия» и «проза» русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи» | 1 | |
75 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество (обзор). «Собачье сердце». | | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве М. А. Булгакова. Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания | формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | развитие умений осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | |
76 | Смысл названия повести. Система образов повести | | |
77 | Поэтика Булгакова - сатирика Прием гротеска в повести «Собачье сердце» | | Выразительное чтение. Соотнесение содержания повести с реалистическими и фантастическими принципами изображения жизни и человека. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия гротеск, художественная условность, фантастика, сатира. Обсуждение театральных или кинематографических версий повести. | формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы | осознание эстетических возможностей изучения выдающихся произведений русской литературы; воспитание читателя, способного создавать устные и письменные высказывания | |
78 | М.А. Шолохов. «Судьба человека»: проблематика и образы | 1 | Конспектирование лекции учителя. Рецензирование исполнения актёров. Характеристика сюжета произведения, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | воспитание уважения к Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие морального сознания нравственных чувств и нравственного поведения | обеспечение русской культурной самоидентификации; развитие навыков смыслового и эстетического анализа текста на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | |
79 | Поэтика рассказа «Судьба человека»: | 1 | Выразительное чтение рассказа. Соотнесение его содержания с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия композиция, автор, рассказчик, рассказ-эпопея. Обсуждение кинематографической версии рассказа. | формирование ответственного отношения и мотивации к учению, уважительного отношения к труду, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения | воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста на основе понимания его принципиальных отличий от научного и публицистического. | |
80 | А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: проблематика, образ рассказчика | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве писателя. Выразительное чтение. Характеристика сюжета рассказа, его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Различение образов рассказчика и автора-повествователя. | формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре | понимание литературы как одной из национально-культурных ценностей народа; осознание картины жизни, отражённой в литературном произведении, на уровне интеллектуального осмысления. | |
81 | А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»: образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 1 | Выразительное чтение. Характеристика героев и средств создания их образов. Сравнительная характеристика персонажей. Работа со словарём литературоведческих терминов. Подбор примеров, иллюстрирующих понятие притча. | формирование доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; освоение нравственных чувств и нравственного поведения | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического | |
82 | Направления русской поэзии 20 века (обзор) Поэзия Серебряного века. А.А. Блок. «Ветер принёс издалёка…», «О, весна, без конца и без краю…» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве А. А. Блока. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения; развитие эстетического со-знания через освоение художественного наследия Серебряного века | осознание эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений русской поэзии; формирование умений анализировать и интерпретировать прочитан. | |
83 | А.А. Блок «О, я хочу безумно жить…», стихи из цикла «Родина» | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта. | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия поэзии Серебряного века | обеспечение российской культурной самоидентификации на основе изучения выдающихся произведений русской поэзии; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа лирического текста. | |
84 | С.А. Есенин. Тема России в есенинской поэзии | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве С. А. Есенина. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Определение общего и индивидуального в литературном образе Родины в творчестве поэта. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Край ты мой заброшенный…», «Разбуди меня завтра рано…» | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, его прошлому; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа лирического текста. | |
85 | С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека. Стихи о любви | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение песен на стихи С. А. Есенина. «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» | воспитание патриотизма, уважения к Отечеству; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности | осознание значимости изучения литературы как средства познания мира и себя в этом мире; развитие умения создавать устные и письменные высказывания аналитического и интерпретирующего характера. | |
86 | В.В. Маяковский. «А вы могли бы?» | 1 | Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве В. В. Маяковского. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. | воспитание патриотизма, уважительного отношения к социально значимому труду; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности | овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного и публицистического. | |
87 | В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Люблю» (отрывок), «Прощанье» | 1 | Выразительное чтение. Характеристика ритмико-метрических особенностей, представляющих тоническую систему стихосложения. Выявление изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия рифма, способы рифмовки | формирование коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии - | осознание значимости изучения литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного. | |
88 | Контрольное тестирование (промежуточная аттестация) | 1 | Выполнение тестов по литературе для выпускников 9 класса. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. | проверка уровня знаний обучающихся, формирование ответственного отношения к учению, способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | выявление уровня подготовки обучающихся, способных создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера | |
89 | М.И. Цветаева. Стихи о любви и смерти. | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Определение видов рифм. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие рифма. «Бабушке», «Идёшь, на меня похожий…», «Мне нравится», «Откуда такая нежность | воспитание российской гражданской идентичности, уважения к Отечеству; формирование нравственных чувств | обеспечение самоидентификации с русской культурой на основе изучения выдающихся произведений русской поэзии; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа поэтического текста | |
90 | М.И. Цветаева. Стихи о поэзии и о России | 1 | Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие способы рифмовки. «Стихи к Блоку», «Родина», «Стихи о Москве» | воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; осознание своей принадлежности к русской нации; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; воспитание читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного. | |
91 | Н.А. Заболоцкий. Стихи о человеке и природе. Тема любви и смерти в лирике поэта | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение.Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге «Я не ищу гармонии в природе» «Завещание». | формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности, основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления | понимание литературы как особого способа познания жизни; совершенствование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. | |
92 | Н.А.Заболоцкий. Стихи «О красоте человеческих лиц», Философская глубина обобщения поэта- мыслителя | 1 | |
93 | А.А.Ахматова. Жизнь и творчество (обзор). Особенности поэтики А.А.Ахматовой | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Участие в коллективном диалоге. | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной деятельности | понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение. | |
94 | Стихотворные произведения «Подорожник», «Anno Domini», «Тростник», «Ветер войны» | 1 | |
95 | Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество (обзор). Философская глубина лирики Б.Л.Пастернака | 1 | Конспектирование лекции учителя .Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование основ экологической культуры и экологического мышления | осознание значимости изучения литературы как средства гармонизации отношений человека, природы и общества; воспитание читателя, способного участвовать в обсуждении прочитанного. | |
96 | Приобщение вечных тем к современности в лирике Б.Л.Пастернака. | 1 | |
97 | А.Т. Твардовский. Стихи о Родине, о природе. Стихи поэта-воина | 1 | Конспектирование лекции учителя. Восприятие и выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть). Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Анализ различных форм выражения авторской позиции | воспитание российской гражданственности, уважения Отечеству, его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем; формирование нравственных чувств и нравственного поведения; воспитание патриотизма | обеспечение культурной самоидентификации на основе изучения выдающихся произведений российской культуры; овладение процедурами смыслового и эстетического анализа лирического текста; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное; сознательно планировать своё досуговое чтение | |
98 | Контрольная работа по произведениям, включённым в кодификатор элементов содержания по литературе для составления КИМ ОГЭ | 1 | Составление плана и письменный ответ на проблемный вопрос. Нахождение ошибок и редактирование черновых вариантов собственных письменных работ. Выполнение тестов, создание текстов в формате заданий КИМ ОГЭ по литературе для выпускников 9 класса. | проверка уровня развития эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характер формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию | выявление уровня подготовки читателя, способного создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста; | |
99 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века | 1 | Выразительное чтение стихотворений прослушивание и исполнение песен и романсов. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление отзыва о песне или романсе. | формирование целостного мировоззрения и эстетического сознания через освоение художественного наследия русской культуры | обеспечение культурной самоидентификации на основе изучения выдающихся произведений российской культуры. | |
100 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты) | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Соотнесение содержания поэмы с принципами изображения жизни и человека, характерными для эпохи раннего Возрождения. Характеристика сюжета поэмы, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | развитие мотивации к обучению литературе с учётом устойчивых познавательных интересов, целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития литературоведения | осознание значимости чтения как средства познания мираи себя в этом мире; воспитание читателя, способного анализировать и интерпретировать прочитанное, планировать своё досуговое чтение | |
101 | У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением глав) | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | формирование коммуникативной компетентности и эстетического сознания через освоение наследия мировой литературы | | |
102 | У. Шекспир. «Гамлет»: тема любви в трагедии (обзор). | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика героев и средств создания их образов. Поиск связей трагедии «Гамлет» с русской литературой. | |
103 | И.В. Гёте. «Фауст»: сюжет и проблематика (обзор) | 1 | Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета «Фауста», его тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. | |
104 | И.В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор) | 1 | Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие драматическая поэма | |
105 | Итоги года и задания для летнего чтения. | 1 | Предъявление читательских и исследовательских навыков: выразительное чтение (в том числе наизусть), пересказ, устный монологический ответ, рассказ о произведении или герое, иллюстрирование примерами литературоведческих терминов, тестирование, письменный ответ на проблемный вопрос. | формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования | выявление уровня литературного развития девятиклассников, их знаний о литературе и читательских умений. | |