Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки».
Учитель русского языка: Шубина Наталья Владимировна
Учебный предмет
Литература
Класс
5
Тема
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Базовый учебник
. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина.
Тема урока: « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки.»
Место урока в теме: первый
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Дата урока:
Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация к уроку.
Цель урока: формировать умения осуществлять логическое действие по «умозаключению». Формировать универсальные учебные навыки
Задачи урока:
- Предметные: выявить народную основу сказки А. С. Пушкина, развивать навыки анализа текста сказки, сопоставления разных художественных произведений, лексической работы.
- Формировать нравственно-эстетических представления учащихся, прочную нравственную позицию.
Метапредметные: Освоить следующие общеучебные умения на уровне применения:
3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, то есть устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.
.
Планируемые образовательные результаты:
знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст; формулировать идею, сопоставлять разные художественные произведения.
научиться: выполнять неполное комплексное сравнение.
План урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Метапредметная карта урока
Этапы урока
Осваиваемое УУД с указанием уровня
ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Этап усвоения новых знаний и умений.
3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е.устанавливать либо только сходство, либо только различие объектов по нескольким аспектам.
Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов.
Дает установку на самостоятельную работу в группах.
Учащиеся разделяются на группы и совместно выполняют работу.
Ход урока
- Организационный момент.
Здравствуйте. Начнем урок. Подведем итоги «Умной перемены».
Случайно ли мы вспомнили сказки? Как вы думаете, зачем мы это сделали?
(Разговор на уроке пойдет о сказках)
- Мотивация учебной деятельности.
- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Эпиграф.
Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу.
М.Горький
Поэзия Пушкина вырастает на родной почве, в этом её огромная сила, очарование и непреходящая ценность.
А. Д. Сойманов
-Вспомним, что такое эпиграф? Зачем он нужен? (Эпи?граф (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.) Ученик-консультант
-О чем же пойдет речь на нашем уроке?
-Сформулируем тему урока. ( Формулируем вместе с учащимися)
- Наметим цели урока (вместе).
Выявление народной основы сказки А. С. Пушкина
Развитие навыков анализа текста сказки, сопоставления, аналогии разных художественных произведений, лексической работы.
Сформулируйте и запишите на полях в тетради личную цель.
3. Актуализация знаний.
-Мы должны доказать, что сказка Пушкина имеет народную основу.
- Что для этого нужно вспомнить? (Особенности построения русской народной сказки)
-Составляем кластер. «Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер – это графически оформленная в определённом порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы,
соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.
Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
В центре кластера -волшебная сказка.
(Волшебная сказка - роли строго распределены -закономерности композиции -особый язык – побеждает добро.
Что нужно сделать дальше? ( Найти в сказке Пушкина народные мотивы )
Групповая работа:
1.Деление класса на 3 группы
2. Распределение обязанностей в группе.
Ребята, вы знаете принцип деления на группы. Прошу вас распределить роли так, чтобы каждый работал с учётом доминирующего канала восприятия.
1 группа. Герои Пушкина и народных сказок.
План.
1 Герои положительные и отрицательные.
2 Вредители.
3 Дарители. Помощники.
4 Вывод.
2 группа. Композиция произведений.
План.
1 Экспозиция. (Герои живут счастливо, затем происходит вредительство)
2 Завязка. (Герой пускается в путешествие)
3 Развитие действия (Герою предстоит решить трудные задачи)
4 Кульминация (Основное испытание героя)
5 Развязка (Свадьба)
6 Вывод.
3 группа. Особый язык.
План.
1. Слова, свойственные народной речи
2. Концовка.
3 Роль повторов в тексте.
4 Устойчивые эпитеты.
5 Вывод.
4)Работа по теме урока.
- Обсуждение в группах.
-Выступления. Одна группа выступает, другие учащиеся делают записи в тетрадях.
5) Обобщение.
- Какой вывод мы можем сделать? (Сказка Пушкина имеет народную основу)
-Что и кто повлиял на поэта при написании произведения?
- Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории написания сказки
- Как вы считаете, какова идея сказки Пушкина? (Побеждает добро, кротость, милосердие. Красота души важнее внешней красоты.)
- Назовите народные сказки с похожей идеей.
6)Информация о домашнем задании.
Задание на выбор:
1 Выписать из текста ключевые слова, с помощью которых можно воссоздать портрет и характер царицы
или
2………….царевны.
7) Подведение итогов. Рефлексия.
-Как вы думаете, достигли мы поставленные цели?
-Оцените свою работу на уроке.
Подведём итоги.
сегодня я узнал…
я научился…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…
-Подведем итог составлением сиквейна.
Например,
Сказка
Народная, авторская
Веселит, развивает, учит
Быть каждого из нас
Человеком.