Статья "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников"
Статья "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников"
Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников
Актуальность данного вопроса на сегодняшний день состоит в том, чтобы повысить способности учеников понимать, использовать и связывать тексты, чтобы достичь поставленных целей, развивать свои знания, потенциал и принимать участие в жизни общества. Данный материал поможет педагогам определить, какие активные стратегии обучения способствуют повышению «читательской грамотности» учащихся. При подготовке материала была изучена различная литература по теме исследования, дано обоснование эффективности использования активных стратегий. Практическая значимость состоит в том, что этот материал можно использовать для работы в 8 – 9 классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников" »
Кударбекова Зульфия Туземовна
учитель русского языка и литературы
Ставропольской средней школы
района имени Габита Мусрепова
Северо-Казахстанской области
Активные стратегии обучения и их роль в повышении качества «читательской грамотности» школьников
Актуальность данного вопроса на сегодняшний день состоит в том, чтобыповысить способности учеников понимать, использовать и связывать тексты, чтобы достичь поставленных целей, развивать свои знания, потенциал и принимать участие в жизни общества. Данный материал поможет педагогам определить, какие активные стратегии обучения способствуют повышению «читательской грамотности» учащихся. При подготовке материала была изучена различная литература по теме исследования, дано обоснование эффективности использования активных стратегий.Практическая значимость состоит в том, что этот материал можно использовать для работы в 8 – 9 классах.
Международная программа оценки функциональной грамотности PISA (Programme for International Student Assessment) направлена на определение умений 15-летних подростков использовать приобретенные в школе академические знания и навыки в различных жизненных ситуациях и успешной социализации.
Выборка исследования именно данного контингента обучающихся объясняется тем, что в большинстве стран мира освоение образовательных программ основной ступени обучения к 15-летнему возрасту завершается.
Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления – читательская компетентность, математическая и естественнонаучная грамотность. В исследовании PISA оцениваются такие умения обучающихся как мышление, аргументация, постановка и решение проблем, моделирование, использование различных методов представления результатов.
Технология оценивания исследования функциональной грамотности включает шесть уровней образовательных достижений 15-летних обучающихся более 60 стран мира. Самая высокая планка – 5 и 6 уровень - умения самостоятельно мыслить, анализировать и выдвигать собственные гипотезы, 4-3 - способность использовать имеющиеся знания и умения для получения новой информации, 2 - умение применить, имеющиеся знания и навыки в простейших не учебных ситуациях, 1 уровень - низкий уровень элементарных знаний и небольшая вероятность успешного выполнения заданий.
По всем трем направлениям исследования определены конкретные требования к набору умений и навыков применения знаний. Каждому уровню соответствует определенное количество баллов международной шкалы. Тем самым проект PISA установил уникальную модель критериального оценивания
образовательных достижений школьников.
уровень – 708б.
уровень – 633 б.
4 уровень – 559 б.
3 уровень – 484 б.
2 уровень – 409 б.
1 уровень – 335 б.
Ни один корабль не достигнет цели, если не будет знать пункта назначения.
Эффективность процесса обучения определяется правильно выстроенной цепочкой: учитель – ученик – изучаемый материал – средства обучения.
Стратегии преподавания - общее направление работы преподавателя для достижения целей образования.
При выстраивании взаимодействия преподавателя, учащихся и учебного материала используются стратегии:
интерактивные – открытое общение со всеми участниками учебного процесса.
пассивные – ученик слушает,
активные – взаимодействие с учителем.
Активное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся используют своё мышление для того, чтобы рассмотреть новые идеи, решить поставленные задачи и применить их на практике. При активном обучении учащиеся должны делать гораздо больше, чем следить за мыслью лектора. Они должны читать, писать, рассуждать, разрешать проблемные задачи. Чтобы быть активным участником учебного процесса, у учащихся должны происходить мыслительные процессы на высоком уровне. Высокий уровень – это анализ, синтез, оценка. В активном обучении используются задания, при выполнении которых ученик действительно должен задуматься.
Для развития функциональной грамотности учащихся используются стратегии активного обучения. При работе с любой из стратегий активного обучения обязательно создать коллаборативную среду, регламентировать время, руководствоваться инструкцией.
Рассмотрим некоторые стратегии.
«Что я знаю – что я хочу узнать – Узнал»
Данная стратегия предполагает работу с таблицей индивидуально.
Что я знаю
Что я хочу узнать
Узнал
При изучении нового материала учащиеся самостоятельно заполняют первые две колонки. Третья колонка заполняется в конце урока, когда учащиеся получат больше информации по определённой теме.
«Я – ты –мы» (групповая форма работы)
1. Учащиеся самостоятельно обдумывают задания и выполняют его.
2. Обмениваются идеями с партнёром.
3. Делятся идеями с другой парой в группе.
4. Обсуждают идею в группе, выбирают выступающего, который презентует позицию группы.
«Водоворот» (групповая форма работы)
Один представитель группы остается на свое рабочем месте (является консультантом), все остальные члены группы переходят в соседние группы по часовой стрелке.
Задача консультанта – разъяснить позицию своей группы по анализируемому тексту. Задача группы – внимательно ознакомиться с текстом и вопросами к нему, выслушать консультанта и записать свои замечания (с чем согласны / не согласны, объяснить свою точку зрения). (Работа в каждой группе – 15 минут.)
Возвращение в свои группы. Обсудите (сравните ваши ответы с ответами другой группы) и подумайте, изменилось ли ваше мнение. Подготовьтесь к защите своей точки зрения, выберите выступающего (5 минут).
«Мозговой штурм» (групповая форма работы)
1.Учащиеся знакомятся с инструкцией по применению данной стратегии;
2. Размышляют над темой и записывают пришедшие идеи в свои тетради;
3. Обсуждают в группе и выбирают наиболее подходящие идеи;
4. Записывают на плакате идеи, используя маркер определенного цвета.
5. На плакате презентируют решение данного задания.
1 группа (основная) – один цвет
2 группа
3 группа
4 группа
5 группа
Этапы стратегии мозгового штурма
Организационные вопросы, постановка проблемы:
формируем пары / группы (примерное количество 5 чел.);
сообщаем им о том, какая задача стоит;
выбираем модератора группы (модератор – тот, кто будет следить за правилами мозгового штурма на всех его этапах, записывать идеи, предлагать свои). Лучше, если это будет человек энергичный, активный, и, самое главное, знающий особенности метода мозгового штурма.
Сам мозговой штурм (генерация идей):
модератор записывает задачу (задание) на плакате:
участникам группы даётся 1-2 минуты поразмыслить над темой и записать пришедшие идеи на листе бумаги (каждый самостоятельно работает в своей тетради);
перед тем как обсуждать идеи необходимо сообщить правила обсуждения:
- Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
- Полный запрет на критику (отсутствие оценивания идеи).
- Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
- Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
- Не искать детали (на данном этапе достаточно тезисно озвучить идею).
3. Выбор подходящей идеи (анализ идей)
перед тем как начать выбор нужной идеи необходимо удалить повторяющиеся, не относящиеся к теме или проблеме;
расставляем приоритеты (в соответствии с теми критериями, которые для нас наиболее значимы при решении данной задачи);
наиболее предпочитаемые идеи прорабатываем (что и как…) и записываем их на плакате.
«Карусель» (групповая форма работы)
Учащиеся делятся на группы по 4-6 человек. Учитель формулирует проблему, вопрос.
1 этап. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа генерирует идеи по теме обсуждения в течение 5 минут.
2 этап. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге идеями (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая идеи другой группы, отмечает напротив каждого пункта +(согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо дополнить идеи, (суждения) других групп.
Примечание. Таким образом, лист с идеями группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 3 минуты для работы с листом других групп.
3 этап. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп (3 минуты). Затем проходит презентация своей позиции участниками карусели. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 5 минут.
Партнер по учебе
Найдите в другой группе партнера по обучению. Заполните таблицу(1 минута).
Аспект изучения
Имя партнера
Самостоятельно читается текст и делаются заметки в первой колонке журнала. Выписывается в 1 колонку одна строчка, которая что-то проясняет по изучаемой теме.
Делится заметками и наблюдениями по прочитанному с партнером по обучению, обосновывая выбор данной строчки (Я выписала данную строчку, потому что…). Знакомство с наблюдениями партнера.
Обсудив с партнером текст, записывается во 2 колонку информация, которая является главной.
Формулируются с партнером вопросы, которые могут быть использованы, чтобы помочь другим читателям понять и/или подвергнуть критическому анализу данный текст. Вопросы, например, могут быть такими: «Что имел в виду автор при написании_______________?» или «Если бы автор не__________________, как бы это отразилось на смысле текста?».
Обсуждение подготовленных вопросов со всей группой. Анализ проделанной работы в парах. Если есть дополнительные вопросы или комментарии, их можно записать в 3 колонку.
«Делегат»
Выбрать в группе одного представителя (делегата) и делегировать его в соседнюю группу по часовой стрелке.
Задача делегата – разъяснить позицию своей группы по последнему вопросу, кратко зафиксировав точку зрения новой группы.
Делегаты возвращаются в свои группы.
Обсуждаются (сравниваются ответы с ответами другой группы), изменилось ли мнение. Выбор выступающего, защита своей точки зрения.
Сократовский семинар
1. Группа делится на две подгруппы (в каждой подгруппе одинаковое количество учащихся).
2. Решают, какая из подгрупп будет во внутреннем круге (задача данной подгруппы – проанализировать составленные вопросы), какая из подгрупп будет наблюдать за ходом обсуждения вопросов участниками внутреннего круга и комментировать, образуя внешний круг.
3. Члены группы меняются местами по истечении 10 минут, чтобы каждый член группы имел возможность испытать обе роли (участника семинара и наблюдателя).
4. Наблюдатели должны сидеть / стоять вокруг членов группы внутреннего круга. Каждый из них выбирает одного члена внутренней группы, который находится в их поле зрения; это будет человек, на которого наблюдатель будет пристально смотреть и внимательно слушать на протяжении всего обсуждения.
5. Наблюдатели должны кратко объявить всей группе, за каким человеком из внутреннего круга он / она будут наблюдать (у каждого члена группы внутреннего круга должен быть наблюдатель).
Задача каждого участника внутреннего круга: озвучить составленные вопросы, выслушать позицию других участников и проанализировать их ответ.
Принципы, которыми будут руководствоваться участники внутреннего круга:
Не поднимайте рук, разговаривайте непринужденно.
Придерживайтесь темы и способствуйте тому, чтобы другие участники не отходили от темы.
Помните, что данный семинар проводится с целью углубить Ваше понимание и понимание текста вашими коллегами.
Делитесь своими вопросами и отвечайте на вопросы, заданные другими.
Делайте пометки к идеям, к которым хотите вернуться.
Ссылайтесь на текст настолько часто, насколько это возможно.
Приглашайте других в обсуждения, подвергая сомнению их мысли по
тексту.
Прислушивайтесь и опирайтесь на комментарии других.
Обсуждайте идеи, а не мнения друг друга.
Не перебивайте, внимательно слушайте.
Задача каждого участника внешнего круга (смотреть бланк наблюдателя):
Внимательно следить за одним (выбранным) участником внутреннего круга (как он говорит, как он слушает, участвует ли в полемике / диспуте)
Кратко поделиться комментарием с участником внутреннего круга. Например: «Анна, я заметил, что Выспросили: «________________», что побудило ваших коллег обратиться к тексту».
Участвуя во втором туре Сократовского семинара, участники перемещаются таким образом, чтобы те, кто был во внутреннем круге, перешли во внешний круг, и наоборот.
Рассмотрим использование стратегий «Что я знаю – Что я хочу узнать – Узнал» и «Карусель» на примере данного урока.
Тема: Озеро, играющее в прятки
Цель урока: научиться анализировать текст с точки зрения функциональной грамотности.
Задачи:
познакомить учащихся с содержанием текста из сборника PISA 2009 года;
Учитель: Вопрос группам: О чем пойдет речь сегодня на уроке? (об Африке, животном и растительном мире)
Учитель: чтобы конкретизировать проблему нашего урока, обратимся к эпиграфу (чтение эпиграфа)
Как вы понимаете смысл эпиграфа? Какой проблемы мы коснемся на уроке?
Ответы учеников.
Вступительное слово учителя:
«На таинственном озере Чад, посреди вековых баобабов, вырезные фелуки стремят на заре величавых арабов», — писал поэт Н. Гумилев об африканском озере. Все верно, за прошедшие 100 лет мало что изменилось, лишь само озеро, резко меняя свой облик в течение года, становится все меньше и грозит вскоре исчезнуть вовсе. «Таинственный» Чад то разливается на тысячи квадратных километров, то уменьшается до совсем небольших размеров.
Презентация «Загадки озера Чад»
Учитель:
Мировое сообщество озабочено проблемами высыхающих и умирающих внутренних водоёмов – морей и озёр. Существует проект ЮНЕСКО, посвящённый спасению трёх наиболее крупных исчезающих морей – озёр: Аральского, Мёртвого и Чад. Высыхание этих водоёмов отнесено ООН к разряду экологических катастроф глобального масштаба. Тема нашего урока «Озеро, играющее в прятки»
Актуализация знаний:
Задание: заполните таблицу по теме: «Какие экологические проблемы существуют в мире?» Стратегия «Что я знаю – Что я хочу узнать – Что я узнал ». (заполняют 2 колонки)
Что я знаю
Что я хочу узнать
Что я узнал
Основная часть. Информационно-операционный этап.
Для решения проблемы урока мы выберем стратегию «Карусель»
Раздается инструкция 1 – работа с текстом «Озеро Чад»
Задание – проанализировать текст PISA-2009, ответить на вопросы к тексту.
Указания по выполнению задания
Индивидуальная работа
Внимательно и осмысленно прочитайте текст (3 минуты)
Извлеки всю возможную информацию из текста
Обсудите в группе.
Стратегия «Карусель»
Суть стратегии:
1 этап. Каждой группе раздаются маркеры определённого цвета таким образом, чтобы у каждой группы был свой определённый цвет, и листы формата А1. Каждая группа отвечает на вопросы по теме обсуждения в течение 5 минут.
(Учитель формулирует проблему, вопрос.)
- Ответьте на вопросы к тексту и запишите ответы на листочек. (5 минут)
2 этап. На следующем этапе учащиеся обмениваются оформленными на бумаге ответами, оставив себе код (по часовой или против часовой стрелки). Группа, получившая ответ другой группы, отмечает напротив каждого пункта + (согласны с данным рассуждением), - (не согласны с данным рассуждением), ? (данное суждение требует уточнения авторов). Также группе необходимо дополнить ответы других групп.
Примечание. Таким образом, лист с ответами группы проходит через все группы в классе, и каждая оставляет на листе свои комментарии. Каждой группе отводится по 2 минуты для работы с листом других групп.
3 этап. После совершения полного круга, лист возвращается к команде. Команде предлагается ознакомиться с предложениями и дополнениями других групп (3 минуты). Затем проходит презентация своей позиции участниками карусели. На выступления и ответы на вопросы каждой команды отводится по 5 минут.
озеро чад
На рисунке 1 показано изменение уровня глубины озера Чад в североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20 000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был в 1000 году нашей эры.
На диаграмме, представленной на Рисунке 2, показаны наскальное искусство в Сахаре (древние рисунки или живопись, найденные на стенах пещер) и изменения в животном мире.
Вопрос 1: ОЗЕРО ЧАД
Какова глубина озера Чад на сегодняшний день?
Около двух метров.
Около пятнадцати метров.
Около пятидесяти метров.
Оно полностью исчезло.
Информация об этом отсутствует.
Код 1: Ответ А – «Около двух метров»
Вопрос 2: ОЗЕРО ЧАД
Определите, какой период времени (какой примерно год) соответствует начальной точке графика на рисунке 1?
Код 1: 11.000 лет до нашей эры (приближенное значение между 10.500 и 12.000; или любое другое свидетельство того, что ученик получил свой ответ, используя масштаб на оси "годы").
Вопрос 3: ОЗЕРО ЧАД
Почему автор выбрал именно этот год в качестве начальной точки на графике?
Код 1: Говорится о том, что озеро снова появилось. Замечание: ответ на этот вопрос может быть принят полностью и в том случае, когда на предыдущий вопрос был дан неверный ответ.
Вопрос 4: ОЗЕРО ЧАД
Рисунок 2 основан на предположении о том, что:
животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали.
художники, рисовавшие животных, имели высокую технику рисунка.
художники, рисовавшие животных, имели возможность путешествовать на дальние расстояния.
не было попытки приручить животных, изображенных на наскальных рисунках.
Код 1: Ответ А – «животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в то время, когда их рисовали»
Вопрос 5: ОЗЕРО ЧАД
Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2.
Исчезновение носорога, гиппопотама и зубра с наскальных рисунков пустыни Сахара произошло:
в начале самого последнего Ледникового периода.
в середине периода, когда глубина озера Чад достигала наивысшего уровня.
после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет.
в начале непрерывного сухого периода.Код 1: Ответ С – «после того, как уровень озера Чад снижался в течение более тысячи лет»
Вопрос 6: ОЗЕРО ЧАД Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить полученную дополнительную информацию и рисунок 1.
Как вы думаете, с чем могут быть связаны изменения уровня воды в озере Чад?
Код 1. С человеческой деятельностью, изменением климата, с движением коры земной поверхности.
Вопрос 7: ОЗЕРО ЧАД
Для ответа на этот вопрос вам нужно объединить информацию, представленную на рисунках 1 и 2.
С чем связано появление и исчезновение на наскальных рисунках сначала коровы и собаки, а потом лошади и верблюда?
Код 1. Животные, изображенные на наскальных рисунках, обитали в районе озера Чад в период оптимального уровня воды, когда существовали благоприятные условия для хозяйственной деятельности человека.
Учитель:
Если у Африки есть сердце, то оно голубое. Небесно-голубое в кайме сочной зелени. Это озеро Чад. Оно не на севере, не на западе и не в центре Чёрного континента, а — в самый раз. Там, где и положено быть сердцу. Если сердце человека остановится, то он умрет. А если исчезнет озеро Чад?..
Дом задание написать статью по теме «Чем я могу помочь природе?»
Рефлексивно-оценочный этап
Дописываем 3 колонку таблицы стратегии «Что я знаю – Что я хочу узнать – Что я узнал ».
Что я знаю
Что я хочу узнать
Что я узнал
Учитель: Вернемся к эпиграфу нашего урока
Неужто завтра замрут моря?
Умолкнут птицы, застынут сосны?
Уже не сможет взойти заря,
И спросит небо: неужто поздно?...
Учитель: но чтобы не было поздно (проговорить хором)
Так поклянемся, что мы спасем,
И это небо в надеждах звездных,
Спасем планету – наш добрый дом,
Пока не поздно, пока не поздно.
Заключение
Следовательно, можно сделать вывод, что использование активных стратегий обучения повышает качество «читательской грамотности» школьников, что позволит им активно участвовать в социальной, экономической, культурной, политической деятельности, а так же обучаться на протяжении всей жизни, т.к. задача школы – научить учеников учиться.
Список используемой литературы
Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения // Международная научно – читательская конференция « Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт – Петербург, 2011. Сборник тезисов и докладов.
Сборников текстов Piza 2003.
Рождественская Л, Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя.