kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки».

Учитель русского языка: Шубина Наталья Владимировна

Учебный предмет

Литература

Класс

5

Тема

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Базовый учебник

. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина.

Тема урока: « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки.»

Место урока в теме: первый

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дата урока:

Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация к уроку.

Цель урока: формировать умения осуществлять логическое действие по «умозаключению». Формировать универсальные учебные навыки

Задачи урока:

  1. Предметные:  выявить народную основу сказки А. С. Пушкина, развивать навыки анализа  текста сказки, сопоставления разных художественных произведений, лексической работы.
  2. Формировать нравственно-эстетических представления учащихся, прочную нравственную позицию.

Метапредметные: Освоить следующие общеучебные умения на уровне применения:

3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, то есть устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.

.

Планируемые образовательные результаты:

знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст; формулировать идею, сопоставлять разные художественные  произведения.

научиться: выполнять неполное комплексное сравнение.

План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

                             Метапредметная карта урока

Этапы урока

Осваиваемое УУД с указанием уровня

ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап усвоения новых знаний и умений.

3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е.устанавливать либо только сходство, либо только различие объектов по нескольким аспектам.

Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов.

Дает установку на самостоятельную работу в группах.

Учащиеся разделяются на группы и совместно выполняют работу.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Начнем урок.  Подведем итоги «Умной перемены».

Случайно ли мы вспомнили сказки? Как вы думаете, зачем мы это сделали?

                                    (Разговор на уроке пойдет о сказках)

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Обратимся к эпиграфу нашего урока.                                   Эпиграф.

                Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу.

                                                                                   М.Горький

Поэзия Пушкина вырастает на родной почве, в этом её огромная сила, очарование и непреходящая ценность.

                                                                   А. Д. Сойманов

 

-Вспомним, что такое эпиграф? Зачем он нужен? (Эпи?граф (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.) Ученик-консультант

-О чем же пойдет речь на нашем уроке?

-Сформулируем тему урока. ( Формулируем вместе с учащимися)

  1. Наметим цели урока (вместе).

Выявление народной основы сказки А. С. Пушкина

Развитие навыков анализа  текста сказки, сопоставления, аналогии разных художественных произведений, лексической работы.

 

Сформулируйте и запишите на полях в тетради личную цель.

 

 

            3. Актуализация знаний.

-Мы должны доказать, что сказка Пушкина имеет народную основу.

- Что для этого нужно вспомнить? (Особенности построения русской народной сказки)

-Составляем кластер.   «Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер – это графически оформленная в определённом порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы,

 

соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.
Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.

 

В центре кластера -волшебная сказка.

(Волшебная сказка - роли строго распределены -закономерности композиции -особый язык – побеждает добро.

Что нужно сделать дальше? ( Найти в сказке Пушкина народные мотивы )

 

 Групповая работа:

      1.Деление класса на 3 группы

       2. Распределение обязанностей в группе.

       Ребята, вы знаете принцип деления на группы.  Прошу вас распределить роли так, чтобы каждый работал с учётом доминирующего канала восприятия. 

1 группа. Герои Пушкина и народных сказок.

          План.

1 Герои положительные и отрицательные.

2 Вредители.

 

3 Дарители. Помощники.

4 Вывод.

2 группа.  Композиция произведений.

              План.

1 Экспозиция. (Герои живут счастливо, затем происходит вредительство)

2 Завязка. (Герой пускается в путешествие)

3 Развитие действия (Герою предстоит решить трудные задачи)

4 Кульминация (Основное испытание героя)

5 Развязка (Свадьба)

6 Вывод.

3 группа.  Особый язык.

               План.

1. Слова, свойственные народной речи

2. Концовка.

     3 Роль повторов в тексте.

     4 Устойчивые эпитеты.

5 Вывод.

4)Работа по теме урока.

- Обсуждение в группах.

-Выступления. Одна группа выступает, другие учащиеся делают записи в тетрадях.

5) Обобщение.

- Какой вывод мы можем сделать? (Сказка Пушкина имеет народную основу)

 

 

 

-Что и кто повлиял на поэта при написании произведения?

- Заранее подготовленный ученик  рассказывает об истории написания сказки

- Как вы считаете, какова идея сказки Пушкина? (Побеждает добро, кротость, милосердие.  Красота  души важнее внешней красоты.)

- Назовите народные сказки с похожей идеей.

  6)Информация о домашнем задании.

     Задание на выбор:

1 Выписать из текста ключевые слова, с помощью которых можно воссоздать портрет и характер царицы

или

2………….царевны.

 7) Подведение итогов. Рефлексия.

-Как вы думаете, достигли мы поставленные цели?

-Оцените свою работу на уроке.

 Подведём итоги.

сегодня я узнал…
я научился…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…

-Подведем итог составлением сиквейна.

Например,

                                  Сказка

                 Народная, авторская

                Веселит, развивает, учит

                   Быть каждого из нас

                                Человеком.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки»»


Урок литературы по теме « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки».

Учитель русского языка: Шубина Наталья Владимировна


Учебный предмет

Литература

Класс

5

Тема

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Базовый учебник

. Литература. 5 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2ч./ [авт.-сост.: М.А. Снежневская, О.М. Хренова]; под ред. Г.И. Беленького. — М.: Мнемозина.

Тема урока: « А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», народная основа сказки.»


Место урока в теме: первый

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Дата урока:

Образовательные ресурсы: учебник, компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация к уроку.


Цель урока: формировать умения осуществлять логическое действие по «умозаключению». Формировать универсальные учебные навыки

Задачи урока:

  1. Предметные: выявить народную основу сказки А. С. Пушкина, развивать навыки анализа текста сказки, сопоставления разных художественных произведений, лексической работы.

  2. Формировать нравственно-эстетических представления учащихся, прочную нравственную позицию.


Метапредметные: Освоить следующие общеучебные умения на уровне применения:

3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, то есть устанавливать либо только сходство, либо только различие по нескольким аспектам.

.






Планируемые образовательные результаты:

знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст; формулировать идею, сопоставлять разные художественные произведения.


научиться: выполнять неполное комплексное сравнение.


План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Метапредметная карта урока


Этапы урока

Осваиваемое УУД с указанием уровня

ОДД (ориентировочная основа действия) освоения УУД

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Этап усвоения новых знаний и умений.

3.2.4. Выполнять неполное комплексное сравнение, т.е.устанавливать либо только сходство, либо только различие объектов по нескольким аспектам.

Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия объектов.


Дает установку на самостоятельную работу в группах.

Учащиеся разделяются на группы и совместно выполняют работу.



Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте. Начнем урок. Подведем итоги «Умной перемены».

Случайно ли мы вспомнили сказки? Как вы думаете, зачем мы это сделали?

(Разговор на уроке пойдет о сказках)

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Обратимся к эпиграфу нашего урока. Эпиграф.

Пушкин был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу.

М.Горький

Поэзия Пушкина вырастает на родной почве, в этом её огромная сила, очарование и непреходящая ценность.

А. Д. Сойманов



-Вспомним, что такое эпиграф? Зачем он нужен? (Эпи́граф (от греч. — «надпись») — цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. Эпиграф используется в литературе, кинематографе, музыке.) Ученик-консультант

-О чем же пойдет речь на нашем уроке?

-Сформулируем тему урока. ( Формулируем вместе с учащимися)

  1. Наметим цели урока (вместе).

Выявление народной основы сказки А. С. Пушкина

Развитие навыков анализа текста сказки, сопоставления, аналогии разных художественных произведений, лексической работы.



Сформулируйте и запишите на полях в тетради личную цель.





3. Актуализация знаний.

-Мы должны доказать, что сказка Пушкина имеет народную основу.

- Что для этого нужно вспомнить? (Особенности построения русской народной сказки)

-Составляем кластер. «Кластер» в переводе с английского – ячейка, с латинского – гроздь, пучок, созвездие. В образовании кластер – это графически оформленная в определённом порядке в виде грозди совокупность смысловых единиц текста. В центре – название темы, проблемы, вокруг неё суждения – крупные смысловые единицы,



соединяющиеся с разнообразными аргументами, фактами, примерами.
Таким образом, кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.



В центре кластера -волшебная сказка.

(Волшебная сказка - роли строго распределены -закономерности композиции -особый язык – побеждает добро.

Что нужно сделать дальше? ( Найти в сказке Пушкина народные мотивы )



Групповая работа:

1.Деление класса на 3 группы

2. Распределение обязанностей в группе.

Ребята, вы знаете принцип деления на группы. Прошу вас распределить роли так, чтобы каждый работал с учётом доминирующего канала восприятия.

1 группа. Герои Пушкина и народных сказок.

План.

1 Герои положительные и отрицательные.

2 Вредители.



3 Дарители. Помощники.

4 Вывод.

2 группа. Композиция произведений.

План.

1 Экспозиция. (Герои живут счастливо, затем происходит вредительство)

2 Завязка. (Герой пускается в путешествие)

3 Развитие действия (Герою предстоит решить трудные задачи)

4 Кульминация (Основное испытание героя)

5 Развязка (Свадьба)

6 Вывод.

3 группа. Особый язык.

План.

1. Слова, свойственные народной речи

2. Концовка.

3 Роль повторов в тексте.

4 Устойчивые эпитеты.

5 Вывод.

4)Работа по теме урока.

- Обсуждение в группах.

-Выступления. Одна группа выступает, другие учащиеся делают записи в тетрадях.

5) Обобщение.

- Какой вывод мы можем сделать? (Сказка Пушкина имеет народную основу)







-Что и кто повлиял на поэта при написании произведения?

- Заранее подготовленный ученик рассказывает об истории написания сказки

- Как вы считаете, какова идея сказки Пушкина? (Побеждает добро, кротость, милосердие. Красота души важнее внешней красоты.)

- Назовите народные сказки с похожей идеей.

6)Информация о домашнем задании.

Задание на выбор:

1 Выписать из текста ключевые слова, с помощью которых можно воссоздать портрет и характер царицы

или

2………….царевны.

7) Подведение итогов. Рефлексия.

-Как вы думаете, достигли мы поставленные цели?

-Оцените свою работу на уроке.

Подведём итоги...

сегодня я узнал…
я научился…
у меня получилось …
урок дал мне для жизни…

-Подведем итог составлением сиквейна.

Например,

Сказка

Народная, авторская

Веселит, развивает, учит

Быть каждого из нас

Человеком.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шубина Наталья Владимировна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(80) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa"
    ["file_id"] => string(6) "261289"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091435"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Ах, что за прелесть эти сказки!" (урок-игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 5 класса)"
    ["seo_title"] => string(81) "akhchtozaprieliestetiskazkiurokighraposkazkamaspushkinadliauchashchikhsia5klassa1"
    ["file_id"] => string(6) "261290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449091442"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "игра-путешествие по сказкам А.С.Пушкина "
    ["seo_title"] => string(45) "ighra-putieshiestviie-po-skazkam-a-s-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "161332"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422202214"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "коспект урока"
    ["seo_title"] => string(14) "kospiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "290174"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454929423"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства