№ 170/7од .
В связи с тем, что в учебный базисный план включены вопросы по реализации НРК, в рабочую программу внесены следующие изменения
ИТОГО: 68 ч.
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
№ п/п | Название темы урока | Кол-во часов часов часов | Тип урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности учащихся | Формы контроля | Планируемые результаты | РНК | ИКТ | Дата | |
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | |
1 | Вводный. Литература как искусство слова. Литература и история. | 1 | Урок изучения нового материала | Литература как один из видов искусства, ее место в жизни общества и отдельного человека. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Истоки творчества классиков русской литературы. | Рассказ учителя с элементами беседы | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь: объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью. | Образ человека и его малой родины в произведениях сибирских писателей. Ю.Шесталов «Сибирь-земля моя» | слайдовая презентация |
| |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч) | |
2. | Русские народные песни. | 1 | Урок изучения нового материала | Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; средства выразительности в народной песне. | Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений. | | презентация | | |
3. | Исторические народные песни. | 1 | Комбиниро -ванный урок | Нравственная проблематика в исторической песне и песне. | Работа со статьей учебника, сам. работа учащихся, работа с иллюстрациями | тематический | Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины «историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений. Знать: особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения | Историч-ие стихотвор-я П.П.Ершова «Смерть Святослава», «Песня казачки». | слайдовая презентация. аудиозапись | | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч) | |
4- 5. | «Повесть о жизни и храбрости князя Александра Невского». | 2 | Комбиниро-ванный урок | Закономерности развития древнерусской литературы и её роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Жанр жития; историческая основа. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А. Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития | Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы | Историч-ий фон пр-я. Ю.Афанасьев «Две ели» (рассказ-быль) | слайдовая презентация | | |
6. | «Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Особенностями бытовой поэтики сатирической повести. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Проблемы современности в повести. | Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь понимать идейно-художественное содержание повести | | слайдовая презентация. аудиозапись | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (3ч) | | | | | фронталь ный опрос |
7. | Д.И.Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль» | 1 | Комбини-рованный урок | Краткие сведения о писателе. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. | Лекция учителя, фронтальный опрос, работа в микрогруппах | | Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления. | | слайдовая презентация. | | |
8. | Речевая характеристика героев комедии «Недоросль» | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Сатирическая направленность комедии. | Анализ эпизодов, работа в микрогруппах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения. | | слайдовая презентация. | | |
9. | Драматургический конфликт и композиция пьесы «Недоросль». | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Драматургический конфликт и композиция пьесы. | Анализ эпизодов, работа в парах. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения. | | слайдовая презентация | | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (33ч) | |
10. | И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа | 1 | Урок изучения нового материала | Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков. | Групповые выступления учащихся, мини-презентации | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. Знать о басне как жанре. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. | | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
11. | Р/р. Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века. | 1 | Урок изучения нового материала | Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века. | Сообщения учащихся, работа в микрогруппах. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать о влиянии человека и истории на литературу. | | слайдовая презентация | | |
12. | НРК. Басни ишимских баснописцев. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Анализ басен. | Анализ басен. цитирование | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь: выразительно читать, анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни. | Г.А.Первышин Басни «Серый узник», «Фуражная новинка», «Две пуговки». | | | |
13. | А.С.Пушкин Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка». | 1 | Урок изучения нового материала | «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. | Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам, тест | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина: исторические источники; содержание изучаемого произведения. | | слайдовая презентация | | |
14 | Формирование характера Петра Гринёва. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Жанровые особенности повести этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Беседа по содержанию, комментированное чтение повести, словарная работа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация. Видеофраг-мент худож. фильма | | |
15. | Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка» | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация, видеофраг- мент худож. фильма | | |
16 | Пугачёв и народ в повести «Капитанская дочка» | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке. | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация | | |
17. | Падение Белогорской крепости. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Жанровые особенности повести; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша Миронова. | Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация, видеофраг мент худож. фильма | | |
18 | Становление личности Петра Гринёва. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Жанровые особенности повести; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Пугачёв. | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация, видеофраг мент худож. фильма | | |
19 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | 1 | Художественное восприятие произведения | Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация | | |
20 | Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке. | Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика, комментированное чтение поэмы, словарная работа. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы | | слайдовая презентация, видеофраг мент худож. фильма | | |
21. | Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | Урок развития речи | Тезис, аргументы, собственная позиция. | Сочинение, работа с планом и текстом | итоговый | Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению | Развитие лермонтовских традиций в произв. А.С. Рахвалова «Трагедия моего поколения» | | | |
22 | Поэзия А.С. Пушкина | 1 | Урок изучения нового материала | Особенности поэзии А.С .Пушкина. Стихи «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье». | Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь: выразительно читать, анализировать произведение; | | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
23 | Жизнь и судьба М. Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта | 1 | Комбини-рованный урок | Краткие сведения о писателе. Кавказ в жизни и творчестве поэта. | Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать: основные факты жизни и творческого пути М.Ю.Лермонтова; содержание поэмы «Мцыри»; оценку образа Мцыри В.Г.Белинским. | | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
24 | «Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция. | 1 | Урок изучения нового материала | Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения | | слайдовая презентация | | |
25 | Образ Мцыри в поэме. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). | Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения | Романтический характер в поэме П.П.Ершова «Сузге». | слайдовая презентация | | |
26 | Своеобразие поэмы «Мцыри» | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Структурные особенности поэмы. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения | | слайдовая презентация | | |
27 | Р.Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри». | 1 | Урок развития речи | Тезис, аргументы, собственная позиция. | Сочинение, работа с планом и текстом | Итоговый | Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению | | | | |
28 | Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор» | 1 | Урок изучения нового материала | Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы | Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения; содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому из героев. | | слайдовая презентация | | |
29. | Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор» | 1 | Комбини-рованный урок | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. | | слайдовая презентация | | |
30 | Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. | Комментированное чтение комедии, беседа по прочитанному материалу, словарная работа. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. | | слайдовая презентация | | |
31. | Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. | | слайдовая презентация, видеофраг- мент худож. фильма | | |
32 | Финал комедии, его идейно-композиционное значение. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. | Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. | | слайдовая презентация | | |
33 | Образ «маленького человека» в повести Н.В .Гоголя «Шинель» | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Роль фантастики в художественном произведении. | Работа над композиционной структурой повести. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения. | | слайдовая презентация | | |
34 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). | 1 | Урок изучения нового материала | Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения. | | слайдовая презентация | | |
35 | Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». | 1 | Урок развития речи. | Анализ эпизода. | Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ эпизода | итоговый | Умение анализировать произведение | | ------ | | |
36 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | Комбини-рованный урок | Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа | Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения. | | слайдовая презентация. | | |
37 | Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. | Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя, содержание изучаемого произведения. | | слайдовая презентация | | |
38 | Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее. | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. | Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения. | | слайдовая презентация | | |
39-40 | Р.Р. Написание сочинения по произведениям писателей 19 века. | 2 | Урок развития речи | Тезис, аргументы, собственная позиция. Написание классного сочинения. | Сочинение, работа с планом и текстом | итоговый | Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению | | | | |
41 | Поэзия родной природы. | 1 | Комбини-рованный урок | Особенности изображения природы в творчестве А.С.Пушкина, м.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова. | Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать лирический текст | | слайдовая презентация. аудиозапись | | |
42 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. | | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения. | | слайдовая презентация | | |
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч) | |
44 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе. | 1 | Урок изучения нового материала | Краткие сведения о писателе. Мастерство И.А.Бунина - прозаика. Тема любви в рассказе. | Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи | | слайдовая презентация | | |
45-46 | А.И.Куприн Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». | 2 | Урок изучения нового материала | Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени» | Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы | Реалистические традиции в литературе писателей Тюменского края . А.Неркаги «Белый ягель» (отрывок из повести) | слайдовая презентация | | |
47 | А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве. | 1 | Урок изучения нового материала | Краткие сведения о писателе. Образ России в ее истории. | Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. Язык художественного произведения | | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
48 | А.Блок «На поле Куликовом» | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Образ России в ее истории. | Аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом» Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Творческая биография, смысл заглавия | | слайдовая презентация | | |
49 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему | 1 | Урок изучения нового материала | Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | Сопоставительная работа, беседа. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь определять авторскую позицию. Позиция автора | | слайдовая презентаци аудиозапись | | |
50 | И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» | 1 | Урок изучения нового материала | «Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству. | Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь выявлять своеобразие писателя в подходе к теме творчества. | | слайдовая презентация | | |
51 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина | 1 | Урок контроля | Написание контрольной работы | Выполнение теста. | итоговый | Уметь применять полученные знания | | | | |
52 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). | 1 | Урок изучения нового материала | Сатирическое изображение исторических событий. Историческое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни» | Сопоставительная работа, беседа. | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь выявлять своеобразие писателя в подходе к сатирическому изображению исторических событий. | | слайдовая презентация | | |
53 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне» | 1 | Урок изучения нового материала | Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Сопоставительная работа, беседа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать текст, обобщать, делать выводы | | слайдовая презентация | | |
54 | А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин». | 1 | Урок изучения нового материала | Краткие сведения о поэте. История создания поэмы «Василий Тёркин». | Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь определять авторскую позицию, основную мысль | Лирическое «я» в стих-ии А.Гришина «Мы-послевоенная поросль» | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
| «Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа» | 1 | Урок обучения устному рассказу | Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы | | | | |
55 | Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина. | 1 | Комбини-рованный урок | Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками | Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр | Нравственный выбор героя в повести Г. Сазонова «Вечный бой» | слайдовая презентация | | |
56 | Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин» | 1 | Урок изучения нового материала | Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. | Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику | | слайдовая презентация | | |
57-58 | Р.Р. Написание сочинения по поэме «Василий Теркин». | 2 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Тезис, аргументы, собственная позиция. Написание классного сочинения. | Сочинение, работа с планом и текстом | итоговый | Виды информации в художественном тексте. Творческая биография | Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному пр-ю | | | |
59 | Р.Р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | Урок развития речи | Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги» | Выразительное чтение отрывков, защита проектов | итоговый | Уметь анализировать лирический текст | | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
60-61 | В.П.Астафьев. История создания рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 2 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Художественные особенности произведения. Сравнительная характеристика. Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы | Нравственный выбор героя в рассказе В.Крапивина «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа) | слайдовая презентация | | |
62-63 | Русские поэты о Родине и родной природе. | 2 | Урок изучения нового материала | Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды | Сопоставительная работа, беседа Словарная работа, работа с учебником | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать лирический текст | Средства характеристики литературного героя в стихотворении А.Рахвалова «Журавли» | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5ч) | | |
64 | У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии. | 1 | Комбини-рованный урок | Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене. | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета. Трагедия, комедия, драма, пьеса, акт, действие, постановка | | слайдовая презентация, видеофраг- мент худож. фильма | | |
65 | Сонеты У.Шекспира | 1 | Урок изучения нового материала | Сонет как формой лирической поэзии. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы. | Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы | | слайдовая презентация, аудиозапись | | |
66 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены). | 1 | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Знакомство с творчеством писателя. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. | | слайдовая презентация | | |
67 | В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | | Исторический роман. | Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа | текущий, фронтальный опрос, индивидуальный опрос | Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения. | | слайдовая презентация, видеофраг- мент худож. фильма | | |
68 | Итоговое повторение. | 1 | Тестирование по произведениям, изученным в 8 классе. | Итоговое контрольное тестирование по произведениям | Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы | итоговый | Уметь применять полученные знания | | | | |
1. Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы (базовый уровень) /Авторы-составители: В, Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И С Збарский, В. П. Полухина – 9-е изд., – Москва «Просвещение», 2008 г.
2. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Литература 8кл. \\ Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - М.:Просвещение,2014г.
1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.
2. В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2006.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2007.
4. О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.
5. Литература 8 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград.:Учитель, 2008.
6. Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.
7. Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.
8. Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.
9. В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
10. Л.Л.Страхова. Литература. 8 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.
11. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.
12. Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.
13. Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с.
1. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Литература 8кл. \\ Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - М.:Просвещение,2014г.
14. Энциклопедический словарь юного литературоведа/сост. В.И. Новиков, Г.А. Шкловский.- М: Педагогика- Пресс, 1998.
15. Энциклопедия для детей. (Т.9.) Русская литература. Ч.1. от былин и летописей до классики XIXв./ред. Коллегия: М. Аксенова, А. голосовская, М. Шинкарук (и др.).М: Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель 2010.
16. Энциклопедия для детей. (Т.15.) Всемирная литература. Ч.1. от зарождения словесности до Гёте и Шиллера/ ред. Коллегия М.Аксенова, Н. Шапиро, С. Путилов (и др.)-М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008
17. Энциклопедия для детей. (Т.15.) Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века/ред. Коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Н. Шапиро, А Элиович (и др.)- М: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.
Акадамик Дмитрий Сергеевич Лихачев- Режим доступа: http://likhachev.ifond.spbd.ru
Некрасов Николай Николаевич-. Режим доступа: http:// www.nekrasow.org.ru
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Мультимедийный проектор.