Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белёва Тульской области»
«Рассмотрено» руководитель ШМО _______/Мамышева И.Ю./ Протокол №____ от «___» _________ 2014г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _____/Кочетова О.А./ «___» _______ 2014г. | «Утверждаю» директор МБОУ «СОШ №4 г.Белёва Тульской области» _______/Соколова И.А./ Приказ № ______ от «__» _______ 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
2 «Б» класс
(начальное общее образование)
Кол-во часов – 34 Уровень – базовый
Учитель Писанец Ирина Григорьевна
Квалификационная категория –
Программа разработана на основе программы «Изобразительное искусство.2 класс» (Б.М.Неменский), УМК «Школа России», Москва, «Просвещение», 2011г.
2014 г.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009; примерной программы по изобразительному искусству для начальных классов; программы «Изобразительное искусство» (Б.М.Неменский), УМК «Школа России», Москва, «Просвещение», 2011г.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели и задачи учебного курса
Изучение курса «Изобразительное искусство» направлено на достижение следующих целей:
воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно‑прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно‑творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю во 2 классе — 34 ч. в год.
Контроль обеспечивается через выполнение учащимися продуктивных заданий в рабочей тетради и альбоме.
Содержание учебного курса
Искусство и ты (34 ч)
Знакомство с основами образного языка изобразительного искусства. Понимание языка искусства и связей его с жизнью. Выразительные возможности художественных материалов. Введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний людей. Выражение в искусстве чувств человека, отношения к миру, добра и зла.
Практическая творческая работа (индивидуальная и коллективная).
Как и чем работает художник? (8 ч)
Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов.
Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.
Три основных цвета - желтый, красный, синий. Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов).
Задание: изображение цветов (без предварительного рисунка; заполнение крупными изображениями всего листа). Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы белой бумаги.
Белая и черная краски. Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе.
Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски.
Задание: изображение природных стихий (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) (без предварительного рисунка).
Материалы: гуашь (пять красок),крупная кисть, большие листы любой бумаги.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.
Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими.
Передача различного эмоционального состояния природы.
Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).
Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели.
Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими.
Передача различного эмоционального состояния природы.
Задание: изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению).
Материалы: пастель или мелки, акварель; белая, суровая (оберточная) бумага.
Выразительные возможности аппликации. Особенности создания аппликации (материал можно резать или обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен.
Задание: создание коврика на тему осенней земли с опавшими листьями (работа в группе — 1-3 панно; работа по памяти и впечатлению).
Материалы: цветная бумага, куски ткани, нитки, ножницы, клей.
Выразительные возможности графических материалов. Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линии. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии.
Задание: изображение зимнего леса(по впечатлению и памяти).
Материалы: тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.
Выразительность материалов для работы в объеме. Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Пересдача характерных особенностей животных. Задание: изображение животных родного края (по впечатлению и памяти).
Материалы: пластилин, стеки.
Выразительные возможности бумаги. Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создает макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка).
Задание: сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно; работа по воображению). Материалы: бумага, ножницы, клей.
Неожиданные материалы (обобщение темы). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Сходство и различие материалов. Смешанные техники неожиданные материалы.
Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ.
Задание: изображение ночного праздничного города.
Материал: неожиданные материалы (серпантин, конфетти, семена, нитки, трава и т. д,), темная бумага (в качестве фона
Реальность и фантазия (7 ч)
Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.
Изображение и реальность. Мастер изображений учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных.
Задание: изображение любимого животного.
Материалы: гуашь (одна или две краски) или тушь, кисть, бумага.
Изображение и фантазия. Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы.
Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.
Творческие умения и навыки работы гуашью.
Задание: изображение фантастического животного путем соединения элементов разных животных, птиц и даже растений.
Материалы: гуашь, кисти, большой лист бумаги (цветной или тонированной).
Украшения и реальность. Мастер Украшения учится у природы.
Природа умеет себя украшать.
Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности.
Задание: изображение паутинок с росой, веточками деревьев или снежинок при помощи линий (индивидуально по памяти).
Материалы: уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь (один цвет), бумага.
Украшения и фантазия. Мастер Украшения учится у природы, изучает ее. Преобразование природных форм, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии.
Задание: изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги.
Материалы: любой графический материал (один-два цвета).
Постройка и реальность. Мастер Постройки учится у природы.
Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции.
Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности.
Задание: конструирование из бумаги подводного мира (индивидуально-коллективная работа).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Постройка и фантазия. Мастер Постройки учится у природы.
Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.
Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов.
Задание: создание макетов фантастических зданий, фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению).
Материалы: бумага, ножницы, клей.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). Взаимодействие трех видов деятельности — изображения, украшения и постройки.
Обобщение материала всей темы.
Задание: конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно.
Материалы: гуашь, маленькие кисти, бумага, ножницы, клей.
Выставка творческих работ. Отбор работ, совместное обсуждение.
О чем говорит искусство (11 ч)
Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.
Изображение природы в различных состояниях. Разное состояние природы несет в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние; настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. Задание: изображение контрастных состояний природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.).
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Изображение характера животных. Выражение и изображение характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина.
Задание: изображение животных весёлых, стремительных и угрожающих.
Материалы: гуашь (два-три цвета или один цвет), кисти.
Изображение характера человека: женский образ. Изображая человека, художник выражает своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Женские качества характер: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. Внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства.
Задание: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов. Класс делится на две части: одни изображают добрых, другие – злых.
Материалы: гуашь или пастель, мелки, цветная бумага.
Изображения характера человека: мужской образ. Изображая, художник выражает своё отношение к нему, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д.
Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа.
Задание: изображение доброго и злого героев из знакомых сказок.
Материалы: гуашь (ограниченная палитра), кисти или пастель, мелки, обои, цветная бумага.
Образ человека в скульптуре. Возможности создания разнохарактерных героев в объеме.
Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме, - скульптурные образы - выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания.
Задание: создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). Материалы: пластилин, стеки, дощечки.
Человек и его украшения. Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой (например, смелый воин-защитник или агрессор).
Украшения имеют свой характер, образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество.
Задание: украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников.
Материал: Гуашь, кисти (крупная и тонкая).
О чём говорят украшения. Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому.
Задание: украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов (доброго, праздничного и злого, пиратского). Работа коллективно-индивидуальная в технике аппликации. Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, склеенные листы (или обои).
Образ здания. Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разные дома. Образы зданий в окружающей жизни. Задание: создание образа сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки.
Как говорит искусство (8 ч)
Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое - холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.
Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетанием тёплых и холодных оттенков. Умение видеть цвет. Борьба разных цветов, смешение красок на бумаге.
Задание: изображение горящего костра и холодной синей ночи вокруг (борьба тепла и холода) (работа по памяти и впечатлению) или изображение пера Жар-птицы (краски смешиваются прямо на листе, черная и белая краски не применяются).
Материалы: гуашь без черной и белой красок, крупные кисти, большие листы бумаги.
Тихие и звонкие цвета. Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками - получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников.
Задание: изображение весенней земли (по памяти впечатлению). Дополнительные уроки можно посвятить созданию «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы). Главное — добиться колористического богатства цветовой гаммы.
Материалы: гуашь, крупные кисти, большие листы бумаги.
Что такое ритм линии? Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линии как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии.
Задание: изображение весенних ручьев.
Материалы: пастель или цветные мелки. В качестве подмалевка используется изображение весенней земли (на нём земля видна сверху, значит и ручьи побегут по всей плоскости листа). Можно также работать гуашью на чистом листе.
Характер линий. Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев).
Задание: изображение нежных или могучих веток, передача их характера и настроения (индивидуально или по два человека; по впечатлению и памяти).
Материалы: гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангина; большие листы бумаги.
Ритм пятен.
Ритм пятен передает движение.
От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц — быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко.
Задание: ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа (работа индивидуальная или
коллективная).
Материалы: белая и темная бумага, ножницы, клей.
Пропорции выражают характер. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Пропорции - выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого.
Задание: конструирование или лепка птиц с разными пропорциями (большой хвост - маленькая головка - большой клюв).
Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей или пластилин, стеки.
Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности. Ритм линий, пятен, цвет, пропорции составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры.
Задание: создание коллективного панно на тему «Весна. Шум птиц».
Материалы: большие листы для панно, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.
Обобщающий урок года. Выставка детских работ, репродукций работ художников — радостный праздник, событий школьной жизни.
Игра-беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во
2-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Проговаривать последовательность действий на уроке;
Работать по предложенному учителем плану;
Отличать верно выполненное задание от неверного;
Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Коммуникативные УУД:
Пользоваться языком изобразительного искусства;
Слушать и понимать высказывания собеседников;
Согласованно работать в группе.
Предметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» во 2-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
Учащиеся должны знать:
три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;
названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
элементарные правила смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый, синий + жёлтый = зелёный) и т. д;
простейшие приёмы лепки.
Учащиеся должны уметь:
верно держать лист бумаги, карандаш;
правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
применять элементы декоративного рисования
Перечень учебно-методического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания |
Книгопечатная продукция |
Неменский Б.М.Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011 | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания начального обучения изобразительному искусству и результаты его усвоения, представлено тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса. |
Учебник Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: Искусство и ты. Учебник. 2 класс /Под. Ред. Б. М. Неменского | В основе учебников – основные содержательные принципы и темы, отражённые в рабочей программе «Изобразительное искусство. 1-4 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского. В образной, доступной форме учебники расскажут, как и чем работает художник, научат владеть образно-выразительным языком искусства, работать красками, тушью, мелками и другими материалами; познакомят с разными видами художественно-творческой деятельности. |
Рабочие тетради Горяева Н. А. и др. Изобразительное искусство: Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс / Под. Ред. Б. М. Неменского | Рабочие тетради включают практические задания к темам учебника. |
Методические пособия 1. Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. Изобразительное искусство: Методическое пособие: 1-4 классы /Под. Ред. Б.М. Неменского | Содержит методический комментарий для работы по темам с учётом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования). |
Печатные пособия |
Комплекты тематических таблиц Изохрестоматия русской живописи | |
Информационно-коммуникативные средства |
CD «Развивашка». Делаем игрушки с дизайнером Поделкиным. Выпуск 2. Карнавальные костюмы мистера Маски. CD «Смешарики». Подарок для мамы. Выпуск 8. CD «Мышка Мия юный дизайнер» | В пособии представлены слайдовые иллюстрации к вводным текстам тем, закадровые комментарии к ним, правила и технология работы с материалами, инструментами, видеозапись изготовления всех изделий с подробными комментариями учителей и методистов. Видеозапись организации проектной деятельности учащихся снабжена квалифицированными комментариями. |
Экранно-звуковые пособия |
Видео фильмы DVD «Искусство Древнего мира», «Путешествие в прекрасное» Слайды (диапозитивы) по основным темам курса. Слайд-комплект с методическим пособием: «Расскажи о человеке» (портрет), «Пейзажи в произведениях русских живописцев », «Натюрморт» | |
Технические средства обучения |
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок. Телевизор (по возможности). Видеомагнитофон/видеоплейер (по возможности). Аудиоцентр/магнитофон. Диапроектор. Мультимедийный проектор (по возможности). Экспозиционный экран (по возможности). Компьютер (по возможности). Сканер (по возможности). Принтер лазерный (по возможности). Принтер струйный цветной (по возможности). Фотокамера цифровая (по возможности). Видеокамера цифровая со штативом (по возможности). | С диагональю не менее 72 см. Размер не менее 150 150 см. |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Набор демонстрационных материалов, коллекций (в соответствии с программой). Объёмные модели геометрических фигур. Заготовки природного материала. |
Оборудование класса |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (Фронтальных композиций) на выставках Подставки или витрины для экспонирования объёмно-пространственных композиций на выставках | |
ЭОР |
http://school-collection.edu.ru http://www.openclass.ru http://www.fcior.eor.edu.ru | |
Список литературы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
3.Неменский Б.М.Изобразительное искусство. Рабочие программы. 1-4 классы. /Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2011
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 г. Белёва Тульской области»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по изобразительному искусству
2 «Б» класс
Учитель Писанец Ирина Григорьевна
Количество часов: всего - 34; в неделю – 1 час
Учебник «Изобразительное искусство: Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс» Л.А. Неменская, Москва, «Просвещение», 2012. – 111 с.
Дополнительная литература
Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Методическое пособие к учебникам под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 класс, Москва, «Просвещение», 2011.
Планирование составлено на основе рабочей программы «Изобразительное искусство. 2 класс» Писанец И.Г., утверждённой приказом от №
2014/2015 учебный год
Номер урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты | Основные виды учебной деятельности учащихся |
Ты учишься изображать (8 ч) |
| Раздел 1. «Чем и как работают художники». | 8 | | Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. Смешивать цветные краски с белой и черной для получения богатого колорита. Развивать навыки работы гуашью. Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. Расширять знания о художественных материалах. Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели. Развивать навыки работы пастелью, мелками, акварелью. Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов. Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Создавать коврик на тему осенней земли, опавших листьев. Понимать выразительные возможности линии, точки, темного и белого пятен (язык графики) для создания художественного образа. Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). Наблюдать за пластикой деревьев, веток, сухой травы на фоне снега. Изображать, используя графические материалы, зимний лес. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые при- меняются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера. Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Овладевать приемами работы с бумагой, навыками перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Конструировать из бумаги объекты игровой площадки. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания о художественных материалах и их выразительных возможностях. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. |
1 | «Цветочная поляна». Три основных цвета. Формирование умения смешивать цветные краски с белой и чёрной. | 1 | 6.09 |
2 | «Радуга на грозовом небе». Белая и чёрная краски. Знакомство с художественными материалами (акварельные краски, темпера, масленые и акриловые краски). | 1 | 13.09. |
3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов. Знакомство с приёмами работы пастелью, мелками, акварелью. | 1 | 20.09. |
4 | Коврик «Осенний листопад» Аппликация. Выразительные возможности аппликации. | 1 | 27.09. |
5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. Знакомство с понятием «графика». | 1 | 4.10. |
6 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. Знакомство с понятием «скульптура». | 1 | 11.10. |
7 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Конструирование из бумаги. Передача характерных особенностей животных. | 1 | 18,25.10. |
8 | Выразительные возможности бумаги. Сгибание, скручивание, надрезание, склеивание бумаги. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). | | |
| Раздел 2. «Реальность и фантазия» | 7 | |
9 | «Четвероногий герой» Выражение характера изображенных животных. Живопись. | 1 | 15.11 |
10 | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность. Формирование умения всматриваться в реальный мир. | 1 | 22.11. |
11 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. Акварель. Формирование умения фантазировать. | 1 | 29.11. |
12 | «Узоры паутины». Изображение кружева, украшение узором воротничка для платья или кокошника, закладки для книги. | 1 | 6.12-13.12 |
13 | Украшение и реальность, украшения и фантазия. Графика. Рисунок карандашом. Развитие наблюдательности. | 1 | |
14 | Конструирование из бумаги «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность. Формирование умения видеть неповторимые особенности подводного мира. | 1 | 20.12 |
15 | Постройка и реальность. Конструирование и украшение елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Создание коллективного панно. Обобщение по теме «Реальность и фантазия». | 1 | 27.12 |
| Раздел 3. «О чем говорит искусство» | 11 | . |
16 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. Развитие навыки работы гуашью. | 1 | 17.01 |
17 | Сказочный мужской образ. «Веселый и грустный клоуны». Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. | 1 | 24.01 |
18 | Женский образ русских сказок. Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов гуашью, акварелью, мелками. | 1 | 31.01 |
19 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. Овладение приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). | 1 | 6.02 |
20 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях Жанр - пейзаж. Зарисовки. Развитие колористических навыков работы гуашью. | 1 | 13.02 | Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой. Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. Рассматривать слайды и изображения реальных и фантастических животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.). Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом. Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными мотивами в кружках, тканях, украшениях, на посуде. Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для книг и т.д.), используя узоры. Работать графическими материалами (роллеры , тушь, фломастеры ) с помощью линий различной толщины. |
21 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. Украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников, воротников. | 1 | 20.02 |
22 | «Морозные узоры». Украшение и реальность. Изображение живописными материалами контрастных состояний природы. | 1 | 27.02 |
23 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. Наброски. Акварель. | 1 | 7.03-14.03 |
24 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение. Использование живописных и графических средств в работе для создания противоположных по характеру сказочных образов. | 1 | |
25 | «Морской бой Салтана и пиратов». Изображение доброго и злого героев из знакомых сказок. | 2 | 21.03-4.04 |
26 | Выражение намерений через украшение. Использование цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. | | |
| Раздел 4. «Как говорит искусство» | 8 | |
27 | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета. Освоение различных приемов работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). | 1 | 11.04 |
28 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета. Изображение весенней земли (по памяти впечатлению). | 1 | 18.04. |
29 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. | 1 | 25.04. |
| | | |
30 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). Развитие навыков творческой работы в техники обрывной аппликации. | 1 | 2.05. |
31 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). | 1 | 9.05. |
32 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). | 1 | 16.05. |
33 | «Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности. | 1 | 23.05. |
34 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. Рассказ о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. | 1 | 30.05 |
| Итого: | 34 | | |