kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РП по читательской грамотности в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

РП по читательской грамотности в 11 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РП по читательской грамотности в 11 классе»

Карагайская СОШ им. Героя России Сайфуллина Р. Г.,

филиал МАОУ Дубровинская СОШ

Вагайского района Тюменской области









Рабочая программа

«Читательская грамотность в 11 классе»

2024 -2025 учебный год.













Составила учитель русского языка и литературы:

Урамаева Альбина Бикмухаметовна.

















с. Большой Карагай

2024-2025 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Читательская грамотность» на уровне среднего общего образования составлена с учетом основных положений Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, учебного плана Карагайской СОШ им. Героя России Сайфуллина Р. Г., филиал МАОУ Дубровинская СОШ на 2024/2025 учебный год.

Изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в последние десятилетия, предъявляют все более высокие требования к выпускнику школы, его общему культурному уровню, готовности к профессиональной деятельности, к непрерывному образованию в течение всей жизни. Реализация идеи непрерывного образования направлена, прежде всего, на преодоление основного противоречия, связанного с увеличивающим потоком информации и способностью человека ее воспринимать. Сегодня потребление информации должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим интеллектуальное развитие личности.

Большинство специалистов, занимающихся проблемами чтения, отмечает, что информационные условия обновляются быстрее, чем происходит массовая адаптация к ним, поэтому для адаптации людей, находящихся в столь динамичных условиях информационного развития, необходимо уметь работать с разнородной информацией при решении социальных, профессиональных и личностных проблем. Констатируя современное положение с чтением не только у нас в стране, но и во всем мире, можно говорить о его кризисе.

Анализируя причины сложившегося кризиса чтения, социологи отмечают широкое распространение видео- и компьютерной продукции, сопровождающееся оттеснением чтения и письменных текстов на периферию современной культуры. Всѐ это негативно влияет на качество обучения, на профессиональный уровень специалистов разных областей, на объем используемой лексики языка и, следовательно, на интеллектуальный потенциал государства.

В настоящее время основными проблемами, связанными с чтением подростков, принято считать следующие:

 снижение интереса к чтению;

 ограниченность круга чтения подростков с преобладанием учебной и развлекательной литературы;

 низкий уровень читательской компетентности: неумение находить необходимые источники письменной информации, отбирать, оценивать, анализировать тексты; обрабатывать информацию в письменной форме. Кризис чтения, наблюдаемый во всем мире, безусловно, сказывается на результатах школьного обучения.

Цель программы - создание условий для формирования и развития умений читательской грамотности. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

 развивать навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций посредством консолидации возможностей всех без исключения учебных предметов;

 способствовать участию обучающихся в образовательных событиях разного уровня, направленных на развитие смыслового чтения и работы с текстом;

 обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников.

Хорошо развитые умения смыслового чтения необходимы, так как используются при выполнении самых разных заданий: дети читают параграфы учебника, условия задач, инструкции и рецепты, алгоритмы действий во время лабораторных и практических работ, подбирают материал для написания реферата и т. д. Поэтому любому учителю очень важно обеспечить учащимся развитие основ читательской компетенции.

Актуальность программы определена следующими факторами: по данным международного исследования PISA (Programmer for International Student Assessment) обучающиеся российских школ в своем большинстве:

 не умеют работать с информацией: сопоставлять соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

 не умеют анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

 не умеют составлять развѐрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;

 не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;

 не могут ответить на вопросы, предполагающие многократное возращение к условию с целью получить из него дополнительную информацию;

 не могут учесть точку зрения или знания адресата;

 не могут определить замысел и цели автора текста.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Также навык смыслового чтения очень важен для формирования учебно-познавательных компетенций обучающихся, особенно на предметах гуманитарной направленности. Так, задание части С ЕГЭ, ГИА (помимо русского языка и литературы) по истории, обществознанию и биологии предполагает работу с текстом: его анализ, сравнение, обобщение и вычленение главной мысли. Именно эта часть задания является самой сложной и самой невыполняемой обучающимися. Но для того, чтобы научиться понимать текст, обучающимся необходимо овладеть определѐнными навыками и технологиями работы с информацией.

Планируемые результаты

В результате освоения программы курса обучающийся научится теоретическим основам образования и преобразования текстов; когнитивным и коммуникативным механизмам обработки текстов; способам обработки текста с учетом коммуникативных целей; анализировать и порождать тексты разных типов; определять коммуникативные особенности текстовой коммуникации; преобразовывать форму текста в соответствии с изменившейся содержательной структурой; выявлять смысловую доминанту текста, и способы ее интерпретации; освоит типологию первичных и вторичных текстов; овладеет навыками сбора речевых фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; основными методами анализа, редактирования и преобразования речевых произведений в соответствии с разными коммуникативными целями; способам аналитико-синтетической, ассоциативной, понятийной, образной обработки текстов; а также получит возможность освоить / углубить / систематизировать знания и соответствующие умения в области владения культурой мышления; восприятия, анализа, обобщения информации; постановке цели и выбора путей еѐ достижения; владения нормами русского литературного языка, практического использования системы функциональных стилей речи; создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов; доработки и обработки (корректура, редактирование, комментирование, реферирование и т. п.) различных типов текстов; создания и редактирования текстов профессионального назначения на русском языке; подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, освоения приѐмов библиографического описания; применения полученных знаний в собственной учебно-исследовательской деятельности

Коммуникативные УУД:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

 виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное прочтение, перечитывание;

 работа с текстом: с его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средства выразительности);

 создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкция);

Регулятивные УУД :

 целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

 саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

 самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

 нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Содержание программы 11 класс.

Введение. Читательская грамотность. Новые социально-экономические ожидания по отношению к читателю. Основные читательские действия и умения. Составляющие читательской деятельности. Информационная культура. Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности. Интерпретация текстов. Деловая игра «Умеете ли вычитать?» Понимание и интерпретация как элемент восприятия текста. Создание текстов с учетом требований информационной грамотности. Содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Особенности устно-письменных преобразований текстов. Специфика устной и письменной реализации речи. Нормы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста. Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса. Стилистическая и текстовая специфика речевых произведений научного дискурса. Разновидности и жанры научных текстов (диссертация, монография, статья и др.) и их переработанных вариантов (тезисы, конспект, реферат, обзор и др.). Реферат, конспект, тезисы в аспектах структурной, семантической и функциональной переработки. Требования, предъявляемые к составлению этих текстов. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно - творческой работы. Особенности обработки и переработки деловых документов. Виды официально-деловых текстов и особенности их обработки. Аннотация как разновидность вторичных документов с высоким уровнем обобщения и свертывания информации. Библиографическое описание как форма свертывания и модель первичного документа. Информативность элементов библиографического описания. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы. Особенности обработки и переработки медийных текстов. Виды медийных текстов и особенности их переработки. Пресс-релиз и его преобразования в газетном тексте. Обзор, аннотация, анонс как жанры вторичных текстов СМИ. Интертекстуальные элементы в тексте СМИ: пример, цитата, аллюзия. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно-творческой работы. Особенности обработки и переработки художественных текстов. Художественный текст как выражение творческого сознания автора. Особенности редактирования художественных текстов. Пересказ и сценарий как способы переработки художественного текста. Анонс и рецензия как способы вторичного представления содержания художественного текста. Имитация и стилизация как способы обработки и переработки текста. Невозможность реферирования и конспектирования художественного текста. Подготовка индивидуальной (коллективной) итоговой учебно- творческой работы. Обобщение. Учебное исследование. Подведение итогов и представление учебно-творческой работы. Экспертиза и самоэкспертиза итоговой работы. Сочинение ЕГЭ по русскому языку. Требования к письменной работе выпускника. Композиция письменной экзаменационной работы. Формулировка проблем исходного текста. Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Способы комментария проблемы. Письменное оформление комментария. Авторская позиция. Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Аргументация собственного мнения по проблеме. Формы аргументации. Правила использования аргументов. Источники аргументации. Анализ письменных работ выпускников с точки зрения правильности и убедительности приводимых аргументов. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Редактирование. Типы речевых и грамматических ошибок. Способы их устранения. Анализ текстов изложений, взаимопроверка. Отредактированный текст. Медиакультура и медиаграмотность. Роль медиаобразования в формировании медиакультуры личности. Формирование медиакультуры. Мини-исследование. Медиакультура и текст. Визуальная грамотность. Кинограмотность. Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов. Электронные тексты. Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности. Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы. Участие в on-lain конференциях. Общение в чатах, речь чатов: плюсы и минусы. Кейс-стади. Подведение итогов работы.

Календарно-тематическое планирование курса (34 ч).

Тема

Кол-во часов

Дата

1

Читательская грамотность в современном мире.

1

06.09.2024

2

Понятие информационной культуры

1

13.09.2024

3

Деловая игра «Умеете ли вы читать?»

1

20.09.2024

4

Создание текстов с учетом требований информационной грамотности.

1

27.09.2024

5

Специфика устной и письменной реализации речи

1

04.10.2024

6

Переработка письменных текстов для их устной реализации

1

11.10.2024

7

Особенности обработки и переработки текстов учебно-научного дискурса

1

18.10.2024

8

Разновидности и жанры научных текстов и их переработанных вариантов

1

25.10.2024

9

Тезисы

1

08.11.2024

10

Мини-исследование

1

15.11.2024

11

Реферат

1

22.11.2024

12

Особенности обработки и переработки деловых документов Виды официально-деловых текстов

1

29.11.2024

13

Особенности обработки официально-деловых текстов

1

06.12.2024

14

Особенности обработки медийных текстов Тексты СМИ

1

13.12.2024

15

Особенности обработки и переработки художественных текстов Художественный текст как выражение творческого сознания автора

1

20.12.2024

16

Особенности редактирования художественных текстов

1

27.12.2024

17

Обобщение. Учебное исследование

1

17.01.2025

18

Структура сочинения ЕГЭ. Критерии оценивания.

1

24.01.2025

19

Формулировка проблемы текста. Способы формулировки проблемы

1

31.01.2025

20

Примеры-иллюстрации к сформулированной проблеме

1

07.02.2025

21

Позиция автора. Аргументация собственного мнения

1

14.02.2025

22

Написание сочинения-рассуждения

1

21.02.2025

23

Практикум. Анализ и корректировка написанного сочинения

1

28.02.2025

24

Практикум. Анализ и корректировка написанного сочинения

1

07.03.2025

25

Медиакультура и медиаграмотность

1

14.03.2025

26

Мини-исследование. Медиакультура и текст

1

21.03.2025

27

Визуальная грамотность

1

04.04.2025

28

Кинограмотность

1

11.04.2025

29

Практикум. Интерпретация информационных текстов и медиатекстов

1

18.04.2025

30

Электронные книги и библиотеки: назначение, возможности

1

25.04.2025

31

Практикум. Работа с электронными учебниками: плюсы и минусы

1

16.05.20.25

32

Практикум: Электронный текст в режиме on-laine, его структура

Кейс-стади

1


23.05.2025

33

34

Подведение итогов работы

1

30.05.2025




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
РП по читательской грамотности в 11 классе

Автор: Урамаева Альбина Бикмухаметовна

Дата: 20.03.2025

Номер свидетельства: 666987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Формирование читательской        грамотности обучающихся на уроках    русского языка в 5-6 классах как  требование ФГОС общего образования. "
    ["seo_title"] => string(150) "formirovaniie-chitatiel-skoi-ghramotnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh-kak-triebovaniie-fgos-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "246635"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446409167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Формирование читательской грамотности на уроках английского языка"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_1"
    ["file_id"] => string(6) "623109"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1673783033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Формирование читательской грамотности обучающихся во внеурочной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "formirovanie_chitatelskoi_gramotnosti_obuchaiushchikhsia_vo_vneurochnoi_deiateln"
    ["file_id"] => string(6) "632891"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1685556526"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Формирование читательской грамотности учащихся 3-4 классов на уроках литературного чтения."
    ["seo_title"] => string(94) "formirovaniiechitatielskoighramotnostiuchashchikhsia34klassovnaurokakhlitieraturnoghochtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "267566"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450403004"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Статья "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников" "
    ["seo_title"] => string(116) "stat-ia-aktivnyie-stratieghii-obuchieniia-i-ikh-rol-v-povyshienii-kachiestva-chitatiel-skoi-ghramotnosti-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "130906"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416033873"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства