kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РП по литературе 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса для 8 класса составлена на основе:

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31 января 2012 года)
  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам учебного плана, утвержденного приказом по школе от 02.12.2013 г. 

№ 170/7од. 

  •  Авторской программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений /авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008

В программу включены темы Регионального компонента по Тюменской области.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РП по литературе 8 класс »

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса для 8 класса составлена на основе:

  • Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями на 31 января 2012 года)

  • Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по предметам учебного плана, утвержденного приказом по школе от 02.12.2013 г.

№ 170/7од .

  • Авторской программой по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений /авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008


ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 8 КЛАССЕ:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной; культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы, выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;

  • решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

  • ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.


Количество учебных часов – 68 часов (2ч в неделю).



ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЁННЫЕ В ТЕКСТ ПРОГРАММЫ, ВЗЯТОЙ ЗА ОСНОВУ:

В связи с тем, что в учебный базисный план включены вопросы по реализации НРК, в рабочую программу внесены следующие изменения


п/п

Тема урока

Тема регионального компонента

1

Вводный. Литература как искусство слова. Литература и история

Образ человека и его малой родины в произведениях сибирских писателей. Ю.Шесталов «Сибирь-земля моя»

2

Исторические народные песни.


Исторические стихотворения П.П.Ершова «Смерть Святослава», «Песня казачки».

3

«Повесть о жизни и храбрости князя Александра Невского».

Исторический фон произведения. Ю.Афанасьев «две ели» (рассказ-быль)

4

Басни ишимских баснописцев.


Г.А.Первышин . Басни «Серый узник», «Фуражная новинка», «Две пуговки».

5

Образ Мцыри в поэме.

Романтический характер в поэме П.П.Ершова «Сузге».

6

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».

Реалистические традиции в литературе писателей Тюменского края. А.Неркаги «Белый ягель» (отрывок из повести)

7

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».

Лирическое «я» в стихотворении А.Гришина «Мы-послевоенная поросль»

8

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.

Нравственный выбор героя в повести Г.Сазонова «Вечный бой»

9

В.П.Астафьев.

История создания рассказа

«Фотография, на которой меня нет».

Нравственный выбор героя в рассказе В.Крапивина «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа)


10

Русские поэты о Родине и родной природе.

Средства характеристики литературного героя в стихотворении А.Рахвалова «Журавли»



ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ УЧЕБНОГО КУРСА ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ:

  • индивидуальная

  • групповая

  • парная

  • уроки-практические работы;

  • уроки-деловые игры;

  • уроки-соревнования;

  • уроки-консультации;

  • уроки- мастерские;

  • уроки-конкурсы;

  • уроки-диспуты;

  • уроки-диалоги;

  • уроки-конференции;

  • уроки-семинары;

  • уроки-путешествия.


ВИДЫ КОНТРОЛЯ:


  • текущий (проверка знаний и умений на разных этапах урока)

  • тематический (контроль знаний и умений после изучения темы)

  • итоговый (контроль за результатами обучения после изучения крупной темы, раздела курса в целом)



ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:


  • тестовые задания

  • создание словаря

  • сочинение

  • чтение наизусть

  • создание компьютерной презентации

  • опорный конспект

  • составление кластера

  • составление плана статьи (простой, сложный, цитатный)



УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Развитие речи, сочинения

Контрольные работы

1

Введение. Художественная литература и история

1

-

-

2

Устное народное творчество

2

-

-

3

Древнерусская литература

3

-

-

4

Русская литература 18 века

3

-

-

5

Русская литература 19 века

33

4

-

6

Русская литература 20 века

20

2

1

7

Зарубежная литература

5

-

-

8

Повторение изученного

1

-

-















ИТОГО: 68 ч.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение.

Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

Устное народное творчество.

В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темной лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». особенности содержания и формы народных преданий.

Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).

Из древнерусской литературы.

Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы 17 века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки. Комические ситуации с двумя плутами.

«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому что он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).

Из литературы 18 века.

Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.

«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина

Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Из литературы 19 века.

Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирики и баснописец. Краткий рассказ о писателе.

«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни. «Обзор». Критика вмешательства императора Александра 1 в стратегию и тактику Кутузова В отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).

Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.

«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.

Теория литературы. Дума (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.

К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.

«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.С.Пушкин).

Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.

«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.

Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает их характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.

Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).

«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.

«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.

Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.

«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.

Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.

Поэзия родной природы.

А.С.Пушкин. «Цветы последние милей...», М.Ю.Лермонтов. «Осень», Ф.И.Тютчев. «Осенний вечер», А.А.Фет. «Первый ландыш», А.Н.Майков. «Поле зыблется цветами...».

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).

Из русской литературы 20 века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.

Теория литературы. Сюжет и фабула.

Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.

«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.

Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.

«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.

«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Писатели улыбаются.

Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.

Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.

«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой отечественной войны. Тема служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.

Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия) Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги» и другие. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.

Теория литературы. Герой – повествователь (развитие представлений).

Русские поэты о Родине, родной природе.

И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине Н.Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо...» Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.

Из зарубежной литературы.

Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.

«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.

Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.

Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».

В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).

Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.

Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.

«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). 17 век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.

Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятия).

Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.

«Путешествие Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.

Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.

«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.


Требования к уровню подготовки обучающихся.


В результате изучения литературы ученик должен

Знать и понимать:

  • - образную природу словесного искусства;

  • - содержание изученных литературных произведении;

  • - основные факты жизни и творческого пути писателей

  • - изученные теоретико-литературные понятия.


Уметь:

  • - воспринимать и анализировать художественный текст;

  • - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • - определять род и жанр литературного произведения;

  • - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • - сопоставлять эпизоды лит. произведений и сравнивать их героев;

  • - выявлять авторскую позицию;

  • - выражать свое отношение к прочитанному;

  • - выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • - владеть различными видами пересказа;

  • - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название темы урока


Кол-во часов часов


часов

Тип урока

Элементы содержания


Основные виды деятельности учащихся

Формы

контроля

Планируемые результаты


РНК

ИКТ

Дата


ВВЕДЕНИЕ (1ч)


1

Вводный. Литература как искусство слова. Литература и история.


1

Урок изучения нового материала

Литература как один из видов искусства, ее место в жизни общества и отдельного человека. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Истоки творчества классиков русской литературы.

Рассказ учителя с элементами беседы

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь: объяснить различие между литературой и произведениями; составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа; пересказывать статью.

Образ человека и его малой родины в произведениях сибирских писателей. Ю.Шесталов «Сибирь-земля моя»

слайдовая презентация





УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2ч)


2.

Русские народные песни.

1

Урок изучения нового материала

Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; средства выразительности в народной песне.

Рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ поэтики

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать: основные жанры УНТ; литературные термины, содержание произведений.


презентация



3.

Исторические народные песни.


1

Комбиниро -ванный урок

Нравственная проблематика в исторической песне и песне.

Работа со статьей учебника, сам. работа учащихся, работа с иллюстрациями

тематический

Знать: своеобразие исторической и лирической песен; знать термины

«историческая песня», «предание», содержание прочитанных произведений.

Знать: особенности житийного жанра в литературе содержание и идейность изучаемого произведения

Историч-ие стихотвор-я П.П.Ершова «Смерть Святослава», «Песня казачки».


слайдовая презентация. аудиозапись



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3ч)


4-


5.

«Повесть о жизни и храбрости князя Александра Невского».


2

Комбиниро-ванный урок

Закономерности развития древнерусской литературы и её роль в становлении отечественной классической и современной литературы. Жанр жития; историческая основа. Защита русских земель от врагов и бранные подвиги А. Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать закономерности развития древнерусской литературы и её роли в становлении отечественной классической и современной литературы

Историч-ий фон пр-я. Ю.Афанасьев «Две ели» (рассказ-быль)


слайдовая презентация



6.

«Повесть о Шемякином суде». Проблемы современности в повести.



1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Особенностями бытовой поэтики сатирической повести. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Проблемы современности в повести.

Сообщение учащегося, работа с репродукциями, ответы на вопросы, беседа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь понимать идейно-художественное содержание повести


слайдовая презентация. аудиозапись




РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII В. (3ч)





фронталь ный

опрос

7.


Д.И.Фонвизин. Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

1

Комбини-рованный урок

Краткие сведения о писателе. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

Лекция учителя, фронтальный опрос, работа в микрогруппах


Знать: основные этапы жизненного пути Д.И. Фонвизина; содержание пьесы, черты классицизма; условия возникновения классицизма как литературного направления.


слайдовая презентация.



8.

Речевая характеристика героев комедии «Недоросль»

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. Сатирическая направленность комедии.

Анализ эпизодов, работа в микрогруппах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения.


слайдовая презентация.



9.

Драматургический конфликт и композиция пьесы «Недоросль».

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Драматургический конфликт и композиция пьесы.

Анализ эпизодов, работа в парах.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь: определять жанр литературного произведения, проблематику; анализировать образы комедии; определять тематику и проблематику произведения.


слайдовая презентация



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX В. (33ч)


10.

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз» и их историческая основа

1

Урок изучения нового материала

Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков.

Групповые выступления учащихся, мини-презентации

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать: основные этапы жизненного и творческого пути И.А.Крылова. Знать: языковое своеобразие басен Крылова. Знать о басне как жанре.
Знать: языковое своеобразие басен Крылова.


слайдовая презентация, аудиозапись



11.

Р/р. Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века.

1

Урок изучения нового материала

Человек и история в фольклоре, древнерусской лит-ре и в лит-ре 18 века.

Сообщения учащихся, работа в микрогруппах.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать о влиянии человека и истории на литературу.


слайдовая презентация



12.

НРК. Басни ишимских баснописцев.



1


Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Анализ басен.

Анализ басен. цитирование

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь: выразительно читать, анализировать басню как эпическое произведение, выразительно читать и инсценировать, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; уметь: объяснять смысл морали басни.

Г.А.Первышин Басни «Серый узник», «Фуражная новинка», «Две пуговки».





13.

А.С.Пушкин

Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка».

1

Урок изучения нового материала

«Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Читательская конференция, работа в группах, беседа по вопросам, тест

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать: основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина: исторические источники;
содержание изучаемого произведения.


слайдовая презентация



14

Формирование характера Петра Гринёва.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Жанровые особенности повести этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.


Беседа по содержанию, комментированное чтение повести, словарная работа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация. Видеофраг-мент худож. фильма



15.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка»

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация,

видеофраг-

мент худож. фильма



16

Пугачёв и народ в повести «Капитанская дочка»


1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке.

Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация



17.

Падение Белогорской крепости.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Жанровые особенности повести; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Маша Миронова.

Рассказ учителя, работа с репродукциями, текстом, статьей учебника

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация,

видеофраг

мент худож. фильма



18

Становление личности Петра Гринёва.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Жанровые особенности повести; этапы формирования характера Петра Гринева. Гринев и Швабрин. Гринев и Пугачёв.

Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация,

видеофраг

мент худож. фильма



19

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

1

Художественное восприятие произведения


Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.


Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация



20

Образ Пугачёва в повести «Капитанская дочка». Отношение автора и рассказчика к народной войне.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Глубина и обаяние личности Пугачева Народное восстание в авторской оценке.

Беседа, выполнение заданий, сообщение ученика, комментированное чтение поэмы, словарная работа.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь пересказывать эпизод сжато, умение оценивать поступки героев, делать выводы


слайдовая презентация,

видеофраг

мент худож. фильма



21.

Р.Р. Подготовка к написанию сочинения по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

1

Урок развития речи

Тезис, аргументы, собственная позиция.

Сочинение, работа с планом и текстом

итоговый

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению

Развитие лермонтовских традиций в произв. А.С. Рахвалова «Трагедия моего поколения»




22

Поэзия А.С. Пушкина

1

Урок изучения нового материала

Особенности поэзии А.С .Пушкина. Стихи «19 октября», «Туча», «Я помню чудное мгновенье».

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь: выразительно читать, анализировать произведение;


слайдовая презентация, аудиозапись



23

Жизнь и судьба М. Лермонтова. Кавказ в жизни и творчестве поэта

1

Комбини-рованный урок

Краткие сведения о писателе. Кавказ в жизни и творчестве поэта.

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать: основные факты жизни и творческого пути М.Ю.Лермонтова; содержание поэмы «Мцыри»; оценку образа Мцыри В.Г.Белинским.


слайдовая презентация, аудиозапись



24

«Мцыри» история создания поэмы, тема произведения, значение эпиграфа. Композиция.

1

Урок изучения нового материала

Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения


слайдовая презентация



25

Образ Мцыри в поэме.



1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

«Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Аналитическая работа над образом Мцыри, работа с текстом, творческая работа в группах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения

Романтический характер в поэме П.П.Ершова «Сузге».


слайдовая презентация



26

Своеобразие поэмы «Мцыри»

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Структурные особенности поэмы. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

Комментированное чтение поэмы, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать лирическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения


слайдовая презентация



27

Р.Р. Обучающее сочинение по поэме «Мцыри».

1

Урок развития речи

Тезис, аргументы, собственная позиция.

Сочинение, работа с планом и текстом

Итоговый

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению





28

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»

1

Урок изучения нового материала

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя; основы сценического поведения; содержание комедии; позицию автора по отношению к каждому из героев.


слайдовая презентация



29.

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»

1

Комбини-рованный урок

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.

Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.


слайдовая презентация



30

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Комментированное чтение комедии, беседа по прочитанному материалу, словарная работа.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.


слайдовая презентация



31.

Чиновники на приёме у ревизора. Анализ 4-го действия пьесы.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.


слайдовая презентация,

видеофраг-

мент худож. фильма



32

Финал комедии, его идейно-композиционное значение.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены.

Работа над содержанием действия, комментированное чтение, выполнение предложенных заданий.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.


слайдовая презентация



33

Образ «маленького человека» в повести

Н.В .Гоголя «Шинель»

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Роль фантастики в художественном произведении.

Работа над композиционной структурой повести.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


слайдовая презентация



34

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок).

1

Урок изучения нового материала

Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


слайдовая презентация



35

Р.Р. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города».

1

Урок развития речи.

Анализ эпизода.

Выступления учащихся, запись основных положений лекции учителя, анализ эпизода

итоговый

Умение анализировать произведение


------



36

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».

1

Комбини-рованный урок

Сатира на чиновничество. Защита обездоленных. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


слайдовая презентация.



37

Л.Н.Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Знать: основные факты жизни и творческого пути писателя, содержание изучаемого произведения.


слайдовая презентация



38

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за всё происходящее.

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Беседа с элементами диспута, сопоставительная работа, тест

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


слайдовая презентация



39-40

Р.Р. Написание сочинения по произведениям писателей 19 века.

2

Урок развития речи

Тезис, аргументы, собственная позиция.

Написание классного сочинения.

Сочинение, работа с планом и текстом

итоговый

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному произведению





41

Поэзия родной природы.



1

Комбини-рованный урок

Особенности изображения природы в творчестве А.С.Пушкина, м.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Майкова.

Чтение стихотворений наизусть, комментарий, анализ

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать лирический текст


слайдовая презентация. аудиозапись



42

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.


Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа

Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


слайдовая презентация



ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (20 ч)


44

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ». Тема любви в рассказе.

1

Урок изучения нового материала

Краткие сведения о писателе. Мастерство И.А.Бунина - прозаика. Тема любви в рассказе.

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь устно и письменно отвечать на вопросы, сопоставлять образы героев. Выделение главной мысли, рефлексия. Жанр, эпизод, сюжет, персонажи


слайдовая презентация



45-46

А.И.Куприн

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».


2

Урок изучения нового материала

Представление о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени»

Лекция учителя, опрос, конспектирование, работа в парах

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы

Реалистические традиции в литературе писателей Тюменского края . А.Неркаги «Белый ягель» (отрывок из повести)

слайдовая презентация



47

А.А.Блок. Слово о писателе. Историческая тема в его творчестве.

1

Урок изучения нового материала

Краткие сведения о писателе. Образ России в ее истории.

Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь сопоставлять разные произведения, выполнять языковой разбор. Язык художественного произведения


слайдовая презентация, аудиозапись



48

А.Блок «На поле Куликовом»

1

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Образ России в ее истории.

Аналитическое чтение цикла «На поле Куликовом» Словарная работа, работа над циклом, анализ стихотворений.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь составлять рассказ о писателе, используя дополнительные материалы. Творческая биография, смысл заглавия


слайдовая презентация



49

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему

1

Урок изучения нового материала

Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

Сопоставительная работа, беседа.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь определять авторскую позицию. Позиция автора


слайдовая презентаци аудиозапись



50

И.С.Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем»

1

Урок изучения нового материала

«Как я стал писателем» -воспоминание о пути к творчеству.

Чтение и составление плана статьи учебника, выборочный пересказ, слушание рассказа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь выявлять своеобразие писателя в подходе к теме творчества.


слайдовая презентация



51

Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина

1

Урок контроля

Написание контрольной работы

Выполнение теста.

итоговый

Уметь применять полученные знания





52

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки).

1

Урок изучения нового материала

Сатирическое изображение исторических событий. Историческое повествование о прошлом и современности. Тэффи «Жизнь и воротник», М.Зощенко «История болезни»

Сопоставительная работа, беседа.

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь выявлять своеобразие писателя в подходе к сатирическому изображению исторических событий.


слайдовая презентация



53

М.А.Осоргин. Слово о писателе. Рассказ «Пенсне»

1

Урок изучения нового материала

Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне»

Сопоставительная работа, беседа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать текст, обобщать, делать выводы


слайдовая презентация



54

А.Т.Твардовский – поэт и гражданин. История создания поэмы «Василий Тёркин».


1

Урок изучения нового материала

Краткие сведения о поэте. История создания поэмы «Василий Тёркин».


Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь определять авторскую позицию, основную мысль

Лирическое «я» в стих-ии А.Гришина «Мы-послевоенная поросль»

слайдовая презентация, аудиозапись




«Василий Тёркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»



1

Урок обучения устному рассказу

Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского.

Запись основных положений лекции учителя. Коллективная работа по статье учебника

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать лирический текст, обобщать, делать выводы





55

Героика и юмор в поэме «Василий Тёркин». Характеристика Тёркина.



1



Комбини-рованный урок

Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками


Фронтальный опрос, чтение наизусть, письменная работа, ответы на вопросы

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Сюжет, творческая история, композиция, образ, портрет, речевая характеристика, проблема, жанр

Нравственный выбор героя в повести Г. Сазонова «Вечный бой»

слайдовая презентация



56

Автор и его герой в поэме «Василий Тёркин»


1

Урок изучения нового материала

Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.

Работа с текстом, цитирование, анализ фрагментов

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь находить элементы сюжета, сопоставлять образы героев, выявлять авторскую позицию, проблематику


слайдовая презентация



57-58

Р.Р. Написание сочинения по поэме «Василий Теркин».

2

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Тезис, аргументы, собственная позиция.

Написание классного сочинения.

Сочинение, работа с планом и текстом

итоговый

Виды информации в художественном тексте. Творческая биография

Уметь сравнивать тексты, сравнивать героев, писать сочинение по литературному пр-ю




59

Р.Р. Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

1

Урок развития речи

Боевые подвиги и военные будни в творчестве Е.Винокурова «Москвичи», М.Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату», Б.Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют», А.Фатьянова «Соловьи», Л.Ошанина «Дороги»

Выразительное чтение отрывков, защита проектов

итоговый

Уметь анализировать лирический текст


слайдовая презентация, аудиозапись



60-61

В.П.Астафьев.

История создания рассказа

«Фотография, на которой меня нет».


2

Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Художественные особенности произведения. Сравнительная характеристика. Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа, лексическая работа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь строить полный ответ-рассуждение, использовать дополнительные материалы

Нравственный выбор героя в рассказе В.Крапивина «Далеко-далеко от моря» (отрывок из рассказа)

слайдовая презентация



62-63

Русские поэты о Родине и родной природе.


2

Урок изучения нового материала

Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды

Сопоставительная работа, беседа Словарная работа, работа с учебником

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать лирический текст

Средства характеристики литературного героя в стихотворении А.Рахвалова «Журавли»

слайдовая презентация, аудиозапись



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (5ч)



64

У.Шекспир. трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт трагедии.

1

Комбини-рованный урок

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать текст, определять жанр, находить антитезу, приёмы создания характеров, элементы сюжета. Трагедия, комедия, драма, пьеса, акт, действие, постановка


слайдовая презентация,

видеофраг-

мент худож. фильма



65

Сонеты У.Шекспира

1

Урок изучения нового материала

Сонет как формой лирической поэзии. «Кто хвалится родством своим и знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной». Воспевание поэтом любви и дружбы.

Сообщения учеников, беседа по вопросам, пересказ, лексическая работа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать философское произведение, видеть главное, делать выводы


слайдовая презентация, аудиозапись



66


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» (сцены).

1


Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Знакомство с творчеством писателя. Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности.


слайдовая презентация



67

В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман

1


Исторический роман.

Выступления учащихся, работа с текстом, аналитическая беседа

текущий,

фронтальный

опрос,

индивидуальный опрос

Уметь анализировать эпическое произведения, определять композиционные особенности, определять тему произведения.


слайдовая презентация,

видеофраг-

мент худож. фильма



68

Итоговое повторение.

1

Тестирование по произведениям, изученным в 8 классе.

Итоговое контрольное тестирование по произведениям

Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы

итоговый

Уметь применять полученные знания





























РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Литература для учителя


Основной список:

1. Программы по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы (базовый уровень) /Авторы-составители: В, Я. Коровина, В. П. Журавлев, В, И. Коровин, И С Збарский, В. П. Полухина – 9-е изд., – Москва «Просвещение», 2008 г.

2. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Литература 8кл. \\ Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - М.:Просвещение,2014г.


Дополнительная литература:


1. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы по литературе.- М.: Просвещение, 2006.

2. В.Я.Коровина, И.С.Збарский. Литература. 8 класс. Методические советы. – М.: Просвещение, 2006.

3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. Универсальное пособие. – М.: Вако, 2007.

4. О.А.Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 8 класс. – М.: Экзамен, 2004.

5. Литература 8 класс. Поурочные планы. Автор-составитель С.Б.Шадрина. – Волгоград.:Учитель, 2008.

6. Н.Н.Оглоблина. Тесты по литературе. 5-11 классы. М.- АСТ, 2004.

7. Э.Л.Безносов. Раздаточный материал по литературе 8 – 11 класс.- М.: Дрофа, 2007.

8. Е.Л.Демиденко. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

9. В.А.Скрипкина. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 класс. – М.: Дрофа, 2001.

10. Л.Л.Страхова. Литература. 8 класс. Доклады. Рефераты. Сообщения. – С-П.:Литера, 2006.

11. Каганович С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.

12. Скригайло, Т.О. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста: книга для учителя / Т.О. Скригайло. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200 с.

13. Тодоров Л.В. Поэзия: образы и понятия: Пособие для учителя / Л.В. Тодоров. – М.: Русское слово, 2010. – 192 с.



Литература для учащихся:


Основной список:


1. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе в двух частях. Литература 8кл. \\ Под редакцией В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. - М.:Просвещение,2014г.


Дополнительная литература:


  1. Беляева Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. – М.: Вербум-М, 2006. – 248 с.

  2. Князева Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. – Пермь, 2002.

  3. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин. – М.: ИНП «Интелвак», 2001.

  4. Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. – М.: Айрис-Пресс, 2009. – 224 с.

  5. Основы литературоведения: учеб. пособие для филологических факультетов пед. ун-в / под ред. В.П. Мещерякова. – М.: Московский лицей, 2000.

  6. Семыкина Е.Н. Комплексный литературоведческий анализ (от теории к практике): учебное пособие / Е.Н. Семыкина, Л.П. Соломахина, Е.А. Ширина. – Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. – 294 с.

  7. Спивак Р.С. Русская философская лирика. 1910-е годы. И. Бунин. А. Блок. В. Маяковский / Р.С. Спивак. –  М.: Флинта, Наука, 2005.

  8. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. В 3-х кн. – М.: Наука, 1962-1965.

  9. Тодоров Л.В. Всероссийские олимпиады – 2 / Л.В. Тодоров. – М: Просвещение, 2010. – 224 с.

  10. Тодоров Л.В. Всероссийские олимпиады – 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фёдоров. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

  11. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

  12. Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. – М.: Дрофа, 2007

  13. Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. – М.: Просвещение, 2007

14. Энциклопедический словарь юного литературоведа/сост. В.И. Новиков, Г.А. Шкловский.- М: Педагогика- Пресс, 1998.

15. Энциклопедия для детей. (Т.9.) Русская литература. Ч.1. от былин и летописей до классики XIXв./ред. Коллегия: М. Аксенова, А. голосовская, М. Шинкарук (и др.).М: Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель 2010.

16. Энциклопедия для детей. (Т.15.) Всемирная литература. Ч.1. от зарождения словесности до Гёте и Шиллера/ ред. Коллегия М.Аксенова, Н. Шапиро, С. Путилов (и др.)-М: Мир энциклопедий Аванта+: Астрель, 2008

17. Энциклопедия для детей. (Т.15.) Всемирная литература. Ч.2.XIX и XX века/ред. Коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Н. Шапиро, А Элиович (и др.)- М: Мир энциклопедий Аванта+, 2007.


Медиаресурсы

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru Энциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www kidsbook.narod.ru Kidsbook: библиотека детской литературы.

www.bibliogid.ru Biblio Гид- книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки.


Писатели и литературные произведения:


Акадамик Дмитрий Сергеевич Лихачев- Режим доступа: http://likhachev.ifond.spbd.ru

Белинский Виссарион Григорьевич.- Режим доступа: http://www.belinskiy.net.ru

Гоголь Николай Васильевич -Режим доступа: http://www.nikolaygogol.org.ru

Лев Толстой и «Ясная Поляна»- Режим доступа: http:// www.tolstoy.ru

Лермонов Михаил Юрьевич- Режим доступа: http:// www.lermontow.org.ru

Некрасов Николай Николаевич-. Режим доступа: http:// www.nekrasow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич.- Режим доступа: http:// www.aleksandrpushkin.net.ru

Толстой Лев Николаевич.- Режим доступа: http:// www.levtolstoyl.org.ru

Тургенев Иван Сергеевич.- Режим доступа: http:// www.turgenev.net.ru

Тютчев Федор Иванович.- Режим доступа: : http:// www.tutchev.net.ru


Средства обучения

Наглядные пособия:

  1. Авторский цикл видеопрограмм Олега Парамонова 20 век – глазами российских поэтов

  2. ООО «НПО» Медиаресурсы для образования и просвещения

  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы 8 класс

  4. Портреты для кабинета литературы «Русские писатели XVIII- XIX вв.».

  5. Таблицы демонстрационные к основным теоретико-литературным понятиям


Технические средства обучения:

1. Компьютер.

2. Экран.

3. Мультимедийный проектор.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
РП по литературе 8 класс

Автор: Багир Лариса Алексеевна

Дата: 31.08.2015

Номер свидетельства: 227940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Урок литературы в 5 классе на тему "С.Я.Маршак. Пьеса-сказка "Двенадцать месяцев" "
    ["seo_title"] => string(88) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-s-ia-marshak-p-iesa-skazka-dvienadtsat-miesiatsiev"
    ["file_id"] => string(6) "151143"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420640580"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа по литературе. Класс 8. "
    ["seo_title"] => string(44) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-klass-8"
    ["file_id"] => string(6) "221721"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1435565673"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Краткосрочный план урока литературы "Онегин и Ленский. Неоднозначность образа Ленского""
    ["seo_title"] => string(92) "kratkosrochnyi-plan-uroka-litieratury-onieghin-i-lienskii-nieodnoznachnost-obraza-lienskogho"
    ["file_id"] => string(6) "257735"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448378465"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "План-конспект урока "Язык художественной литературы". "
    ["seo_title"] => string(57) "plan-konspiekt-uroka-iazyk-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "105987"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402931418"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства